Цивилизация:
характеристики, художественные достижения читать ~10 мин.
Представители рода Homo (люди) впервые появились около 2,3 миллиона лет назад. Однако, по мнению историков, первые цивилизации возникли лишь около 5000 года до н.э. Так в чём же заключается смысл слова «цивилизация»? Каковы характеристики цивилизованной культуры?
Значение и характеристики цивилизации
Прежде всего, это понятие не связано с искусством как таковым. Люди каменного века, не будучи «цивилизованными» в современном понимании, создали множество наскальных рисунков и доисторических скульптур. Хотя ранние цивилизации и известны своим древним искусством (в основном керамикой, а также скульптурой и другими видами декоративного искусства), художественные достижения — лишь один из возможных побочных продуктов их развития.
Цивилизация также не тождественна морали и нравственности. Греки, возможно, и изобрели демократию, но у них существовало рабство. Например, в Афинах классического периода насчитывалось до 80 000 рабов, что составляло в среднем 3–4 раба на свободную семью. Большинство из них трудились на серебряных рудниках или в сельском хозяйстве. Римское общество было устроено не менее жестоко. В конце I века до н.э. в Италии насчитывалось 2–3 миллиона рабов, что составляло 35–40% от общей численности населения. При этом римляне возводили грандиозные сооружения, а хорошо построенный мост или акведук всегда служит убедительным свидетельством мощи цивилизации. Этим объясняется богатое наследие римского искусства и римской архитектуры (ок. 100 г. до н.э. — 400 г. н.э.).
Так что же всё-таки означает слово «цивилизация»? Вот один из возможных ответов: цивилизация зарождается, когда общество начинает действовать продуманно и планомерно. Его члены готовятся к будущему, а не живут одним днём; они начинают организовывать свою жизнь и рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Социальное планирование и организация
Например, люди начинают обрабатывать землю и выращивать урожай. Другими словами, они трудятся сегодня, чтобы обеспечить себя пищей в будущем. Первобытный человек, подобно дикому животному, ищет пищу, когда голоден. «Цивилизованный» же человек сажает семена весной, чтобы у него был урожай зимой, когда добывать пропитание становится труднее. Вместо того чтобы полагаться только на охоту, цивилизованный человек одомашнивает животных, часть из которых оставляет для разведения, а часть — для забоя в зимний период.
Человек начинает организовывать свою жизнь: разрабатывает письменность, создаёт более совершенные и эффективные инструменты, приручает животных и использует их труд. Он строит повозки для перевозки грузов, которые не может унести сам, и придумывает способы хранения и консервации продуктов. Со временем происходит разделение труда: одни занимаются охотой, другие — земледелием, третьи — строят дома и изготавливают инструменты. Это требует формирования сообществ, живущих по определённым правилам, которые обеспечивают организацию совместной деятельности. Интересы отдельного человека подчиняются интересам общества в обмен на повышение общего уровня жизни, что способствует росту самого общества. Появляются зачатки образования и медицины. Объединённые усилия сообщества позволяют выполнять задачи, которые не под силу одному человеку или семье. Так возникают карьеры и шахты, проектируются и строятся дома, дороги, мосты, ирригационные системы, хранилища для еды и даже канализация с водопроводом. Постепенно мы наблюдаем становление более продуманного и организованного образа жизни — другими словами, рождение цивилизации.
Развитие на этом не останавливается. Сообщество продолжает расти, осваивая новые земли и увеличиваясь в численности. Его главный город разрастается, появляются и другие поселения. Со временем, в зависимости от особенностей народа, его численности и уровня безопасности, общество может направить больше ресурсов на образование и обучение ремёслам. Возникают мастерские, где обучают и производят керамику, ткани, изделия из драгоценных металлов и многое другое. В других мастерских изготавливают более крупные предметы: повозки, колёса, кровлю, лодки и корабли. Появляются и мастерские по созданию усовершенствованных инструментов, чтобы всё перечисленное можно было делать быстрее и проще.
Как правило, к наиболее распространённым видам искусства, созданным в древности, относятся керамика, дворцовая и погребальная архитектура, а также каменная скульптура (рельефы и статуэтки).
Законы и суды
По мере расширения сообщества и роста числа его видов деятельности неизбежно возникают споры. Сообществу могут понадобиться деньги на оружие, строительство общественного здания или ремонт дороги — но кто должен платить? Слишком большое количество повозок на одной дороге может полностью заблокировать движение в определённое время. Прорыв канализации может уничтожить посевы или затопить чей-то дом. Смерть богатого человека может вызвать масштабный спор о том, кому унаследовать его имущество и активы. Спор может вспыхнуть из-за того, кто имеет право брать воду из определённого колодца. А если сообществу нужно собрать армию, кого призвать на военную службу? Всё это — простые, но типичные примеры проблем, возникающих в ранних обществах. Обычно единственный способ решить эти проблемы — разработать свод правил. Эти правила — предшественники современных законов — создаются на благо общества и призваны регулировать поведение людей в совместной жизни.
Таким образом, даже ранним цивилизациям приходилось создавать систему правопорядка, в рамках которой определённые лидеры или группы получали право издавать законы, обеспечивать их исполнение и вершить суд. Эту роль мог выполнять король, религиозный лидер, совет вождей или чиновник, назначенный неким гражданским органом. Наиболее важные законы касались сбора налогов, регулирования владения и использования земли и зданий, решения религиозных вопросов и наказания за преступления.
Естественно, качество этих законов и способ управления обществом — ещё один критерий для оценки уровня развития, достигнутого тем или иным народом. В конечном счёте, когда поведение людей по отношению друг к другу должным образом регулируется, жизнь становится более упорядоченной и эффективной. Движение на дорогах не блокируется, канализация вовремя ремонтируется, а для решения споров люди используют закон, а не мечи или кулаки.
Религия
Здесь следует упомянуть явление, которое всегда играло важную роль в жизни человека, с древнейших цивилизаций и до наших дней, — религию.
С самых ранних этапов своей эволюции человечество искало ответы на вопросы: как зародилась жизнь? Кто создал Солнце и Луну? Что происходит с нами после смерти? Почему на наше племя обрушилась чума? Почему погиб урожай? Почему нет дождя? Ранние цивилизации не обладали современными научными знаниями, поэтому ответы они находили в религии и верованиях во множество богов. Богам часто придавали человеческий облик, они становились персонажами сложных мифов, которые объясняли жизнь и смерть, а также сотни других природных явлений: гром, засуху, голод, болезни и так далее. Было ясно одно: боги стоят за всем, и, чтобы жить в безопасности, их нужно умилостивить.
В результате каждая цивилизация построила множество храмов и принесла неисчислимые жертвы, чтобы их боги были довольны.
Более поздние цивилизации и развитые культуры продолжали полагаться на архитектуру для выражения своих религиозных ценностей. Например, индуистский храм Кандария-Махадева XI века (1017–1029 гг.), воздвигнутый раджпутами Чандела в Мадхья-Прадеше, Индия; и кхмерский храм Ангкор-Ват XII века (1115–1145 гг.) в Камбодже.
На более практическом уровне богам молились и поклонялись, чтобы добиться успеха в битве. Правители и цари ранних цивилизаций укрепляли свой авторитет, провозглашая своё божественное происхождение. В любом случае религия играла ключевую роль в жизни ранних цивилизаций, а люди были убеждены, что их судьба находится в руках богов.
Обратите внимание также на силу религиозного искусства в продвижении определённых культур и идеологий. См. также: Китайская буддийская скульптура.
Ресурсы
Наличие или отсутствие природных ресурсов могло способствовать или препятствовать развитию цивилизации. Сельскому хозяйству, например, способствует благоприятный климат, а также надёжные источники воды — такие как реки Тигр и Евфрат в Месопотамии, Нил в Египте, Дунай в Европе и так далее. Наличие полезных ископаемых также давало большие преимущества. Медная и железная руда были необходимы для производства инструментов и оружия, камень — для строительства, а древесина — для постройки судов.
Но величайшим ресурсом той эпохи, обладание которым в больших масштабах могло кардинально повлиять на безопасность и мощь общества, была рабочая сила, а точнее — рабы. Порабощая жителей других стран, общество могло значительно увеличить свои трудовые ресурсы и существенно повысить качество жизни. Большее количество рабочих рук позволяло открывать новые карьеры и шахты, добывать больше камня, железа, золота и серебра. Это, в свою очередь, давало возможность строить больше зданий и плотин, производить более совершенные инструменты. Золото и серебро шли на оплату новых кораблей и содержание крупных армий для захвата новых рабов, и этот процесс продолжался.
Торговые маршруты
Чтобы цивилизация процветала, ей необходимо обменивать материалы, которых у неё в избытке, на те, которых ей недостаёт. Эта потребность в торговле могла быть полностью удовлетворена, только если у цивилизации был выход к морю или судоходной реке для транспортировки товаров. Так, например, цивилизации, выросшие вокруг Средиземного моря, как правило, процветали благодаря лёгкому доступу к морским торговым путям. И наоборот, цивилизации, не имевшие выхода к морю или отрезанные от внешнего мира горами и пустынями, должны были быть гораздо более самодостаточными, чтобы не исчезнуть. История полна примеров цивилизаций, которые владели несметными запасами золота и драгоценных металлов — достаточными, чтобы купить всё необходимое. Однако они были слишком изолированы, чтобы торговать с другими народами, или им не хватало кораблей и воинов для защиты от захватчиков. Если цивилизация не может торговать и при этом не обладает избытком природных и людских ресурсов, рано или поздно придёт другая, более сильная цивилизация, чтобы бросить ей вызов, обложить данью и увести её народ в рабство.
Художественные достижения ранних цивилизаций
Для получения подробной информации о декоративно-прикладном искусстве ранних культур см. следующие статьи. Руководство по ранней хронологии см. в разделе «Хронология доисторического искусства» (от 2,5 млн. лет до н.э.).
Китайская керамика (ок. 18000 г. до н.э. — 1911 г. н.э.)
Развитие фарфора, селадона, фаянса.
Японское искусство (ок. 14500 г. до н.э. — 1900 г. н.э.)
Обзор декоративно-прикладного искусства Японии.
Керамика Дзёмон (ок. 14500–1000 гг. до н.э.)
Древнейшая японская керамическая культура.
Керамика бассейна реки Амур (с 14300 г. до н.э.)
Керамика древних народов Дальнего Востока России.
Гёбекли-Тёпе (ок. 9500 г. до н.э.)
Археологические находки мезолитической цивилизации в Анатолии.
Греческая керамика (с ок. 7000 г. до н.э.)
От неолитических образцов до классических стилей: геометрического, ориентализирующего, чернофигурного и краснофигурного.
Шумерское искусство (ок. 4500–2270 гг. до н.э.)
Первая цивилизация Месопотамии.
Искусство Месопотамии (ок. 4500–539 гг. до н.э.)
История древней архитектуры, скульптуры и металлообработки на территории современного Ирака.
Древнеперсидское искусство (3500–330 гг. до н.э.)
Знаменито монументальной скульптурой, ювелирным искусством, книжной миниатюрой, каллиграфией.
Египетское искусство (3100 г. до н.э. — 395 г. н.э.)
Архитектура, живопись и художественные каноны.
Скульптура Месопотамии (ок. 3000–500 гг. до н.э.)
История и особенности пластического искусства Шумера, Вавилона и Ассирии.
Скульптура Древнего Египта
Рельефы, статуи, статуэтки и ювелирное искусство.
Древнеегипетская архитектура (3100 г. до н.э. — 200 г. н.э.)
Руководство по проектированию зданий в Верхнем и Нижнем Египте.
Раннеегипетская архитектура (3100–2181 гг. до н.э.)
Пирамиды Древнего царства.
Корейское искусство (с 3000 г. до н.э.)
История и развитие живописи и скульптуры в Корее.
Минойское искусство (3000–1100 гг. до н.э.)
Известно дворцовой архитектурой и керамикой.
Эгейское искусство (2600–1100 гг. до н.э.)
Ранние культуры Крита и материковой Греции.
Архитектура египетского Среднего царства (2055–1650 гг. до н.э.)
Заупокойный храм Ментухотепа II в Фивах и другие памятники.
Китайское искусство (1700 г. до н.э. — 2000 г. н.э.)
Виды искусства всех династий Китая.
Микенское искусство (1650–1200 гг. до н.э.)
Известно скульптурой, металлообработкой, ювелирными изделиями и глиптикой.
Хеттское искусство (1600–1180 гг. до н.э.)
Искусство великой цивилизации Малой Азии.
Ассирийское искусство (1500–612 гг. до н.э.)
Искусство воинственной месопотамской цивилизации.
Архитектура египетского Нового царства (1550–1069 гг. до н.э.)
Храм Амона-Ра в Карнаке, Луксорский храм и другие.
Доколумбово искусство (ок. 1200 г. до н.э. — 1535 г. н.э.)
Определения, история, хронология культур: майя, ацтеки, инки, чавин.
Архитектура Позднего периода в Египте (1069 г. до н.э. — 200 г. н.э.)
Храм Гора в Эдфу, Храм Хатхор в Дендере.
Этрусское искусство (700–90 гг. до н.э.)
Известно гробницами и изделиями из металла.
Греческая скульптура (650–27 гг. до н.э.)
История и хронология.
Римская скульптура (ок. 200 г. до н.э. — 400 г. н.э.)
История, характеристики.
Фаюмские портреты (50 г. до н.э. — 250 г. н.э.)
Эллинистические погребальные портреты из Египта.
Традиционное китайское искусство
Характеристики и эстетика изобразительного искусства Древнего Китая.
Китайский фарфор (ок. 100–1800 гг. н.э.)
Самый ранний в мире высококачественный фарфор.
Исламское искусство (ок. 622–1900 гг.)
Характерные черты мусульманского искусства и архитектуры, каллиграфии, керамики.
Искусство викингов (ок. 700–1150 гг.)
Охватывает стили норвежского искусства: брре, еллинг, маммен, рингерике и урнес.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?