Перегородчатая эмаль читать ~5 мин.
Эмалирование – это вид древнего декоративного искусства, обычно используемый для украшения металлических, стеклянных или керамических предметов. Оно включает в себя смешивание порошкообразного стекла с другими материалами для получения пасты, которая наносится на предмет. Затем все это обжигается в печи. Паста плавится и затвердевает, образуя гладкое, прочное стекловидное покрытие. Эффектные цветные эмали можно получить, добавив в порошкообразное стекло некоторые металлические руды.
Характеристики перегородчатой эмали
Одна из старейших и наиболее известных техник эмалирования, широко распространённая в изделиях из драгоценных металлов и в ювелирном деле, перегородчатая эмаль получила своё название от французского слова клуазон (cloison), означающего «отделение» или «перегородка».
Перегородчатое эмалирование представляет собой трехэтапный процесс. Сначала плоские металлические полоски (или проволока) из золота, серебра, латуни или меди припаиваются к поверхности декорируемого металлического предмета таким образом, чтобы создать крошечные мини-отсеки с ячейками. Затем эти перегородки заполняются либо вставками из огранённых драгоценных камней или других драгоценных материалов, либо разноцветной стекловидной эмалевой пастой. Наконец, вся конструкция обжигается в печи, получает гладкую поверхность и полируется.
Известное в классической античности и средневековом христианском искусстве, а также в исламском искусстве Ближнего Востока и византийской культуре Восточной Римской империи, перегородчатое эмалирование также появилось в китайском искусстве во времена династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1911). В Японии этот способ декорирования был популярен в период Эдо (1603-1868 гг.) и Мэйдзи (1868-1912 гг.). Более совершенная и визуально впечатляющая техника перегородчатой росписи известна как «пликажур» (Plique-à-jour), в которой «отсеки» делаются с помощью временных стенок, которые затем удаляются после остывания эмали. В эпоху романского искусства перегородчатая эмаль была постепенно вытеснена в Европе «шамплеве» (выемчатой эмалью), в которой используются утопленные, а не приподнятые отсеки.
Происхождение и история
Самые ранние изделия с перегородчатой эмалью появились в ювелирном искусстве Древнего Египта, например, нагрудные украшения, которые носили фараоны, и в гробницах XII века до н.э. на острове Кипр. (См. также Древнегреческие изделия из металла) Затем её переняли мигрировавшие варварские племена, такие как вестготы, чьи ювелиры сочетали толстостенные клуазоны с красными гранатами, золотом и стекловидной эмалью. В то же время, техника тонкой проволоки развивалась в Восточной Римской империи с центром в Константинополе, а в Западной Европе – в кельтской металлообработке, которая оказала огромное влияние на раннехристианское искусство в монастырях Ирландии и северной Англии.
Этот стиль также имитировался в эпоху каролингского искусства при дворе короля Карла Великого в Ахене и в последующий период оттоновского искусства, когда были содзаны несколько уникальных шедевров немецкого средневекового искусства, включая Крест Геро (965-70), Золотая Мадонна из Эссена (980) и Крест Оттона и Матильды (973). Эмальерное дело также было специализацией мосанского искусства, региональной школы романской культуры, центром которой являлось Льежское епископство на территории современной Бельгии. Возглавляемое такими ювелирами, как Годфруа де Клер (1100-1173) и Николай Верденский (1156-1232), это движение славилось как перегородчатой, так и выемчатой эмалью.
Перегородчатые украшения появились в Китае в XIV веке, в эпоху искусства династии Мин, где они стали известны под названием «посуда Даши». Наиболее высоко ценимые китайские изделия были изготовлены во время правления императора Сюаньдэ и императора Цзинтай (1450-57 гг.). Возможно, китайская перегородчатая промышленность выиграла от прибытия многочисленных византийских мастеров после разграбления Константинополя в 1453 году. В любом случае, китайские эмальерные изделия являются самыми известными перегородчатыми изделиями в мире (см., например, обширную коллекцию китайских перегородчатых эмалей в Художественном музее Г.В. Винсента Смита в Спрингфилде, штат Массачусетс), хотя изысканные образцы этой техники (известной как «Сиппо») создавались японскими художниками, начиная с середины 19-го века.
В эпоху современного искусства перегородчатая эмаль достигла своего апогея примерно на рубеже веков в России, в виде шедевров, созданных серебряных дел мастерами Хлебниковым и ювелирами Фаберже для двора Романовых в Санкт-Петербурге.
Знаменитые образцы перегородчатой эмали
Существует множество выдающихся образцов изделий из драгоценных металлов, украшенных перегородчатой эмалью. К ним относятся: пектораль Сенусрета II (1890 г. до н.э., Музей Метрополитен); корона Петри в кельтском стиле (100 г. до н.э.); железная корона Ломбардии (8~9 век, Кафедральный собор Монцы); ирландская чаша Ардагх (8~9 век, Национальный музей Ирландии); алтарь-гробница св. Амвросия (850 г., Базилика св. Амвросия, Милан); Хахульский триптих (8~12 век, Художественный музей Грузии, Тбилиси); Драгоценность Альфреда, англосаксонское украшение 9 века; Золотая Мадонна из Эссена (10 век, Эссенский собор); «Пала д’Оро», знаменитый алтарный экран в соборе Святого Марка в Венеции, заказанный дожем Орделафо Фальеро у византийских эмальеров в 1102 году; Триптих Ставелота (1156 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк); и Пасхальные яйца Фаберже, созданные Петером Карлом Фаберже (1846-1920 гг.).
Эмалирование близко некоторым другим видами искусства, связанным с использованием стекла или металлических руд. См., например:
Мозаичное искусство
Искусство использования стеклянных тессеров для украшения стен, потолков и тротуаров, освоенное в эпоху византийского искусства.
Витражное искусство: Материалы и методы
Форма христианского искусства, достигшая своего апогея в готической архитектуре.
Искусство керамики
Скульптура из обожжённой глины.
Древняя керамика (с 18 000 лет до н.э.)
Первое функциональное искусство, появившееся в эпоху верхнего палеолита.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?