Перегородчатая эмаль читать ~4 мин.
Эмалирование — древнее декоративно-прикладное искусство, применяемое для украшения предметов из металла, стекла или керамики. Процесс включает смешивание порошкообразного стекла с другими компонентами для получения пасты, которую наносят на изделие. Затем предмет обжигают в печи. Паста плавится, образуя гладкое и прочное стекловидное покрытие. Эффектные цветные эмали получают путём добавления в стеклянный порошок различных оксидов металлов.
Характеристики перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль — одна из старейших и наиболее известных техник эмалирования, широко используемая в ювелирном деле и при работе с драгоценными металлами. Своё название она получила от французского слова cloison, означающего «перегородка».
Техника перегородчатой эмали состоит из нескольких этапов. Сначала к поверхности металлического предмета припаивают тонкие полоски или проволоку из золота, серебра или меди. Они образуют ячейки-перегородки (клуазоны). Затем эти ячейки заполняют цветной стекловидной пастой либо вставками из драгоценных камней. В завершение изделие обжигается в печи, а его поверхность шлифуется и полируется до блеска.
Эта техника была известна в классическую античность, в средневековом христианском и исламском искусстве, а также в византийской культуре. Перегородчатая эмаль появилась и в китайском искусстве во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). В Японии этот способ декорирования был популярен в периоды Эдо (1603–1868) и Мэйдзи (1868–1912).
Более сложная разновидность техники известна как «пликажур» (plique-à-jour), в которой перегородки создаются с помощью временной основы. После обжига и остывания эмали основу удаляют, что придаёт изделию сходство с витражом. В эпоху романского искусства в Европе перегородчатую эмаль постепенно вытеснила «шамплеве» (выемчатая эмаль), где ячейки для эмали вырезались в толще металла, а не создавались при помощи перегородок.
Происхождение и история
Ранние образцы перегородчатой эмали находят в ювелирных изделиях Древнего Египта, например в нагрудных украшениях фараонов, а также в гробницах XII века до н. э. на Кипре. (См. также древнегреческие изделия из металла). Позже технику переняли варварские племена, в частности вестготы. Их ювелиры сочетали толстостенные перегородки с красными гранатами и стекловидной пастой.
В то же время в Византии развивалась техника тонкопроволочной перегородки. В Западной Европе схожие приёмы применялись в кельтской металлообработке, которая повлияла на раннехристианское искусство в монастырях Ирландии и северной Англии.
Этот стиль нашёл продолжение в эпоху Каролингов при дворе Карла Великого и в последующий период Оттоновского искусства. В это время были созданы шедевры немецкого средневекового искусства, включая «Золотую Мадонну из Эссена» (ок. 980) и «Крест Оттона и Матильды» (ок. 973). Эмальерное дело было специализацией мозанской школы — центра романской культуры в Льежском епископстве. Такие мастера, как Годфруа де Клер (ок. 1100–1173) и Николай Верденский (ок. 1130–1205), прославились работами как в перегородчатой, так и в выемчатой техниках.
В Китае перегородчатая эмаль появилась в XIV веке, в эпоху династии Мин, и стала известна как «посуда Даши». Наиболее ценные китайские изделия были созданы в правление императоров Сюаньдэ и Цзинтая (1450–1457). Возможно, развитию китайского эмальерного дела способствовало прибытие византийских мастеров после падения Константинополя в 1453 году. Сегодня китайские эмали — одни из самых известных в мире. Изысканные образцы этой техники, именуемой «сиппо», создавались и японскими художниками с середины XIX века.
В Новое время, на рубеже XIX – XX веков, перегородчатая эмаль достигла расцвета в России. Шедевры для императорского двора создавали мастера фирмы Хлебникова и ювелиры дома Фаберже.
Знаменитые образцы перегородчатой эмали
Среди выдающихся произведений, украшенных перегородчатой эмалью, выделяются:
Пектораль Сенусерта II (ок. 1890 г. до н. э., Музей Метрополитен).
«Корона Петри» в кельтском стиле (II век н.э.), украшенная вставками из красного стекла.
Железная корона Ломбардии (Раннее Средневековье, с дополнениями VIII – IX веков, собор Монцы).
Ирландская «Чаша из Арды» (VIII век, Национальный музей Ирландии).
Алтарь-гробница святого Амвросия (ок. 850 г., Базилика Святого Амвросия, Милан).
Хахульский триптих (VIII – XII века, Музей искусств Грузии, Тбилиси).
Драгоценность Альфреда, англосаксонское украшение IX века.
«Золотая Мадонна из Эссена» (X век, Эссенский собор).
«Пала д’Оро» — алтарный образ в соборе Святого Марка в Венеции, заказанный византийским мастерам в 1102 году.
Триптих из Ставло (ок. 1156 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк).
Пасхальные яйца Фаберже, созданные Петером Карлом Фаберже (Петер Карл Густавович Фаберже; 1846–1920) в 1885–1917 годах.
Эмалирование близко другим видам искусства, связанным с использованием стекла или обработкой металла. См. также:
Мозаичное искусство
Искусство создания изображений из кусочков стекла (тессер), достигшее расцвета в византийскую эпоху.
Витражное искусство: Материалы и методы
Форма христианского искусства, получившая особое развитие в готической архитектуре.
Искусство керамики
Изделия из обожжённой глины.
Древняя керамика (с 18 000 лет до н.э.)
Один из первых видов утилитарного искусства, появившийся в эпоху верхнего палеолита.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?