Конкретное искусство (геометрическая абстракция) читать ~8 мин.
Термин «конкретное искусство», впервые предложенный голландским художником и дизайнером Тео Ван Доусбургом (1883-1931), относится к любому виду абстрактного искусства, не имеющему образных или символических отсылок. Таким образом, абстрактная картина, мотивы или формы которой явно заимствованы из каких-либо природных элементов, не будет считаться конкретным искусством: картина должна быть полностью лишена каких-либо натуралистических ассоциаций.
В результате большинство произведений конкретного искусства основано на геометрических образах и узорах и часто называется геометрической абстракцией. Если воспользоваться диетической аналогией, то конкретное искусство по отношению к абстракции – это как веганство по отношению к вегетарианству – это самая чистая форма. Основная идея такой чистой абстракции заключается в создании самодостаточного вида искусства: своего рода визуальной формы музыки.
Кроме того, геометрическая абстракция согласуется с классической эстетикой: Платон, например, утверждал, что высшая форма красоты заключается в «идеальной» концепции или геометрии вещи, а не в её реальном проявлении в мире природы. Наконец, не имея ничего общего с материальным миром, конкретное искусство может рассматриваться как обладающее духовным измерением. Именно это духовное измерение лежит, например, в основе «бесконечных узоров» исламского искусства. Всё это далеко от фигуративного гуманизма Высокого Возрождения. Другим синонимом «конкретизма» является «беспредметное искусство». К числу первых пионеров этой формы авангардного искусства относятся Кандинский (1866-1944), Пит Мондриан (1872-1944) и Казимир Малевич (1878-1935).
Есть нюанс: в английском языке слово «concrete» означает также «бетон» и то, что из него сделано. Изначально, говоря о конкретном искусстве, художники имели в виду геометрическую абстракцию, не делая различий в двусмысленности понятий. Однако сейчас мы также знаем «бетонное искусство», как один из вариантов скульптуры. И, если быть точным, по английски это также следует называть «concrete art». В данной статье речь идёт только о геометрической абстракции, а о бетонных скульптурах мы поговорим в следующий раз.
Противоположность абстрактному экспрессионизму
В отличие от безэмоциональной, геометрической иконографии конкретного искусства, абстрактный экспрессионизм представляет собой гораздо более эмоциональную, сентиментальную и производную форму абстракции. Он не может быть изобразительным как таковым, но его формы, цвета и общий дизайн, как правило, основаны на ассоциациях с миром природы. Поэтому ни «action-painting» Джексона Поллока, ни «gesturalism» Виллема де Кунинга, ни «color field painting» Марка Ротко или Барнетта Ньюмана обычно не относят к конкретному искусству. Для сравнения жестуализма и цветового поля сравните картины Джексона Поллока с картинами Марка Ротко.
История
Геометрические формы абстрактной живописи появились задолго до появления термина «конкретное искусство». Например, исламское искусство известно своими геометрическими узорами, такими как «бесконечный узор», а также распространёнными кельтскими узорами, такими как спирали, лабиринты, узлы. Позднее, в XX веке, в таких направлениях, как кубизм (1908-14), футуризм (1909-14) и Де Стейл (1917-31), этот жанр использовали Кандинский, а также такие школы, как школа дизайна Баухауз. Он был распространён и в международной секции знаменитой выставки Armory Show. Но особое внимание к жанру было привлечено после того, как этот термин впервые появился в «Манифесте конкретного искусства» Ван Доусбурга, изданном в Париже в 1930 году.
Ван Доусбург отстаивал идею создания абстрактного искусства, полностью лишённого какой бы то ни было основы в наблюдаемой реальности, а также лишённого символического подтекста. Он заявлял, что: “Произведение искусства не должно получать ничего ни от формальных свойств природы, ни от чувственности или сентиментальности… Техника должна быть механистической, то есть точной и антиимпрессионистической”. По сути, Досбург хотел создать абсолютно независимый и самодостаточный вид искусства, ориентированный исключительно на себя. Он не видел необходимости ни в имитации природы, ни в линейной перспективе для создания ложной «глубины» картины, поскольку считал, что нет ничего более конкретного (или более реального), чем линия, цвет или плоскость (плоская область) цвета.
К сожалению, Ван Досбург скончался через год после опубликования манифеста, но его идеи были продолжены и развиты группой «Абстракция – Творчество», возглавляемой бельгийским художником Жоржем Вантонгерлоо (1886-1965) и французскими живописцами Жаном Гелионом (1904-1987) и Огюстом Эрбеном (1882-1960), в которую входили лучшие европейские скульпторы-абстракционисты, Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Эль Лисицкий (1890-1941), Антуан Певзнер (1886-1962), Барбара Хепуорт (1903-1975) и Бен Николсон (1894-1982). (Примечание: некоторые из этих художников впоследствии перешли к негеометрическим формам искусства, таким как лирическая или биоморфно-органическая абстракция).
Образцом конкретного искусства стала спиралевидная абстрактная скульптура швейцарского архитектора, скульптора и дизайнера Макса Билла (1908-94 гг.), который популяризировал этот жанр в своей стране – в частности, организовав первую международную выставку конкретного искусства в Базеле в 1944 г., – а также познакомил с ним Италию, Аргентину и Бразилию. В соответствии со швейцарским талантом в области минималистского графического дизайна и плакатного искусства, работы Билла рассматриваются как предшественники минимализма в скульптуре. В Цюрихе (Швейцария) находится музей конкретного искусства.
К другим направлениям абстрактного искусства относятся: (в России) лучизм (Ларионов), супрематизм (Малевич) и конструктивизм (Родченко); (в Германии) школа дизайна Баухауз; (в Голландии) неопластицизм и элементаризм; (в Италии) Movimento d’arte concreta (MAC); (во Франции) Espace; (в Америке) Hard Edge Painting (Эллсворт Келли, Кеннет Ноланд и др.); Post-Painterly Abstraction Клемента Гринберга, включая Shaped Canvas (Фрэнк Стелла).
К числу важных коллекционеров конкретного искусства относятся Соломон Гуггенхайм (1861-1949) и Пегги Гуггенхайм (1898-1979).
Знаменитые художники-абстракционисты со всего мира
Здесь приведён краткий список известных художников-абстракционистов, перечисленных по странам.
РОССИЯ
К ведущим российским представителям конкретного искусства относятся:
Василий Кандинский (1866-1944)
Один из великих пионеров абстрактного искусства.
Казимир Малевич (1878-1935)
Основоположник супрематизма.
Михаил Ларионов (1881-1964)
Основатель лучизма.
Наталья Гончарова (1881-1962)
Соосновательница лучизма.
Любовь Попова (1889-1924)
Ведущий художник-дизайнер конструктивизма.
Эль Лисицкий (1890-1941)
Известен своими картинами в геометрическом стиле «Проун».
Александр Родченко (1891-1956)
Один из ведущих художников-конструктивистов.
Константин Медунецкий (1899-1935)
Русский художник-конструктивист, известный своими цветными конструкциями.
НИДЕРЛАНДЫ/БЕЛЬГИЯ
К ведущим голландским/бельгийским представителям геометрической абстракции относятся:
Жорж Вантонгерлоо (1866-1965)
Бельгийский член-основатель De Stijl.
Пит Мондриан (1872-1944)
Член De Stijl; основатель неопластицизма.
Барт Ван Дер Лек (1876-1958)
Один из основателей De Stijl.
Тео ван Досбург (1883-1931)
Лидер голландской группы De Stijl; изобрёл термин «конкретное искусство».
ФРАНЦИЯ
К ведущим французским художникам беспредметного искусства относятся:
Фернан Леже (1881-1955)
Полуабстрактный французский живописец, известный своим тубизмом.
Огюст Эрбен (1882-1960)
Один из основателей группы «Абстракция-Творчество».
Робер Делоне (1885-1941)
Основатель орфизма (симультанизма).
Соня Делоне-Турк (1885-1979)
Жена Делоне, известная своими яркими абстрактными работами.
Жан Гелион (1904-1987)
Подписал манифест Досбурга о конкретном искусстве; член организации «Абстракция – творчество».
США
К ведущим американским геометрическим абстракционистам относятся:
Тони Смит (1912-1981)
американский скульптор-абстракционист.
Агнес Мартин (1912-2004)
Художница-минималистка, известная своими карандашными решетками.
Ад Рейнхардт (1913-1967)
Известен своими параллельными красными, синими, чёрными прямоугольниками.
Эллсворт Келли (р. 1923)
Член американской школы постживописной абстракции.
Кеннет Ноланд (р. 1924)
Художник-минималист, уделяющий внимание цвету и структуре.
Дональд Джадд (1928-1994)
Американский скульптор-минималист, коллекционируемый Чарльзом Саатчи.
Сол ЛеВитт (1928-2007)
Влиятельный американский скульптор-минималист, художник-концептуалист.
Роберт Райман (р. 1930)
Американский художник-минималист, известный своими белыми монохромными композициями.
Ричард Анушкевич (р.1930)
американский художник, работающий в стиле оп-арт.
Карл Андре (р.1935)
Скульптор-минималист, специализирующийся на геометрических формах.
Фрэнк Стелла (р.1936)
Художник-минималист, специализирующийся на геометрической живописи с жёсткими краями и фигурном холсте.
Шон Скалли (р.1945)
Ирландско-американский художник, известный своими абстрактными картинами большого размера.
ШВЕЙЦАРИЯ
К числу ведущих швейцарских представителей беспредметного искусства относятся:
Пауль Клее (1879-1940)
Швейцарский художник-фантаст.
Йоханнес Иттен (1888-1967)
Швейцарский геометр-абстракционист.
Макс Билл (1908-1994)
Швейцарский художник, популяризатор конкретного искусства в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.
БРИТАНИЯ
К числу ведущих британских художников в этом виде искусства относятся:
Дэвид Бомберг (1890-1957)
Британский художник-абстракционист; исследовал кубизм, футуризм и вортицизм.
Бен Николсон (1894-1982)
Известен своими «белыми рельефами» – геометрическими абстрактными рельефными скульптурами.
Барбара Хепуорт (1903-1975)
Основательница вместе с Николсоном школы абстракции в Сент-Айвсе.
Питер Седжли (р. 1930)
Британский художник, работающий в стиле оп-арт.
Бриджет Райли (р.1931)
Ведущая фигура британского движения оп-арт.
ВЕНГРИЯ
К ведущим венгерским представителям конкретного искусства относятся:
Ласло Мохоли-Надь (1895-1946)
Венгерский художник-конструктивист, преподаватель Баухауза.
Виктор Вазарели (1906-1997)
Венгерский художник-график, пионер кинетического искусства /Op-Art.
ОСТАЛЬНОЕ
Франк Купка (1871-1957)
Чешский живописец, испытавший влияние футуризма.
Йозеф Альберс (1888-1976)
Известен своими картинами «Почтение к площади».
Дзиро Йошихара (1905-1972)
Японский промышленник и художник-абстракционист.
Иван Пицель (р. 1924)
Хорватский геометрический абстракционист, ведущий участник группы EXAT-51.
См. также: Абстрактные художники в Ирландии.
Знаменитые картины
Образцы конкретного искусства можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Здесь представлена небольшая подборка таких работ, перечисленных в хронологическом порядке по именам художников. Более полный список см: Абстрактная живопись: 100 лучших.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?