Конкретное искусство (геометрическая абстракция) читать ~8 мин.
Термин «конкретное искусство», впервые предложенный голландским художником и дизайнером Тео ван Дусбургом (1883 – 1931), обозначает вид абстрактного искусства, полностью лишённый образных или символических отсылок. Таким образом, абстрактная картина, чьи мотивы или формы заимствованы из природных элементов, не будет считаться конкретным искусством. Произведение должно быть полностью лишено натуралистических ассоциаций.
В результате большинство работ в этом стиле основано на геометрических образах и узорах, поэтому его часто называют геометрической абстракцией. Если воспользоваться диетической аналогией, то конкретное искусство по отношению к абстракции — это как веганство по отношению к вегетарианству, то есть его самая чистая форма. Основная идея такой «чистой» абстракции заключается в создании самодостаточного вида искусства — своего рода визуальной формы музыки.
Геометрическая абстракция согласуется с классической эстетикой: Платон, например, утверждал, что высшая форма красоты заключается в «идеальной» концепции или геометрии вещи, а не в её реальном проявлении в мире природы. Не имея прямой связи с материальным миром, конкретное искусство не абстрагирует реальность, а скорее материализует идеальные, духовные начала, придавая им зримую форму. Именно этот аспект лежит, например, в основе «бесконечных узоров» исламского искусства. Всё это далеко от фигуративного гуманизма эпохи Высокого Возрождения. Синонимом «конкретизма» также является «беспредметное искусство». К числу первых пионеров этого авангардного искусства относятся Василий Кандинский (1866 – 1944), Пит Мондриан (1872 – 1944) и Казимир Малевич (1878 – 1935).
Есть нюанс: в английском языке слово «concrete» означает также «бетон». Изначально, говоря о конкретном искусстве, художники имели в виду геометрическую абстракцию. Однако сегодня под этим термином может также подразумеваться «бетонное искусство» (скульптура из бетона). И, если быть точным, по-английски оба вида искусства называются «concrete art». В данной статье речь идёт только о геометрической абстракции, а о бетонных скульптурах мы поговорим в следующий раз.
Противоположность абстрактному экспрессионизму
В отличие от безэмоциональной, геометрической иконографии конкретного искусства, абстрактный экспрессионизм представляет собой гораздо более эмоциональную и производную форму абстракции. Он может не быть изобразительным как таковым, но его формы, цвета и общая композиция, как правило, основаны на ассоциациях с миром природы. Поэтому ни «живопись действия» Джексона Поллока, ни «жестурализм» Виллема де Кунинга, ни «живопись цветового поля» Марка Ротко или Барнетта Ньюмана обычно не относят к конкретному искусству. Для наглядного сравнения жестуализма и живописи цветового поля можно сопоставить картины Джексона Поллока с картинами Марка Ротко.
История
Геометрические формы в абстрактной живописи появились задолго до возникновения термина «конкретное искусство». Например, исламское искусство известно своими сложными геометрическими узорами, такими как «бесконечный узор». Также можно вспомнить распространённые кельтские узоры: спирали, лабиринты и узлы. Позднее, в XX веке, элементы геометрической абстракции использовали такие направления, как кубизм (1908 – 1914), футуризм (1909 – 1914) и Де Стейл (1917 – 1931), а также художники школы Баухаус. Работы в этом жанре были представлены и в международной секции знаменитой Арсенальной выставки (Armory Show)
. Однако особое внимание к направлению было привлечено после публикации «Манифеста конкретного искусства» Тео ван Дусбурга в Париже в 1930 году.Ван Дусбург отстаивал идею создания искусства, полностью лишённого основы в наблюдаемой реальности и символического подтекста. Он заявлял:
Произведение искусства не должно получать ничего ни от формальных свойств природы, ни от чувственности или сентиментальности… Техника должна быть механистической, то есть точной и антиимпрессионистической. По сути, ван Дусбург хотел создать абсолютно независимый и самодостаточный вид искусства. Он не видел необходимости ни в имитации природы, ни в линейной перспективе для создания иллюзии «глубины» картины, поскольку считал, что нет ничего более конкретного и реального, чем линия, цвет или плоскость цвета.
К сожалению, Тео ван Дусбург скончался через год после опубликования манифеста, но его идеи были развиты группой «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création). Её возглавляли бельгийский художник Жорж Вантонгерлоо (1886 – 1965) и французские живописцы Жан Элион (1904 – 1987) и Огюст Эрбен (1882 – 1960). В группу также входили ведущие европейские скульпторы-абстракционисты: Жан Арп (1886 – 1966), Наум Габо (1890 – 1977), Эль Лисицкий (1890 – 1941), Антуан Певзнер (1886 – 1962), Барбара Хепуорт (1903 – 1975) и Бен Николсон (1894 – 1982). (Примечание: некоторые из этих художников впоследствии перешли к негеометрическим формам, таким как лирическая или биоморфно-органическая абстракция).
Знаковой фигурой для конкретного искусства стал швейцарский архитектор, скульптор и дизайнер Макс Билль (1908 – 1994). Он популяризировал этот жанр в своей стране, организовав первую международную выставку конкретного искусства в Базеле в 1944 году, а также познакомил с ним Италию, Аргентину и Бразилию
. В 1949 году Макс Билль так сформулировал цель этого направления:Конкретное искусство ставит перед собой задачу по созданию готовых к потреблению духовных ценностей точно так же, как человек создаёт для того же материальные предметы. Произведения конкретного искусства на своей заключительной стадии исполнения являются чистейшим эталоном меры и порядка гармоничности. Оно упорядочивает системы и художественными средствами вдыхает в это упорядочение жизнь. Работы Билла, отражающие швейцарские традиции в минималистичном графическом дизайне, считаются предтечей минимализма в скульптуре. В Цюрихе (Швейцария) находится Музей конкретного искусства.
К другим направлениям абстрактного искусства относятся: (в России) лучизм (Ларионов), супрематизм (Малевич) и конструктивизм (Родченко); (в Германии) школа дизайна Баухаус; (в Голландии) неопластицизм и элементаризм; (в Италии) Movimento d’arte concreta (MAC); (во Франции) Espace; (в Америке) живопись жёстких контуров (Эллсворт Келли, Кеннет Ноланд и др.) и постживописная абстракция Клемента Гринберга, включая фигурные холсты (Фрэнк Стелла).
К числу важных коллекционеров конкретного искусства относятся Соломон Гуггенхайм (1861 – 1949) и Пегги Гуггенхайм (1898 – 1979).
Знаменитые художники-абстракционисты со всего мира
Здесь приведён краткий список известных художников-абстракционистов, перечисленных по странам.
РОССИЯ
К ведущим российским представителям конкретного искусства относятся:
Василий Кандинский (1866 – 1944)
Один из великих пионеров абстрактного искусства.
Казимир Малевич (1878 – 1935)
Основоположник супрематизма.
Михаил Ларионов (1881 – 1964)
Основатель лучизма.
Наталья Гончарова (1881 – 1962)
Соосновательница лучизма.
Любовь Попова (1889 – 1924)
Ведущий художник-дизайнер конструктивизма.
Эль Лисицкий (1890 – 1941)
Известен своими картинами в геометрическом стиле «Проун».
Александр Родченко (1891 – 1956)
Один из ведущих художников-конструктивистов.
Константин Медунецкий (1899 – 1935)
Русский художник-конструктивист, известный своими «Цветовыми конструкциями».
НИДЕРЛАНДЫ/БЕЛЬГИЯ
К ведущим голландским и бельгийским представителям геометрической абстракции относятся:
Жорж Вантонгерлоо (1886 – 1965)
Бельгийский художник, один из основателей De Stijl.
Пит Мондриан (1872 – 1944)
Член De Stijl, основатель неопластицизма.
Барт ван дер Лек (1876 – 1958)
Один из основателей De Stijl.
Тео ван Дусбург (1883 – 1931)
Лидер голландской группы De Stijl, ввёл термин «конкретное искусство».
ФРАНЦИЯ
К ведущим французским художникам беспредметного искусства относятся:
Фернан Леже (1881 – 1955)
Полуабстрактный французский живописец, известный своим тубизмом.
Огюст Эрбен (1882 – 1960)
Один из основателей группы «Абстракция-Творчество».
Робер Делоне (1885 – 1941)
Основатель орфизма (симультанизма).
Соня Делоне (1885 – 1979)
Жена Робера Делоне, известная своими яркими абстрактными работами.
Жан Элион (1904 – 1987)
Подписал манифест ван Дусбурга о конкретном искусстве, член организации «Абстракция-Творчество».
США
К ведущим американским геометрическим абстракционистам относятся:
Тони Смит (1912 – 1980)
Американский скульптор-абстракционист.
Агнес Мартин (1912 – 2004)
Художница-минималистка, известная своими карандашными решётками.
Ад Рейнхардт (1913 – 1967)
Известен своими монохромными картинами.
Эллсворт Келли (1923 – 2015)
Представитель живописи жёстких контуров и постживописной абстракции.
Кеннет Ноланд (1924 – 2010)
Художник-минималист, уделявший внимание цвету и структуре.
Дональд Джадд (1928 – 1994)
Американский скульптор-минималист, работы которого коллекционировал Чарльз Саатчи.
Сол Левитт (1928 – 2007)
Влиятельный американский скульптор-минималист и художник-концептуалист.
Роберт Райман (1930 – 2019)
Американский художник-минималист, известный своими белыми монохромными композициями.
Ричард Анушкевич (1930 – 2020)
Американский художник, работавший в стиле оп-арт.
Карл Андре (1935 – 2024)
Скульптор-минималист, специализирующийся на геометрических формах.
Фрэнк Стелла (р. 1936)
Художник-минималист, работающий в жанрах живописи жёстких контуров и фигурного холста.
Шон Скалли (р. 1945)
Ирландско-американский художник, известный своими абстрактными картинами большого размера.
ШВЕЙЦАРИЯ
К числу ведущих швейцарских представителей беспредметного искусства относятся:
Пауль Клее (1879 – 1940)
Швейцарский художник-фантаст.
Йоханнес Иттен (1888 – 1967)
Швейцарский художник-абстракционист и теоретик цвета.
Макс Билль (1908 – 1994)
Швейцарский художник, популяризатор конкретного искусства в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
К числу ведущих британских художников в этом виде искусства относятся:
Дэвид Бомберг (1890 – 1957)
Британский художник-абстракционист, исследовал кубизм, футуризм и вортицизм.
Бен Николсон (1894 – 1982)
Известен своими «белыми рельефами» — геометрическими абстрактными рельефными скульптурами.
Барбара Хепуорт (1903 – 1975)
Основательница (вместе с Николсоном) школы абстракции в Сент-Айвсе.
Питер Седжли (р. 1930)
Британский художник, работающий в стиле оп-арт.
Бриджет Райли (р. 1931)
Ведущая фигура британского движения оп-арт.
ВЕНГРИЯ
К ведущим венгерским представителям конкретного искусства относятся:
Ласло Мохоли-Надь (1895 – 1946)
Венгерский художник-конструктивист, преподаватель Баухауза.
Виктор Вазарели (1906 – 1997)
Венгерский художник-график, пионер кинетического искусства и оп-арта.
ДРУГИЕ СТРАНЫ
Франтишек Купка (1871 – 1957)
Чешский живописец, испытавший влияние футуризма.
Йозеф Альберс (1888 – 1976)
Немецко-американский художник, известен своей серией картин «Посвящение квадрату».
Дзиро Йошихара (1905 – 1972)
Японский промышленник и художник-абстракционист.
Иван Пицель (1924 – 2011)
Хорватский геометрический абстракционист, ведущий участник группы EXAT-51.
См. также: Абстрактные художники Ирландии.
Знаменитые картины
Образцы конкретного искусства можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Здесь представлена небольшая подборка таких работ, перечисленных в хронологическом порядке по именам художников. Более полный список см. здесь: Абстрактная живопись: 100 лучших.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?