Эмалирование - украшение металла стекловидной эмалью читать ~9 мин.
Эмалирование — это техника, тесно связанная с золотым делом, ювелирным искусством и обработкой драгоценных металлов. Название происходит от латинского слова «smaltum» и старофранцузского «esmail». Техника возникла в эпоху эгейского искусства как один из самых эффектных методов придания металлу цвета без использования драгоценных камней.
В этой технике декоративного искусства стекловидную эмаль в виде порошка или пасты наносят на металлическую поверхность. Затем изделие подвергают сильному нагреву, который расплавляет эмаль и превращает её в блестящее стеклоподобное вещество. Оно также придаёт металлу твёрдую и долговечную поверхность. Варьируя ингредиенты, это покрытие можно сделать полупрозрачным или непрозрачным. Его цвет регулируется добавлением различных оксидов металлов, таких как железо, кобальт или празеодим.
Эмалирование связано с другими видами искусства, особенно с мозаикой и керамикой, а также с живописью. Кроме того, из-за зависимости от металлургии оно имеет сходство с производством стекла — см. Витражное искусство: Материалы и методы. Это одна из причин его расцвета в эпоху романской архитектуры, когда спрос на витражи резко возрос.
Среди наиболее известных примеров эмалирования — изысканные пасхальные яйца Фаберже, которые поставлялись императорскому дому Романовых в Санкт-Петербург. Эмаль использовалась для украшения широкого спектра изделий: оружия, конной амуниции, предметов домашнего обихода, таких как зеркала и вазы. Ею декорировали церковные предметы, включая реликварии, алтарные перегородки и потиры, а также декоративные табакерки, флаконы, подсвечники, футляры (этюи) и напёрстки.
Материалы и методы
Изготовление эмали
Эмаль представляет собой соединение песка или кремня, красного свинца, а также соды или поташа. Эти материалы расплавляют вместе при высокой температуре. В результате образуется почти прозрачное стекло, известное как флюс, фритта или помадка. Оно имеет очень слабый синий или зелёный оттенок. Твёрдость и долговечность этого вещества зависят от пропорций его компонентов.
Этот прозрачный флюс является основой для всех цветных и непрозрачных эмалей. Цветную эмаль получают путём добавления одного из оксидов металлов к расплавленному флюсу. Блеск цвета регулируется точными пропорциями других ингредиентов. Например, бирюзово-голубую эмаль создают, добавляя чёрный оксид меди вместе с большим количеством карбоната натрия. Непрозрачность достигается добавлением оксида олова.
Сплавление эмали и металла
Обычно расплавленную эмаль выливают на плиту, где она застывает в виде пластин диаметром примерно 10–13 см. Затем эти пластины измельчают в мелкий порошок и промывают. Поверхность металлического предмета тщательно очищают перед нанесением влажного эмалевого порошка. Затем весь ансамбль нагревают в печи до тех пор, пока порошок не расплавится и не соединится с металлом. После этого его вынимают и дают остыть.
Техники эмалирования
Основные методы эмалирования известны как: перегородчатая эмаль (Cloisonné), выемчатая эмаль (Champlevé), витражная эмаль (Plique-à-jour), прозрачная эмаль по рельефу (Basse-taille), гризайль (Grisaille), расписная эмаль (Email-peint) и эмаль по объёмному рельефу (Ronde Bosse).
Перегородчатая эмаль (Cloisonné)
Название происходит от французского слова «cloison», означающего «перегородка». Перегородчатая эмаль предполагает создание на поверхности металла ячеек из тонких металлических полосок. Эти ячейки затем заполняются стекловидной эмалью и обжигаются в печи.
Известные примеры перегородчатой эмали включают кельтскую корону Петри (II – I вв. до н.э.), Ардагскую чашу (VIII – IX вв.), Хахульский триптих (VIII – XII вв.), Золотую Мадонну из Эссена (X в.), алтарный образ в византийском стиле Пала д’Оро (ок. 1100 г.), Триптих из Ставелота (1156 г.) и Яйца Фаберже.
Витражная эмаль (Plique-à-jour)
Название происходит от французского выражения, означающего «открытый дневному свету». Техника Plique-à-jour была разработана для имитации визуального эффекта витражей с использованием полупрозрачных эмалей. Эмаль наносится в ячейки, как в перегородчатой технике, но без металлической основы. После обжига временную подложку удаляют, оставляя сетку из металлических перегородок, заполненных прозрачной эмалью, сквозь которую проходит свет.
Эта техника отличается высокой сложностью и непредсказуемостью результатов.
Одним из лучших примеров средневекового plique-à-jour является Кубок Мерода (ок. 1400 г.) — средневековый позолоченный серебряный кубок, изготовленный в Бургундии для бельгийской семьи де Мерод. Его боковые стенки, крышка и основание покрыты полупрозрачной эмалью, созданной в этой технике.
Выемчатая эмаль (Champlevé)
В отличие от перегородчатой эмали, в выемчатой эмали углубления создаются непосредственно в толще металла. Эти выемки затем заполняются стекловидной эмалью и обжигаются.
Изначально эта техника применялась в основном к бронзе. Кельты были искусными эмальерами по бронзе, и их работы оказали огромное влияние на раннехристианское искусство вплоть до IX века. Позднее, в эпоху Средневековья, художники начали эмалировать медные пластины. Примерами средневекового христианского искусства с использованием шамплеве являются Триптих Ставелота (1158 г.) и Ларец Бекета (1180–1190 гг.).
Прозрачная эмаль по рельефу (Basse-taille)
Название происходит от французского слова, означающего «низкий срез». Техника Basse-taille предполагает создание барельефного рисунка на поверхности металла. Неглубокие углубления затем заполняются прозрачными или полупрозрачными эмалями, которые наносятся послойно, чтобы подчеркнуть тени и усилить сияние драгоценных металлов.
Выдающимся примером basse-taille XIV века является Королевский золотой кубок, или Кубок Святой Агнессы, хранящийся в Британском музее. Изготовленный из чистого золота и богато украшенный эмалью и жемчугом, он был создан французскими ювелирами для королевской семьи и считается шедевром интернациональной готики.
Гризайль (Grisaille)
Эмалирование в технике гризайль — не следует путать с гризайльной живописью — предполагает нанесение тёмного фона, обычно синего или чёрного. На него накладывается серия слоёв всё более светлых и прозрачных эмалей. Это позволяет создать изображение с ощущением глубины, похожим на барельеф. Техника гризайль была характерна для Лиможа в эпоху Ренессанса.
Расписная эмаль (Émail-peint)
Название происходит от французского «окрашенная эмаль». Техника émail-peint возникла во Франции в переходный период от готики к идеалам итальянского Возрождения. Она предполагает использование эмали как краски, а металлического листа — как холста. Сначала лист металла (обычно медный) покрывали с обеих сторон белой или пастельной эмалью и обжигали. Затем на лицевой стороне с помощью цветной эмали и кисти наносили изображение. Добавлялись дополнительные слои, каждый из которых обжигался отдельно. В завершение наносились блики из тонко измельчённых пигментов.
Одним из великих мастеров расписной эмали был Жан Фуке (1420–1481), ведущий французский живописец XV века. Этот метод получил дальнейшее развитие в Лиможе в XVII веке.
Эмаль по объёмному рельефу (Ronde Bosse)
Техника эмалирования Ronde bosse получила название от французского слова, означающего «вкруговую», и также известна как «инкрустированная эмаль». Это трёхмерная форма эмалирования, которая наносится на округлые формы с высоким рельефом.
Этот сложный процесс первоначально использовался для изготовления небольших золотых скульптур и украшений в эпоху готики и Ренессанса. Солонка Челлини (Сальера) (1543 г.), выполненная из слоновой кости, золота и стекловидной эмали итальянским маньеристом Бенвенуто Челлини, является одним из самых известных примеров. Другой пример — Реликварий Святого Тернового Венца (ок. 1393 г.), созданный в Париже для хранения фрагмента библейской реликвии. Он изготовлен из золота, украшен сапфирами, рубинами и жемчугом и использует технику en ronde bosse для создания почти тридцати трёхмерных фигур.
Происхождение и история
Самый ранний образец эмалевого искусства относится к микенской культуре XIII века до н.э. Он состоит из шести золотых колец (1230–1050 гг. до н.э.), украшенных перегородчатой эмалью, которые были найдены в гробницах на Кипре. Это отличает его от перегородчатой инкрустации драгоценными камнями, древнейший пример которой относится к искусству Древнего Египта (ок. 1890 г. до н.э.).
Несколько позже был обнаружен знаменитый Королевский золотой скипетр (ок. 1050 г. до н.э.) из гробницы в Курионе, также на Кипре. Он украшен перегородчатой эмалью белого, синего и фиолетового цветов. Исследования показали, что эмаль на кольцах была выполнена с помощью осколков цветного стекла, что предшествовало настоящей эмали, в то время как скипетр был изготовлен с использованием настоящей эмали.
Следующие примеры относятся к греческому искусству VI века до н.э. (см. также Древнегреческие изделия из металла), то есть более чем 400 лет спустя. Почему этот метод не был передан от микенских ювелиров греческим мастерам раньше, остаётся неясным. Примерно к 250 г. до н.э. техника распространилась на Кавказе и в Западной Европе, где стала характерной чертой кельтского ювелирного искусства (см. также латенскую культуру). Оно отличалось использованием красных эмалей. Прекрасным примером кельтской обработки металлов является Корона Петри (ок. 100 г. до н.э.).
Эмалирование было также известно в древнеперсидском искусстве эпохи Сасанидов (226–650 гг. н.э.). Техника, известная как минакари, использовала яркие эмали для заполнения резных узоров на золоте.
Во времена Римской империи на Западе эмалирование в основном сохранялось на территориях, ранее занятых кельтами — см: Искусство Римской империи в кельтском стиле. На Востоке техника была широко распространена в Византии (ок. 400–1200 гг.). Ювелиры Константинополя внесли значительный вклад в развитие перегородчатой техники. К 1100 году византийские эмальеры были всемирно известны. Одним из величайших примеров их мастерства является алтарный образ «Пала д’Оро» (ок. 1105 г.) в соборе Святого Марка в Венеции.
Византийское христианское искусство широко имитировалось по всей Западной Европе. Знаменитая английская драгоценность Alfred Jewel, заказанная королём Альфредом Великим в IX веке, несёт следы византийского влияния, как и изделия эпохи Каролингов (ок. 750–900 гг.). В период Оттоновского искусства (ок. 900–1050 гг.) золотая перегородчатая эмаль процветала в Эссене и Трире, а также в восточной Франции. Примером служит Золотая Мадонна из Эссена (ок. 980 г.).
С переходом от романского искусства к готическому стилю в XII веке перегородчатая эмаль уступила место выемчатой (шамплеве), используемой для украшения цветных металлов. Эту технику развивала мозанская школа в окрестностях Льежа, а также эмальеры Лиможа. К выдающимся ювелирам мозанской школы относятся Годфруа де Клер (ок. 1100–1173) и Николай Верденский (ок. 1156–1232).
Во второй половине XIII века золотые и серебряные изделия снова стали украшать эмалью, но уже в новой технике basse-taille. Она достигла расцвета в эпоху треченто благодаря художникам Проторенессанса в Сиене и Флоренции. Золотой век basse-taille закончился с наступлением итальянского Возрождения, хотя в Испании и некоторых городах южной Германии её использовали до 1650-х годов.
Тем временем искусство эмалирования распространилось из Константинополя на Ближний Восток, где его переняло исламское искусство и перенесло в Китай по Шёлковому пути. Искусство династии Мин (1368–1644) гордится своими выдающимися эмалевыми изделиями. Процесс оставался популярным как в китайском, так и в японском искусстве вплоть до XIX века.
В эпоху Нового времени (начиная примерно с 1850 г.) эмалирование особенно расцвело на рубеже веков благодаря изысканному мастерству, проявленному при изготовлении яиц Фаберже. Декоративная эмаль также была характерной чертой модерна (ок. 1890–1914 гг.).
Подробнее о хронологии искусств и ремёсел, см: Хронология истории искусства (2 500 000 лет до н.э. – настоящее время).
- В Липецк московская художница Н.Овсиенко привезла свои пейзажи и куклы
- Картины с необычными ангелами и авторские куклы на выставке во Владимире
- Новеллы Гарсиа Маркеса поставлены в театре, где куклы так похожи на людей
- «Театр кошек» Юрия Куклачёва отметил новоселье после капитального ремонта
- Живопись, графика и авторские куклы на персональной выставке М. Будылёвой
- Философия образования: цели и методы современного обучения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?