Эмалирование - украшение металла стекловидной эмалью читать ~11 мин.
Эмалирование – это техника, которая тесно связана с золотым делом и ювелирным искусством, а также с обработкой драгоценных металлов всех типов. Производное от латинского слова «smaltum», старофранцузского слова «esmail» и англо-норманнского французского слова «enamailler», эмалирование возникло в эпоху эгейского искусства как один из первых и наиболее эффектных методов придания металлу более яркого цвета без необходимости использования драгоценных или полудрагоценных камней.
В этой технике декоративного искусства стекловидная эмаль (в виде порошка или пасты) наносится на металлическую поверхность, а затем подвергается сильному нагреву, который расплавляет эмаль, превращая её в блестящее стеклоподобное вещество, которое также придаёт металлу твёрдую, долговечную поверхность. Варьируя ингредиенты, это стеклоподобное покрытие можно сделать полупрозрачным или непрозрачным, а его цвет регулируется добавлением различных оксидов металлов, таких как железо, кобальт, празеодим и другие.
Эмалирование связано с другими видами искусства – особенно с мозаикой и керамикой, а также с живописью; кроме того, благодаря своей зависимости от металлургии, оно имеет сходство с производством стекла – см. Витражное искусство: Материалы и методы – одна из причин его расцвета в эпоху романской архитектуры, когда спрос на витражи резко возрос.
Примером современного эмалирования являются, прежде всего, изысканные пасхальные яйца Фаберже, поставляемые Романовым в Санкт-Петербург. Эмаль использовалась для украшения широкого спектра металлических изделий, включая оружие и конную амуницию; предметы домашнего обихода, такие как зеркала и вазы; церковные предметы, включая реликварии, алтарные перегородки, шкатулки, потиры и посохи; предметы гостиных, такие как декоративные изделия, табакерки, флаконы, подсвечники, этюды и наперстки.
Материалы и методы
Изготовление эмали
Эмаль представляет собой соединение песка или кремня, красного свинца, а также соды или поташа. Эти материалы расплавляются вместе при сильном нагреве, в результате чего образуется почти прозрачное стекло (известное как флюс, фритта или помадка), имеющее очень слабый синий или зелёный оттенок. Твёрдость и, соответственно, долговечность этого вещества зависит от пропорций его компонентов.
Этот прозрачный флюс является основой, из которой изготавливаются все цветные эмали (и непрозрачные эмали). Цветная эмаль изготавливается путём добавления одного из металлических оксидов к флюсу, когда он ещё расплавлен. Блеск цвета обычно регулируется путём смеси в точных пропорциях других ингредиентов. Например, бирюзово-голубая эмаль создаётся путём добавления чёрного оксида меди вместе с большим количеством карбоната натрия. Непрозрачная эмаль получается путём добавления кальки – смеси прокалённых олова и свинца.
Сплавление эмали и металла
Обычно расплавленную эмаль выливают на плиту, где она застывает в виде квадратов диаметром примерно 10-13 см. Затем эти лепёшки измельчаются в мелкий порошок и промываются. Поверхность металлического предмета, подлежащего эмалированию, тщательно очищается перед нанесением на неё влажного эмалевого порошка, а затем высушивается. Затем весь ансамбль нагревается в печи или духовом шкафу до тех пор, пока порошок не расплавится и не соединится с металлом. Затем его вынимают и дают остыть.
Техники эмалирования
Основные методы или стили эмалирования известны как: Cloisonné (перегородчатая эмаль), Plique-à-jour (пликажур), Champlevé (шамплеве, выемчатая эмаль), Basse-taille, Grisaille (гризаль), Email-peint и Ronde Bosse.
Перегородчатая эмаль
Происходящая от французского слова «cloison», означающего отделение или ячейку, перегородчатая эмаль представляет собой тонкое создание приподнятых над поверхностью металла отделений, которые затем заполняются стекловидной эмалевой глазурью (или пастой) и остекловываются в печи.
Известные примеры перегородчатой эмали включают кельтскую корону Петри (100 г. до н.э.); Ардагскую чашу (8-9 век); Хахульский триптих (8-12 век); Золотую Мадонну из Эссена (10 век); алтарный экран в византийском стиле Pala d’Oro (ок. 1100 г.); Триптих из Ставелота (1156 г.); и Яйца Фаберже.
Plique-à-jour
Происходящая от французского «открытый дневному свету», техника Plique-à-jour была разработана для имитации визуального эффекта витражей путём использования полупрозрачных эмалей. Эмаль наносится аналогично перегородчатой, но отсеки не закрепляются прочно на металлической поверхности. В результате, когда эмаль застывает, металлическая поверхность (обычно алюминиево-бронзовая) может быть удалена, оставляя сеть отделений с металлическими «стенами», но без «пола». Свет при этом может просвечивать сквозь прозрачную эмаль, подобно витражу.
Однако эта техника печально известна своей сложностью и неравномерностью результатов.
Одним из лучших примеров средневекового plique-à-jour является Кубок Мерода (ок. 1400 г.) – средневековый серебряно-позолоченный кубок, изготовленный в Бургундии, Франция, для бельгийской семьи Мерод. Он отличается тем, что его боковые стенки, крышка и основание покрыты полупрозрачной эмалью, созданной в технике полупрозрачного пликажура.
Шамплеве
В отличие от перегородчатой эмали, в которой используются «отделения» над поверхностью металла, выемчатая эмаль предполагает создание отделений под поверхностью. Как правило, в металле вырезаются углубления, которые затем заполняются стекловидной эмалью.
Первоначально эта техника применялась в основном к бронзе. Кельты, например, были плодовитыми и высококвалифицированными эмальерами по бронзе, и их работы оказывали огромное влияние на раннехристианское искусство вплоть до IX века. Позднее, в эпоху Средневекового искусства, художники обратились к эмалированию медных пластин методом шамплеве. Примерами средневекового христианского искусства, в котором использовались украшения, выполненные методом шамплеве, являются Триптих Ставелота (1158 г.) и Ларец Бекета (1180-1190 гг.).
Basse-taille
Происходящее от французского слова «низкий», эмалирование Basse-taille подразумевает создание барельефного рисунка на поверхности металла. Неглубокое углубление рисунка затем заполняется прозрачными или полупрозрачными эмалями, которые наносятся поэтапно, чтобы подчеркнуть тени и усилить свечение драгоценных металлов.
Выдающимся примером эмалировки Basse-taille 14-го века является Королевский золотой кубок или Кубок Святой Агнессы, хранящийся сейчас в Британском музее. Изготовленный из чистого золота, богато украшенный эмалью и жемчугом, он был изготовлен французскими ювелирами для французской королевской семьи и считается шедевром интернациональной готики в области обработки металла.
Гризайль
Гризайльная эмалировка – не путать с гризайльной живописью – предполагает нанесение тёмного, обычно синего или чёрного фона эмали, на который затем накладывается серия все более прозрачных эмалей, что позволяет эмальеру создать картину с реальным ощущением глубины, не похожую на барельеф. Техника гризайль была особенностью Лиможа в эпоху Ренессанса в Европе.
Émail-peint
Происходящая от французского «окрашенная эмаль», техника, известная как émail-peint, впервые возникла во Франции в период перехода от готического искусства к новым идеалам итальянского Возрождения. Она предполагает использование эмали как краски и металлического листа как холста. Сначала металлический лист (обычно изготовленный из медной пластины) покрывался с обеих сторон белой или пастельного цвета эмалью и обжигался. Затем на лицевой стороне листа с помощью цветной эмали и кисточки наносилось изображение. Добавлялись дополнительные слои цветной эмали, каждый из которых обжигался отдельно. Наконец, кистью наносилось несколько бликов из тонко измельчённых витрифицируемых цветных пигментов.
Одним из великих сторонников использования расписной эмали был Жан Фуке (1420-1481), один из ведущих французских живописцев 15-го века. Этот метод получил дальнейшее развитие в Лиможе в течение 17-го века.
Ronde Bosse
Техника эмалирования Ronde bosse получила своё название от французского слова «вкруговую», и также известна как «инкрустированная эмаль». Это трёхмерная форма эмалирования, которая наносится на округлые формы с высоким рельефом.
Этот сложный процесс первоначально использовался для изготовления небольших золотых скульптур и украшений в эпоху готического искусства и последующего периода Возрождения. Солончак Челлини (Сальера) (1543 г.), выполненный из слоновой кости, катанного золота и стекловидной эмали итальянским художником-маньеристом Бенвенуто Челлини, является одним из самых известных примеров «ronde-bosse». Другой пример – Реликварий «Святой терновый венец» (ок. 1393 г.), изготовленный в Париже по заказу Джона, герцога Беррийского, для хранения фрагмента библейского тернового венца. Изготовленный из золота и украшенный сапфиром, рубином, горным хрусталём и жемчугом, он использует технику эмалирования en ronde bosse для создания почти тридцати трёхмерных фигур, в основном, из белой эмали.
Происхождение и история
Самый ранний образец эмалевого искусства относится к микенскому искусству 13-го века до н.э. (в отличие от перегородчатой инкрустации драгоценными камнями, самый древний известный пример которой относится к египетскому искусству около 1890 года до н.э.) Он состоит из шести золотых колец (1230-1050 гг. до н.э.), украшенных перегородчатой эмалью, которые были обнаружены в 1952 г. в гробницах, раскопанных в Куклиа (Кипр) британским археологом Г.Р.Х. Райтом. Куклия – это небольшая деревня на юге Кипра, которая стоит на месте Старого Пафоса, города, имевшего огромное значение в эпоху классической античности в восточном Средиземноморье.
Чуть позже Райт обнаружил знаменитый Королевский золотой скипетр (ок. 1050 г.) – украшенный перегородчатой эмалью белого, синего и фиолетового цветов – из гробницы в Курионе, другой кипрской деревне. Тесты показали, что эмаль на кольцах была выполнена с помощью осколков цветного стекла – техника, предшествующая настоящей эмали, – в то время как скипетр, как полагают, был изготовлен с помощью настоящей эмали.
Следующие примеры работ со стекловидной эмалью (синяя и белая эмаль, окружённая золотой филигранью) относятся к греческому искусству VI века до н.э. (см. также Древнегреческие изделия из металла), более чем 400 лет спустя. Почему этот метод не был передан от микенских ювелиров греческим художникам гораздо раньше, неясно. В любом случае, примерно к 250 г. до н.э. эта техника распространилась на Кавказе и в Западной Европе, где она стала характерной чертой кельтского ювелирного искусства (см. также Кельтская латенская культура), которое отличалось своими красными эмалями и эмалированными конскими упряжками. Прекрасным примером кельтского искусства обработки металлов, украшенного эмалью, является Корона Петри (ок. 100 г. до н.э.).
Эмалирование было также известно древнеперсидскому искусству эпохи Сасанидов (226-650 гг. н.э.). Известное как Минакари, оно использовало высокоцветные эмали для заполнения резных узоров, выполненных на золоте.
Во времена Римской империи на Западе эмалирование в основном сохранялось на территориях, ранее занятых кельтами – см: Искусство Римской империи в кельтском стиле. На Востоке эта техника была широко распространена в Византийском искусстве (ок. 400-1200 гг.) ювелирами Константинополя, которые были ответственны за ряд значительных разработок, связанных с перегородчатой техникой нанесения эмали на золото. К 1100 г. византийские эмальеры были всемирно известны своими шедеврами, включая ряд тонких миниатюрных сцен, украшенных блестящими цветными эмалями. Одним из величайших примеров византийского мастерства является алтарный экран «Pala d’Oro» (ок. 1105 г.) в соборе Св. Марка в Венеции, который был привезён из Константинополя в Венецию около 1105 года.
Византийское христианское искусство широко имитировалось эмальерами по всей Западной Европе. Знаменитая английская драгоценность Alfred Jewel, заказанная королём Альфредом Великим в IX веке, обнаруживает явные следы византийского влияния, как и большая часть изделий из металла, изготовленных в Аахене в эпоху Каролингского искусства (ок. 750-900 гг.). В период Оттоновского искусства (ок. 900-1050 гг.) золотая перегородчатая эмаль процветала в Эссене и Трире в Рейнской области, а также в восточной Франции – см. например, Золотую Мадонну из Эссена (ок. 980 г.) в сокровищнице Эссенского собора.
С переходом от романского искусства к более выразительному готическому стилю в течение 12-го века перегородчатая эмаль была вытеснена методом шамплеве, используемым для украшения цветных металлов, таких как бронза или медь. Технику Шамплеве отстаивала, прежде всего, школа мосанского искусства, выросшая в окрестностях Льежа (современная Бельгия), а также эмальеры в Лиможе и вдоль Рейна. К выдающимся ювелирам мосанской школы относятся Годефруа де Клер (ок. 1100-73) и Николай Верденский (ок. 1156-1232).
Во второй половине 13-го века золотые и серебряные изделия снова украшались эмалью, но уже в новой технике, известной как basse-taille. Эта техника была поднята на новую высоту в треченто художниками прото-Ренессанса в Сиене и Флоренции. Золотой век эмалировки basse-taille закончился с наступлением итальянского Возрождения, хотя в Испании и некоторых городах южной Германии его использовали вплоть до 1650-х годов.
Тем временем, искусство декорирования металла эмалью распространилось из Константинополя по Ближнему Востоку, где оно было подхвачено исламским искусством и перенесено в Китай по Шёлковому пути. Искусство династии Мин (1368-1644 гг.), в частности, гордится своими выдающимися эмалевыми изделиями, хотя этот процесс оставался популярным как в китайском, так и в японском искусстве вплоть до 19 века.
В эпоху современного искусства (начиная примерно с 1850 г.) эмалирование особенно расцвело на рубеже веков, благодаря изысканному мастерству, проявленному при изготовлении яиц Фаберже для царского двора Романовых. Декоративная эмаль также была характерной чертой движения модерн (ок. 1890-1914 гг.).
Подробнее о хронологии искусств и ремёсел, см: Хронология истории искусства (2 500 000 лет до н.э. – настоящее время).
- В Липецк московская художница Н.Овсиенко привезла свои пейзажи и куклы
- Картины с необычными ангелами и авторские куклы на выставке во Владимире
- Новеллы Гарсиа Маркеса поставлены в театре, где куклы так похожи на людей
- «Театр кошек» Юрия Куклачёва отметил новоселье после капитального ремонта
- Живопись, графика и авторские куклы на персональной выставке М. Будылёвой
- Выставка BIOWOMAN_REPRODUCTION
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?