Народное искусство, традиционные ремёсла читать ~6 мин.
В мире изобразительного искусства термин «народное искусство» постепенно утрачивает чёткое значение по нескольким причинам. Во-первых, отсутствует единое понимание его содержания. Это связано с тем, что понятие «народное» во многом сформировано критериями, установленными эстетами XIX века, а не объективными характеристиками. Во-вторых, объём подлинного искусства и дизайна, создаваемого традиционными народными художниками, сегодня значительно превышает количество искусственно воспроизводимого «народного искусства». В-третьих, все виды традиционного искусства и ремёсел находятся под угрозой исчезновения из-за процессов глобализации культуры.
На первый взгляд, выражение «народное искусство» кажется достаточно простым — это искусство, созданное простыми людьми, преимущественно из сельской местности. Однако оно подразумевает определённую культурную замкнутость, которая в условиях массовой культуры практически исчезла. Дополнительно, всеобщая ностальгия по традиционным артефактам породила растущую индустрию ремёсел. Поиск в Интернете по запросам «народные художественные проекты», «народные художественные украшения», «народные художественные картины» или «народные ремесла» показывает, что многие изделия производятся в городских центрах или на азиатских фабриках, не имеющих связи с историческими традициями, присущими подлинному народному искусству.

В XIX веке промышленная революция подорвала основы «народного искусства», а в XX веке этому способствовала культура массового производства — от газировки и джинсов до телевизионных программ. В XXI веке влияние оказывают компьютеры, Интернет и глобализация. В целом «народное искусство» — умирающая практика, сохранившаяся лишь в изолированных регионах, где жители гордятся ремёслами и изготовлением вещей для собственного пользования.
Современное определение
«Народное искусство» — это преимущественно утилитарное или декоративное искусство, создаваемое небогатыми социальными слоями крестьян, ремесленников и торговцев, проживающих в сельских районах цивилизованных, но не высокоразвитых промышленных обществ. Оно охватывает также кочевые группы, например цыган. Некоторые такие сообщества ещё существуют в Центральной и Восточной Европе, а также на других континентах, хотя их количество сокращается. Термин может включать искусство этнических меньшинств в более развитых странах, сохранивших свои обычаи и верования, живя отдельными общинами, не интегрированными с основной массой населения (например, меннониты-амиши). Кроме того, нельзя забывать о туристической отрасли, для которой создаются сувениры.
Примеры народного искусства
Поселенцы начала XIX века, переселявшиеся с восточного побережья США в Средний Запад, часто жили изолированно, вдали от основных источников материалов и культурных влияний. Это требовало самодостаточности и способствовало развитию «народных искусств и ремёсел», отражающих разнообразное европейское происхождение этих общин. См. также: Американское колониальное искусство. В то же время коренные американцы сохраняли свою уникальную художественную народную культуру — сначала в кочевых деревнях, а затем в резервациях. Подробнее см.: Искусство американских индейцев и Искусство песка как конкретный пример.
Родственные виды искусства
Некоторые другие виды искусства частично пересекаются с народным искусством. К ним относятся: «наивное искусство» — работы художников без академической подготовки, не владеющих традиционными приёмами композиции, такими как перспектива; «искусство аутсайдеров», «интуитивное» или «простонародное» искусство — термины, описывающие произведения, созданные вне профессионального художественного сообщества; «Art Brut» — термин, введённый Жаном Дюбюффе для обозначения аутсайдерского искусства, часто создаваемого людьми с психическими отклонениями; «примитивное искусство» — термин, применяемый к африканскому, аборигенному, океаническому и другим видам племенного искусства из Америки и Юго-Восточной Азии. Другие общие термины, такие как «народное искусство», «традиционное искусство», «искусство рабочего класса» и подобные, имеют менее точное значение.
История и истоки народного искусства
Признание «народного искусства» как отдельной категории произошло лишь в конце XIX века и первоначально ограничивалось европейским крестьянским искусством — «искусством земли». Интеллектуальный и культурный климат того времени придавал романтическую окраску жизни простых людей. Их искусство, особенно ручная работа с традиционными инструментами, стало привлекательным для городского общества после индустриальной революции. Эта идеализация сельской жизни, подпитываемая эстетикой Движения искусств и ремёсел, поддерживаемого Уильямом Моррисом и другими, привела к восприятию «народного искусства» как неэлитарного, примитивного или самодельного, но сохраняющего культурное наследие.
Другими словами, термин «народное искусство» был введён белыми христианскими образованными горожанами XIX века для описания ремёсел деревенских сообществ. При этом искусство великих цивилизаций (китайской, японской, египетской, минойской, персидской и др.), классической античности (Древней Греции и Рима) и исламских обществ исключалось из этого понятия, так как считалось слишком развитым для отнесения к «народному искусству».
Характеристики
Главные особенности «народного искусства» связаны с используемыми материалами и приёмами. В отличие от более сложных видов искусства, здесь применялись природные материалы: дерево, солома, глина и другие. Инструменты были простыми и многофункциональными. Изделия часто создавались в меньшем масштабе — возможно, из соображений мобильности или экономии. Миниатюрные работы — типичная специализация народного искусства. В отличие от академического обучения живописи или скульптуре, навыки народного искусства передавались в общине от поколения к поколению, с разделением труда по полу, что обеспечивало широкое распространение умений.
Виды народного искусства
АРХИТЕКТУРА
Основное внимание уделялось простым жилым домам и культовым сооружениям. Примеры народной архитектуры включают крутые альпийские крыши, предназначенные для снежных условий; пещерные жилища Пиренейского полуострова; американские срубы и мексиканские саманные хижины. См. также Американская архитектура (1600 – настоящее время).
ЖИВОПИСЬ
Вотивные картины (например, иконы), выполненные маслом, акварелью или пастелью, встречались нередко. Большинство картин представляли собой декоративное оформление предметов или зданий, включая фрески на внутренних и наружных стенах. Широко практиковалась роспись по текстилю, стеклу, сундукам, часто с использованием трафаретов. Также создавались иллюстрации для текстов.
Значительным художником, испытанным влиянием народного искусства, была Наталья Гончарова (1881–1962), одна из выдающихся русских художниц. Она и её муж Михаил Ларионов разработали традиционные оформления для Сергея Дягилева и его балетной труппы. См. также Леона Бакста. В XX веке движение «Мексиканские фрески», инициированное министром образования Хосе Васконселосом (1882–1959), воплотилось в работах Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско, Давида Альфаро Сикейроса и других.
СКУЛЬПТУРА
Фигуративная скульптура и рельефы присутствуют в большинстве обществ. В народном искусстве наиболее распространена была резьба по дереву, а также каменные скульптурные памятники. Резьба охватывала всё — от больших тотемных столбов до миниатюрных кораблей в бутылках. Популярны были также изделия из папье-маше, особенно для крупных фигур и карнавальных объектов.
ПРИНТ
Основным средством создания народных гравюр была ксилография (ксилография). Она обычно выполнялась просто, с последующей грубой раскраской или нанесением по трафарету. Ксилография использовалась для создания игр, простых форм, объявлений и вывесок.
ТЕКСТИЛЬ
Кроме стандартных техник — вязания крючком, вышивки, валяния, вязания, кружевоплетения, макраме и квилтинга — народные мастера развивали специализированные навыки, включая ковроткачество и гобелен.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
По практическим причинам прикладное искусство было самой важной и массово распространённой сферой народного творчества. В зависимости от доступных ресурсов оно включало плетение корзин, изготовление кукол, эмалирование, мебельное производство, токарную обработку дерева, лаковые изделия, керамику, гончарное дело, выделку кожи, обработку металла, изготовление ножей, мозаичное искусство, ювелирное дело, витражи (см. также материалы и методы витражей), искусство татуировки и изготовление игрушек.
- «Авраам Линкольн и вторая американская революция» Джеймса Макферсона, краткое содержание
- «Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса, краткое содержание
- Пленительный мегаполис: Исследуя секреты Нью-Йорка
- Конкурс для архитекторов и дизайнеров организует Иркутский художественный музей
- «Интимная одежда» Линн Ноттедж, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?