Народное искусство, традиционные ремёсла читать ~7 мин.
В мире изобразительного искусства расплывчатый термин «народное искусство» стремительно теряет своё значение по нескольким причинам. Во-первых, никто не может согласиться с тем, что он означает. Отчасти это объясняется тем, что понятие «народное» в значительной степени исходит из критериев, установленных эстетами и эстетиками XIX века, а не из каких-либо объективных характеристик. Во-вторых, количество подлинного искусства и дизайна, производимого традиционными народными художниками, сегодня значительно превышает количество искусственного «народного искусства». В-третьих, все виды традиционного искусства и ремёсел находятся под угрозой глобализации культуры.
На первый взгляд, эта фраза должна иметь довольно простое значение – что-то вроде: «искусство, созданное простыми людьми, особенно из сельской местности». За исключением того, что фраза подразумевает определённую степень культурной замкнутости, которая – благодаря взрыву культуры массового рынка – более или менее исчезла. Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, всеобщая ностальгия по традиционным артефактам привела к возникновению растущей индустрии ремёсел, как покажет любой поиск в Интернете по таким терминам, как «народные художественные проекты», «народные художественные украшения», «народные художественные картины» или «народные ремесла». Эти народные изделия обычно производятся в местных, явно не народных городских центрах или на потогонных азиатских фабриках – ни одна из этих операций не имеет тесной связи с историческими традициями, которые обычно характеризуют подлинное народное искусство.
В 19 веке именно промышленная революция подорвала «народное искусство», а в 20 веке это была культура массового производства – все, от газировки и джинсов до телевизионных программ. В 21-м это компьютеры, Интернет и глобализация. В целом, таким образом, «народное искусство» – это умирающая деятельность, и сейчас оно сохранилось только в изолированных районах, жители которых гордятся традициями ремёсел и изготовления вещей для себя.
Современное определение
«Народное искусство» – это в основном утилитарное или декоративное искусство, созданное небогатым социальным классом крестьян, ремесленников и торговцев, живущих в сельских районах цивилизованных, но не высокоразвитых промышленных обществ; оно также охватывает кочевые группы, такие как цыгане. Несколько таких мест всё ещё можно найти в районах Центральной и Восточной Европы и, несомненно, в районах на других континентах, хотя их число сокращается. Термин «народное искусство» может также охватывать искусство, созданное этническими меньшинствами в более развитых обществах, которым удалось сохранить свои верования и обычаи, живя отдельными общинами, не связанными с основной массой населения (например, общины меннонитов-амишей). А также не стоит забывать про нужды туристической отрасли (сувениры).
Примеры народного искусства
Поселенцы начала XIX века, отправившиеся в своих крытых фургонах с восточного побережья США, чтобы найти новую жизнь на Среднем Западе, часто вели изолированную жизнь вдали от основных источников материалов и культуры. Это требовало самодостаточности, что привело к широкому распространению в этих общинах «народных искусств и ремёсел»: ремёсел, которые отражали разнообразное европейское происхождение людей. См. также: Американское колониальное искусство. В то же время коренные американцы поддерживали свою собственную отличительную художественную народную культуру: сначала (и наиболее успешно) в своих кочевых деревнях, а затем в резервациях. См: Искусство американских индейцев для более подробной информации, и Искусство песка для конкретного примера.
Другие родственные виды искусства
Несколько других видов искусства немного пересекаются с народным искусством. К ним относятся: «наивное искусство» (относится в основном к художникам, которым не хватает академических иллюзионистских навыков композиции, таких как перспектива); «искусство аутсайдеров», «интуитивное» или «простонародное» (используется взаимозаменяемо для описания произведений, созданных людьми вне профессионального мира искусства или вне условных границ официальной культуры); «Art Brut» (фраза, придуманная Жаном Дюбюффе для описания аутсайдерского искусства, созданного, в частности, художниками с психическими отклонениями); «примитивное искусство» (расплывчатый и неизбежно этноцентрический термин, относящийся к африканскому, аборигенному, океаническому и другим видам племенного искусства из Америки и Юго-Восточной Азии). Другие более общие описательные фразы, такие как «народное искусство», «традиционное искусство», «искусство рабочего класса» и т.п., имеют меньшее значение.
История и истоки народного искусства
Признание «народного искусства» как особой категории произошло только в конце 19 века, и сначала оно было ограничено европейским крестьянским искусством – «искусством земли». Интеллектуальный и культурный климат того времени придавал преувеличенный романтизм простой жизни простых людей. Их искусство, в частности, ручная работа с использованием традиционных инструментов, имело большую привлекательность для городского мейнстрима после индустриальной революции. Эта нереалистичная оценка сельской жизни, подпитываемая эстетикой Движения искусств и ремёсел, за которое выступали Уильям Моррис и другие, привела к тому, что «народное искусство» стало рассматриваться как все неэлитарное, примитивное или самодельное – искусство, сохранившее некое культурное наследие.
Другими словами, «народное искусство» – это термин, придуманный белыми христианскими образованными горожанами XIX века для описания причудливых искусств и ремёсел деревенских обществ. Поскольку это понятие было придумано людьми, хорошо разбирающимися в истории культуры, они исключили искусство основных цивилизаций (например, китайской, японской, египетской, минойской, персидской и так далее), классической античности (Древней Греции и Рима) и исламских обществ. Эти культуры считались слишком развитыми, чтобы породить «народное искусство».
Характеристики
Наиболее отличительные характеристики «народного искусства» касаются используемых материалов и творческих приёмов. Так, в отличие от более сложного искусства, в «народном искусстве», как правило, использовались природные материалы, такие как дерево, солома, глина и так далее. Инструментов, как правило, было меньше, но они неизменно были многоцелевыми. Предметы часто (но не всегда) изготавливались в меньшем масштабе – возможно, по соображениям мобильности или стоимости. (Миниатюрные работы – типичная специализация «народного искусства»). В отличие от обучения элитарным видам искусства, таким как традиционная живопись или скульптура, навыки «народного искусства» широко прививались каждому поколению общины, хотя и с некоторым разделением задач между полами, так что большинство людей были продуктивны.
Виды народного искусства
АРХИТЕКТУРА
Здесь основное внимание уделялось простым жилым домам и культовым сооружениям. Примеры «народной архитектуры» включают крутую альпийскую крышу, предназначенную для снежных условий; пещерные жилища Пиренейского полуострова; американский сруб и мексиканскую саманную хижину. См. также Американская архитектура (1600 – настоящее время).
ЖИВОПИСЬ
Вотивные картины (например, иконы), выполненные маслом, акварелью или пастелью, были не редкостью, но большинство картин было в форме декоративного украшения других предметов или структур (включая фрески на внутренних и наружных стенах). Так, например, была широко распространена роспись на текстиле, стеклянных изделиях, сундуках, часто с использованием трафаретов. Также встречались иллюстрации текстов.
Крупным художником, испытавшим влияние народного искусства, является Наталья Гончарова (1881-1962), одна из самых ценных русских художниц в истории. Она и её муж Михаил Ларионов создали ряд традиционных оформлений для Сергея Дягилева и его балетной труппы. (См. также Леон Бакст) Школой двадцатого века, использовавшей элементы популистского народного искусства, стало движение «Мексиканские фрески», задуманное министром образования Хосе Васконселосом (1882-1959) и воплощённое в жизнь Диего Риверой (1886-1957), Хосе Клементе Ороско (1883-1949), Давидом Альфаро Сикейросом (1896-1974) и другими.
СКУЛЬПТУРА
Фигуративную скульптуру, а также те или иные рельефные украшения можно увидеть почти в каждом обществе. В «народном искусстве» наиболее распространённым видом скульптуры была резьба по дереву, за которой следовали скульптурные памятники из камня. Резьба по дереву была особенно популярна и включала в себя все – от больших тотемных столбов до миниатюрных кораблей в бутылках. Другие популярные виды применения пластического искусства включали папье-маше, часто используемое для крупномасштабных объектов или фигур, особенно на карнавалах.
ПРИНТ
Естественным средством для изготовления «народных гравюр» была ксилография (ксилография), которая обычно вырезалась очень просто, а затем грубо раскрашивалась или наносилась по трафарету. Ксилография использовалась для создания игр, простых форм и объявлений, а также вывесок.
ТЕКСТИЛЬ
В дополнение к стандартной практике, включающей вязание крючком, вышивку, войлоковаляние, вязание, кружевоплетение, макраме и квилтинг, народные художники также развивали высокоспециализированные навыки, включая ковроткачество и гобелен.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
По очевидным практическим причинам общая категория прикладного искусства неизменно была самой важной и наиболее активно практикуемой из всех искусств и ремёсел в народных сообществах. Спектр занятий варьировался в зависимости от имеющихся ресурсов, но включал некоторые или все следующие виды деятельности: плетение корзин, изготовление кукол, эмалирование, изготовление мебели, токарная обработка дерева, лаковые изделия, керамика или гончарное дело (глиняная посуда, каменная посуда), выделка кожи, обработка металла, изготовление ножей, мозаичное искусство, изготовление ювелирных изделий, витражи (см. также материалы/методы витражей), искусство татуировки и изготовление игрушек.
- «Авраам Линкольн и вторая американская революция» Джеймса Макферсона, краткое содержание
- «Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса, краткое содержание
- Пленительный мегаполис: Исследуя секреты Нью-Йорка
- Конкурс для архитекторов и дизайнеров организует Иркутский художественный музей
- «Интимная одежда» Линн Ноттедж, краткое содержание
- Геттисбергская речь Авраама Линкольна
- ART RUSSE ПОДДЕРЖИТ ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ДЕТИ И ИСКУССТВО» (CHILDREN & THE ARTS)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?