Мусорное искусство читать ~7 мин.
На протяжении XX века в рамках модернистского бунта против использования традиционных материалов в изобразительном искусстве и последующего стремления продемонстрировать, что «искусство» может быть сделано из чего угодно, художники создавали скульптуры, ассамбляжи, комбинированные картины, скульптуры и инсталляции из всё более широкого спектра необычных предметов и материалов. Примером тому могут служить работы 1950-х годов экспериментального художника техасского происхождения Ричарда Раушенберга, а название «джанк-арт» было впервые придумано британским художественным критиком и куратором Лоуренсом Аллоуэем (1926-1990) в 1961 году для описания произведений искусства, сделанных из металлолома, сломанной техники, тряпок, древесины, макулатуры и других «найденных» материалов.
Относящийся к искусству Пикассо, Дюшана и Швиттерса начала XX века, джанк-арт имеет аналоги в Дада, работах Альберто Бурри (1915-1995) и более поздних Арте Повера художников из Италии, испанских художников, таких как Антони Тапиес (р. 1923), и калифорнийского движения фанк-арт. Он также рассматривается как подвид «найденного искусства» и иногда упоминается как «трэш-арт». Однако его отличительным признаком остаётся использование банальных, обычных, повседневных материалов.
Ранняя история джанк-арта
Если исключить спорное утверждение, что камешек Макапансгат (Университет Витватерсранда, Йоханнесбург) возрастом 3 миллиона лет представляет собой древнейшее в мире произведение джанк-арта (в данном случае objet trouve или «найденный предмет», выбранный за его сходство с человеческим черепом), первым джанк-художником был Марсель Дюшан (1887-1968). Он начал создавать произведения искусства (в основном скульптуры) из мусора и других городских отходов. Его специализацией был «ready-made» – предмет массового производства, выбранный наугад, изолированный от своего обычного контекста и представленный как произведение искусства. Примеры readymades Дюшана (серии найденных предметов) включают: Велосипедное колесо (1913, готовое, металл, окрашенное дерево, Центр Помпиду, Париж), В ожидании перелома руки (1915, Галерея искусств Йельского университета), и Фонтан (1917, унитаз, реплика в Галерее Тейт, Лондон).
Другим художником-пионером хлама был ганноверский дадаист Курт Швиттерс (1887-1948), чьим уникальным вкладом в современное искусство был его «Мерцбау» – замысловатая скульптура из бумаги, картона и другого мусора, которая бродила по его дому, в итоге полностью его заполнив.
Кубистские коллажи, созданные Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1882-1963) на этапе синтетического кубизма, были ещё одним предшественником джанк-арта. Примерами композиционных работ Пикассо являются его скульптуры: Гитара (1913, листовой металл и проволока, Музей современного искусства MoMA); Стакан с абсентом (1914, окрашенная бронза с ложкой абсента, Музей современного искусства NY).
В это время в Париже также находился художник украинского происхождения Владимир Татлин (1885-1953), который впоследствии стал основоположником конструктивизма, и русский художник Владимир Баранов-Россине (1888-1944), чья скульптура Симфония № 1 (1913, крашеное дерево, картон и толчёная яичная скорлупа, Музей современного искусства MoMA) напоминает скульптуру из хлама Александра Архипенко (1887-1964). Среди других пионеров этой формы искусства – Анри Лоренс (1885-1954), см. его работу «Строительство, маленькая голова» (1915, дерево, полихромные железные листы, Центр Жоржа Помпиду); швейцарская художница Софи Таеубер-Арп (1889-1943), см. её работу «Страж» (1918, окрашенное дерево, металлические крепления, Музей Беллерив, Цюрих, Германия); румын Марсель Янко (1895-1984) – см. его работу Маска (1919, бумага, картон, бечёвка, пастель, Центр Жоржа Помпиду, Париж); немецкий художник и скульптор Жан Арп (1886-1966) – см. Набор жертвы кораблекрушения (1920-1, частная коллекция).
Мусорное искусство становится движением
Несмотря на усилия вышеупомянутых пионеров, а также художников межвоенного периода Марселя Жана (1900-1993), Жоана Миро (1893-1983) и Андре Бретона (1896-1966) – см. их соответствующие работы Призрак гардении (1936, гипсовая голова, окрашенная ткань, молнии, кинолента, Музей современного искусства Нью-Йорка); Объект (1936, чучело попугая, остатки шёлкового чулка, пробковый шар, гравированная карта, Музей современного искусства Нью-Йорка); и Поэма-объект (1941, Музей современного искусства Нью-Йорка) – джанк-арт сформировался в движение только в 1950-е годы, когда художники вроде Роберта Раушенберга (1925-2008) начали продвигать свои «комбайны» (комбинированная форма живописи и скульптуры), такие как Кровать (1955, MoMA, Нью-Йорк) и Первый прыжок на землю (1961, комбинированная живопись, ткань, металл, кожа, электрическая арматура, кабель, масляная краска, доска, Музей современного искусства Нью-Йорка).
Тем временем другие скульпторы начали пробовать использование городского мусора и других необычных материалов, в том числе влиятельный американский скульптор Дэвид Смит (1906-1965) – см. его Пейзаж реки Гудзон (1951, сварные стальные детали, Музей американского искусства Уитни); венесуэльский художник Хесус Рафаэль Сото (р. 1923) – см. его Без названия (1960, дерево, металлические детали, гвозди, Музей современного искусства Нью-Йорка); французский текстильный скульптор Этьен Мартен (1913-1995) – см. его Пальто (Жилище 5) (1962, ткань, верёвка, кожа, металл, брезент, Центр Жоржа Помпиду); швейцарский художник-кинетик Жан Тингели (1928-1991) – отмечен за свою саморазрушающуюся «Память Нью-Йорку» (1960, MoMA, NY) – пример его марки кинетического искусства; и болгарин Христо Явачефф (1935-2009) – см. его работу «Пакет на столе» (1961, стол, заваленный завёрнутыми предметами, Центр Жоржа Помпиду).
Известные представители
Знаменитым представителем джанк-арта в период его становления в 1960-е годы был франко-американский художник Арман (Арманд Фернандес) (1928-2005), который стал известен благодаря своим необычным ассамбляжам из мусора и отработанных предметов, например, Home Sweet Home (1960, собрание газовых масок, Центр Жоржа Помпиду), Nail Fetish (1963, куча склеенных вместе револьверов, частная коллекция) и Accumulation of Slicated Teapots (1964, Галерея искусств Уокера, Миннеаполис).
Другим известным представителем был марсельский художник Сезар (1921-1998), который приобрёл свою художественную репутацию благодаря скульптурам из автомобильных деталей, таким как Compression Ricard (1962, спрессованные автомобильные детали, Центр Жоржа Помпиду).
Среди других известных художников, создающих хлам, – уроженец Индианы скульптор Джон Чемберлен (р. 1927), среди работ которого – Без названия (1964, окрашенная сталь с хромом, Музей современного искусства в Ницце), Без названия (1968, листовой металл, Национальная галерея современного искусства, Рим) и Коко-нор II (1967, Коллекция Тейт, Лондон); английский фотограф и скульптор Джозеф Гото (1916-1994); американец Ричард Станкевич (1923-1983), известный своей остроумной работой «Пара средних лет» (1954, Музей современного искусства, Чикаго); скульптор и кинорежиссёр Брюс Коннер (1933-2008), известный своими жуткими конструкциями из сломанных кукол и старых чулок.
Диапазон объектов и других современных ненужных материалов, используемых в этом жанре, хорошо показан в работах Йозефа Бойса (1921-1986), таких как Сибирская симфония Евразии (1963, панно, рисунок мелом, войлок, жир, заяц, окрашенный шест, Музей современного искусства Нью-Йорка); Эд Киенхольц (1927-1994), например Заднее сиденье Dodge ’38 (1964, усечённый автомобиль Dodge, смола, краска, стекловолокно, одежда, куриная проволока, пивные бутылки, гипс, Музей искусств округа Лос-Анджелес); Ники де Сен-Фалль (1930-2002), например, её Монстр из Суази (1963, краска, различные объекты, металлический каркас, Центр Жоржа Помпиду); Марисоль (р. 1930), например, её Женщина и собака (1964, дерево, гипс, синтетический полимер, таксидермическая голова собаки и другие предметы, Музей американского искусства Уитни).
Британский джанк-арт
В 1990-е годы художественная группа, известная как Молодые британские художники (YBAs), широко, но противоречиво использовала найденные «объекты» и другой хлам. Дэмиен Хёрст (р. 1965) выставил ряд таких работ, включая «Тысячу лет» (1990, Saatchi Collection), сделанную из разлагающейся головы коровы, личинок и мух. Трейси Эмин (р. 1963) выставила выставку My Bed (1998, коллекция Saatchi), состоящую из её собственной незаправленной постели с испачканными простынями и другими личными вещами, такими как испачканное нижнее белье.
Популярность того, что сейчас рассматривается как вид современного искусства с более современным чувством эстетики, настолько велика, что предметы из хлама начинают появляться во многих видах искусства, включая живопись, скульптуру, ассамбляж, инсталляцию и концептуальное искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?