Мусорное искусство читать ~5 мин.
На протяжении XX века модернистский бунт против традиционных материалов в изобразительном искусстве породил стремление доказать, что «искусство» можно создавать из чего угодно. Художники начали использовать всё более широкий спектр необычных предметов для создания скульптур, ассамбляжей, комбинированных картин и инсталляций. Ярким примером служат работы 1950-х годов техасского художника-экспериментатора Роберта Раушенберга. Сам термин «джанк-арт» ввёл в 1961 году британский арт-критик и куратор Лоуренс Аллоуэй (1926–1990) для описания произведений из металлолома, сломанной техники, древесины и прочих «найденных» материалов.
Джанк-арт, восходящий к работам Пикассо, Дюшана и Швиттерса начала XX века, находит параллели в дадаизме, творчестве Альберто Бурри (1915–1995), а также в более позднем движении Арте Повера в Италии. Его аналоги можно найти у испанских художников, таких как Антони Тапиес (1923–2012), и в калифорнийском движении фанк-арт. Джанк-арт также считают подвидом «найденного искусства» (found art) и иногда называют «трэш-артом». Его отличительной чертой остаётся использование обыденных, повседневных материалов.
Ранняя история джанк-арта
Если не считать спорного утверждения о том, что галька из Макапансгата возрастом 3 миллиона лет (Университет Витватерсранда, Йоханнесбург) является древнейшим в мире objet trouvé («найденным предметом»), то одним из первых художников в этом направлении можно назвать Марселя Дюшана (1887–1968). Он создавал произведения искусства из мусора и городских отходов. Его специализацией стал «ready-made» — предмет массового производства, выбранный случайным образом, изъятый из привычного контекста и представленный как произведение искусства. Среди реди-мейдов Дюшана (являющихся разновидностью найденных объектов) — Велосипедное колесо (1913, Центр Помпиду, Париж), В ожидании сломанной руки (1915, Галерея искусств Йельского университета) и знаменитый Фонтан (1917, писсуар; реплика в Галерее Тейт, Лондон).
Другим пионером этого направления был ганноверский дадаист Курт Швиттерс (1887–1948). Его уникальным вкладом в современное искусство стал «Мерцбау» — сложная скульптура из бумаги, картона и другого мусора, которая разрасталась по его дому, пока в итоге не заполнила его целиком.
Предшественниками джанк-арта также были кубистские коллажи, созданные Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в период синтетического кубизма. Примерами работ Пикассо в этой технике являются его скульптуры Гитара (1913, листовой металл и проволока, Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк) и Стакан абсента (1914, раскрашенная бронза с ложкой для абсента, Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк).
В то же время в Париже работали и другие художники-новаторы. Среди них — украинец Владимир Татлин (1885–1953), будущий основоположник конструктивизма, и русский художник Владимир Баранов-Россине (1888–1944). Его скульптура Симфония № 1 (1913) напоминает работы Александра Архипенко (1887–1964). К числу пионеров этого вида искусства также относятся Анри Лоранс (1885–1954), Софи Тойбер-Арп (1889–1943), Марсель Янко (1895–1984) и Жан Арп (1886–1966).
Мусорное искусство становится движением
Несмотря на усилия пионеров и работы художников межвоенного периода, таких как Марсель Жан (1900–1993), Жоан Миро (1893–1983) и Андре Бретон (1896–1966), джанк-арт как движение оформился лишь в 1950-е годы. Это произошло, когда художники, подобные Роберту Раушенбергу (1925–2008), начали создавать свои «комбайны» — гибриды живописи и скульптуры. Среди них — Кровать (1955, MoMA, Нью-Йорк) и Первый прыжок на землю (1961, MoMA, Нью-Йорк).
Параллельно другие скульпторы также начали экспериментировать с городским мусором. В их числе влиятельный американский скульптор Дэвид Смит (1906–1965), венесуэльский художник Хесус Рафаэль Сото (1923–2005) и французский текстильный скульптор Этьен Мартен (1913–1995). Швейцарский художник-кинетист Жан Тенгели (1925–1991) прославился своей саморазрушающейся машиной В память о Нью-Йорке (1960), являющейся примером его фирменного кинетического искусства. Болгарский художник Христо Явашев (1935–2020) создал работу Пакет на столе (1961, Центр Помпиду).
Известные представители
Знаковым представителем джанк-арта в 1960-е годы стал франко-американский художник Арман (Арман Фернандес, 1928–2005). Он прославился своими ассамбляжами из мусора и бывших в употреблении предметов, например, Home Sweet Home (1960, собрание противогазов, Центр Помпиду) и Накопление разрезанных чайников (1964, Галерея искусств Уокера, Миннеаполис).
Другим известным представителем был художник из Марселя Сезар (1921–1998), который сделал себе имя на скульптурах из спрессованных автомобильных деталей, таких как Compression Ricard (1962, Центр Помпиду).
Среди других художников, работавших в жанре джанк-арта, — скульптор Джон Чемберлен (1927–2011), американский скульптор Ричард Станкевич (1922–1983) и калифорнийский художник и режиссёр Брюс Коннер (1933–2008), известный своими жуткими конструкциями из сломанных кукол и старых чулок.
Широкий спектр материалов, используемых в этом жанре, демонстрируют работы Йозефа Бойса (1921–1986), Эда Кинхольца (1927–1994) с его инсталляцией Заднее сиденье Dodge ’38 (1964, Музей искусств округа Лос-Анджелес), Ники де Сен-Фалль (1930–2002) и Марисоль Эскобар (1930–2016) с её работой Женщина и собака (1964, Музей американского искусства Уитни).
Британский джанк-арт
В 1990-е годы арт-группа, известная как Молодые британские художники (YBAs), широко и неоднозначно использовала «найденные объекты» и другой хлам. Дэмиен Хёрст (р. 1965) представил ряд таких работ, включая инсталляцию Тысяча лет (1990, Коллекция Саатчи), состоящую из гниющей коровьей головы, личинок и мух. Трейси Эмин (р. 1963) представила инсталляцию Моя кровать (1998, Коллекция Саатчи) — свою собственную неубранную постель с испачканными простынями и личными вещами.
Популярность этого направления, которое сегодня рассматривается как вид современного искусства с обновлённой эстетикой, настолько велика, что элементы джанк-арта встречаются во многих художественных формах, включая живопись, скульптуру, ассамбляж и инсталляции.
- Карен Шахназаров: “Каждый зритель создаёт тот фильм, который хочет видеть”
- «Питерские заметки»: свежие происшествия СПБ сегодня
- Купить дорожную сумку — стильные новинки для приятных путешествий
- Нужен ли английский язык в другой стране?
- «Путешествие к центру Земли», краткое содержание
- Каникулы в Бразилии: лучший маскарадный костюм для себя и ребёнка
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?