Китайские художники читать ~46 мин.
Здесь представлен хронологический список избранных китайских художников начиная с IV века периода Раздробленности и заканчивая XX веком и династией Цин. В нём представлены авторы всех основных жанров китайской живописи — пейзажей, исторических полотен, портретов и жанровых сцен, выполненных на различных носителях, включая бумагу, шёлк, конопляную ткань, ручные свитки и веера. Важно отметить, что в китайской традиции копирование работ старых мастеров является основой обучения и способом сохранения культурного наследия, а не просто подражанием.
Информацию о древней керамике и живописи можно найти в следующих статьях: «Искусство неолита в Китае» (7500–2000 до н.э.), «Искусство династии Шан» (ок. 1600–1000 до н.э.), «Искусство династии Чжоу» (1050–221 до н.э.) и «Искусство династии Цинь» (221–206 до н.э.). О буддийской живописи читайте в статьях: «Искусство периода Шести династий» (220–589) и «Искусство династии Суй» (589–618). См. также статьи о знаменитой китайской лаковой посуде (с ок. 4500 до н.э.) и китайском фарфоре (ок. 100–200 н.э.).
Подробнее о художниках и других мастерах Азии см.: «Искусство Азии» (с 38 000 до н.э.).
Период Раздробленности (221–589)
Гу Кайчжи (ок. 344–406)
Родился в провинции Цзянсу. Один из первых известных по имени художников древности. Он прославился как мастер фигурной живописи и основоположник одного из двух её основных стилей (второй связан с именем У Даоцзы). К IX веку для стиля Гу были характерны тонкая непрерывная линия и проницательная передача характеров. Самая известная приписываемая ему работа — ручной свиток Британского музея под названием «Наставления придворной наставницы», — вероятно, является близкой копией VI века. Другие картины, связанные с его именем, включают различные копии работы «Нимфа реки Ло».
Лу Таньвэй (расцвет 465–472)
Творил в период правления Мин-ди из династии Сун (465–472). Хотя ни одна из его станковых картин не сохранилась, считается, что кирпичные рельефы с изображением «Семи мудрецов бамбуковой рощи и Жун Цици», найденные в царских гробницах Южных династий в Нанкине и уезде Даньян, могли быть основаны на его работах.
Чжан Сэнъю (расцвет 500–550)
Был чиновником при династии Лян в эпоху Южных династий. Сравнивая его стиль изображения людей со стилем других ранних мастеров, Чжан Яньюань писал, что Чжан Сэнъю сумел передать плоть, Лу Таньвэй — кость, а Гу Кайчжи — дух изображаемых объектов. Он создавал росписи на стенах буддийских и даосских храмов, а также писал пейзажи. Единственная сохранившаяся работа, связанная с его именем, — «Пять планет и двадцать восемь созвездий» (Муниципальный музей Осаки, Япония) — является копией, вероятно, выполненной с композиции эпохи Тан.
Об истории и развитии живописи в Китае см.: «Хронология китайского искусства» (ок. 18 000 до н.э. — настоящее время).
Династия Тан (618–906)
Янь Либэнь (? – 673)
Чиновник, ставший премьер-министром при императоре Гао-цзуне (649–683). Будучи ведущим мастером фигурной живописи VII века, он изображал сановников и данников, посещавших Чанъань, столицу Тан. Он также участвовал в проектировании мавзолея императора Тай-цзуна (? – 649) в Чжаолине, в том числе создал изображения шести любимых боевых коней императора, которые сохранились в виде скульптурных барельефов. «Портреты тринадцати императоров», ручной свиток в Музее изящных искусств в Бостоне, — лучший из сохранившихся образцов его портретного искусства.
Ли Сысюнь (651–716)
Родственник императорской семьи, занимавший высокие посты при дворе. Он и его сын Ли Чжаодао известны своими красочными пейзажами в стиле «сине-зелёный», где использовались азуритовый синий, малахитовый зелёный и золото. Впоследствии Дун Цичан назвал Ли Сысюня основателем северной школы китайской живописи. Хотя оригинальных работ не сохранилось, картина «Бегство императора Мин-хуана в Шу» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй) является прекрасным примером композиции в «сине-зелёной» манере, с высокими горами и далёкими равнинами, виднеющимися сквозь узкие ущелья.
Вэйчи Ишэн (расцвет в конце VII — начале VIII века)
Член царского дома Хотана. Для его свитков с изображением людей характерны экспрессивные драпировки. С его именем связывают свиток с фигурами из коллекции Беренсона (Вилла I Tatti, Сеттиньяно, Италия).
Ван Вэй (699–759)
Самый известный поэт и художник эпохи династии Тан, названный Дун Цичаном основоположником южной школы живописи. Будучи чиновником и ревностным буддистом, он писал работы на буддийские и даосские сюжеты, а позже удалился в своё имение на реке Ванчуань. Там он, по-видимому, писал пейзажи, используя новаторскую для своего времени технику помо (письма «разбрызганной тушью», тушевой живописи). Хотя ни одна из его картин не сохранилась в оригинале, с его именем связывают «Портрет учёного Фу Шэна» (Осака) и «Река после снегопада» (коллекция Огава, Киото). О принципах традиционной китайской живописи см.: «Традиционное китайское искусство: Характерные черты».
У Даоцзы (расцвет 710–760)
Считается одним из величайших китайских мастеров фигурной живописи, его стиль контрастирует со стилем Гу Кайчжи. Полагают, что он использовал стремительный мазок кистью с линиями переменной толщины и прерывистыми контурами, а также наносил точки и штрихи для создания трёхмерного эффекта. У Даоцзы служил придворным художником во время правления Сюань-цзуна (712–756). Он много путешествовал и создал настенные росписи во многих буддийских и даосских храмах в Чанъани и Лояне. Он также известен как пейзажист, но его работы сохранились только в виде оттисков с гравированных камней, например «Чёрный воин» (Черепаха и змея).
Хань Гань (ок. 715–781)
Знаменитый художник, изображавший лошадей, был вызван ко двору императора Сюань-цзуна (712–756) для написания императорских скакунов. «Сияющая в ночи белизна», портрет одной из лошадей, ранее находившийся в коллекции сэра Персиваля Дэвида, является наиболее достоверно атрибутированной ему работой и в настоящее время хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Чжан Яньюань (род. в 815)
Написал «Лидай минхуа цзи» («Записки о знаменитых художниках всех династий») в 847 году, после того как многие буддийские храмы и их настенные росписи были уничтожены во время гонений на религию (842–845) в период правления под девизом «Хуэйчан». Этот труд является важнейшим источником сведений о ранней живописи и теории искусства в Китае.
Гуаньсю (832–912)
Монах-художник, известный в первую очередь своими изображениями архатов (буддийских святых), которые сохранились в Японии и приписываются ему.
О влиянии художников эпохи Тан на культуру Кореи см.: «Корейское искусство» (ок. 3000 до н.э. — настоящее время).
Пять династий и десять царств (907–979)
Цзин Хао (ок. 870–925)
Пейзажист и автор знаменитого трактата о живописи «Бифацзи» («Заметки о приёмах кисти»). Одна из его работ — «Путешественники в снежных горах» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити).
Гуань Тун (расцвет ок. 907–923)
После падения династии Тан он стал подданным династии Поздняя Лян (907–923), правившей Северным Китаем, и почитался наряду с Фань Куанем и Ли Чэном как один из трёх величайших пейзажистов X века. В начале карьеры его учителем был Цзин Хао. В поздние годы он писал в относительно свободной, эскизной манере. Одна из его работ — «В ожидании переправы» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Ли Чэн (919–967)
Один из самых влиятельных мастеров периода Пяти династий и ранней Северной Сун, известный своими зимними пейзажами, особенно изображением безлистных деревьев. Считается, что он очень экономно использовал тушь. Он происходил из семьи чиновников-учёных и сам был учёным. Вероятно, его оригинальных работ не сохранилось, но «Одинокий храм среди ясных вершин» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити) — прекрасная картина в стиле Северной Сун, приписываемая ему.
Дун Юань (? – 962)
Родом из Нанкина, провинция Цзянсу. Прославился пейзажами, которые оказали большое влияние на ведущих мастеров конца периода Юань (XIV век). Позднее Дун Цичан назвал его ведущим мастером южной школы пейзажной живописи. Он и его последователь Цзюйжань писали речные пейзажи длинными, мягкими, «землистыми» мазками; их горные склоны были плавно закруглены и усеяны валунами — влажные и туманные, как пейзажи региона Цзяннань, где он работал. Среди приписываемых ему картин: «Реки Сяо и Сян» (Музей Гугун, Пекин) и «Леса на ветру и берега озера» (Институт Курокава, Хёго, Япония).
Ши Кэ (? – 975)
Известен своими юмористическими сюжетами и настенными росписями. По заказу императора Тай-цзу расписал стены монастыря Сянго в столице Кайфэн изображениями буддийских и даосских персонажей. «Два патриарха, приводящие в гармонию свои умы» (Токийский национальный музей), хотя, возможно, и является более поздней копией, считается самым старым из сохранившихся примеров живописи чань (дзэн), где одежда изображена грубыми мазками, а лица прорисованы в тонких деталях.
Цзюйжань (расцвет 960–985)
Монах-художник и последователь Дун Юаня, использовавший похожие мазки в технике «пеньковое волокно», которые перемежались с округлыми валунами, называемыми «головки квасцов» (фаньтоу). Известные работы: «В поисках Дао в осенних горах» и «Сяо И захватывает Ланьтин» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); «Буддийский монастырь на склоне горы» (Кливлендский музей, Огайо). В Британском музее хранится впечатляющий пейзажный свиток с его именем, но на самом деле это подделка XX века, выполненная Чжан Дацянем.
Работы неизвестных художников: Пять династий и десять царств
В Британском музее хранится большая коллекция анонимных буддийских рукописей, текстиля и картин, обнаруженных в конце XIX века в пещере № 17 в комплексе «Пещеры тысячи будд» в Дуньхуане (провинция Ганьсу). Марк Аурель Стейн, первый западный человек, посетивший это место после открытия, вывез оттуда около 500 рисунков, картин и гравюр, а также более 10 000 рукописных свитков.
Около двухсот рисунков и гравюр находятся в Британском музее, остальные — в Нью-Дели, а рукописи хранятся в Британской библиотеке. Другие картины из того же источника входят в коллекцию Пеллио в Музее Гиме в Париже, а рукописи — в Национальной библиотеке Франции. Картины, выполненные на шёлке, конопляной ткани или бумаге, включают как вотивные рисунки, созданные буддистами-мирянами, так и большие композиции, изображающие Чистые земли — райские обители, в которых они надеялись переродиться.
В Британском музее также хранится ряд других анонимных религиозных картин, в основном буддийских, но иногда и даосских. Среди них — «Тринадцатый архат, Ингада» (1345) и «Четыре архата и слуги» (династия Мин, XV век). Это единичные примеры из серий картин с изображением архатов, или лоханей, — хранителей буддийского закона, которых в Китае часто представляли группами по шестнадцать, восемнадцать или пятьсот.
Династия Сун (960–1279)
Фань Куань (ок. 960–1030)
Родился в Хуаюане, провинция Шэньси. Прославился строгими и величественными пейзажами. Вместе с Ли Чэном он разработал так называемый монументальный стиль пейзажа. Был известен своими мазками в технике «капли дождя» для моделирования поверхностей (цунь). Он выбрал для жизни суровую гористую местность Тайхуа в горах Чжуннань. Сохранившиеся работы включают «Путешественники среди ручьёв и гор» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Янь Вэньгуй (967–1044)
Родился в Усине, провинция Чжэцзян. Художник Академии при третьем императоре династии Сун. Его стиль был столь же монументальным, как у его современника Фань Куаня, но в его картинах прослеживаются изобилие и буйство красок. Среди работ: «Храмы среди ручьёв и гор» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); «Река и горы с храмами» (ручной свиток, Музей города Осака, Япония).
Сюй Даонин (ок. 970–1051)
Родом из Чанъаня, провинция Шэньси. Как и Го Си, он был последователем Ли Чэна и очень высоко ценился современниками. Его «Рыбалка в горном потоке» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити) — это величественный свиток с изображением рыбаков, путешественников, придорожной гостиницы и уединённых павильонов, разбросанных среди необычных обрывистых скал и суровых горных хребтов.
Го Си (ок. 1020–1090)
Один из выдающихся художников эпохи династии Сун (960–1279), родился в северной провинции Хэнань. По свидетельствам современников, он был искусным пейзажистом в Императорской академии. Он также является автором эссе «Возвышенное послание лесов и потоков», которое служит ценным источником сведений об отношении к пейзажу в эпоху Сун, а также о композиции и технике работы кистью. Он писал пейзажи в стиле Ли Чэна, используя текстурные мазки и размывку туши для создания иллюзии пространства. Его композиции были сложнее, чем у ранних художников, таких как Фань Куань. Горы доминировали в его работах, меняя свой вид в зависимости от времени года. Его картины демонстрируют атмосферные эффекты, которые позже разовьют художники Южной Сун. «Ранняя весна» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй) — впечатляющий свиток на шёлке, подписанный и датированный 1072 годом.
Су Ши (1036–1101)
Знаменитый государственный деятель, поэт, каллиграф, художественный критик и художник, изображавший бамбук, также известный как Су Дунпо. Вместе с людьми своего круга, такими как художник по бамбуку Вэнь Тун и каллиграф Хуан Тинцзянь, он создал концепцию вэньжэньхуа (文人画) — «живописи интеллектуалов», утверждая, что живопись может обладать теми же ценностями и статусом, что и поэзия. По его мнению, «природный гений и оригинальность» были важнее, чем формальное сходство в живописи. Он занимал официальные посты, но в течение карьеры несколько раз подвергался изгнанию. Ни одна из его картин не сохранилась, но «Сухое дерево, бамбук и камень» (Шанхайский музей) приписывается ему и даёт представление о его тематике и манере. Сохранилось много образцов его каллиграфии.
Ли Гунлинь (Лунмянь) (ок. 1049–1106)
Родился в Шучэне, провинция Аньхой. Самый известный мастер фигурной живописи периода Северной Сун. Он писал в стиле баймяо (контурный рисунок) — изящной линейной манере, заимствованной у Гу Кайчжи и связанной с историческими сюжетами и буддийскими божествами. Также он работал в традиции У Даоцзы, используя короткие, живые, вибрирующие мазки. Его ценили и как художника, изображавшего лошадей, и как пейзажиста. Таким образом, Ли стал первым мастером, который освоил стиль нескольких предшественников, а не одного, установив классические стандарты в каждом жанре. «Пять подаренных коней и их конюхи» (нынешнее местонахождение неизвестно) — лучший пример его творчества. «Метаморфозы небесных существ» (Британский музей) — близкая копия его стиля, возможно, выполненная в раннюю эпоху Мин.
Ли Тан (ок. 1050–1130)
Родился в Саньчэне, северная провинция Хэнань. Художник Академии при императоре Северной Сун Хуэй-цзуне в столице Бяньлян (современный Кайфэн), а затем при Гао-цзуне (Южная Сун) в Линьане (современный Ханчжоу). Будучи художником переходного периода, он создавал пейзажи меньшего масштаба, чем великие мастера Северной Сун, а в его технике новаторски использовался «топорный мазок», выполняемый наклонной кистью. Сохранившиеся работы включают «Осенние и зимние пейзажи» (Кото-ин, Дайтоку-дзи, Киото); «Шепчущие сосны в ущельях» (датируется 1120 годом, Национальный дворцовый музей, Тайбэй); «Сбор трав» (Музей Гугун, Пекин).
Ми Фу (1051–1107)
Уроженец провинции Хубэй. Интеллектуал, художник и каллиграф, известный своими критическими оценками живописи и каллиграфии. Он был автором книги «Хуаши» («История живописи»). Он рисовал листву крупными влажными точками, а скалы — мягкими, пластичными мазками. Сохранилась только одна его работа — «Зелёные горы с соснами» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); больше произведений дошло до нас от его сына, Ми Южэня (1086–1165).
Чжао Данянь (Лингран) (расцвет ок. 1080–1100)
Потомок императорской семьи Сун и коллекционер древней живописи. Его картины более камерные, чем у большинства современников из Северной Сун. Они отличаются небольшим масштабом, простотой замысла и новым для того времени реализмом. Сохранившаяся работа: «Речная деревня ясным летом» (Музей изящных искусств, Бостон).
Хуэй-цзун (1082–1135)
Фактически последний император Северной Сун (правил 1101–1125), после чего он и его преемник были схвачены и отправлены в изгнание. Он был эстетом, выдающимся каллиграфом и художником, специализировавшимся на натюрмортах с изображением птиц и цветов. Он окружил себя придворными художниками Академии живописи и активно руководил их работой, пренебрегая государственными делами. Среди его картин: «Дамы, готовящие только что сотканный шёлк» (Музей изящных искусств, Бостон; копия работы художника Чжан Сюаня эпохи Тан); «Слушая цинь» (Музей Гугун, Пекин); «Гардения и личи с птицами» (Британский музей). Последний свиток, приписываемый ему, но, вероятно, выполненный придворным художником, демонстрирует красочное и детальное изображение природы, столь ценимое при его дворе, и подписан императорским шифром.
Ма Хэчжи (расцвет ок. 1131–1162)
Родом из провинции Чжэцзян. Чиновник при дворе императора Южной Сун Гао-цзуна, который заказал ему иллюстрации к конфуцианской классике «Ши цзин» («Книга песен»). Эта серия картин должна была доказать легитимность его правления перед лицом оккупации Северного Китая чжурчжэнями (династия Цзинь). «Иллюстрации к одам царства Чэнь» (Британский музей) — один из лучших сохранившихся примеров этой серии, состоящий из десяти сцен, сопровождаемых соответствующими одами, написанными каллиграфическим почерком императора Гао-цзуна. Ма Хэчжи использовал вибрирующую линию в стиле «листья орхидеи» и «талия осы», преобразуя технику изображения драпировок танского художника У Даоцзы, чтобы передать благоговение перед каноническим текстом.
Чжан Цзэдуань (расцвет в начале XII века)
Родом из провинции Шаньдун. Колофон на его единственной сохранившейся работе гласит, что он был членом академии Ханьлинь и специализировался на изображении зданий, лодок, повозок и мостов. Его уцелевший шедевр — свиток «По реке в день поминовения усопших» (Музей Гугун, Пекин), который изображает оживлённые сцены из жизни столицы Северной Сун и её окрестностей незадолго до захвата города чжурчжэнями в 1126 году.
Ся Гуй (расцвет 1180–1224)
Художник Ханчжоуской академии, автор пейзажей, а также картин с изображением буддийских и даосских персонажей. Позднее он удалился от придворной жизни в буддийский монастырь чань (дзэн). Он был младшим современником Ма Юаня. Сохранившиеся работы включают «Двенадцать видов из соломенной хижины» (ручной свиток, Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити) и «Речной пейзаж в дождь и ветер» (роспись веера, Музей изящных искусств, Бостон).
Ма Юань (расцвет 1190–1225)
Представитель четвёртого поколения знаменитой семьи художников в Академии живописи и выдающийся мастер эпохи Южной Сун, испытавший сильное влияние Ли Тана. Мягкие пейзажи Ханчжоу располагали к созданию камерных сцен и побуждали художников отходить от монументального стиля Северной Сун. Художники Академии Ма Юань и Ся Гуй, которых часто объединяют в школу Ма-Ся, использовали тушевые размывки для создания эффектов света и тумана, применяя «одноугловой» тип композиции. Их стиль оказал влияние на придворных художников ранней династии Мин, таких как Ли Цзай. Работы Ма Юаня: «Пир при свете фонарей» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); «Нагие ивы и далёкие горы» (роспись веера, Музей изящных искусств, Бостон); «Сочинение стихов на весенней прогулке» (ручной свиток, Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити).
Лян Кай (начало XIII века)
Родом из провинции Шаньдун. Известен своими картинами с изображением людей, пейзажами, а также работами на даосские и буддийские сюжеты. С 1201 года был «приглашённым художником» в академии живописи Ханчжоу. Сохранившиеся работы: «Шакьямуни, покидающий горы» (коллекция Сима Эюити, Токио); «Верховный даосский мастер на суде» (коллекция Ванго Вэн, детальный эскиз для настенной росписи в даосском храме); «Шестой патриарх, рубящий бамбук» (Токийский национальный музей, прекрасный пример чаньской живописи, ставшей популярной в Японии как живопись дзэн); «Поэт Ли Бо» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй, шедевр лаконичной работы кистью).
Династия Юань (1279–1368)
Цянь Сюань (ок. 1235–1301)
Родился в Усине, провинция Чжэцзян. Получил степень цзиньши (доктора) в эпоху Цзин-дин (1260–1264), был сведущ в литературе и музыке. Он никогда не служил монгольскому режиму. Вслед за Чжао Мэнфу он первым стал практиковать сознательный архаизм, особенно в пейзажах. Картина «Жилище в горах» (Музей Гугун, Пекин) выполнена в «сине-зелёном» стиле. Его картины с цветами отличаются тонкой детализацией, но с некоторой лаконичностью, которую разделяет и его каллиграфия, обычно написанная на том же листе. Сохранившиеся работы: «Молодой дворянин на коне» (Британский музей); «Цветущая груша» (ранее коллекция сэра Персиваля Дэвида, ныне Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Ранняя осень» (Детройтский институт искусств, Мичиган).
Чжао Мэнфу (1254–1322)
Родственник императорской семьи Сун, который, тем не менее, занял пост при династии Юань, за что подвергался большой критике. Он был самым выдающимся каллиграфом и художником эпохи династии Юань (1279–1368). В живописи он следовал примеру Цянь Сюаня, культивируя «дух древности», но его искусство было продуктом своего времени. Например, «Осенние цветы в горах Цяо и Хуа» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй) была написана для друга, который из-за правления Цзинь в Северном Китае никогда не мог посетить родные места. «Пейзаж в воображении Се Ююя» (Художественный музей Принстона) отражает двойственное положение самого Чжао, изображая учёного-отшельника IV века, который служил при дворе, но сохранял чистоту помыслов. «Деревня на воде» (1302, Музей Гугун, Пекин) демонстрирует единую плоскость и упрощённую манеру письма, которой будут подражать позднеюаньские пейзажисты.
Жэнь Жэньфа (1255–1328)
Родом из Сунцзяна, провинция Цзянсу. Чиновник и художник, изображавший лошадей и пейзажи. Его надпись на картине «Толстая и худая лошади» (Музей Гугун, Пекин) уподобляет двух коней разным типам чиновников: один толстеет на службе, а другой отдаёт всего себя служению народу.
Хуан Гунван (1269–1354)
Уроженец провинции Цзянсу. Один из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань». Наряду с У Чжэнем, Ни Цзанем и Ван Мэном он основал пейзажный стиль, который стал источником бесчисленных вариаций для более поздних художников, полностью введя пейзаж в репертуар художника-интеллектуала (вэньжэнь). Его самая известная работа — «Жилище в горах Фучунь» (1350, Национальный дворцовый музей, Тайбэй), в которой ограниченный набор мотивов создаёт монументальную композицию рек, лесов и горных хребтов.
У Чжэнь (1280–1354)
Ещё один из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань». Его пейзажи, как и картины Хуан Гунвана, выполнены в традициях Цзюйжаня и Дун Юаня. Они отличаются использованием хорошо увлажнённой кисти и продуманных, округлых мазков и точек. В Национальном дворцовом музее в Тайбэе есть несколько его картин, включая «Два можжевельника», «Центральная гора» и «Стебли бамбука у скалы».
Ни Цзань (1301–1374)
Третий из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань». Также поэт, каллиграф и пейзажист. Выходец из богатой семьи в провинции Цзянсу, он отказался от своего состояния, чтобы вести простую жизнь на лодке. Он знаменит своими работами сухой тушью, выполненными наклонной кистью, с редкими точками насыщенного чёрного цвета. «Кабинет Жунси» (1372, Национальный дворцовый музей, Тайбэй) и «Осенняя поляна у хижины рыбака» (Шанхайский музей) демонстрируют его любимый сюжет — небольшой павильон с голыми деревьями — и излюбленную композиционную схему с камнями на переднем плане, водной гладью и далёкими холмами.
Ван Мэн (1308–1385)
Внук Чжао Мэнфу, родом из провинции Чжэцзян, ненадолго пережил падение династии Юань и умер в тюрьме уже при династии Мин. Пейзажист в стиле Дун Юаня и Цзюйжаня, один из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань». Его главный вклад — изображение гор как колоссальных, бурлящих энергией объектов, выполненных с чрезвычайно разнообразным репертуаром техник, в отличие от сухого и скупого стиля Ни Цзаня. Его работа «Горы Цинбянь» (1366) находится в Шанхайском музее; «Жилище в летних горах» — в Музее Гугун в Пекине.
Династия Мин (1368–1644)
Дай Цзинь (1388–1462)
Из Цяньтана (Ханчжоу). В основу своего пейзажного стиля положил манеру Ма Юаня и Ся Гуя из эпохи Южной Сун. В годы правления под девизом «Сюаньдэ» (1426–1435) он недолго служил при дворе. Несмотря на элементы академического стиля, его кисти свойственна свобода и живость. Сохранившиеся картины включают: «Рыбаки на реке» (Галерея Фрир, Вашингтон); «Позднее возвращение с весенней прогулки» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Шэнь Чжоу (1427–1509)
Самый ранний и ведущий мастер школы У. Он предпочёл жизнь в уединении в Сучжоу службе при дворе династии Мин. Талантливый каллиграф, поэт и живописец, он использовал стили позднеюаньских пейзажистов как средства для собственного выражения, особенно хорошо чувствуя себя в манере У Чжэня, но при этом стремился подражать экономной манере Ни Цзаня. Кроме пейзажей, он известен своими натурными зарисовками, такими как «Альбом растений, животных и насекомых» (шестнадцать листов, 1494, Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
«Туманная река и многослойные хребты» (Музей Ляонина) — свиток в величественной манере Сун; «Величественная гора Лу» (1467, Национальный дворцовый музей, Тайбэй) обладает плотностью и богатством текстуры, ассоциирующимися с Ван Мэном. В других случаях изображение реальных мест у Шэнь Чжоу отличается освежающей простотой. «Долина цветущих персиков» (приписывается, Британский музей) даёт представление о его работе кистью и крупной каллиграфии, созданной в стиле каллиграфа Северной Сун Хуан Тинцзяня.
У Вэй (1459–1508)
Родом из Цзянся, провинция Хубэй. Его покровитель в Нанкине, герцог Чэнгуо, был крупным коллекционером. В его собраниях У Вэй изучал изысканный монохромный стиль баймяо с линейными фигурами Ли Гунлиня, что прослеживается во многих его ранних картинах, например, в свитке «Железная флейта» (1484, Шанхайский музей). Во время правления под девизом «Хунчжи» (1488–1505) его версия пейзажной живописи в стиле Ма-Ся стала популярной, сделав его ведущим мастером школы Чжэ. Его зрелый стиль характеризовался быстрыми, даже грубыми мазками, которые впоследствии подверглись серьёзной критике со стороны Дун Цичана. «Удовольствие от рыбалки» (Музей Гугун, Пекин) — прекрасный пример его зрелого стиля. В Британском музее хранится несколько его картин, в том числе свиток «Прогуливающиеся для развлечения» и «Госпожа Лаоюй с фениксом Луань».
Тан Инь (1470–1523)
Из Сучжоу, провинция Цзянсу. Ученик Чжоу Чэня (? – 1536), который также обучал Цю Ина. Тан Инь был дружен с отцом Вэнь Чжэнмина и входил в литературные круги Сучжоу. Он был известен своими женскими портретами и впечатляющими пейзажами со стихами, написанными его характерным почерком. См. работу «Соломенная хижина на Западной горе» (Британский музей).
Вэнь Чжэнмин (1470–1559)
Из Сучжоу, провинция Цзянсу. Один из величайших художников и каллиграфов династии Мин, самый значительный художник школы У после своего учителя Шэнь Чжоу. Он недолго служил при дворе после того, как десять раз безуспешно пытался сдать государственные экзамены. Как каллиграф, он прекрасно владел и скорописью с крупными символами, и точным мелким уставным письмом. В живописи он был столь же универсален: он привнёс тонкую проработку деталей и лирическое использование цвета в пейзажный стиль Шэнь Чжоу, а также изображал фигуры и бамбук тушью. Среди его последователей из школы У в XVI веке было несколько членов его семьи. См. работы: «Омовение ног в бассейне с мечами» и «Деревья на ветру» (Британский музей); «Тысяча скал, соперничающих в великолепии» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); «Мириады долин, соперничающих в потоке» (Нанкинский музей).
Цю Ин (ок. 1494–1552)
Родился в Тайцане, провинция Цзянсу, жил в Сучжоу. Названный вместе с Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмином и Тан Инем одним из «Четырёх мастеров Сучжоу», он был профессиональным художником и учеником Чжоу Чэня, а также входил в круг художников-интеллектуалов. Он был блестящим мастером изображения фигур и столь же искусным пейзажистом в архаичной манере «синего и зелёного», из-за чего многие позднейшие подражания этому стилю подписаны его именем. Различные аспекты его искусства иллюстрируют «Чжао Мэнфу, пишущий сутру в обмен на чашку чая» (Кливлендский музей искусств, Огайо); «Летний день в тени банановых пальм» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй); и «Прощание в Сюньяне» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити).
Лу Чжи (1496–1576)
Родился в Сучжоу, провинция Цзянсу. Художник-пейзажист и поэт, последователь Вэнь Чжэнмина. По всей видимости, он никогда не занимал должности и в конце концов удалился в горное уединение на горе Чжисин, недалеко от Сучжоу, где продолжал заниматься живописью. В своих пейзажах региона Сучжоу Ни Цзань, очевидно, был источником вдохновения для Лу Чжи, который подражал его угловатым, гранёным формам и сухой кисти, часто добавляя бледный киноварный или бледно-зелёный цвет. См. работы: «Хуцю Шань Ту» (Тигриный холм) (Музей Гугун, Пекин); «Пейзаж в стиле Ни Цзаня» (Британский музей).
Цзян Сун (ок. 1500)
Из Нанкина. Художник школы Чжэ, запечатлевший в своих пейзажных картинах «все туманы Цзяннаня». Как и другие художники школы Чжэ, он был не в почёте у коллекционеров при династии Цин. С его картины «Взяв лютню в гости к другу» (Британский музей) были удалены оригинальные подписи и печати и добавлен ярлык, приписывающий её Сюй Даонину из династии Сун; но листва деревьев на переднем плане и другие детали, выполненные тушью, безошибочно принадлежат Цзян Суну.
Сюй Вэй (1521–1593)
Один из величайших художников эпохи династии Мин, родился в Шаньине, провинция Чжэцзян. Поэт и каллиграф, он превосходно изображал растения и цветы в свободной и даже «дикой» манере размытой туши, что оказало большое влияние на живопись Бада Шаньжэня. «Цветы тушью» (длинный свиток на бумаге, Нанкинский музей) — одна из его главных работ, кульминацией которой является великолепное изображение банановых пальм.
Дин Юньпэн (1547–1621)
Родился в Сюнине, провинция Аньхой. Дин был профессиональным художником, изображавшим пейзажи, фигуры и особенно буддийские и даосские сюжеты. «Бог литературы» (1596, Британский музей) — пример его изысканной и детальной монохромной живописи тушью; его картины в цвете столь же совершенны. Ксилографическая книга «Чэнши Моюань» содержит несколько примечательных рисунков для чернильных брусков. Подражания его работам довольно часто встречаются среди произведений на буддийские и даосские сюжеты.
Дун Цичан (1555–1636)
Уроженец провинции Цзянсу. Доминирующая фигура китайской живописи в поздний период Мин и последующие годы. Начав с изучения каллиграфии, он занялся поиском и анализом сохранившихся шедевров живописи эпох Сун и Юань, стремясь вернуть древние ценности в живопись своего времени. Ясность композиции, чёткие контуры и уместные мотивы имели для него первостепенное значение. В процессе установления подлинности старых картин он много писал и предложил теорию «северной» и «южной» школ. Согласно его теории, художники-интеллектуалы должны следовать исключительно южной школе, полагаясь на работу кистью и избегая чрезмерной детализации и живописных эффектов. Его примеру последовали Ван Шимин, Ван Цзянь, Ван Хуэй и Ван Юаньци. Короткий ручной свиток «Реки и горы в ясный осенний день», выполненный в манере юаньского художника Хуан Гунвана (Кливлендский музей искусств, Огайо), является прекрасным примером его стиля. В Британском музее есть его «Пейзаж» и приписываемый ему ручной свиток с изображением скал и деревьев.
Цуй Цзычжун (ок. 1594–1644)
Крупный художник-фигурист конца династии Мин, которого обычно ставят в один ряд с Чэнь Хуншоу («Цуй на севере и Чэнь на юге»). Цуй был независимым художником, отстранённым персонажем, который в конце концов уморил себя голодом, не желая просить о помощи. Вероятно, он был членом даосской секты и написал множество сцен из буддийской и даосской литературы. Его фигуры часто отсылают к античным моделям, а сам он сосредоточился на эксцентричных архаизмах. См. работу «Вознесение Сюй Цзинъяна на небеса» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Сяо Юньцун (1596–1673)
Родом из провинции Аньхой. Первый из мастеров Синьаня и имин («оставшийся верным» после падения династии Мин). Его учеником был раннецинский монах-живописец Хунжэнь, ещё один из аньхойских мастеров. Среди работ: «Чтение в снежных горах» (Музей Гугун, Пекин); «Морозные леса» (ручной свиток, Британский музей).
Сян Шэнмо (1597–1658)
Родился в Цзясине, провинция Чжэцзян. Сын великого коллекционера Сян Юаньбяня (1525–1590). Его картины отличаются довольно точно очерченными формами и элегантным цветом как в пейзажах, так и в изображениях цветов. Его работа «Чтение в осеннем лесу» (1623–1624) находится в Британском музее.
Чэнь Хуншоу (1599–1652)
Из Чжуцзи, провинция Чжэцзян. После провала на чиновничьих экзаменах он начал зарабатывать на жизнь живописью. Уже в раннем возрасте он выработал особый стиль и творчески переосмысливал прошлое. Его фигурные картины были основаны на архаичных изображениях исторических или буддийских сюжетов. Во время своего пребывания в Пекине (1640–1643) он работал в паре с художником Цуй Цзычжуном («Цуй на севере и Чэнь на юге»). Он был наиболее известен как художник-фигурист, работавший в тонком линейном стиле мастера IV века Гу Кайчжи, но также писал пейзажи и создавал ксилографические иллюстрации и игральные карты. Его работа «Бессмертные женщины» находится в Музее Гугун, Пекин. В Британском музее, помимо нескольких атрибутированных работ, хранится прекрасный альбомный лист «Пейзаж» и большой свиток «Хризантемы».
Династия Цин (1644–1911)
Ван Шимин (1592–1680)
Уроженец провинции Цзянсу. Поскольку у него самого была большая коллекция работ старых мастеров, Ван Шимин лучше других ортодоксальных художников смог применить теории Дун Цичана на практике. Он сделал это в знаменитом альбоме точных копий уменьшенного размера под названием «В малом видеть большое» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй), для которого Дун написал название и надписи. В своих пейзажных картинах Ван Шимин отдавал предпочтение стилю юаньского мастера Ван Мэна. «Пейзаж» из Британского музея (1654) вдохновлён манерой другого юаньского мастера, Хуан Гунвана.
Ван Цзянь (1598–1677)
Уроженец провинции Цзянсу. Второй из «Четырёх Ванов» в группе шести ортодоксальных мастеров. Как и Ван Шимин, он специализировался на пейзажах в манере мастеров эпох Сун и Юань. «Пейзаж в честь Цзюйжаня» (Британский музей) — пример того, как ортодоксальные мастера использовали древние стили (здесь — мотивы мастера X века Цзюйжаня) для создания вариаций в собственной манере.
Хунжэнь (1610–1664)
Родом из провинции Аньхой. Один из «Четырёх монахов-художников» (вместе с Бада Шаньжэнем, Куньцанем и Даоцзи), сторонник династии Мин, ставший монахом после её падения. Он был первым художником, проявившим характерный аньхойский стиль, и особенно любил рисовать гору Хуаншань, одну из самых впечатляющих в Китае. В его альбоме (Музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити) представлены отдельные элементы пейзажа, каждый из которых обозначен одним иероглифом. «Приход осени» (коллекция Чинг Юань Чай) демонстрирует ту же точность в законченной пейзажной композиции.
Куньцань/Ши Ци (1612–1673)
Родился в провинции Хунань. Индивидуалист и один из «Четырёх монахов-художников» (вместе с Хунжэнем, Бада Шаньжэнем и Даоцзи). Он рано стал монахом буддийской школы чань (дзэн) и в конце концов настоятелем монастыря близ Нанкина. Его картины характеризуются плотными и беспокойными композициями, в которых пейзаж разбит на многочисленные горные хребты, долины и скалистые обнажения. Его кисти присуща сухая, «землистая» манера, которая часто обогащается цветными размывками. «Осень и зима», два альбомных листа (Британский музей), были выполнены для друга, Чэн Чжэнкуя, в 1666 году и являются одними из лучших его работ. «Весна» и «Лето», завершающие серию, находятся в Кливлендском музее искусств и Музее восточноазиатского искусства в Берлине соответственно.
Гун Сянь (ок. 1618–1689)
Один из «Восьми мастеров из Нанкина» и имин — сторонник династии Мин, который принадлежал к обществу реставрации, а впоследствии стал отшельником. В своих довольно мрачных пейзажных картинах он объединял тушевые размывки с «накоплением туши» (слоями мазков), создавая эффект монументальности. «Тысяча вершин и мириады оврагов» (ок. 1670, коллекция Дреноватц, Музей Ритберга, Цюрих) показывает его в наиболее «клаустрофобической» манере; в Британском музее есть его более открытый «Вид на озеро».
Бада Шаньжэнь (Чжу Да) (1626–1705)
Ещё один из «Четырёх монахов-художников» и крупная фигура в искусстве династии Цин (1644–1911). Он был потомком императорского дома Мин и, следовательно, ещё одним имин. Его ранние работы — это альбомы с изображением цветов и скал со стихами, подписанными различными псевдонимами. Позже он использовал загадочные изображения птиц и рыб, чтобы намекнуть на своё бедственное положение под властью маньчжуров, а также рисовал лотосы со сломанными стеблями и пейзажи тушью. В Британском музее хранится свиток «Скалы и семена фирмианы» и небольшой «Пейзаж».
Ван Хуэй (1632–1717)
Самый разносторонний из ортодоксальных художников. Ван Шимин и Ван Цзянь обучали и поощряли его, вплоть до того, что выдавали его картины за оригиналы эпохи Сун или Юань. При дворе в 1690-х годах он руководил созданием серии массивных свитков, описывающих южные путешествия императора Канси. В Британском музее хранится лишь небольшая роспись его веера, но анонимный свиток «Снежный пейзаж» с подписью Фань Куаня, возможно, близок к творчеству Ван Хуэя.
У Ли (1632–1718)
Родился в провинции Цзянсу. Друг и современник Ван Хуэя и один из ведущих ортодоксальных художников ранней Цин. Вместе с Ван Хуэем он учился у Ван Цзяня и Ван Шимина и через них познакомился с пейзажами четырёх мастеров династии Юань, особенно Ван Мэна. Его ортодоксальность проявлялась в восхищении древними мастерами, однако он верил в возможность преобразовывать стили мастеров Сун и Юань для создания глубоко индивидуального стиля. Картины У Ли вызывали восхищение современников. В 1688 году он стал священником-иезуитом, после чего, по-видимому, писал относительно мало. Его картина «Сосновый ветер из мириад долин» находится в Кливлендском музее искусств, Огайо.
Юнь Шоупин (1633–1690)
Художник, изображавший цветы и пейзажи, друг и ближайший современник Ван Хуэя, связанный с «Четырьмя Ванами» и У Ли как ортодоксальный мастер. Уступая Ван Хуэю в пейзаже, он известен главным образом своими картинами цветов в технике «могуфа» («без костей», то есть без контуров).
Даоцзи (Шитао) (1642–1707)
Потомок императорской семьи Мин. После падения династии Мин он стал странником и известен как один из «Четырёх монахов-художников» (вместе с Хунжэнем, Куньцанем и Бада Шаньжэнем). Его «Хуаюлю» («Записки о живописи монаха Тыквы-горлянки») — одно из важнейших китайских сочинений по живописи, в котором он рассматривает искусство через свою концепцию «единого мазка кисти». В той же работе он отстаивает свою оригинальность: “Бороды и брови древних не растут на моём лице”. На его ручном свитке в музее Сучжоу, «Десять тысяч уродливых чернильных точек», есть надпись, в которой он заявляет о своей цели — шокировать мастеров прошлого. Многие его картины, такие как «Восемь видов Юга» (Британский музей), тесно связаны с его собственными странствиями и часто дополняются каллиграфией.
Ван Юаньци (1642–1715)
Родился в провинции Цзянсу. Внук Ван Шимина. Художник-пейзажист, самый молодой и, пожалуй, самый оригинальный из «Четырёх Ванов». Возможно, его величайшей работой является большое цветное воссоздание свитка «Вилла на реке Ванчуань» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) — давно утраченного шедевра танского поэта и художника Ван Вэя, который известен лишь по оттискам и поздним копиям.
Шангуань Чжоу (1665–1750)
Родился в Чантине, провинция Фуцзянь. В первую очередь рисовал несколько «деревенские» фигуры и пейзажи, примером чему служит свиток из Британского музея, «Рай рыбака». Хуан Шэнь был его учеником.
Лэн Мэй (ок. 1677–1742)
Родился в Цзяочжоу, провинция Шаньдун. Профессиональный придворный художник, специализировавшийся на фигурной живописи. Он сотрудничал с художником-иезуитом Джузеппе Кастильоне (известным в Китае под именем Лан Шинин), который познакомил его с европейской живописью. Его картина «Два кролика под деревом утун» находится в Музее Гугун в Пекине. Картины, хранящиеся в Британском музее, включают: «Портрет дамы» и «Маньчжурский чиновник у дверей своей библиотеки».
Хуа Янь (1682–1765)
Родом из провинции Фуцзянь. Поэт и каллиграф, а также живописец, известный своими живыми и тщательными изображениями птиц, но также искусный в изображении фигур и пейзажей. Работы: «Красная птица» (коллекция Эллиотта, Художественный музей Принстона, Нью-Джерси); «Птица майна и белка» (Галерея Фрир, Вашингтон).
Гао Фэнган (1683–1748)
Родился в Цзяосяне, провинция Шаньдун. В начале жизни был известен своими стихами. Он сделал карьеру чиновника, но так и не достиг высокого ранга. В 1737 году у него парализовало правую руку, и после этого он рисовал левой. В Британском музее хранится прекрасный набор веерных росписей с пейзажами и цветами, написанных до этого события, а также альбом «Картины цветов по эскизам студии ‘Десять бамбуков’».
Цзоу Игуй (1686–1772)
Придворный художник при императоре Цяньлуне (годы правления 1736–1796), который заказал ему живописный колофон «Сосны и можжевельники» (Британский музей) к свитку Гу Кайчжи «Наставления придворной наставницы». Эта картина, считавшаяся самой ценной во дворцовой коллекции, была размещена императором вместе с тремя другими в отдельном павильоне в Запретном городе. Хотя теперь колофон хранится отдельно, он попал в Британский музей вместе с картиной Гу, и на нём также есть печати императора Цяньлуна.
Хуан Шэнь (1687–1766)
Родился в Янчжоу, провинция Цзянсу. Ученик Шангуань Чжоу и один из «Янчжоуских чудаков». Он рисовал фигуры и пейзажи с длинными надписями, выполненными характерной скорописью. Сохранившиеся работы включают: «Лао-цзы и его олень» и «Стремительные девять драконов».
Лан Шинин (Джузеппе Кастильоне) (1688–1768)
Родился в Милане, Италия. Кастильоне стал священником-иезуитом в 1707 году. В 1715 году он прибыл в Макао, а затем отправился в Пекин, где оставался до самой смерти. Там он стал частью группы западных советников при китайском императорском дворе. Он писал картины для трёх императоров — Канси, Юнчжэна и Цяньлуна, а также обучал китайских художников западным техникам. Из всех художников-миссионеров, работавших на императоров Цин, Кастильоне был самым выдающимся. В его картинах сочетались традиционные китайские акварельные техники с западным использованием линейной перспективы и светотени (кьяроскуро). Он преуспел в религиозной живописи, портрете, а также в изображении животных, цветов и пейзажей. См. работу «Десять лошадей и девять собак» (Национальный дворцовый музей, Тайбэй).
Юань Цзян (ок. 1690–1724)
Уроженец Янчжоу, провинция Цзянсу. Специализировался, как и Юань Яо, на больших пейзажах, часто с выдающимися архитектурными элементами, написанных в величественной манере, напоминающей монументальный стиль эпох Пяти династий и Сун. Однако его манера письма, особенно в очертаниях скальных форм, имеет вычурные черты, которые не позволяют спутать его работы с произведениями эпохи Сун. «Пэнлай, остров бессмертных» (1723, Британский музей) — типичный пример его подхода к легендарным сюжетам.
Чжэн Се (1693–1765)
Родился в Янчжоу. Известен картинами с изображением таких сюжетов, как орхидеи и бамбук, которые перемежаются каллиграфией, где иероглифы часто демонстрируют необычные вариации. «Орхидеи на камнях» (коллекция Кроуфорда, Нью-Йорк). В Британском музее хранится приписываемый ему свиток «Хризантемы, бамбук и эпидендрум».
Ло Пин (1733–1799)
Родился в Янчжоу, провинция Цзянсу. Называл себя «монахом Цветочного храма». Он считается одним из «Восьми чудаков из Янчжоу» и был учеником Цзинь Нуна, ещё одного из «чудаков». Он отправился в Пекин, приобретя по пути множество покровителей. Также был хорошим каллиграфом и резчиком печатей. Он написал много портретов, а одной из его известных работ является «Гуйцюй ту» (серия картин с призраками и духами). Картины в Британском музее: «Портреты поэтов Ван Шичжэня и Чжу Ицзюня»; «Монах под пальмой».
Тан Ифэнь (1778–1853)
Родился в Уцзине, провинция Цзянсу. Стиль Тана относится к тем, кто в XIX веке всё ещё оставался последователем ортодоксальной традиции XVII века. Тема сада была популярна в Китае, где сад рассматривался как микрокосм более крупного ландшафта. В Британском музее хранится большой свиток под названием «Сад наслаждений» со многими современными колофонами.
Цзюй Лянь (1828–1904)
Родился в провинции Гуандун. Под влиянием художников из Цзянсу, таких как Сун Гуанбао и Мэн Цзиньи, которые приехали в Гуандун преподавать, Цзюй Лянь и его двоюродный брат Цзюй Чао стали мастерами в рисовании цветов, насекомых и растений. Цзюй Лянь был особенно плодовит в написании пейзажей и фигур. Он и его двоюродный брат усовершенствовали стиль живописи, известный как «могуфа» (бескостный): посыпая окрашенные участки белым порошком, они создавали яркую и немного блестящую поверхность (чжуанфэнь), а капая водой на ещё влажные краски, они создавали тонкие тональные градации (чжуанфэй). См. работу «Цветы» (Гонконгский музей искусств, Гонконг).
Чжао Чжицянь (1829–1884)
Уроженец провинции Чжэцзян. Знаменитый резчик печатей, поэт и каллиграф. Благодаря своим цветочным картинам стал одним из выдающихся художников XIX века.
См. также двух великих японских художников укиё-э периода Эдо: Хокусай (1760–1849) и Хиросигэ (1797–1858).
Известные современные китайские художники
Здесь представлен избранный список значимых китайских художников XX века из КНР, Тайваня, Гонконга и стран Запада.
Ци Байши (1864–1957)
Родился в провинции Хунань. Начав жизнь плотником, стал плодовитым художником, рисовавшим цветы, креветок, крабов, насекомых и птиц. Поскольку после 1949 года он остался в Китае и писал на повседневные сюжеты, добавляя собственную каллиграфию и печати, он стал самым известным художником середины XX века. В Британском музее хранится прекрасный этюд «Бодхидхарма в красном одеянии», а также картины с цветами его кисти.
Гао Цзяньфу (1879–1951)
Родился в Паньюй, провинция Гуандун. Вместе с Гао Цифэном и Чэнь Шужэнем (1883–1949) был одним из трёх основателей школы Линнань. Все они находились под влиянием ранних цинских художников, таких как Цзюй Лянь, и все трое учились в Японии с 1906 по 1911 год, вернувшись для участия в революции. Они стали пионерами нового направления в китайской живописи, в котором выступали за использование западной
перспективы и светотени, а также японских техник, но при этом применяли традиционные китайские краски. Среди их учеников — Чжао Шаоан и Ли Сюнцай. См. работу «Сепия» (Гонконгский музей искусств, Гонконг).
Гао Цифэн (1889–1933)
Родился в Паньюй, провинция Гуандун. Брат Гао Цзяньфу. Он изучал искусство в Японии и учился живописи у своего брата, вместе с которым стал частью школы Линнань. См. работу «Петушок и курочка под бегонией» (Гонконгский музей искусств, Гонконг).
Чжу Цичжань (1892–1996)
Родился в Тайцане, провинция Цзянсу. Член Шанхайской академии живописи. В студенческие годы Чжу изучал западную масляную живопись, а позже сосредоточился на традиционных китайских стилях. Он писал пейзажи и цветы в смелой манере шанхайских художников XIX – XX веков. Многие из его пейзажей отличаются использованием ярких цветов.
Сюй Бэйхун (1895–1953)
Родился в провинции Цзянсу. Крупная фигура в модернизации китайского искусства. Он посетил Европу и Японию и занимал ряд ключевых преподавательских должностей, где выступал за изучение реализма. Тема, благодаря которой он наиболее известен на Западе, — лошади. Их энергичные движения он передавал с помощью быстрых и лаконичных мазков тушью. В Китае его лошади стали символом несгибаемого национального духа. См. работу «Две лошади» (Британский музей).
Пу Синьюй (1896–1963)
Родился в Пекине. Потомок императора Даогуана, он получил классическое образование и традиционное обучение китайской живописи. Его картины основаны на литературной пейзажной традиции конца Мин и начала Цин, но он также изучал работы мастеров пейзажа эпохи Сун. В 1949 году он переехал на Тайвань и в 1950-е годы считался ведущим художником острова. У него было много учеников, в том числе Цзян Чжаошэнь (род. в 1925).
Пань Тяньшоу (1897–1971)
Родился в уезде Нинхай, провинция Чжэцзян. Не получил формального образования в области живописи, но учился по руководствам, таким как «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». В 1923 году он отправился в Шанхай и преподавал в Шанхайском художественном колледже. Его работы были написаны под влиянием мастеров шанхайской школы и следовали традиционным стилям пейзажа и живописи «цветов и птиц».
Чжан Дацянь (1899–1983)
Уроженец провинции Сычуань. Разносторонний мастер живописи и усердный коллекционер, известный своими многочисленными подделками работ известных художников прошлого, особенно индивидуалиста XVII века Даоцзи/Шитао. Два года, проведённые в Дуньхуане в 1940-х годах, привили ему глубокое понимание яркого цвета и пожизненный интерес к фигурной живописи. Одна из самых известных его подделок — большой пейзаж «Густые леса и многослойные вершины», подписанный
именем Цзюйжаня, хранится в Британском музее. Другая работа в БМ, «Пейзаж», иллюстрирует более абстрактный стиль его поздних лет, когда он жил в Бразилии и Калифорнии.
Линь Фэнмянь (1900–1991)
Учился во Франции, вернулся в Китай, но окончательно обосновался в Гонконге. Он много писал о живописи, пытаясь синтезировать и гармонизировать различные качества китайского и западного искусства. Он писал в основном одиночные фигуры в квадратном формате, приспособленном для обрамления, а не в традиционном китайском формате свитка.
Фу Баоши (1904–1965)
Родился в провинции Цзянси. Получил образование в Китае и Японии. Он был известным каллиграфом, а также вырезал печати. Как учитель он написал несколько книг по живописи и считается одним из последних великих художников-интеллектуалов. «Горный пейзаж» (Британский музей) и «Учёные, переживающие трудности» были написаны в военные годы, когда он жил в провинции Сычуань.
Ван Цзицянь (Ван Цзицюань) (1907–2003)
Родился в провинции Цзянсу. Знаток, коллекционер и известный художник-пейзажист, живший в Нью-Йорке с 1950 года. Он собрал обширную коллекцию «Бамбуковой студии», часть которой сейчас находится в Метрополитен-музее. «Оды царства Чэнь» Ма Хэчжи были приобретены Британским музеем из его коллекции.
Ли Кэжань (1907–1989)
Уроженец провинции Цзянсу. Родился в сельской бедноте, в ранние годы рисовал водяных буйволов и пастухов. Его более поздние картины, как правило, были выполнены чёрной тушью. Насыщенная тушь стала одним из его фирменных знаков, наряду с новаторским использованием глубоких цветов. Изначально он был ведущим представителем традиционной пейзажной живописи, реабилитировав этот стиль в рамках коммунистической теории. В 1960-х годах он разработал свой собственный стиль, адаптировав западную перспективу. См. работы: «Пейзаж в красках» и «Пейзаж по мотивам стихотворения председателя Мао» (обе в коллекции Дреноватц, Музей Ритберга, Цюрих).
Лу Шоукунь (1919–1975)
Родился в Гуанчжоу, Китай, но эмигрировал в Гонконг в 1948 году. Он был приверженцем буддизма чань (дзэн) и писал картины во многих стилях, в том числе подражая классическим образцам. На него оказало влияние западное искусство, в том числе кубизм. У него было несколько последователей, таких как Ирэн Чоу (род. в 1924).
У Гуаньчжун (1919–2010)
Уроженец провинции Цзянсу. Изучал масляную живопись в Китае, а затем в Париже с 1947 по 1950 год. По возвращении в Китай занялся пейзажной живописью. Он стремился найти точки соприкосновения между китайской и западной техникой, используя линию и цвет, часто с узнаваемыми деталями, чтобы китайский зритель мог распознать сюжет более абстрактных работ. В 1990-х годах он вновь обратился к натурным зарисовкам с намёком на пейзаж. В Британском музее хранится его большая картина горизонтального формата, «Рай для маленьких птиц».
Лю Госун (род. в 1932)
Уроженец провинции Шаньдун. Ранний сторонник антитрадиционализма, стремился стать художником в западной традиции. Достиг зрелости на Тайване и нашёл решения, сочетающие восточные и западные традиции, включая современные темы, такие как космические путешествия. Он создавал свои работы по образцу Матисса и Пикассо, а также испытал влияние Клее, де Кунинга и Ротко. Иногда он использовал специальную бумагу из грубого волокна, отрывая волокна от поверхности после рисования, чтобы усилить каллиграфический эффект.
Хэ Хуайшо (род. в 1941)
Писатель, ученик Фу Баоши. Изучал живопись в Гуанчжоу. Он верит в передачу эмоций через свои картины и в заполнение всей поверхности холста, в отличие от традиционной китайской живописи, где художники стремятся к балансу заполненного и пустого пространства.
Китайские художники нашего времени
Среди множества талантливых художников и скульпторов из КНР, работающих в сфере актуального искусства, следует отметить следующих. См. также: «200 лучших современных художников».
Чжан Сяоган (род. в 1958)
Занявший в 2008 году 5-е место в списке лучших современных художников мира, Чжан Сяоган известен своими сюрреалистическими картинами, написанными под влиянием Сальвадора Дали, а также серией «Родословная», в которой представлены формальные монохромные портреты китайских семей. В 2006 году его картина 1993 года была продана за 2,3 миллиона долларов.
Цзэн Фаньчжи (род. в 1964)
Занявший 6-е место в мировом списке лучших современных художников, Цзэн Фаньчжи известен своими фигуративными работами, сочетающими экспрессионизм и реализм, а также ироничной серией «Великий человек», на которой изображены, в частности, Ленин, Мао и Карл Маркс.
Юэ Миньцзюнь (род. в 1962)
Занявший 7-е место в списке лучших современных художников мира, Юэ Миньцзюнь является одним из главных представителей китайской школы «циничного реализма» — одного из авангардных направлений современного искусства в Китае. Он отмечен за свою характерную серию картин с гротескно смеющимися автопортретами.
Ван Гуанъи (род. в 1957)
Занявший 9-е место в списке лучших современных художников мира, художник в стиле «политический поп-арт» Ван Гуанъи сочетает логотипы популярных потребительских брендов со стилем и эстетикой коммунистических агитплакатов.
Лю Сяодун (род. в 1963)
Родом из Ляонина. Современный художник и фотограф. Продажи на аукционах за 2007–2008 годы превысили 10,5 млн фунтов стерлингов.
Цай Гоцян (род. в 1957)
Художник-перформансист, специализирующийся на событиях с использованием пороха и пиротехники. Продажи произведений искусства за 2007–2008 годы превысили 10 млн фунтов стерлингов.
Ян Пэймин (род. в 1960)
Шанхайский портретист. Продал работ более чем на 9,5 млн фунтов стерлингов (2007–2008).
Чэнь Ифэй (1946–2005)
Современный китайский художник из Чжэцзяна. Продажи его произведений искусства на аукционах за 2007–2008 годы составили более 9,5 миллионов фунтов стерлингов.
Фан Лицзюнь (род. в 1963)
Современный китайский художник из Хэбэя, один из ведущих представителей движения «Циничный реализм». Продал картин на сумму более 9 миллионов фунтов стерлингов (2007–2008).
Лю Е (род. в 1964)
Авангардный китайский художник. Продажи его картин на аукционах за 2007–2008 годы составили более 8,5 миллионов фунтов стерлингов.
Чжоу Чунья (род. в 1955)
Сычуаньский художник-портретист. Продал работ на сумму более 8 миллионов фунтов стерлингов (2007–2008).
Британский музей активно приобретает произведения современного искусства китайских художников, стремясь собрать коллекцию, представляющую все основные направления живописи XX века в КНР, на Тайване и в других странах. Кроме вышеупомянутых картин, в Британском музее также есть работы художников XX века: Цзя Юфу, Не Оу, У Чаншо, Сюн Хай, Ян Яньпин и Чжу Сюли из КНР, а также Цзян Чжаошэнь и Юй Пэн из Тайваня.
- Игорь Дрёмин: «Цветы и птицы». Выставка произведений Янь Дуньцзяня
- Китайская живопись
- Парижский картинный вор предполагает, что выбросил похищенное в чан с мусором
- Весенние продажи азиатского искусства на Christie’s достигли 81 млн. долларов
- Выставка народного художника Ельчанинова в Смоленске - новый эксперимент
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Первая персональная выставка живописца СУРО в зале МСХ
- Выставка Янь Дуньцзяня «Цветы и птицы»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?