Китайские художники читать ~47 мин.
Здесь представлен хронологический список избранных китайских художников, начиная с 4 века Периода разобщённости и заканчивая 20 веком династии Цин и далее. В нём представлены представители всех основных жанров китайской живописи, таких как пейзажные картины, исторические картины, портреты и жанровые картины, выполненные на большинстве носителей, включая бумагу, шёлк, конопляную ткань, ручные свитки, веерные картины и другие формы.
О древней керамике и живописи см: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.), Искусство династии Шан (ок. 1600-1000 гг. до н.э.), Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) и Искусство династии Цинь (221-206 гг. до н.э.). О буддийской живописи см: Искусство периода Шести династий (220-589) и Искусство династии Суй (589-618). О других областях специализированной живописи см. знаменитые Китайская лаковая посуда (с ок. 4500 г. до н.э.) и Китайский фарфор (ок. 100-200 н.э.).
Подробнее о художниках и других мастерах Азии см: Искусство Азии (38 000 до н.э. и далее).
Период разобщённости (221-589 н.э.)
Гу Кайчжи (ок.344-406)
Родился в провинции Цзянсу. Один из самых ранних известных по имени живописцев древности. Он известен прежде всего как художник-фигурист и источник одного из двух основных стилей фигурной живописи (источник другого – У Даоцзы). К девятому веку стиль Гу характеризовался тонкой непрерывной линией и чуткой передачей характера. Самая известная картина, приписываемая ему, ручной свиток под названием «Обучение придворной наставницы», хранящийся в Британском музее, вероятно, является близкой копией шестого века. Другие картины, связанные с его именем, включают различные копии Нимфы реки Луо.
Лу Таньвэй (расцвет 465-72)
Был активен в правление Мингди из Сун (465-72). Хотя ни одна из его картин изобразительного искусства не сохранилась, утверждается, что кирпичные рельефы, изображающие Семь мудрецов бамбуковой рощи и Жун Цици, найденные в королевских гробницах Южных династий в Нанкине и в уезде Даньян провинции Цзянсу, вполне могут быть основаны на его работах.
Чжан Сэнъюй (расцвет 500-50 гг.)
Чиновник в эпоху Южных династий при династии Лян. Сравнивая его фигурный стиль со стилем других ранних мастеров, Чжан Янюань писал, что Чжан Сэнъюй получил плоть, Лу Танвэй – кость, а Гу Кайчжи – дух своих предметов. Он писал религиозные и фигурные сюжеты на стенах буддийских и даосских храмов, а также пейзажи. «Пять планет и двадцать восемь созвездий», Муниципальный музей Осаки, Япония, копия, возможно, сделанная с танской композиции, является единственной сохранившейся работой, связанной с его именем.
Об истории и развитии живописи в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время).
Династия Тан (618-906)
Янь Либэнь (?-673)
Чиновник, ставший премьер-министром при императоре Гаоцзуне (649-83). Являясь ведущим художником-фигуристом седьмого века, он изображал сановников и данников, посещавших Чанъань, столицу Тан. Он также помогал проектировать мавзолей императора Тайцзуна (?-649) в Чжаолине, включая портреты шести любимых боевых коней императора, которые сохранились в виде скульптурных барельефов. Портреты тринадцати императоров, ручной свиток в Музее изящных искусств в Бостоне, является лучшим из сохранившихся примеров его портретного искусства.
Ли Сисюнь (651-716)
Родственник императорской семьи, занимавший высокие посты при дворе. Он и его сын Ли Чжаодао известны своими красочными «сине-зелёными» пейзажными картинами, в которых использовались азуритовый синий, малахитовый зелёный и золото. В ретроспективе Ли Сиксун считался основателем северной школы китайской живописи, по определению Дун Цичана. Хотя оригинальных работ не сохранилось, картина «Полет Тан Минг Хуана в Шу», NPM, Тайбэй, представляет собой прекрасный пример танской композиции в «сине-зелёной» манере, с высокими горами и далёкими равнинами, мелькающими сквозь узкие провалы.
Вэйчи Ишэн (расцвет конца VII – начала VIII века)
Член королевского дома Хотана. Для его фигурных свитков характерны взволнованные драпировки. С его именем связан свиток с фигурами в коллекции Беренсона, Вилла I Tatti, Сеттиньяно, Италия.
Ван Вэй (699-759)
Самый известный поэт и художник искусства династии Тан, он назван Дун Цичаном источником южной школы живописи. Будучи чиновником, а также ярым буддистом, он писал как буддийские, так и даосские сюжеты и удалился в своё убежище на вилле Ванчуань. Здесь он, очевидно, писал пейзажи, используя технические новшества тушью или сломанной тушью, помо. Хотя ни одна его картина не сохранилась в оригинале, с его именем связаны Портрет учёного Фу Шэна, Осака, и Расчистка реки после снегопада, коллекция Огава, Киото. Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе традиционной китайской живописи, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
У Даоцзы (расцвет 710-760)
Считается одним из величайших китайских художников-фигуристов, его стиль контрастирует со стилем Гу Кайчжи. Считается, что он использовал стремительный мазок кистью, с толстыми и тонкими линиями неравномерной ширины и ломаными контурами, разбрасывая точки и штрихи для создания трёхмерного эффекта. У служил придворным художником во время правления Сюаньцзуна (712-56). Он много путешествовал и выполнил настенные росписи во многих буддийских и даосских храмах в Чанъани и Лояне. Он также известен как пейзажист, но его работы сейчас сохранились только в виде гравюр с гравированных камней, таких как «Чёрный воин» (Черепаха и змея).
Хань Гань (ок. 715-781)
Знаменитый художник лошадей и конюхов, он был вызван императором Сюаньцзуном (712-56) для росписи императорских лошадей. «Сияние белого в ночи», портрет одного из них, ранее находившийся в коллекции сэра Персиваля Дэвида, является его наиболее достоверно атрибутированной работой, в настоящее время находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Чжан Янюань (р. 815)
Написал «Лидай миньхуацзи» («Записи о знаменитых художниках всех династий») в 847 году после разрушения многих буддийских храмов и их настенных росписей во время религиозных гонений (842-5) в период правления Хуэйчан. Эта работа является самым важным источником информации о ранней живописи и теории в Китае.
Гуансюй (832-912)
Монах-живописец, известный прежде всего своими мрачными изображениями буддийских архатов, сохранившимися в Японии и приписываемыми ему.
О влиянии художников эпохи Тан на культуру Кореи см: Корейское искусство (ок. 3 000 до н.э. и далее).
Пять династий и десять царств (907-60)
Цзин Хао (ок. 870-925)
Пейзажист и автор знаменитого трактата по живописи «Бифаджи». «Путешественники в снежном пейзаже» (раскопки из гробницы) – одна из его работ. (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити).
Гуань Тун (расцвет ок. 907-23)
После падения династии Тан он стал подданным более поздней династии Лян (907-23), правившей Северным Китаем, и был почитаем, наряду с Фань Куанем и Ли Чэном, как один из трёх величайших пейзажистов десятого века. В начале своей карьеры Цзин Хао был его учителем. В поздние годы он писал относительно свободной, нерабочей и эскизной кистью. Ожидание парома, NPM, Тайбэй.
Ли Чэн (919-967)
Один из самых влиятельных мастеров эпохи Пяти династий и ранней Северной Сун, известный своими зимними пейзажами, особенно безлистыми деревьями. Считается, что он очень экономно использовал тушь. Он происходил из семьи чиновников-учёных и сам был учёным. Вероятно, его оригинальных работ не сохранилось, но «Одинокий монастырь среди чистых вершин», музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, – прекрасная картина в стиле северной песни, приписываемая ему.
Дун Юань (?-962)
Из Нанкина, провинция Цзянсу. Его слава связана с его пейзажами, которые оказали большое влияние на ведущих мастеров конца периода Юань (XIV век). Позже он был назван ведущим мастером южной школы пейзажной живописи Дун Цичана. Он и его последователь Журан писали речные пейзажи длинными, мягкими, землистыми мазками, его горные склоны были мягко закруглены и завалены валунами, влажными и туманными, как реальные пейзажи региона Цзяннань (низовья Янцзы), где он работал. Среди приписываемых ему картин: Реки Сяо и Сян, Гугун, Пекин, и Ветреные леса и берега озера, Институт Курокава, Хёго, Япония.
Ши Кэ (?-975)
Известен своими юмористическими сюжетами и настенными росписями. По заказу императора Тайцзу расписал буддийские и даосские фигуры в монастыре Сянгуо в столице Кайфэн. «Два патриарха, гармонизирующие свои умы», Токийский национальный музей, хотя, возможно, это более поздняя копия, является самым старым из сохранившихся примеров чаньской (дзэнской) живописи, где одежда изображена грубой кистью, а лица прорисованы в тонких деталях.
Журан (расцвет 960-85 гг.)
Монах-живописец и последователь Дун Юаня, использующий похожие мазки «пенькового волокна», перемежающиеся с округлыми валунами «алюминиевой головки». «В поисках Дао в осенних горах» и «Сяо И захватывает Ланьтин», NPM, Тайбэй; «Буддийский монастырь на склоне горы», Кливлендский музей, Огайо. В Британском музее хранится впечатляющий свиток с пейзажем, носящий его имя, но на самом деле являющийся подделкой двадцатого века, выполненной Чжан Дагианом (Чан Дай-чжэнь).
Работы неизвестных художников: Пять династий и десять царств
В Британском музее хранится большая коллекция анонимных буддийских рукописей, текстиля и картин, которые были обнаружены в пещере 17 в Пещерах Тысячи Будд, Дуньхуан, провинция Ганьсу, в последние годы девятнадцатого века. Марк Аурел Штайн, первый западный человек, посетивший это место после открытия, собрал около пятисот рисунков, картин и гравюр и более десяти тысяч рукописных свитков из этой пещеры.
Около двухсот рисунков и гравюр находятся в Британском музее, остальные – в Нью-Дели, а рукописи – в Британской библиотеке. Другие картины из того же источника находятся в коллекции Пеллио в Музее Гиме в Париже, а рукописи – в Национальной библиотеке в Париже. Картины, выполненные на шёлке, конопляной ткани или бумаге, включают в себя вотивные рисунки, посвящённые буддистами-мирянами, а также большие композиции, изображающие Чистые земли или райские уголки, в которых они надеялись переродиться.
В Британском музее также хранится ряд других анонимных религиозных картин, в основном буддийских и иногда даосских. Среди них Тринадцатый архат, Ингада (1345), и Четыре архата и помощники (династия Мин, пятнадцатый век) являются единичными примерами из наборов картин архатов или луоханов, хранителей буддийского закона, часто представленных в Китае группами по шестнадцать, восемнадцать или пятьсот человек.
Династия Сун (960-1270)
Фань Куан (ок. 960-1030)
Родился в Хуаюане, провинция Шэньси. Прославился строгими и величественными пейзажами. Вместе с Ли Чэном он разработал так называемый монументальный стиль пейзажа. Он был известен своими мазками «капли дождя» для моделирования поверхности (cun). Он выбрал для жизни бесплодную гористую местность в Тайхуа в горах Чжуннань. Сохранившиеся работы включают «Путешественники среди ручьёв и гор», NPM, Тайбэй.
Янь Вэньгуй (967-1044)
Родился в Усине, провинция Чжэцзян. Художник Академии при третьем императоре династии Сун. Его стиль был таким же монументальным, как и у его современника Фань Куана, в его картинах прослеживается изобилие и буйство. Среди работ: Храмы среди ручьёв и гор, NPM, Тайбэй; Река и горы с храмами, ручной свиток, Музей города Осака, Япония.
Сюй Даонин (ок. 970-1051)
Из Чанъани, провинция Шэньси. Как и Го Си, он был последователем Ли Чэна и очень высоко ценился современниками. Его «Рыбалка в горном потоке», Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, представляет собой величественный свиток с рыбаками и путешественниками, придорожным трактиром и уединёнными павильонами, все это усеяно необычными обрывистыми скалами и суровыми горными хребтами.
Го Си (ок. 1020-1090)
Один из лучших художников эпохи искусства династии Сун (960-1279), он родился в северной провинции Хэнань. По словам современников, он был искусным пейзажистом в Императорской академии. Он также был автором эссе под названием «Возвышенное послание лесов и ручьёв», которое является чрезвычайно ценным источником информации об отношении Сун к пейзажу и технике композиции и кисти. Он писал пейзажи в стиле Ли Чэна, используя текстурные мазки и размывку туши для создания иллюзии пространства и расстояния, с более сложными композициями, чем у более ранних художников, таких как Фань Куан. Горы были доминирующими элементами его композиций, меняя свой вид в зависимости от времени года; его картины демонстрируют атмосферные эффекты, которые в дальнейшем будут развиты художниками Южной Сун. «Ранняя весна», NPM, Тайбэй, представляет собой впечатляющий свиток на шёлке, подписанный и датированный 1072 годом.
Су Ши (1036-1101)
Знаменитый государственный деятель, поэт, каллиграф, художественный критик и художник бамбука, также известный как Су Дунпо. Вместе с людьми своего круга, такими как художник по бамбуку Вэнь Тун и каллиграф Хуан Тинцзянь, он создал концепцию вэньрэнхуа, то есть живописи литераторов, утверждая, что живопись может разделять ценности и статус поэзии. По его мнению, «природный гений и оригинальность» были более важны, чем сходство форм в живописи. Он занимал официальные посты, но в течение своей карьеры несколько раз подвергался изгнанию. Ни одна из его картин не сохранилась, но «Сухое дерево, бамбук и камень», Шанхайский музей, приписывается ему и даёт представление о его тематике и манере. Сохранилось много образцов его каллиграфии.
Ли Гунлинь (Лунмянь) (ок. 1049-1106)
Родился в Шучэн, провинция Аньхой. Самый известный художник-фигурист периода Северной Сун. Он писал в баймяо (контурный рисунок), тонком линейном стиле, заимствованном у Гу Кайчжи, связанном с историческими темами и буддийскими божествами, а также в традиции У Даоцзы с короткой и живой, колеблющейся кистью. Его также ценили как художника лошадей и пейзажей. Таким образом, Ли стал первым художником, который передал стиль нескольких мастеров прошлого, а не одного, установив классические стандарты в каждом жанре. «Пять подношений лошадям и конюхам» (настоящее местонахождение неизвестно) – лучший пример его работы; «Метаморфозы небесных существ», Британский музей, является близкой копией его стиля, возможно, ранней эпохи Мин.
Ли Тан (ок. 1050-1130)
Родился в Саньчэн, северная провинция Хэнань. Художник Академии при императоре Северной Сун Хуэйцзуне в столице Бяньлян (современный Кайфэн), а затем при Гаоцзуне Южной Сун в Линьане (современный Ханчжоу). Будучи художником переходного периода, его пейзажи включают сюжеты меньшего масштаба, чем у великих мастеров Северной Сун, а в его технике новаторски использован топорный мазок, выполненный наклонной кистью. Сохранившиеся работы включают Осенние и зимние пейзажи, Кото-ин, Дайтоку-дзи, Киото; Шепчущие сосны в ущельях, датируется 1120 годом, NPM, Тайбэй; Сбор трав, Гугун, Пекин.
Ми Фу (1051-1107)
Уроженец провинции Хубэй. Интеллектуал, а также художник и каллиграф, известный своими критическими оценками живописи и каллиграфии. Он был автором книги «Хуаши» («История живописи»). Он рисовал листву крупными влажными точками, а скалы – мягкой лепкой. Сохранился только «Зелёные горы с соснами», NPM, Тайбэй; больше работ сохранилось от его сына Ми Юрена (1086-1165).
Чжао Даньян (Лингран) (расцвет ок. 1080-1100)
Потомок королевской семьи Сун и коллекционер древней живописи. Его картины более интимны, чем у большинства его современников из Северной Сун, они выполнены в небольшом масштабе, отличаются простотой замысла и новым реализмом. Сохранившиеся работы: Речная деревня в ясное лето, Музей изящных искусств, Бостон.
Хуэйцзун (1082-1135)
Фактически последний император Северной Сун (правил 1101-25), после чего и он, и его преемник были схвачены и сосланы. Он был эстетом и выдающимся каллиграфом и художником, специализировавшимся на птицах и цветочных натюрмортах. Он окружил себя придворными художниками Академии живописи и принимал активное участие в надзоре за ними, пренебрегая государственными делами. Среди картин: Дамы, готовящие только что сотканный шёлк, Музей изящных искусств, Бостон (скопирована с работы художника Чжан Сюаня из династии Тан); Слушая Цинь, Гугун, Пекин; Гардения и личи с птицами, Британский музей; свиток, приписываемый ему, но, вероятно, выполненный придворным художником, демонстрирующий красочное и близкое описание природы, столь ценимое при его дворе, и подписанный императорским шифром.
Ма Хэчжи (расцвет ок. 1131-62)
Из провинции Чжэцзян. Чиновник при дворе императора Южной Сун Гаоцзуна, который заказал ему иллюстрации к конфуцианской классике «Шицзин» («Книга песен») как часть серии картин с темами, доказывающими легитимность его правления перед лицом оккупации Северного Китая Цзинь. Иллюстрации к одам Чэнь (Британский музей) – один из лучших сохранившихся примеров этой серии с десятью сценами, сопровождаемыми соответствующими одами, написанными каллиграфическим почерком императора Гаоцзуна. Две оды из этого свитка были воспроизведены Дун Цичаном в качестве образцов письма Гаоцзуна; на некоторых сериях каллиграфия на самом деле была написана придворным каллиграфом (хотя приписывалась самому императору). Ма использовал так называемые «листья орхидеи» и «талию кузнечика», стиль колеблющейся кисти, чтобы изобразить благоговение, необходимое для такого канонизированного произведения литературы, преобразуя колеблющиеся линии драпировки танского художника У Даози.
Чжан Цзэдуань (расцвет начала XII века)
Из провинции Шаньдун. Колофон на его единственной сохранившейся работе сообщает нам, что он был членом Ханьлиньской академии, специализировался на зданиях, лодках, повозках, мостах и т.д.. Его сохранившимся шедевром является свиток «Идущие вверх по реке в день Цинмин», Гугун, Пекин, посвящённый разнообразным и оживлённым сценам в столице Нотерн Сун и её окрестностях, написанный незадолго до того, как город был захвачен Цзинь в 1126 году.
Ся Гуй (расцвет 1180-1224)
Живописец Ханчжоуской академии, автор пейзажей, буддийских и даосских фигур. Позднее он удалился от придворной жизни в буддийский храм Чань (Дзен). Он был младшим современником Ма Юаня. Сохранившиеся работы включают «Двенадцать видов из соломенного домика», ручной свиток, Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити; «Речной пейзаж в дождь и ветер», веерная роспись, Музей изящных искусств, Бостон.
Ма Юань (расцвет 1190-1225)
Четвёртое поколение знаменитой семьи в Академии живописи и сам выдающийся художник Южной Сун, испытавший сильное влияние Ли Тана. Мягкие пейзажи Ханчжоу, располагающие к интимным пейзажным сценам, побуждали художников отходить от монументального пейзажного стиля Северной Сун. Художники Академии Ма Юань и Ся Гуй, которых часто называют школой Ма Ся, использовали тушевые смывки для создания эффектов света и тумана, применяя «одноугольный» тип композиции. Их стиль оказал влияние на придворных художников начала династии Мин, таких как Ли Цзай, когда китайское правление было восстановлено после падения монгольской династии Юань. Среди работ: Банкет при свете фонарей, NPM, Тайбэй; Голые ивы и далёкие горы, роспись веера, Музей изящных искусств, Бостон; Сочинение стихов на весенней прогулке, ручной свиток, Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити.
Лян Кай (начало XIII века)
Из провинции Шаньдун. Известен своими фигурами, пейзажами, даосскими и буддийскими сюжетами. С 1201 г. «присутствующий художник» в академии живописи Ханчжоу (столица Южной Сун). Сохранившиеся работы: «Сакьямуни покидает горы», коллекция Сима Эуюити, Токио; «Верховный даосский мастер держит суд», коллекция Ванго Вэн, подробный эскиз настенной росписи в даосском храме; Шестой патриарх, рубящий бамбук, Токийский национальный музей, прекрасный пример чаньских сюжетов, которые стали популярны в Японии как дзенская живопись; Поэт Ли Тайбо, NPM, Тайбэй, шедевр экономии кисти.
Династия Юань (1279-1368)
Цянь Сюань (ок. 1235-1301)
Родился в Усине, провинция Чжэцзян. Получил степень цзиньши (доктора) в период правления Цзин-дина (1260-4), был сведущ в литературе и музыке; никогда не служил монгольскому режиму. Вслед за Чжао Мэнфу он первым стал практиковать сознательный архаизм, особенно в пейзажах. Картина «Жилище в горах», Гугун, Пекин, выполнена в стиле «синего и зелёного». Его картины с цветами отличаются тонкой детализацией, но с некоторой пустотой, которую разделяет его каллиграфия, обычно написанная на той же бумаге, что и сама картина. Сохранившиеся работы: Молодой дворянин на лошади, Британский музей; Цветущая груша (бывшая коллекция сэра Персиваля Дэвида), Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Ранняя осень, Детройтский институт искусств, Мичиган.
Чжао Мэнфу (1254-1322)
Родственник королевской семьи династии Сун, который, тем не менее, занял пост при династии Юань, за что подвергался большой критике. Он был самым выдающимся каллиграфом и художником эпохи искусства династии Юань (1279-1368). В живописи он следовал примеру Цянь Сюаня в культивировании «духа антигуа», но его искусство было возможно только в это время. Например, «Осенние цвета в горах Цяо и Хуа», NPM, Тайбэй, была написана для друга, который из-за правления Цзинь в Северном Китае в период Южной Сун никогда не мог поехать в свой родной район. Пейзаж ума Се Юя, Принстонский художественный музей, Нью-Джерси, отражает двойственное положение самого Чжао, изображая учёного-затворника IV века, который служил при дворе, но сохранил чистоту своего ума. «Деревня на воде», датируется 1302 годом, Гугун, Пекин, демонстрирует единую плоскость земли и упрощённую кисть, которой будут подражать позднеюаньские мастера пейзажа.
Рэн Рэнфа (1255-1328)
Из Сунцзяна, провинция Цзянсу. Бюрократ и художник, изображавший лошадей и пейзажи. Его надпись на «Толстой и худой лошадях», Гугун, Пекин, уподобляет двух лошадей разным типам чиновников, один из которых толстеет на посту, а другой отдаёт всего себя служению народу.
Хуан Гунван (1269-1354)
Уроженец провинции Цзянсу. Один из четырёх мастеров поздней Юань. Наряду с У Чжэнем, Ни Цзанем и Ван Мэном он основал пейзажный стиль, который стал источником бесчисленных вариаций для более поздних художников, полностью введя пейзаж в репертуар художника-учёного или вэньрэн. «Жилище в горах Фучунь», датированное 1350 годом, NPM, Тайбэй, является его самой известной работой, отображающей ограниченный набор мотивов для создания монументальной композиции рек, лесов и горных хребтов неограниченного масштаба.
У Чжэнь (1280-1354)
Ещё один из четырёх мастеров поздней Юань. Его пейзажные картины, как и картины Хуан Гунвана, выполнены в традициях Чжураня и Дун Юаня. Они отличаются использованием хорошо намоченной кисти и продуманных, округлых мазков и точек. В NPM, Тайбэй, есть несколько его картин, включая «Двойные можжевельники», «Центральная гора» и «Стебли бамбука у скалы».
Ни Цзан (1301-1374)
Третий из четырёх мастеров поздней Юань. Также поэт, каллиграф и пейзажист. Выходец из богатой семьи в провинции Цзянсу, он отказался от своего состояния, чтобы вести простую жизнь на лодке. Он знаменит своими работами сухой тушью, выполненными наклонной кистью, и редкими точками насыщенного чёрного цвета. Студия Жунси, датированная 1372 годом, NPM, Тайбэй, и Осенняя просека над рыбацким домиком, Шанхайский музей, демонстрируют его любимый сюжет – небольшой павильон с голыми деревьями, и излюбленную композиционную схему с камнями на переднем плане, водной гладью и далёкими холмами.
Ван Мэн (1308-1385)
Внук Чжао Мэнфу, из провинции Чжэцзян, ненадолго пережил династию Мин и умер в тюрьме. Пейзажист в стиле Дун Юаня и Цзюраня, один из четырёх мастеров поздней Юань, его главный вклад в юаньскую живопись – изображение гор как колоссальных объектов, буйных, выполненных с чрезвычайно разнообразным и богатым репертуаром техник кисти, в отличие от сухого и скупого стиля Ни Цзаня. Его Горы Цинбянь, датированные 1366 годом, находятся в Шанхайском музее; Жилище в летних горах, в Гугуне, Пекин.
Династия Мин (1368-1644)
Дай Цзинь (1388-1462)
Из Цяньтана (Ханчжоу). В основу своего пейзажного стиля положил стиль Ма Юаня и Ся Гуя из эпохи Южной Сун. В правление Сюаньдэ (1426-35 гг.) он недолго служил при дворе. Несмотря на нотки стиля Академии, его кисти свойственна свобода и живость. Сохранившиеся картины включают: Рыбаки на реке, Галерея Фрир, Вашингтон; Позднее возвращение с весенней прогулки, NPM, Тайбэй.
Шэнь Чжоу (1427-1509)
Самый ранний и ведущий мастер школы У. Он предпочёл жить на пенсии в Сучжоу, чем служить при дворе династии Мин. Талантливый каллиграф и поэт, а также живописец, он использовал стили кисти позднеюаньских пейзажистов как средства для собственного выражения, особенно хорошо чувствуя себя в манере У Чжэня, но при этом стремился подражать экономной кисти Ни Цзаня. Кроме пейзажей, он известен своими фигурными рисунками с натуры, такими как Альбом растений, животных и насекомых (шестнадцать листов), датированный 1494 годом, ПМ, Тайбэй.
«Туманная река и слоистые хребты», музей Ляонин, представляет собой свиток в величественной манере Сун; «Возвышенная гора Лу», 1467 г., НПМ, Тайбэй, обладает всей плотностью и богатством текстуры, ассоциирующейся с Ван Мэном. В других случаях изображение реальных мест Шэнь Чжоу отличается освежающей простотой, передавая основные черты с минимальным количеством деталей. Долина цветущих персиков (приписывается), Британский музей, даёт некоторое представление о его работе кистью и крупной каллиграфии, созданной в стиле каллиграфа Северной Сун Хуан Тинцзяня.
У Вэй (1459-1508)
Работал в Цзянся, провинция Хубэй (куда он, возможно, переехал из Хунаня). Его покровитель в Нанкине, герцог Чэнгуо, был большим коллекционером, в чьих коллекциях У изучал изысканный тушевый монохромный стиль баймяо с линейными фигурами Ли Гунлина, который прослеживается во многих ранних картинах У, таких как свиток «Железная флейта», 1484, Шанхайский музей. Во время правления Хунчжи (1488-1505) его версия пейзажной живописи в стиле ма-ся нашла поддержку и стала популярной, сделав его ведущим мастером школы Чжэ. Его зрелый стиль характеризовался быстрыми, даже грубыми мазками, которые впоследствии подверглись серьёзной критике со стороны Дун Цичана. «Удовольствие от рыбалки», Гугун, Пекин, является прекрасным примером его зрелого стиля. В Британском музее хранится несколько картин, приобретённых, когда работы У Вэя не пользовались большим уважением у китайских коллекционеров, наиболее важными из которых являются свиток, «Прогуливающиеся развлекающиеся», и «Леди Лаоюй с фениксом Луань».
Тан Инь (1470-1523)
Из Сучжоу, провинция Цзянсу. Ученик Чжоу Чэня (?-1536), который также обучал Цю Ина. Тан Инь был дружен с отцом Вэнь Чжэнмина и входил в литературные круги Сучжоу. Он был известен своими женскими портретами и впечатляющими пейзажами со стихами, написанными его характерной рукой. См. Соломенный домик на Западной горе, Британский музей.
Вэнь Чжэнмин (1470-1559)
Из Сучжоу, провинция Цзянсу. Один из величайших художников и каллиграфов династии Мин, самый значительный художник школы У после своего учителя Шэнь Чжоу. Он недолго служил при дворе после того, как десять раз безуспешно пытался сдать жёстко ограниченные государственные экзамены. Как каллиграф, он прекрасно владел как бегущим шрифтом с крупными или слишком крупными символами, так и точным мелким регулярным шрифтом. В живописи он был столь же универсален, привнося более тонкую проработку деталей и лирическое использование цвета в пейзажный стиль Шэнь Чжоу, а также изображая фигуры, чернильный бамбук и других литераторов. Среди его последователей школы У в 16 веке было несколько членов его собственной семьи. См: Омовение ног в бассейне с мечами, Британский музей; Ветреные деревья, Британский музей; Тысяча скал, соперничающих в великолепии, NPM, Тайбэй; Мириады долин, соперничающих в потоке, Нанкинский музей.
Цю Ин (ок. 1494-1552)
Родился в Тайцане, провинция Цзянсу, жил в Сучжоу. Названный вместе с Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмином и Тань Инем одним из четырёх мастеров Сучжоу, он был профессиональным художником и учеником Чжоу Чэня, а также находился в кругу художников-литераторов. Он был блестящим фигуристом и столь же искусным пейзажистом в архаичной манере «синего и зелёного», благодаря чему многие позднейшие подражания этому стилю подписаны его именем. Различные аспекты его искусства иллюстрируют Чжао Мэнфу, пишущий сутру в обмен на чашку чая, Кливлендский музей искусств, Огайо; Проходящий летний день в тени банановых пальм, NPM, Тайбэй; и Прощание в Сюньяне, Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити.
Лу Чжи (1496-1576)
Родился в Сучжоу, провинция Цзянсу. Художник-пейзажист и поэт, последователь Вэнь Чжэнмина. По всей видимости, он никогда не занимал должности и в конце концов удалился в горное уединение на горе Чжисин, недалеко от Сучжоу, где продолжал заниматься живописью. В своих пейзажах региона Сучжоу Ни Цзан, очевидно, был вдохновителем Лу Чжи, который подражал его угловатым, гранёным формам и сухой кисти, часто добавляя бледный вермильон или бледно-зелёный цвет. См.: Хуцю Шань Ту (Тигровый холм), Гугун, Пекин; Пейзаж в стиле Ни Цзаня, Британский музей.
Цзян Сун (ок. 1500)
Из Нанкина. Художник школы Чжэ, запечатлевший в своих пейзажных картинах «все туманы Яньнаня». Как и другие художники школы Чже, он был не в фаворе у коллекционеров при династии Цин, и «Взятие лютни в гости к другу», Британский музей, были удалены оригинальные подписи и печати, и добавлен ярлык, приписывающий его Сюй Даонину из династии Сун; но листва деревьев на переднем плане и другие детали, выполненные тушью, безошибочно принадлежат Цзян Суну.
Сюй Вэй (1521-1593)
Один из величайших художников эпохи искусства династии Мин, родился в Шаньине, провинция Чжэцзян. Поэт и каллиграф, превосходно изображавший растения и цветы в свободной и даже дикой манере размывания туши, что оказало большое влияние на живопись Бада Шанрена. «Цветы тушью», длинный свиток на бумаге, Нанкинский музей, является одной из его главных работ, кульминацией которой является великолепная стойка банановых пальм.
Дин Юньпэн (1547-1621)
Родился в Сюнине, провинция Аньхой. Дин был профессиональным художником, изображавшим пейзажи, фигуры и особенно буддийские и даосские сюжеты. «Бог литературы», 1596 г., Британский музей, является примером его изысканной и детальной фигурной монохромной живописи тушью; его картины в цвете столь же совершенны. Деревянная книга с блочной печатью, Чэнши Моюань, содержит несколько примечательных рисунков для чернильных тортов. Подражания его работам довольно часто встречаются среди буддийских и даосских фигурок.
Дун Цичан (1555-1636)
Уроженец провинции Иянсу. Доминирующая фигура китайской живописи в период поздней Мин и последующие годы. Начав с изучения каллиграфии, он занялся поиском и анализом сохранившихся шедевров живописи эпохи Сун и Юань, стремясь вернуть древние ценности в живопись своего времени. Ясность композиции, чёткие контуры и подходящие мотивы имели для него первостепенное значение. В процессе проверки подлинности старых картин он много писал и предложил теорию северной и южной школ. Согласно его теории, художники-литераторы должны следовать исключительно южной школе, полагаясь на работу кистью и избегая чрезмерной детализации и живописных эффектов. Его примеру последовал Ван Шимин, который под руководством Дуна выполнил большой альбом уменьшенных копий картин эпохи Сун и Юань в своей собственной коллекции, а также другие художники ортодоксальной школы, такие как Ван Цзянь, Ван Хуэй и Ван Юаньги. Короткий ручной свиток, «Реки и горы в ясный осенний день», выполненный в честь юаньского художника Хуан Гунвана, Кливлендский музей искусств, штат Огайо, является прекрасным примером его стиля и подхода к мастерам прошлого. В Британском музее есть «Пейзаж» и ручной свиток (приписывается) с изображением скал и деревьев, рядом с которыми написаны заметки.
Цуй Цзычжун (ок. 1594-1644)
Крупный художник-фигурист конца династии Мин, которого обычно объединяют с Чэнь Хун-шоу – («Цуй на севере и Чэнь на юге»). Цуй был независимым художником, не придерживавшимся какой-либо определённой школы; одинокий и отстранённый персонаж, своего рода затворник, который в конце концов уморил себя голодом, вместо того чтобы просить о помощи. Вероятно, он был членом даосской секты и написал множество сцен из буддийской и даосской литературы и легенд. Его фигуры часто ссылаются на античные модели, а сам он сосредоточился на эксцентричных архаизмах в оригинальной манере. См: Сюй Цзинъян Вознесение на небеса, NPM, Тайбэй.
Сяо Юнькун (1596-1673)
Из провинции Аньхой. Первый из мастеров Синь-аня и имин или «оставшийся» после падения династии Мин. Его учеником был ранний цинский монах-живописец Хунжэнь, ещё один из аньхойских мастеров. Среди работ: Чтение в снежных горах, Гугун, Пекин; Морозные леса, ручной свиток, Британский музей.
Сян Шэнмо (1597-1658)
Родился в Иясине, провинция Чжэцзян. Сын великого коллекционера Сян Юаньбяня (1525-1590), его картины демонстрируют довольно точно очерченные черты и элегантный цвет как в пейзажах, так и в цветочных картинах. его «Чтение в осеннем лесу», датированное 1623-4 годами, находится в Британском музее.
Чэнь Хуншоу (1599-1652)
Из Чжуцзи, недалеко от Шаосина в провинции Чжэцзян. После провала на официальных экзаменах он начал заниматься живописью, чтобы заработать на жизнь. Уже в раннем возрасте он выработал особый стиль и творческое преобразование прошлого, что позволило ему стать художником, достойным внимания. Его фигурные картины были основаны на архаичных картинах исторических или буддийских сюжетов. Во время своего пребывания в Пекине (1640-3 гг.) он работал в паре с художником Цуй Цзычжуном («Цуй на севере и Чэнь на юге»). Он был наиболее известен как художник фигур, работающий в тонком линейном стиле мастера IV века Гу Кайчжи, но он также писал пейзажи и создавал вырезанные из дерева иллюстрации и игральные карты. Его «Бессмертные женщины» находится в Гугуне, Пекин. В Британском музее, помимо нескольких атрибутированных работ, хранится прекрасный альбомный лист, Пейзаж, датируемый, и большой свиток, Хризантемы.
Династия Цин (1644-1911)
Ван Шимин (1592-1680)
Уроженец провинции Цзянсу. Поскольку у него самого была большая коллекция старых мастеров, Ван Шиминь лучше других ортодоксальных мастеров смог применить теории Дун Цичана на практике. Он сделал это в знаменитом альбоме точных копий уменьшенного размера под названием «В малом видеть большое», NPM, Тайбэй, для которого Дун написал название и надписи. В своих собственных пейзажных картинах Ван Шимин предпочитает стиль юаньского мастера Ван Мэн. Пейзаж из Британского музея, датированный 1654 годом, вдохновлён манерой кисти другого юаньского мастера, Хуан Гунвана.
Ван Цзянь (1598-1677)
Уроженец провинции Цзянсу. Второй из «четырёх Ванов» в группе из шести ортодоксальных мастеров, специализировался, как и Ван Шимин, на пейзажах в честь мастеров эпохи Сун и Юань. Пейзаж в честь Юрана, Британский музей, является примером того, как ортодоксальные мастера использовали древние стили и мотивы (здесь – мотивы мастера X века Юрана), чтобы создать вариации в своих собственных отличительных руках.
Хунжэнь (1610-1664)
Из провинции Аньхой. Один из четырёх художников-монахов (вместе с Бада Шанреном, Кунканом и Даоцзи), сторонник династии Мин, ставший монахом после падения династии Мин. Он был первым художником, проявившим характерный аньхойский стиль, и особенно любил рисовать гору Хуан, одну из самых впечатляющих гор Китая. В его альбоме, хранящемся в Музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, представлены отдельные элементы пейзажа, каждый из которых обозначен одним иероглифом. «Приход осени», коллекция Чинг Юань Чай, Китай, демонстрирует ту же точность в законченной пейзажной композиции.
Кункан/Ши Ци (1612-1673)
Родился в провинции Хунань. Индивидуалист и один из «четырёх монахов-живописцев» (вместе с Хунжэнем, Бада Шаньреном и Даоцзи). Он рано стал монахом чань (дзен) буддизма и в конце концов настоятелем монастыря близ Нанкина. Его картины характеризуются многолюдными и беспокойными композициями, в которых пейзаж разбит на многочисленные горные хребты, долины и скалистые обнажения. Его кисти присуща сухая землистая манера, которая часто обогащается цветными размывами. Осень и зима, два альбомных листа, Британский музей, были выполнены для друга, Чэн Чжэнкуй, в 1666 году и являются одними из лучших его работ. Весна и Лето, завершающие набор из четырёх работ, в настоящее время находятся в Кливлендском музее искусств, штат Огайо, и Музее остзейского искусства, Берлин, соответственно.
Гун Сянь (ок. 1618-89)
Один из восьми мастеров Нанкина и имин или оставленный предмет династии Мин, который принадлежал к обществу реставрации и впоследствии стал затворником. В своих довольно мрачных пейзажных картинах он объединял тушевые размывки с «нагромождением туши» или слоями кисти, создавая эффект монументальности. Тысяча вершин и мириады оврагов, ок. 1670 г., коллекция Дреноватц, Музей Ритберга, Цюрих, показывает его в его наиболее клаустрофобном состоянии; в Британском музее есть более открытый Вид на озеро.
Бада Шаньрен (Чжу Да) (1626-1705)
Ещё один из четырёх художников-монахов и крупная фигура в искусстве династии Цин (1644-1911). Он был отпрыском королевского дома Мин и, следовательно, ещё одним «имин», или оставшимся после падения династии Мин в 1644 году. Его ранние картины представляют собой альбомы с изображением цветов и скал, со стихами, подписанными различными неясными именами. Позже он использовал загадочные изображения птиц и рыб, чтобы намекнуть на своё бедственное положение под властью маньчжуров, а также рисовал лотосы со сломанными стеблями и пейзажи тушью. В Британском музее хранится свиток, «Скалы и семена вутуна» и небольшой «Пейзаж».
Ван Хуэй (1632-1717)
Самый разносторонний из ортодоксальных художников, которого Ван Шимин и Ван Цзянь тренировали и поощряли, вплоть до того, что выдавали его картины за сунские или юаньские оригиналы. При дворе в 1690-х годах он отвечал за создание серии массивных свитков с описанием южных путешествий императора Канси. В Британском музее хранится лишь небольшая картина с его веером, но анонимный свиток «Снежный пейзаж» с подписью Фань Куань, возможно, близок к творчеству Ван Хуэя.
У Ли (1632-1718)
Родился в провинции Цзянсу. Друг и современник Ван Хуэя и один из ведущих православных художников ранней Цин. Вместе с Ван Хуэем он учился у Ван Цзяня и Ван Шимина и через них познакомился с пейзажами четырёх мастеров династии Юань, особенно Ван Мэна, и испытал их влияние. Его ортодоксальность проявлялась в восхищении древними мастерами, однако он верил в возможность манипулирования стилями мастеров Сун и Юань для создания глубоко индивидуального стиля. Картины Ву вызывали восхищение современников. В конце концов, в 1688 году он стал священником-иезуитом, после чего, очевидно, писал относительно мало. Его картина «Сосновый ветер из мириад долин» находится в Кливлендском музее искусств, штат Огайо.
Юнь Шоупин (1633-1690)
Цветочный и пейзажный художник, друг и ближайший современник Ван Хуэя, связанный с Четырьмя Ванами и У Ли как ортодоксальный мастер. Уступая Ван Хуэю в пейзаже, он известен главным образом своими картинами цветов в технике «без косточек».
Даоцзи (Шитао) (1642-1707)
Потомок императорской семьи Мин. После падения династии Мин он стал скитальцем и известен как один из четырёх художников-монахов (вместе с Хунжэнем, Кунканом и Бада Шаньреном). Его «Хуаюлю» – одно из самых важных китайских сочинений по живописи, которое он рассматривает, исходя из своей концепции «единого мазка кисти». В той же работе он упорно отстаивает собственную оригинальность: “бороды и брови древних не растут на моём лице”. На его рукописном свитке в музее Сучжоу, «Десять тысяч уродливых чернильных точек», есть надпись, в которой он заявляет о своей цели шокировать мастеров прошлого, таких как Ми Фу. Многие его картины, такие как «Восемь видов Юга», музей Бририша, тесно связаны с его собственными странствиями в ранней жизни – они часто дополняются его каллиграфией, выполненной в разных стилях, чтобы соответствовать кисти картин.
Ван Юаньци (1642-1715)
Родился в провинции Цзянсу. Внук Ван Шимина. Художник-пейзажист, самый молодой и, пожалуй, самый оригинальный из четырёх Ванов. Возможно, его величайшей работой является большое цветное воссоздание свитка «Вилла Ван Чуань», хранящегося в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, давно утраченного шедевра танского поэта и художника Ван Вэя, который тогда, как и сейчас, известен только по потёртостям и поздним копиям.
Шангуань Чжоу (1665-1750)
Родился в Чантинге, провинция Фуцзянь. В первую очередь рисовал несколько деревенские фигуры и пейзажи, примером чему служит свиток из Британского музея, «Рай рыбака». Хуан Шэнь был его учеником.
Лэн Мэй (ок. 1677-1742)
Родился в Цзяочжоу, провинция Шаньдун. Профессиональный придворный художник, специализировавшийся на фигурной живописи. Он связан с художником-иезуитом Джузеппе Кастильоне (известным в Китае под именем Ланг Сининг), который познакомил его с китайской живописью. Его картина Wutong Shuangtu Tu (Два кролика под деревом Wutong) находится в Гугуне, Пекин. Картины, хранящиеся в Британском музее, включают: Портрет дамы; Маньчжурский чиновник у дверей своей библиотеки.
Хуа Янь (1682-1765)
Из провинции Фуцзянь. Поэт и каллиграф, а также живописец, известный своими живыми и тщательными изображениями птиц, но также искусный в фигурах и пейзажах. Красная птица, коллекция Эллиорта, Художественный музей Принстона, Нью-Джерси; Птица Майна и белка, Галерея Фрир, Вашингтон.
Гао Фэнган (1683-1748)
Родился в Цзяосяне, провинция Шаньдун. В начале жизни был известен своими стихами. Он сделал карьеру чиновника, но так и не достиг высокого ранга. В 1737 году у него парализовало правую руку, и после этого он рисовал левой рукой. В Британском музее хранится прекрасный набор веерных картин с пейзажами и цветами, написанных до этого события, а также альбом «Цветочные картины по эскизам студии «Десять бамбуков».
Цзоу Игуй (1686-1772)
Придворный художник при императоре Цяньлуне (годы правления 1736-96), который заказал ему написать живописный колофон, Сосновые и можжевёловые деревья, Британский музей в конце свитка Гу Кайчжи, «Наставления придворной наставницы», считающаяся самой ценной картиной во всей дворцовой коллекции, была установлена императором вместе с тремя другими в отдельном павильоне в Запретном городе. Хотя теперь она установлена отдельно, она попала в Британский музей вместе с картиной Гу, и на ней также есть печати императора Цяньлуна.
Хуан Шэнь (1687-1766)
Родился в Янчжоу, провинция Цзянсу. Ученик Шангуань Чжоу и один из янчжоуских эксцентриков. Он рисовал фигуры и пейзажи с длинными надписями, выполненными характерной скорописью. Сохранившиеся работы включают: «Лаоцзы (Нин Ци) и его олень», и «Стремительные девять драконов».
Ланг Шайнинг (Джузеппе Кастильоне) (1688-1768)
Родился в Милане, Италия. Кастильоне стал священником-иезуитом в 1707 году. В 1715 году он прибыл в Макао, а затем отправился в Пекин, где оставался до самой смерти. Там он стал частью группы западных советников при китайском императорском дворе. Он писал картины для трёх императоров – Канси, Йонг-Чженга и Цяньлуна, а также обучал китайских художников западным техникам. Из всех миссионеров-арристов, работавших на императоров Цин, Кастильоне был самым выдающимся. В его картинах сочетались традиционные китайские акварельные техники с западным использованием линейной перспективы и кьяроскуро. Он преуспел в религиозной живописи, портретной живописи и живописи животных, цветов и пейзажей. См: Десять лошадей и девять собак, NPM, Тайбэй.
Юань Цзян (ок. 1690-1724)
Уроженец Янчжоу, провинция Цзянсу. Специализировался, как и Юань Яо и Ли Инь, на больших пейзажах, часто с выдающимися архитектурными особенностями, и написанных в величественной манере, напоминающей монументальный пейзажный стиль Пяти династий и Сун. Однако его кисти, особенно в очертаниях скальных форм, придают манерные формы, которые нельзя принять за работы эпохи Сун. Пенглай, Остров бессмертных, датированный 1723 годом, Британский музей, является типичным примером его отношения к легендарным сюжетам.
Чжэн Се (1693-1765)
Родился в Янчжоу. Известен картинами с изображением таких предметов, как орхидеи и бамбук, перемежающимися каллиграфией, в которой иероглифы часто демонстрируют необычные вариации. Орхидеи на камнях, коллекция Кроуфорда, Нью-Йорк. В Британском музее хранится свиток, «Хризантемы, бамбук и эпидендрум», приписываемый ему.
Ло Пин (1733-1799)
Родился в Янчжоу, провинция Цзянсу. Называл себя «монахом Цветочного храма». Он считается одним из восьми эксцентриков Янчжоу и стал учеником Цзинь Нонга, ещё одного из восьми эксцентриков. Он отправился в Пекин, приобретя по пути множество покровителей, а также был хорошим каллиграфом и резчиком печатей. Он написал много портретов, а одной из его известных работ является «Гуйцюй Ту» (серия картин с призраками и духами). Картины в Британском музее: Портреты поэтов Ван Шичжэня и Чжу Ицзюня; Монах под пальмой.
Тан Ифен (1778-1853)
Родился в Вуджине, провинция Цзянсу. Стиль Танга относится к тем, кто в 19 веке всё ещё оставался последователем ортодоксальной традиции 17 века. Тема сада была популярна в Китае, где сад рассматривался как микрокосм более крупного ландшафта, и в Британском музее хранится большой свиток под названием «Сад наслаждения» со многими современными колофонами.
Цзюй Лянь (1824-1904)
Родился в провинции Гуандун. Под влиянием художников из Цзянсу, таких как Сон Гуанбао и Мэн Цзиньи, которые приехали в Гуандун преподавать живопись, Чжу Лянь и его двоюродный брат Чжу Чао стали мастерами в рисовании цветов, насекомых и растений. Чжу Лянь был особенно плодовит в написании пейзажей и фигур. Он и его двоюродный брат усовершенствовали стиль живописи, известный как «бескостный»: посыпая окрашенные участки белым порошком, они создавали яркую и немного блестящую поверхность (zhuangfen), а капая водой на ещё влажные краски, они создавали тонкие тональные градации (zhuangfei). См: Цветы, Гонконгский музей искусств, Гонконг.
Чжао Чжицян (1829-1884)
Уроженец провинции Чжэцзян. Знаменитый резчик печатей, поэт и каллиграф. Благодаря своим цветочным картинам стал одним из выдающихся художников 19 века.
См. также двух великих японских укиё-э художников из сёгуната Токугава периода Эдо в Японии: Хокусай (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858).
Известные современные китайские художники
Здесь представлен избранный список важных китайских художников двадцатого века из Китайской Народной Республики, Тайваня, Гонконга и Запада.
Ци Байши (1863-1957)
Родился в провинции Хунань. Начав жизнь плотником, стал плодовитым художником, рисующим цветы, креветок, крабов, насекомых и птиц. Поскольку после 1950 года он остался в Китае и писал повседневные сюжеты, добавляя собственную каллиграфию и печати, вырезанные им самим, он стал самым известным художником середины XX века. В Британском музее хранится прекрасный этюд Бодхидхармы в красном одеянии, а также картины с цветами, выполненные его рукой.
Гао Цзяньфу (1879-1951)
Родился в Панью, провинция Гуандун. Вместе с Гао Цифэном и Чэнь Шурэном (1883-1949) был одним из трёх основателей школы Линьнань в провинции Гуандун. Все они находились под влиянием более ранних цинских художников, таких как Цзю Лянь, Цзю Чао и Мэн Цзиньи, и все трое также учились в Японии с 1906 по 1911 год, вернувшись для участия в революции. Они стали пионерами нового китайского направления в живописи, в котором они выступали за использование западной
перспективы и кьяроскуро, а также японских техник кисти, но при этом использовали китайские традиционные краски и цвет. Среди их учеников Чжао Шаоанг и Ли Сюнцай. Сепия, Гонконгский музей искусств, Гонконг.
Гао Цифэн (1889-1933)
Родился в Панью, провинция Гуандун. Брат Гао Цзяньфу. Он изучал искусство в Японии и учился живописи у своего брата, вместе с которым он стал частью школы Линьнань. См: Петушок и курочка под деревом бегонии, Гонконгский музей искусств, Гонконг.
Чжу Цижань (р.1892)
Родился в Тайцане, провинция Цзянсу. Член Шанхайской академии живописи. В студенческие годы Чжу изучал западную масляную живопись, а позже сосредоточился на традиционных китайских стилях. Он пишет пейзажи и цветы в стиле смелой кисти шанхайских художников 19-го и 20-го веков. Многие из его пейзажей отличаются использованием ярких цветов.
Сюй Бэйхун (1895-1953)
Родился в провинции Цзянсу. Крупная фигура в модернизации китайского искусства. Он посетил Европу и Японию и занимал ряд ключевых преподавательских должностей, где выступал за изучение реализма. Тема, за которую он наиболее известен на Западе, – лошади, чьи энергичные движения он передавал с помощью быстрых и сокращённых мазков кистью и тушью. В Китае его лошади стали символом несгибаемого национального духа. См: Две лошади, Британский музей.
Пу Синьюй (1896-1963)
Родился в Пекине. Потомок императора Даогуана, он получил классическое образование и традиционное обучение китайской живописи. Его картины основаны на литературной пейзажной традиции конца Мин и начала Цин, но он также изучал работы мастеров пейзажа эпохи Сун. В 1949 году он переехал на Тайвань, и в 1950-е годы считался ведущим художником острова. У него было много учеников, в том числе Цзян Чжаошэнь (р. 1925).
Пань Тяньшоу (1897-1971)
Родился в районе Нинхай, провинция Чжэцзян. Не получил формального образования в области живописи или каллиграфии, но учился по руководствам по живописи, таким как работа династии Цин, Руководство по живописи «Сад горчичных семян». В 1923 году он отправился в Шанхай и преподавал в Шанхайском художественном колледже, а его работы были написаны под влиянием мастеров шанхайской школы. Его живопись следовала традиционным стилям пейзажа и живописи птиц и цветов.
Чжан Дацянь (1899-1983)
Уроженец провинции Сычуань. Разносторонний мастер живописи и усердный коллекционер, в личной жизни вызывавший споры своими многочисленными подделками работ самых известных художников прошлого, особенно индивидуалиста 17 века Даоцзи/Шитао. Два года, проведённые в Дуньхуане в 1940-х годах, оставили в нём глубокое понимание яркого цвета и пожизненный интерес к фигурной живописи. Одна из самых известных его подделок – большой пейзаж «Густые леса и многослойные вершины монаха Жураня из Чжунлина», подписанный
как Журань, хранится в Британском музее. Другая работа BM «Пейзаж» иллюстрирует более абстрактный стиль его поздних лет, когда он жил в Бразилии и Калифорнии.
Линь Фэнмянь (1900-1991)
Учился во Франции, вернулся в Китай, но окончательно обосновался в Гонконге. Он много писал о живописи, пытаясь синтезировать и гармонизировать различные качества китайского и западного искусства. Он писал в основном одиночные фигуры в формате sguare, приспособленном для обрамления, а не в традиционном китайском формате свитка.
Фу Баоши (1904-1965)
Родился в провинции Цзянси. Получил образование в Китае и Японии. Он был известным каллиграфом, а также вырезал печати. Как учитель он написал несколько книг по живописи и считается одним из последних великих художников-литераторов. Горный пейзаж, Британский музей и Учёные, страдающие от трудностей были написаны в военные годы, когда он жил в провинции Сычуань.
Ван Цзицянь (К.К. Ван) (р.1907)
Родился в провинции Цзянсу. Знаток, коллекционер и известный художник-пейзажист, живущий в Нью-Йорке с 1950 года. Он сформировал обширную коллекцию «Бамбуковой студии», часть которой сейчас находится в Музее Метрополитен, Нью Йотк. «Оды государства Чэнь Ма Хэчжи» были приобретены из его коллекции Британским музеем.
Ли Керан (1907-1989)
Уроженец провинции Цзянсу. Родился в сельской бедности, в ранние годы рисовал водяных буйволов и пастухов. Его более поздние картины, как правило, были выполнены чёрной тушью. Интенсивные чернила стали одним из его фирменных знаков, а также новаторское использование глубоко насыщенных красок и цвета. Изначально он был ведущим представителем традиционной пейзажной живописи, восстановив этот стиль в рамках коммунистической теории. В 1960-х годах он разработал свой собственный пейзажный стиль, адаптировав западную, традиционную перспективу. См: Пейзаж в красках и Пейзаж на основе поэмы председателя Мао, оба в коллекции Дреноватц, Музей Ритберга, Цюрих, Швейцария.
Луи Шоукунь (1919-1975)
Родился в Гуанчжоу, Китай, но эмигрировал в Гонконг в 1948 году. Он был приверженцем буддизма чань (дзен) и писал картины во многих стилях, в том числе в классическом прошлом. На него оказало влияние западное искусство, в том числе кубизм, и у него было несколько последователей, таких как Ирен Чоу (род. 1924).
У Гуаньчжун (р.1919)
Уроженец провинции Цзянсу. Изучал фигуративную масляную живопись в Китае, а затем в Париже с 1947 по 1950 год. По возвращении в Китай занялся пейзажной живописью. Он стремился найти точки соприкосновения между китайской и западной техникой, используя линию и цвет, часто с описательными деталями, чтобы китайский зритель узнал предмет более абстрактных работ. В 1990 году он вновь обратился к изучению жизни, с намёком на пейзаж в обстановке. В Британском музее хранится большая картина горизонтального формата, Рай для маленьких птиц.
Лю Гуосун (р.1932)
Уроженец провинции Шаньдун. Ранний сторонник антитрадиционализма, стремился стать художником в западной традиции. Достиг зрелости на Тайване и нашёл решения, сочетающие восточные и западные традиции и включающие современные темы, такие как космические путешествия. Он создавал свои работы по образцу Матисса и Пикассо, а также испытал влияние Клее, Де Кунинга и Ротко. Иногда он использовал специальную бумагу из грубого волокна и кисть с тушью, отрывая волокна от поверхности после рисования, чтобы усилить каллиграфический эффект.
Хэ Хуайшуо (р.1941)
Писатель, ученик Фу Баоши. Изучал живопись в Гуанчжоу. Он верит в передачу эмоций через свои картины и в охват всей поверхности картины, в отличие от традиционной китайской живописи, где стремятся к балансу твёрдых и пустых тел.
Китайские художники нашего времени
Среди множества талантливых художников и скульпторов из Китайской Народной Республики, занимающихся актуальным искусством, обратите внимание на следующих. См. также: 200 лучших современных художников.
Чжан Сяоган (р.1958)
Номер 5 в списке лучших современных художников мира 2008 года, Чжан Сяоган известен своими сюрреалистическими картинами, написанными под влиянием Сальвадора Дали, а также серией картин Bloodline, в которой представлены формальные монохромные портреты китайских художников. В 2006 году картина Чжана Сяогана 1993 года с изображением пустых лиц членов семьи середины 1960-х годов была продана за 2,3 миллиона долларов.
Цзэн Фаньчжи (р.1964)
Номер 6 в списке лучших современных художников мира, Цзэн Фаньчжи известен своими фигуративными работами, использующими сочетание экспрессионизма и реализма, а также последовательностью ироничных картин «Великий человек», на которых изображены, в частности, Ленин, Мао и Карл Маркс.
Юэ Минцзюнь (р.1962)
Номер 7 в списке лучших современных художников мира, Юэ Минцзюнь является одним из главных представителей китайской школы «циничного реализма» – одного из авангардных направлений современного искусства в Китае – отмеченный за свою причудливую и характерную серию картин двойников.
Ван Гуаньи (р. 1957)
Номер 9 в списке лучших современных художников мира, «политический поп» художник Ван Гуаньи сочетает популярные потребительские логотипы со стилем и эстетикой коммунистических агитплакатов.
Лю Сяодун (р.1963)
Из Ляонина. Современный художник и фотограф. Продажи на аукционах (2007-8 гг.) превысили 10,5 млн. фунтов стерлингов.
Цай Го-Цян (р. 1957)
Художник-перформансист, специализирующийся на взрывных событиях. Продажи произведений искусства (2007-8 гг.) превысили 10 миллионов фунтов стерлингов.
Ян Пей-Минг (р.1960)
Шанхайский портретист. Продал работы более чем за 9,5 млн. фунтов стерлингов (2007-8 гг.).
Чэнь Ифэй (р.1946)
Современный китайский художник из Чжэцзина, ответственный за продажи произведений искусства на аукционе на сумму более 9,5 миллионов фунтов стерлингов (2007-8).
Фан Лицзюнь (р. 1963)
Современный китайский художник из Хэбэя, один из ведущих представителей движения «Циничный реализм». Продал картин на сумму более 9 миллионов фунтов стерлингов (2007-8).
Лю Е (р. 1964)
Авангардный китайский художник, ответственный за продажу картин на аукционе на сумму более 8,5 миллионов фунтов стерлингов (2007-8).
Чжоу Чунья (р.1955)
Сычуаньский художник-портретист. Продал работ на сумму более 8 миллионов фунтов стерлингов (2007-8).
Британский музей проводит активную политику приобретения произведений современного искусства китайских художников, стремясь в конечном итоге собрать коллекцию, представляющую все основные направления живописи двадцатого века в Китайской Народной Республике, на Тайване и в других странах. Кроме вышеупомянутых картин, в Британском музее также есть работы этих художников XX века: Цзя Юфу, Ние Оу, У Чанши, Сюн Хай, Ян Янь-пин и Чжу Сиули из Китайской Народной Республики, и Цзян Чжаошэнь и Юй Пэн из Тайваня.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?