Резьба по нефриту, Китай читать ~10 мин.
В китайском искусстве «нефрит» (известный под китайским иероглифом 玉, «ю») – поделочный камень, используемый в самых разных ювелирных изделиях, фигурной резьбе и других видах скульптуры – в форме статуи и рельефной скульптуре. Резьба по нефриту была распространённым материалом в ювелирном деле с эпохи доисторического искусства, и до сих пор составляет большую часть китайской резьбы по твёрдому камню.
Одна из важных причин, по которой резные изделия из нефрита ценились (и ценятся) так высоко, заключается в том, что, по мнению китайцев, нефрит олицетворяет чистоту, красоту, долголетие и даже бессмертие. Кроме того, резчики по нефриту ценили этот камень за его блеск, полупрозрачные цвета и оттенки. (Подробнее о культурных принципах древнего Китая см: Характерные черты традиционного китайского искусства)
Со времён культур Мацзябань, Лянчжу и Хуншань (4700-2900 гг. до н.э.) большинство нефритовых изделий изготавливалось из нефрита или жадеита, хотя до конца XVIII века китайские нефритовые предметы почти всегда вырезались из нефрита. Жадеит по твёрдости схож с кварцем, а нефрит немного мягче, но поскольку оба вида тверды, как сталь, их нельзя резать или вырезать металлическими инструментами. Традиционный метод резьбы по нефриту заключался в его истирании с помощью карборундового песка и мягкого инструмента: на смену этому методу пришли вращающиеся инструменты с алмазными насадками. Исторически сложилось так, что из-за редкости и технической сложности изготовления нефрит носили и использовали только вожди племён, затем императоры и знатные особы, и чаще всего он использовался для резьбы ритуальных сосудов, церемониальной утвари и других тотемических предметов, олицетворяющих статус и власть. См. также: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э. и далее).
Китайское значение слова «ю»
Китайский иероглиф «ю» всегда переводится с китайского как «нефрит». Однако этот перевод скрывает важное различие между китайской и западной культурой, поскольку в китайском или корейском искусстве значение нефрита значительно шире, чем на Западе. Более правильным переводом может быть «твёрдый поделочный камень», поскольку китайские мастера обычно используют этот термин для обозначения нескольких родственных камней, похожих на нефрит, включая боуенит (разновидность серпентина), а также жадеит. Хотя у нас нефрит принято считать зеленоватым материалом, в Китае белый нефрит традиционно ценился выше, чем зеленый.
Нефрит
С эпохи древнего искусства традиционная китайская резьба изготавливалась из нефрита, кристаллического силиката кальция-магния, который в чистом природном состоянии имеет кремово-белый цвет, хотя присутствие примесей железа может сделать его зелёным, жёлтым, коричневым, серым или даже чёрным. Твёрдость нефрита составляет от 6,0 до 6,5 единиц по шкале Мооса, он немного мягче жадеита, имеет жирный блеск и добывается в основном в Яркенде и Хотане в Синьцзянском автономном районе на северо-западе Китая.
Жадеит
Примерно с 1800 года китайские резчики по нефриту стали использовать также жадеит, ещё один (более твёрдый) вид нефрита, импортируемый из северной Мьянмы (Бирмы). Жадеит (также известный как «фейкуй») представляет собой гранулированный натрий-алюминиевый силикат твёрдостью от 6,0 до 7,0 по шкале Мооса и является полупрозрачным камнем, обычно блестящего зелёного цвета, который часто имеет стекловидную поверхность. В более редких случаях он бывает розового, лавандового, оранжевого или коричневого цвета.
Другие китайские нефритовые камни
Китай был и остаётся одним из главных мировых источников нефритовых камней. К наиболее популярным разновидностям относятся: хэтяньский нефрит, душаньский нефрит, нефрит Сюянь и бирюза. К менее распространённым камням относятся агат, малахит, авантюрин и нефрит округа Мисянь.
Нефрит Хетянь
Пожалуй, самый лучший нефрит в Китае добывается в уезде Хетянь, Синьцзян. Полупрозрачный, состоящий почти полностью из тремолита, хэтяньский нефрит бывает кремово-белым, белым с бараньим жиром, серо-белым, а также бирюзовым, чёрным, жёлтым и других цветов.
Душаньский нефрит
Также называется наньянский нефрит, поскольку в основном обрабатывается в городе Наян, провинция Хэнань. Состоящий в основном из анортита и цоизита, душаньский нефрит используется в основном для украшения и имеет жирный, стекловидный блеск. Основные цвета: белый нефрит, зелёный, зелено-белый, фиолетовый, жёлто-чёрный и красный лотос. Предметы из душаньского нефрита были обнаружены в императорских гробницах Шан.
Нефрит Сюянь
Полупрозрачный зелёный нефрит, состоящий в разной степени из тремолита и актинолита, происходит из города Сюянь в провинции Ляонин, на северо-востоке Китая. Нефрит Сюянь бывает сине-зелёного, жёлто-зелёного и светло-белого цветов, имеет более мягкую текстуру, чем другие виды нефрита, и после полировки приобретает восковой блеск. Он используется для изготовления крупной резьбы по нефриту и предметов мебели.
Бирюза
Добывается со времён Шангов, когда её использовали для облицовки бронзы, а также импортируется из Древней Персии. Бирюза – один из древнейших нефритовых камней, она бывает голубого и зелёного цветов различных оттенков. Бирюза использовалась в основном для изготовления статуй и других видов скульптуры, например, фигур Будды. Сегодня бирюза – особенно блестящие голубые сорта – встречается в основном в Чжушане префектуры Шиянь в провинции Хубэй.
Другим примером традиционного китайского ремесла является «чжечжи» – более известное у нас как складывание бумаги оригами, название, данное его родственному варианту из Японии, было изобретено (по некоторым данным) около 1 000 г. н.э.
Виды резьбы по нефриту
Первоначально резьба по нефриту ограничивалась орудиями неолита и бронзового века, включая топоры, наконечники стрел, долота и т.п.
Древние китайцы считали небо круглым, а землю – квадратной, поэтому они изготавливали из нефрита предметы круглой и квадратной формы, чтобы приносить жертвы небу и земле. Среди популярных форм животных были дракон и феникс – божественные животные, почитаемые в Древнем Китае. Нефрит также использовался для изготовления надгробных предметов, вырезанных в честь предков, для изгнания зла и защиты от бедствий, а личные нефритовые вещи носили для очищения души.
Позже нефрит стал излюбленным материалом китайского учёного сословия, особенно для личных предметов, таких как держатели для кистей для каллиграфии и даже мундштуки для опиумных трубок, из-за популярного представления о том, что они даруют долголетие курильщику.
К другим категориям нефритовых предметов относятся:
❶ Ритуальные предметы, такие как би, конг, хуан, ху, гуй и чжан.
❷ Церемониальное оружие – нефритовые кинжалы и мечи – и сопутствующая фурнитура.
❸ Личные ювелирные изделия и украшения, включая кольца, подвески, серьги, ожерелья, браслеты, заколки, застёжки, пряжки, украшения для поясов и т. д.
❹ Предметы домашнего обихода для украшения дома.
❺ Небольшие фигурки животных и людей.
См. также: Резьба по слоновой кости, и Резьба по дереву.
История китайского нефрита
История искусства в Китае отражает огромное значение, придаваемое нефритовому камню, которое значительно превышает любовь Западного мира к бриллиантам и золоту. Начиная с эпохи культуры Ся (1700-1600 гг. до н.э.), самые драгоценные предметы, изготовленные для императора и его двора, были сделаны из нефрита.
Важные даты в развитии нефритовой скульптуры в Китае см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Неолитический нефрит
Самые ранние образцы нефрита, обнаруженные в районе среднего и нижнего течения реки Янцзы, относятся к эпохе неолита, в частности к культуре Мацзябань (ок. 4000-2000 гг. до н.э.), а также к более поздним культурам Сунцзе и Цинляньган северо-восточного Китая. (См.: Китайское неолитическое искусство)
Особенно сложные изделия из нефрита были найдены в поселениях культуры Лянчжу (ок. 2500 г. до н.э.) в южной части провинции Цзянсу и северной части провинции Чжэцзян (ок. 3400-2200 г. до н.э.). Считается, что это в основном церемониальные предметы, среди них самые ранние известные примеры «конг» – цилиндрических трубок, заключённых в прямоугольные блоки, символизирующих инь [квадрат, земля, женщина] и ян [круг, небо, мужчина] и связанных с неолитическим шаманизмом, – а также «би», плоского перфорированного диска, который позже был принят в качестве символа неба. Археологи также нашли множество церемониальных гуй и чжан клинков, головок адзе, топоров и ножей, а также широкий спектр декоративных круглых и дугообразных нефритовых подвесок, браслетов и ожерелий, а также несколько масок.
Династия Шан (ок. 1600-1050 гг. до н.э.)
В эпоху искусства династии Шан, в частности в Аньяне, начали вырезать новый ряд нефритовых предметов, таких как церемониальное оружие и его фурнитура, а также ритуальные нефриты (конг, би), личные украшения и украшения для одежды. Кроме того, появился ряд мелкой фигурной скульптуры, например, птицы и животные, вырезанные в круглой форме, включая самые ранние образцы «миньци» – нефритовых фигурок, изображающих отдельных слуг, которых хоронили в гробницах богатых аристократов, чтобы они прислуживали покойному.
Династия Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
В эпоху искусства династии Чжоу продолжалось производство нефритовых конг, би и других ритуальных форм, а также была изготовлена новая серия скипетров для обозначения различных рангов знати и в качестве церемониальных жезлов. Кроме того, нефритовые пробки и дощечки использовались для запечатывания семи отверстий тела покойного перед погребением.
Вначале чжоуские нефритовые мастера подражали узорам своих шанских предшественников, но в средний период правления династии они начали вводить менее систематизированные узоры с зооморфными мотивами, которые позже уступили место более абстрактным узорам. Другие изменения включали использование железных инструментов и более твёрдых абразивов, что дало резчикам больше возможностей для создания скульптур. Появилась более сложная рельефная скульптура из нефрита, в том числе орнаменты для декоративных ножен и одежды, а также предметы, некоторые из которых были сделаны из невероятно тонких листов нефрита.
Династия Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)
Ко времени искусства династии Цинь (221-206 до н.э.) и её преемницы – искусства династии Хань – нефритовые предметы все чаще украшались животными и другими декоративными узорами, а чжоуские резчики стали высококвалифицированными специалистами в создании детальных рельефных работ на таких предметах, как поясные крючки, застёжки и предметы, которые были частью типичного гардероба аристократа.
Самыми необычными произведениями нефритового искусства династии Хань были «нефритовые костюмы», которые изготавливались для умерших вельмож, чтобы отпугнуть злых духов в загробной жизни. Эти удивительные ансамбли, в том числе для принца Лю Шэня и его жены принцессы Доу Вань, были сделаны из более чем 2 000 нефритовых дощечек, сшитых почти тремя четвертями килограмма золотых нитей. Ещё один нефритовый костюм, созданный из более чем 4 000 бляшек, был обнаружен в королевской гробнице Чжао Мо.
Другие резчики по нефриту заимствовали мотивы из китайской живописи и бронзовых жертвенных сосудов, чтобы продемонстрировать своё техническое мастерство. См: Искусство династии Тан (618-906).
После этого долгое время нефрит оставался уделом исключительно королевских императорских семей, а со времён искусства династии Сун (960-1279) резьба по нефриту стала считаться одним из основных видов искусства, достигнув своего пика в эпоху искусства династии Мин (1368-1644), когда другой всемирно известный вид искусства – синий и белый китайский фарфор – также достиг своего апогея.
Династия Цин (1644-1911)
До эпохи искусства династии Цин китайские нефритовые предметы изготавливались из нефрита (или боуэнита), известного как белый нефрит, или хотанский. Затем, около 1800 года, купцы начали импортировать из Бирмы ярко-зелёный сорт жадеита, известный как фейкуй, или нефрит перьев зимородка. Этот новый камень быстро стал фаворитом маньчжурского двора, хотя учёные и аристократы старого стиля отдавали предпочтение молочно-белым нефритам. В эпоху Цин производство нефритовой посуды достигло пика: нефритовые кубки, чаши, сосуды для питья и бутылки использовались в основном королевскими и знатными семьями.
Дополнительные ресурсы
Подробнее о традиционных искусствах и ремёслах Китая см:
Китайская керамика (с ок. 10 000 лет до н.э.)
Терракотовые воины (ок. 208 г. до н.э.)
Китайские художники (с ок. 220 г. н.э.).
Искусство Шести династий (220-618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589-618)
Искусство династии Юань (1271-1368)
Искусство Японии
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В КИТАЕ. О других дисциплинах см.: Китайская лакированная посуда (4500 г. до н.э.)
ХРОНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Чтобы узнать о датах появления ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства. Для более поздней хронологии см.: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?