Резьба по нефриту, Китай читать ~10 мин.
В китайском искусстве «нефрит» (известный под китайским иероглифом 玉, «ю») — поделочный камень, используемый в самых разных ювелирных изделиях, фигурной резьбе и других видах скульптуры — в форме статуи и рельефной скульптуры. Резьба по нефриту была распространённым материалом в ювелирном деле с эпохи доисторического искусства и до сих пор составляет значительную часть китайской резьбы по твёрдому камню.
Одна из важных причин, по которой резные изделия из нефрита ценились (и ценятся) так высоко, заключается в том, что, по мнению китайцев, нефрит олицетворяет чистоту, красоту, долголетие и даже бессмертие. Кроме того, резчики по нефриту ценили этот камень за его блеск, полупрозрачные цвета и оттенки. Подробнее о культурных принципах древнего Китая см.: Характерные черты традиционного китайского искусства.
Со времён культур Мацзябань, Лянчжу и Хуншань (4700–2900 гг. до н.э.) большинство нефритовых изделий изготавливалось из нефрита или жадеита. Однако до конца XVIII века китайские нефритовые предметы почти всегда вырезались из нефрита. Жадеит по твёрдости схож с кварцем, а нефрит немного мягче. Поскольку оба вида твёрды, как сталь, их нельзя резать или вырезать металлическими инструментами. Традиционный метод резьбы по нефриту заключался в его истирании с помощью карборундового песка и мягкого инструмента. Позднее этому методу на смену пришли вращающиеся инструменты с алмазными насадками. Исторически сложилось так, что из-за редкости и технической сложности изготовления нефрит носили и использовали только вожди племён, затем императоры и знатные особы. Чаще всего он применялся для резьбы ритуальных сосудов, церемониальной утвари и других тотемических предметов, олицетворяющих статус и власть. См. также: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э. и далее).
Китайское значение слова «ю»
Китайский иероглиф «ю» всегда переводится как «нефрит». Однако этот перевод скрывает важное различие между китайской и западной культурами, поскольку в китайском и корейском искусстве значение нефрита значительно шире, чем на Западе. Более точным переводом может быть «твёрдый поделочный камень», поскольку китайские мастера обычно используют этот термин для обозначения нескольких родственных камней, похожих на нефрит, включая боуэнит (разновидность серпентина), а также жадеит. Хотя на Западе нефрит принято считать зелёным камнем, в Китае традиционно выше ценится белый нефрит.
Нефрит
С эпохи древнего искусства традиционная китайская резьба изготавливалась из нефрита — кристаллического силиката кальция-магния, который в чистом природном состоянии имеет кремово-белый цвет. Примеси железа могут придавать ему зелёный, жёлтый, коричневый, серый или даже чёрный оттенок. Твёрдость нефрита составляет от 6,0 до 6,5 по шкале Мооса. Он немного мягче жадеита, имеет жирный блеск и добывается преимущественно в Яркенде и Хотане в Синьцзянском автономном районе на северо-западе Китая.
Жадеит
Примерно с 1800 года китайские резчики стали использовать также жадеит — более твёрдый вид нефрита, импортируемый из северной Мьянмы (Бирмы). Жадеит (известный также как «фейкуй») представляет собой гранулированный натрий-алюминиевый силикат твёрдостью от 6,0 до 7,0 по шкале Мооса. Это полупрозрачный камень, обычно блестящего зелёного цвета с характерной стекловидной поверхностью. В более редких случаях встречаются розовый, лавандовый, оранжевый или коричневый оттенки.
Другие китайские нефритовые камни
Китай был и остаётся одним из главных мировых источников нефритовых камней. К наиболее популярным разновидностям относятся: хэтяньский нефрит, душаньский нефрит, нефрит Сюянь и бирюза. К менее распространённым камням относятся агат, малахит, авантюрин и нефрит округа Мисянь.
Нефрит Хетянь
Пожалуй, лучший нефрит в Китае добывается в уезде Хетянь, Синьцзян. Полупрозрачный и состоящий почти полностью из тремолита, хэтяньский нефрит бывает кремово-белым, белым с так называемым «бараньим жиром», серо-белым, а также бирюзовым, чёрным, жёлтым и других цветов.
Душаньский нефрит
Также называется наньянским нефритом, так как в основном обрабатывается в городе Наньян, провинция Хэнань. Состоящий преимущественно из анортита и цоизита, душаньский нефрит используется в основном для украшения и имеет жирный, стекловидный блеск. Основные цвета: белый, зелёный, зелено-белый, фиолетовый, жёлто-чёрный и красный лотос. Изделия из душаньского нефрита были обнаружены в императорских гробницах династии Шан.
Нефрит Сюянь
Полупрозрачный зелёный нефрит, состоящий в разной степени из тремолита и актинолита, добывается в городе Сюянь, провинция Ляонин, на северо-востоке Китая. Нефрит Сюянь бывает сине-зелёного, жёлто-зелёного и светло-белого цветов, имеет более мягкую текстуру, чем другие виды нефрита, и после полировки приобретает восковой блеск. Он используется для изготовления крупной резьбы и предметов мебели.
Бирюза
Добывается со времён династии Шан, когда её использовали для облицовки бронзы, а также импортировалась из Древней Персии. Бирюза — один из древнейших поделочных камней, бывает голубого и зелёного цветов различных оттенков. В основном использовалась для изготовления статуй и других видов скульптуры, например, фигур Будды. Сегодня особенно блестящие голубые сорта бирюзы встречаются преимущественно в Чжушане, префектура Шиянь, провинция Хубэй.
Другим примером традиционного китайского ремесла является «чжечжи» — более известное у нас как складывание бумаги оригами. Название, данное его родственному варианту из Японии, появилось, по некоторым данным, около 1000 г. н.э.
Виды резьбы по нефриту
Первоначально резьба по нефриту ограничивалась орудиями неолита и бронзового века, включая топоры, наконечники стрел, долота и другие инструменты.
Древние китайцы считали небо круглым, а землю — квадратной, поэтому из нефрита изготавливали предметы круглой и квадратной формы, чтобы приносить жертвы небу и земле. Среди популярных форм животных были дракон и феникс — божественные существа, почитаемые в Древнем Китае. Нефрит также использовался для изготовления надгробных предметов, вырезанных в честь предков, для изгнания зла и защиты от бедствий. Личные нефритовые вещи носили для очищения души.
Позже нефрит стал излюбленным материалом китайского учёного сословия, особенно для личных предметов, таких как держатели для кистей для каллиграфии и даже мундштуки для опиумных трубок. Считалось, что они даруют долголетие курильщику.
К другим категориям нефритовых предметов относятся:
- Ритуальные предметы, такие как би, конг, хуан, ху, гуй и чжан.
- Церемониальное оружие — нефритовые кинжалы и мечи — и сопутствующая фурнитура.
- Личные ювелирные изделия и украшения: кольца, подвески, серьги, ожерелья, браслеты, заколки, застёжки, пряжки, украшения для поясов и др.
- Предметы домашнего обихода для украшения интерьера.
- Небольшие фигурки животных и людей.
См. также: Резьба по слоновой кости и Резьба по дереву.
История китайского нефрита
История искусства в Китае отражает огромное значение нефрита, которое значительно превышает любовь Запада к бриллиантам и золоту. Начиная с эпохи культуры Ся (1700–1600 гг. до н.э.), самые драгоценные предметы, изготовленные для императора и его двора, были сделаны из нефрита.
Важные даты в развитии нефритовой скульптуры в Китае см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Неолитический нефрит
Самые ранние образцы нефрита, обнаруженные в районе среднего и нижнего течения реки Янцзы, относятся к эпохе неолита, в частности к культуре Мацзябань (ок. 4000–2000 гг. до н.э.), а также к более поздним культурам Сунцзе и Цинляньган северо-восточного Китая. Подробнее см.: Китайское неолитическое искусство.
Особенно сложные изделия из нефрита найдены в поселениях культуры Лянчжу (ок. 2500 г. до н.э.) в южной части провинции Цзянсу и северной части провинции Чжэцзян (ок. 3400–2200 гг. до н.э.). Считается, что это в основном церемониальные предметы, среди них самые ранние известные примеры «конг» — цилиндрических трубок, заключённых в прямоугольные блоки, символизирующих инь (квадрат, земля, женщина) и ян (круг, небо, мужчина), связанные с неолитическим шаманизмом. Также известны «би» — плоские перфорированные диски, которые позже стали символом неба. Археологи нашли множество церемониальных гуй и чжан клинков, головок адзе, топоров и ножей, а также широкий спектр декоративных круглых и дугообразных нефритовых подвесок, браслетов и ожерелий, а также несколько масок.
Династия Шан (ок. 1600–1050 гг. до н.э.)
В эпоху династии Шан, в частности в Аньяне, начали вырезать новый ряд нефритовых предметов: церемониальное оружие и его фурнитуру, ритуальные нефриты (конг, би), личные украшения и украшения для одежды. Появилась мелкая фигурная скульптура — птицы и животные, вырезанные в круглой форме, включая самые ранние образцы «миньци» — нефритовых фигурок слуг, которых хоронили в гробницах богатых аристократов, чтобы они служили покойному.
Династия Чжоу (1050–221 гг. до н.э.)
В эпоху династии Чжоу продолжалось производство нефритовых конг, би и других ритуальных форм. Появилась новая серия скипетров для обозначения различных рангов знати и в качестве церемониальных жезлов. Нефритовые пробки и дощечки использовались для запечатывания семи отверстий тела покойного перед погребением.
Вначале чжоуские мастера подражали узорам шанских предшественников, но в средний период правления династии начали вводить менее систематизированные узоры с зооморфными мотивами, которые позже уступили место более абстрактным. Также стали использовать железные инструменты и более твёрдые абразивы, что дало резчикам больше возможностей для создания сложной рельефной скульптуры, включая орнаменты для ножен и одежды, а также предметы из тончайших листов нефрита.
Династия Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)
Ко времени династии Цинь (221–206 до н.э.) и её преемницы — династии Хань — нефритовые предметы всё чаще украшались животными и другими декоративными узорами. Чжоуские резчики стали высококвалифицированными специалистами в создании детальных рельефных работ на поясных крючках, застёжках и других предметах гардероба аристократов.
Самыми необычными произведениями нефритового искусства династии Хань были «нефритовые костюмы», изготовленные для умерших вельмож с целью отпугивания злых духов в загробной жизни. Эти ансамбли, включая костюмы принца Лю Шэня и его жены принцессы Доу Вань, состояли из более чем 2 000 нефритовых дощечек, сшитых почти тремя четвертями килограмма золотых нитей. Ещё один нефритовый костюм, созданный из более чем 4 000 бляшек, был найден в королевской гробнице Чжао Мо.
Другие резчики заимствовали мотивы из китайской живописи и бронзовых жертвенных сосудов, чтобы продемонстрировать своё мастерство. См.: Искусство династии Тан (618–906).
Долгое время нефрит оставался уделом исключительно королевских семей. Со времён династии Сун (960–1279) резьба по нефриту стала одним из основных видов искусства, достигнув пика в эпоху династии Мин (1368–1644), когда также расцвёл знаменитый синий и белый китайский фарфор.
Династия Цин (1644–1911)
До эпохи династии Цин китайские нефритовые предметы изготавливались из нефрита (или боуэнита), известного как белый нефрит или хотанский нефрит. Около 1800 года купцы начали импортировать из Бирмы ярко-зелёный жадеит, известный как фейкуй или «нефрит перьев зимородка». Этот камень быстро стал фаворитом маньчжурского двора, хотя учёные и аристократы старого стиля предпочитали молочно-белые нефриты. В эпоху Цин производство нефритовой посуды достигло пика: нефритовые кубки, чаши, сосуды для питья и бутылки использовались в основном королевскими и знатными семьями.
Дополнительные ресурсы
Подробнее о традиционных искусствах и ремёслах Китая см.:
Китайская керамика (с ок. 10 000 лет до н.э.)
Терракотовые воины (ок. 208 г. до н.э.)
Китайские художники (с ок. 220 г. н.э.)
Искусство Шести династий (220–618 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство Японии
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В КИТАЕ. О других дисциплинах см.: Китайская лакированная посуда (4500 г. до н.э.)
ХРОНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Чтобы узнать о датах появления ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства. Для более поздней хронологии см.: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?