Оригами читать ~10 мин.
В изобразительном искусстве японский термин «оригами» (от слов «ори» — «складывать», и «ками» — «бумага») описывает японское искусство складывания фигурок из бумаги без разрезания, склеивания или разметки. Цель оригамиста — превратить плоский лист бумаги в готовую модель с помощью техники складывания.
Одной из самых известных фигурок оригами является оридзуру (от «ори» — «сложенный», и «цуру» — «журавль»), или бумажный журавлик. Он изображает японского журавля — птицу, почитаемую в японской культуре как символ удачи и долголетия. Техника, допускающая разрезы на бумаге, известна в Японии как киригами (от «киру» — «резать», и «ками» — «бумага»).

Оригами — самая известная, но не обязательно самая древняя форма складывания бумаги. Традиционное китайское искусство имеет ещё более древние корни, и китайская традиция складывания бумаги, известная как «чжэчжи», может быть первоначальной формой этого искусства. В таком случае оно встаёт в один ряд с многочисленными ремёслами и изысканными декоративными искусствами, зародившимися в Китае, а затем получившими развитие в Японии. Среди них китайская лаковая посуда (4500 лет до н.э.), резьба по нефриту (4900 г. до н.э.), бронзовые скульптуры, такие как изделия из Саньсиндуй (1200 г. до н.э.), терракотовые скульптуры, подобные китайской Терракотовой армии (220 г. до н.э.), китайский фарфор (около 600 г. н.э.) и ксилография укиё-э (около 1670 г.).
Другие статьи об искусстве и ремёслах Азии см: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э. и далее).
История возникновения оригами
История складывания бумаги неясна, и нет единого мнения о том, где и когда оно зародилось. Некоторые искусствоведы полагают, что оригами было изобретено японцами около 1000 года н.э., а документальные свидетельства указывают на то, что оно практиковалось с периода Эдо (1603–1867). Другие считают, что его истоки лежат в китайском искусстве, прежде всего потому, что бумага была изобретена в Китае в эпоху династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Кроме того, традиционные церемонии в Китае и Японии включали сжигание сложенных бумажных фигурок — практика, известная со времён династии Сун (960–1279 гг. н.э.) в Китае и периода Хэйан (794–1185 гг.) в Японии. Например, бумажные бабочки использовались на синтоистских свадьбах как символ жениха и невесты. Вероятно, именно тогда возникла церемониальная форма складывания бумаги, ставшая предшественницей оригами или чжэчжи. (См. также: Хронология китайского искусства, 18 000 до н.э. — настоящее время).

Складывание бумаги также развивалось в других регионах Восточной Азии, например, в Корее, где оно известно как «чон-и чопки» и является важной частью корейской культуры и школьного образования. Существует и другая точка зрения, согласно которой складывание бумаги произошло от ремесла складывания ткани (например, плиссировка одежды или складывание салфеток) и, следовательно, могло зародиться в Европе, а не в Азии. Детали остаются неясными. Достоверно известно лишь то, что убедительных доказательств существования оригами до 1600 года нет.
Оригами в Японии
Свидетельством в пользу японского происхождения оригами служат труды писателя и поэта Ихары Сайкаку. Уже в 1680 году его работы показывают, что искусство складывания бумаги прочно вошло в японскую культуру.
Одной из первых известных книг по этой теме стала «Хидэн сэмбазуру ориката» («Секрет складывания тысячи журавликов», 1797) японского мастера Акисато Рито (ок. 1780–1814), который позже создал ещё несколько руководств и множество сложных бумажных фигурок.
Впоследствии появились другие выдающиеся мастера, такие как Акира Ёсидзава (1911–2005) и Косё Утияма (1912–1998), чьи работы вдохновили возрождение этого вида искусства. Акира Ёсидзава ввёл несколько важных новшеств, включая технику мокрого складывания и систему диаграмм Ёсидзавы — Рэндлетта. Среди других японских мастеров — Фумиаки Кавахата, Дзюн Маэкава, Тосиюки Мэгуро и Иссэй Ёсино. Японское академическое общество оригами (JOAS) является одним из самых авторитетных в мире.
Эстетика оригами существенно различается. Например, в Японии мастера предпочитают создавать модели живых существ, таких как журавлик или цветок, в то время как китайские оригамисты чаще делают неодушевлённые предметы, например лодочки или коробочки.
Складывание бумаги в Германии
Параллельно с восточной традицией складывание бумаги развивалось и в Европе. Немецкий педагог Фридрих Фрёбель (1782–1852) активно внедрял его в систему детских садов, которую он основал в XIX веке. С его именем связаны три основные техники складывания: «Складки жизни» (простые фигуры для начинающих), «Складки истины» (помогающие изучать основы геометрии) и «Складки красоты» (более сложные фигуры из квадратов, шестиугольников и восьмиугольников). Эти методики были введены в японских школах около 1880 года, примерно в то же время, когда в Японии для обозначения этого искусства утвердился термин «оригами».
В Германии складывание бумаги практиковали в первой вальдорфской школе, основанной в Штутгарте (1919) Рудольфом Штайнером (1861–1925), который поощрял различные виды декоративно-прикладного искусства. Эту технику также использовали в знаменитой школе дизайна Баухаус (1919–1933) как метод обучения архитектуре и дизайну, в частности, художником-абстракционистом Йозефом Альберсом (1888–1976).
Складывание бумаги получило распространение в Испании и Южной Америке. Испанский писатель и философ Мигель де Унамуно (1864–1936) был известным мастером оригами и многое сделал для популяризации этого ремесла. В Южной Америке, особенно в Аргентине, одним из главных энтузиастов был Висенте Солорсано Сагредо (1883–1970), автор ведущих испаноязычных книг по складыванию бумаги.

Оригами в Америке
Искусство оригами пришло в США в 1950-х годах, когда оригамистка Лилиан Оппенгеймер (1898–1992) и детская телеведущая Шари Льюис популяризировали его на телевидении. Позже, в 1960-х и начале 1970-х годов, американские мастера Фред Ром и Нил Элиас разработали ряд бумажных моделей непревзойдённой сложности.
В 1980-е годы появились такие мастера, как Роберт Лэнг и Джон Монтролл. В начале 1990-х Лэнг создал две компьютерные программы (TreeMaker и ReferenceFinder) для помощи в разработке и точном складывании моделей. Существуют и другие программы, например Oripa. См. также: Компьютерное искусство.
Техника складывания
Книги по оригами обычно начинаются с объяснения базовых техник. В них приводятся схемы основных складок, таких как «долина» и «гора», обратная складка, «сквош» и «лепесток» (или «раковина»). Также существуют стандартные базовые формы, из которых можно сложить множество моделей: квадрат, «птица», «рыба» и «лягушка».
Бумага для оригами
Для оригами подходит практически любая плоская бумага; единственное требование — она должна хорошо держать сгиб. Специализированная бумага для оригами продаётся в виде квадратных листов разного размера (от 2,5 до 25 см и более). Обычно одна её сторона цветная, а другая — белая. Такая бумага немного легче обычной офисной. Для техники мокрого складывания, напротив, требуется более плотная бумага. Некоторые оригамисты также используют для складывания бумажные деньги разных стран.
Традиционная японская бумага, известная как «васи», изготавливается из коры дерева гампи, кустарника мицумата или бумажной шелковицы, а также из бамбука или конопли. Она прочнее обычной бумаги из древесной массы и используется в других традиционных искусствах, включая каллиграфию. Другие виды специальной бумаги — унрю, локта, гампи, козо, саа и абака — также отличаются высокой прочностью.
Пуристы считают, что при складывании не следует использовать инструменты или приспособления. Тем не менее некоторые из них могут быть полезны при создании сложных моделей. Например, косточка для биговки помогает делать чёткие сгибы, скрепки могут служить «дополнительными пальцами», а пинцет удобен для выполнения мелких складок. Специальные спреи используются для фиксации готовых моделей, чтобы они лучше сохраняли форму.
Виды оригами
Модели оригами бывают не только статичными, но и подвижными. Подвижное оригами (Action Origami) включает фигурки, которые могут летать или двигаться за счёт кинетической энергии рук человека: см. также, Кинетическое искусство.
Модульное оригами
Эта техника предполагает соединение нескольких одинаковых частей (модулей) для создания целой модели. Обычно модули просты в изготовлении, но их сборка может быть сложной. В китайском искусстве складывания бумаги существует стиль, известный как «золотое складывание», где для создания сложных моделей используется большое количество треугольных модулей.
Мокрое складывание
Это техника, позволяющая создавать модели с плавными изгибами (например, фигурки животных), а не с геометрическими складками и плоскими поверхностями. Бумагу слегка увлажняют, чтобы она легче поддавалась формовке. После высыхания готовая модель сохраняет свою форму. Для придания дополнительной жёсткости бумагу иногда обрабатывают клеевым составом (проклейкой), который в высушенном виде становится твёрдым.
Чистое (пуристское) оригами
Разработанное британским оригамистом Джоном Смитом в 1970-х годах, это направление (также известное как Pureland) разрешает использовать при создании модели только простые складки «горой» и «долиной». Его особенность в том, что все складки должны быть предельно простыми и очевидными.
Тесселляции в оригами
Тесселляция — это узор из повторяющихся фигур, покрывающий плоскость без пробелов и наложений. В отличие от мозаики, оригами-тесселляции создаются не из отдельных частей, а складываются из одного листа бумаги, образуя сложный рельефный узор. Пионерами этого направления являются Сюдзо Фудзимото, Рон Реш, Крис Палмер, Роберт Лэнг и Алекс Бейтман.
Архитектурное оригами
Это направление заключается в создании трёхмерных архитектурных моделей из бумаги или тонкого картона с использованием надрезов. Несмотря на внешнее сходство с книжками-раскладушками (pop-up), модели архитектурного оригами обычно вырезаются из одного листа бумаги, тогда как в большинстве «раскладушек» используется два и более. Ведущие мастера: Кэйко Накадзава, Такааки Кихара, Мария Гарридо, Джованни Руссо и Энгрид Силиакус.
Выставки работ оригами время от времени можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира и в некоторых лучших галереях современного искусства.
Ведущие оригамисты
Вот краткая подборка самых выдающихся оригамистов, перечисленных в хронологическом порядке.
Акира Ёсидзава (1911–2005)
Японский оригамист, которого считают «гроссмейстером оригами». Он возвёл оригами из ремесла в ранг искусства. Создал более 50 000 моделей и написал 18 книг по оригами.
Лигия Монтойя (1920–1967)
Аргентинская художница-новатор, специализировавшаяся на фигурках птиц, цветов и насекомых. Она сыграла решающую роль в признании складывания бумаги международной дисциплиной.
Флоренс Мария Темко (1921–2009)
Одна из первых популяризаторов оригами в Америке. Написала 55 книг о поделках из бумаги и других видах народного искусства.
Хумиаки Худзита (1924–2005)
Японско-итальянский математик и мастер оригами, наиболее известный тем, что сформулировал первые шесть аксиом геометрии оригами (принципы Худзиты — Хатори).
Сэмюэл Л. Рэндлетт (р. 1930)
Американский оригамист, который совместно с Робертом Харбином разработал современную систему схем, первоначально предложенную Акирой Ёсидзавой. В своей книге «Искусство оригами» (1961) Рэндлетт и Харбин усовершенствовали систему, которая теперь известна как система Ёсидзавы — Рэндлетта и используется во всём мире.
Кунихико Касахара (р. 1941)
Мастер оригами, специализирующийся на простых, элегантных фигурках животных и модульных конструкциях, таких как многогранники. Исследует математику и геометрию оригами.
Макото Ямагути (р. 1944)
Председатель Origami House — галереи моделей оригами, которую он открыл в 1989 году. Активно участвует в международных организациях: президент Японского академического общества оригами (JOAS), член правления Японской ассоциации оригами (NOA), пожизненный член OrigamiUSA и член Британского общества оригами.
Тосикадзу Кавасаки (р. 1955)
Японский теоретик и мастер оригами, известный как «отец розы оригами». Знаменит своими инновационными геометрическими моделями, в частности, серией симметричных «роз», лепестки которых закручиваются из центра цветка.
Эрик Жуазель (1956–2010)
Французский художник, специалист по методу мокрого складывания. Наиболее известен своими фигурными работами, созданными без использования клея и ножниц.
Питер Энгель (р. 1959)
Американский теоретик оригами, графический дизайнер и архитектор. Автор нескольких книг, в том числе «Оригами от рыбы-ангела до дзен».
Роберт Дж. Лэнг (р. 1961)
Американский физик и один из ведущих мировых специалистов по оригами, известный сложными и элегантными моделями животных и насекомых. Эксперт в области математики оригами, он внёс значительный вклад в применение оригами для решения инженерных задач. Он создал часы с кукушкой из одного листа бумаги, на разработку схемы которых ушло три месяца, а на складывание — шесть часов.
Сатоси Камия (р. 1981)
Один из самых молодых мастеров оригами мирового уровня. Его самая известная работа — «Рюдзин 3.5», сложный дракон со щупальцами, когтями и рогами. Складывание этой модели занимает до четырёх недель и требует выполнения около 275 шагов.
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Роспись-обманка – оригинально и неповторимо!
- Выставка «Новые горизонты» открылась в московской Галерее классической фотографии
- Аукционный дом «СОВКОМ» выставляет оригиналы кукол из мультфильма про Крокодила Гену
- Оригинал Ван Дейка обнаружен в Bowes Museum
- Интерьерный декор
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?