Оригами читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве японский термин «оригами» (от слов «ори», что означает «складывать», и «ками», что означает «бумага») описывает японское искусство складывания предметов из бумаги без резки, склеивания, наклеивания или маркировки. Цель оригамиста – превратить плоский лист бумаги в готовую модель с помощью техники складывания и лепки.
Одной из самых известных фигур оригами является оридзуру (от слов «ори», означающего «сложенный», и «цуру», означающего «журавль»), или бумажный журавлик. Он изображает почитаемую в японской культуре птицу – японского красного журавля. Школа складывания бумаги, которая допускает разрезы на бумаге, известна в Японии как киригами (от слов «киру», означающего «резать», и «ками», означающего «бумага»).
Оригами – самая известная форма складывания бумаги, но не обязательно самая древняя. Традиционное китайское искусство имеет ещё более древние корни, чем японское, и китайская традиция складывания бумаги, известная как «жэчжи», может быть первоначальной формой. Если это так, то она присоединяется к длинному списку специализированных ремёсел и изысканных декоративных искусств, которые впервые появились в Китае и Японии, включая китайскую лаковую посуду (4 500 лет до н.э.), резьба по нефриту (4900 г. до н.э.), бронзовые скульптуры, такие как бронзы Саньсиндуй (1200 г. до н.э.), терракотовые скульптуры, такие как Китайская терракотовая армия (220 г. до н.э.), китайский фарфор (ок. 600 н.э.), и ксилографии Укиё-э (ок. 1670 г.).
Другие статьи об искусстве и ремёслах Азии см: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э. и далее).
Когда зародилось оригами (складывание бумаги)?
История складывания бумаги очень туманна, и нет единого мнения о том, когда и где оно впервые было применено. Некоторые искусствоведы считают, что оригами было изобретено японцами около 1000 года н.э., а документальные свидетельства того, что традиционное японское оригами практиковалось с периода Эдо (1603-1867 гг.). Однако другие считают, что его истоки лежат в китайском искусстве, не в последнюю очередь потому, что сама бумага, как считается, была впервые изобретена в Китае, в эпоху искусства династии Хань, 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кроме того, некоторые традиционные церемонии в Китае (и Японии) включали в себя сжигание сложенной бумаги – практика, сложившаяся во времена династии Сун (905-1125 гг. н.э.) в Китае и периода Хэйан (794-1185 гг.) в Японии. (Бабочки-оригами, например, использовались на синтоистских свадьбах для изображения жениха и невесты). Таким образом, ограниченная форма церемониального складывания бумаги, по-видимому, возникла в это время и могла быть предшественницей оригами или дзечжи. (См. также: Хронология китайского искусства 18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Оригами появилось и в других регионах Восточной Азии. Складывание бумаги также хорошо известно в корейском искусстве, например, и в корейских школах. Известное как Чон-и джобги, оно является важной частью корейской культуры. Наконец, другие историки считают, что складывание бумаги развилось из ремесла складывания ткани (плиссировка одежды, складывание салфеток), и в результате, возможно, началось в Европе, а не в Азии. Подробности остаются неясными. Все, что мы знаем наверняка, – это то, что нет твёрдых доказательств того, что оригами существовало до 1600 года.
Оригами в Японии
Одна из причин, по которой некоторые искусствоведы склоняются к тому, что первоисточником оригами является Япония, заключается в том, что к 1680 году труды романиста и поэта Ихары Сайкаку свидетельствуют о том, что собственно складывание из бумаги уже полностью вошло в японскую культуру.
Одной из самых ранних известных книг по складыванию бумаги была «Хиден Сенбазуру Ориката» («Секрет складывания 1000 журавлей») (1797) японского мастера Акисато Рито (1780-1814), который впоследствии написал ещё несколько руководств по оригами, а также изготовил большое количество красивых и сложных бумажных фигурок.
Впоследствии появилось ещё несколько мастеров оригами, таких как Акира Ёсидзава (1911-2005) и Кошо Утияма (1912-1998), которых многие почитают как величайших художников своего времени, чьи работы вдохновили возрождение этого вида искусства. Акира Йошизава был ответственен за несколько важных инноваций, включая технику мокрого складывания, а также систему диаграмм Йошизавы-Рандлетта. Среди других японских мастеров складывания – Фумиаки Кавахата, Дзюн Маэкава, Мегуро Тосиюки и Иссей Ёсино. Японское академическое общество оригами является особенно престижным органом в мировом бумагоскладывании.
Эстетика оригами существенно различается. Например, в Японии оригамисты предпочитают делать образцы живых существ, например птицу-журавля или красивый бумажный цветок, а китайские бумагопластики предпочитают делать неодушевлённые предметы, например лодки или маленькую посуду.
Складывание бумаги в Германии
Наряду с восточной традицией оригами, складывание бумаги в декоративные узоры также пропагандировал немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), который ввёл его в движение детских садов, которое он начал в XIX веке. В частности, он связан с тремя специфическими техниками складывания бумаги: «Складки жизни» (простые складки для начинающих); «Складки истины» (которые помогают обучать основным принципам геометрии); и «Складки красоты» (более сложные складки с использованием квадратов, шестиугольников и восьмиугольников). Эти виды складывания были впервые введены в японских школах около 1880 года, что совпало с появлением термина «оригами» для обозначения складывания бумаги в Японии.
В Германии складывание бумаги продолжилось в первой вальдорфской школе, основанной в Штутгарте (1919) Рудольфом Штайнером (1861-1925), который пропагандировал различные виды декоративно-прикладного искусства. Она также практиковалась в известной школе дизайна Баухауз (1919-33), где использовалась как способ обучения архитектуре и формам дизайна, в частности, художником-абстракционистом Йозефом Альберсом (1888-1976).
Складывание бумаги также расцвело в Испании и Южной Америке. Испанский писатель и философ Мигель де Унамуно (1864-1936) был известным складчиком бумаги, который сделал очень много для поддержки и популяризации этого ремесла. Складывание бумаги распространилось и в Южной Америке, в частности в Аргентине, где Висенте Солорсано Сагредо (1883-1970) был мастером складывания бумаги и автором ведущих испанских книг по складыванию бумаги.
Складывание бумаги в Америке
Искусство оригами появилось в США только в 1950-х годах, когда оригамистка Лилиан Оппенгеймер (1898-1992) и детская артистка Шари Льюис популяризировали его на телевидении. Позже, в 60-е и начале 70-х годов, американские бумагоделатели Фред Ром и Нил Элиас разработали ряд бумажных объектов беспрецедентной сложности.
В 80-е годы к ним присоединились такие художники оригами, как Роберт Лэнг и Джон Монтролл. В начале 90-х годов Лэнг создал две компьютерные программы (TreeMaker и ReferenceFinder) для помощи в точном складывании моделей. Другие программы включают TreeMaker и Oripa. См. также: Компьютерное искусство.
Техника складывания
Книги по оригами обычно начинаются с изложения основных приёмов оригами. Здесь приводятся схемы базовых сгибов, в том числе: сгибы долиной и горой, обратные сгибы, сгибы сквош, складки и раковины. Также есть несколько стандартных «основ», которые можно использовать для изготовления широкого спектра моделей, таких как квадратная основа, основа для птицы, основа для рыбы и основа для лягушки.
Бумага для оригами
Практически любой тип плоской бумаги может быть использован в оригами; единственное требование – она должна держать сгиб/разгиб. Специализированная бумага для оригами продаётся в виде упакованных квадратов разного размера (от 1 до 10 дюймов и более). Обычно одна сторона цветная, другая белая. Бумага для оригами обычно немного легче по весу, чем бумага для копирования. С другой стороны, при мокром складывании требуется более плотная бумага. Бумажные деньги (из разных стран) также используются оригамистами.
Традиционная японская бумага для оригами, известная как «Васи», изготавливается из коры дерева гампи, кустарника мицумата или бумажной шелковицы, но также может быть сделана из бамбука или конопли. Более жёсткая, чем обычная бумага из древесной массы, она используется в некоторых других традиционных искусствах, включая каллиграфию. Другие виды специальной бумаги – унрю, локта, гампи, козо, саа и абака – также чрезвычайно прочны.
Пуристы считают, что при складывании не следует использовать никаких инструментов или приспособлений. Тем не менее, некоторые инструменты могут оказаться исключительно полезными при создании более сложных моделей. Например, костяная папка облегчает создание чётких складок на бумаге, скрепки могут служить дополнительными пальцами, а пинцет поможет сделать небольшие сгибы. Спреи также полезны для распыления готовых объектов, чтобы помочь сохранить их форму.
Виды оригами
Модели оригами включают не только натюрморты, но и движущиеся объекты. К такому типу «Оригами действия» относятся модели, которые летают или, будучи законченными, используют кинетическую энергию рук человека для перемещения другого лоскута или конечности: см. также, Кинетическое искусство.
Модульное оригами
Это предполагает скрепление нескольких частей вместе, чтобы сформировать полную модель. Как правило, отдельные детали просты, но окончательная сборка может быть довольно сложной. В китайском бумагопластике есть стиль, известный как «золотое складывание», в котором большое количество отдельных деталей соединяется для создания сложных моделей.
Мокрое складывание
Это скульптурная техника, используемая для создания моделей с мягкими изгибами (например, моделей животных), а не геометрическими складками и плоскими поверхностями. Бумагу предварительно смачивают, чтобы она легче поддавалась формовке, и готовая модель сохраняет свою форму после высыхания. Для облегчения моделирования на бумагу часто наносят клей, известный как «размер». Размер мягкий и гибкий во влажном состоянии, но хрустящий и твёрдый после высыхания.
Чистое оригами
Впервые разработанное британским оригамистом Джоном Смитом в 1970-х годах, это направление оригами разрешает использовать при создании модели только складки «горы/долины».
Тесселяции в оригами
Тесселяция образуется, когда фигуры располагаются рядом друг с другом, создавая узор без зазоров и перекрытий между ними. (Тесселяции очень часто встречаются в узорах пола и стен). Тесселяции оригами не делаются из отдельных листов бумаги, расположенных рядом друг с другом, а состоят из одного листа бумаги, сложенного так, чтобы получился тесселированный узор. Пионерами и разработчиками тесселяций оригами являются Шузо Фуджимото, Рон Реш, Крис Палмер, Роберт Лэнг и Алекс Бейтман.
Оригами-архитектура
Это направление включает в себя создание трёхмерных архитектурных моделей, используя вырезанную бумагу, обычно тонкий картон. Несмотря на визуальное сходство с «поп-апами», оригамическая архитектура обычно вырезается из одного листа бумаги, в то время как в большинстве поп-апов используется два или более. Ведущие мастера включают в себя: Кейко Накадзава, Такааки Кихара, Мария Гарридо, Джованни Руссо и Энгрид Силиакус.
Выставки работ оригами время от времени можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира и в некоторых лучших галереях современного искусства.
Ведущие оригамисты
Вот краткая подборка самых выдающихся оригамистов, перечисленных в хронологическом порядке.
Акира Ёсидзава (1911-2005)
Японский оригамист, считающийся «гроссмейстером оригами», который, как говорят, возвёл оригами из ремесла в живое искусство. Сделал более 50 000 моделей и написал 18 книг по оригами.
Лигия Монтойя (1920-1967)
Новаторская аргентинская художница по складыванию бумаги, специализирующаяся на дизайне птиц, цветов и насекомых, которая сыграла решающую роль в становлении складывания бумаги как международной дисциплины.
Флоренс Мария Темко (1921-2009)
Пионер в продвижении оригами в Америке. Написала 55 книг о поделках из бумаги и других видах народного искусства.
Хумиаки Хузита (1924-2005)
Японо-итальянский оригамист и математик, наиболее известный тем, что сформулировал первые шесть принципов Хузита-Хатори, описывающих математику складывания бумаги, для решения задач геометрического построения
Сэмюэл Л. Рэндлетт (р. 1930)
Оригамист, который совместно с Робертом Харбином разработал современную систему схем для объяснения того, как складывать бумагу, первоначально представленную Акирой Йошизавой. В своей книге «Искусство оригами» (1961) Рэндлетт и Харбин расширили оригинальную работу Йошизавы, создав то, что сейчас известно как система Йошизавы-Рэндлетта, которую с тех пор используют мастера по складыванию бумаги во всем мире.
Кунихико Касахара (р. 1941)
Оригамист, специализирующийся на простых, элегантных животных и модульных конструкциях типа многогранников, а также исследующий математику и геометрию оригами.
Макото Ямагути (р. 1944)
Председатель Origami House, витрины моделей оригами, которую он открыл в 1989 году. Тесно связан с организациями по складыванию бумаги в Японии и по всему миру: Президент JOAS (Японского академического общества оригами); член правления NOA (Ниппонской ассоциации оригами); пожизненный член Origami USA; член Британского общества оригами.
Тосикадзу Кавасаки (р. 1955)
Японский бумагопластик и теоретик, известный как «Отец розы оригами», знаменитый своими инновационными геометрическими моделями, в частности серией симметричных «роз», основанных на серии извилистых складок, которые заставляют лепестки загибаться наружу от центра цветка.
Эрик Жуазель (1956-2010)
Французский художник оригами, специалист по методу мокрого складывания. Наиболее известен своими фигуративными работами, созданными без использования клея и ножниц.
Питер Энгель (р. 1959)
Американский теоретик оригами, графический дизайнер и архитектор. Автор нескольких книг по оригами, в том числе «Оригами от рыбы-ангела до дзен».
Роберт Дж. Лэнг (р. 1961)
Американский физик и один из крупнейших в мире специалистов по оригами, известный своими сложными и элегантными конструкциями, в частности, животных и насекомых. Эксперт в области математики оригами, он добился значительных успехов в применении оригами для решения инженерных задач. Недавно он поразил мир оригами, создав часы с кукушкой из сложенной бумаги, на что ушло 3 месяца на разработку дизайна и 6 часов на само складывание.
Сатоси Камия (р. 1981)
Один из самых молодых мастеров оригами в мире. Его самая известная конструкция – Рюдзин 3.5, сложный дракон с щупальцами, когтями и рогами, для правильного складывания которого требуется около 275 шагов и до 4 недель.
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Роспись-обманка – оригинально и неповторимо!
- Выставка «Новые горизонты» открылась в московской Галерее классической фотографии
- Аукционный дом «СОВКОМ» выставляет оригиналы кукол из мультфильма про Крокодила Гену
- Оригинал Ван Дейка обнаружен в Bowes Museum
- Интерьерный декор
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?