Постклассическая индийская живопись:
Гуджарат, Виджаянагар читать ~7 мин.
В XI веке мусульманские завоеватели тюркского и афганского происхождения начали проникать в Верхний Пенджаб через северо-западные перевалы, а столетие спустя их власть утвердилась в северном Декане. Исламское вторжение привело к трансформации традиционного индийского общества и ознаменовало конец классического периода в искусстве и культуре Индии.
Политическая нестабильность в северных регионах препятствовала развитию монументальной живописи. Однако в это время зародилась школа миниатюры, ставшая связующим звеном между фресками классического периода и более поздней раджпутской живописью. Единство стиля, характерное для индийского классицизма, было утрачено. Дальнейшее развитие искусства происходило преимущественно в обособленных провинциальных центрах, где местные элементы начали изменять традиционные формы.
Чтобы увидеть, как постклассическая индийская живопись вписывается в эволюцию искусства в Азии, см.: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. — настоящее время).
Живопись Виджаянагара (1336–1565)
В ответ на успешные вторжения мусульманских султанатов в Декан южные индуистские царства объединились и в 1336 году основали империю, названную в честь своей столицы — Виджаянагар («Город Победы»). Более двух столетий, несмотря на постоянные войны с соседними султанами, империя сохраняла независимость и служила оплотом индуистской культуры.
В 1565 году в битве при Таликоте объединённые армии деканских султанатов нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Столица была разграблена и сожжена, что положило конец существованию империи. Однако её культурное наследие продолжало жить, поскольку карательные рейды не затронули более южные территории, а многолетние контакты с индуистской цивилизацией смягчили нравы завоевателей.
ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА
Петроглифы Бхимбетки в скальных укрытиях Аудиториум и Дараки-
Чаттан.
Искусство чашевидных углублений в регионе Мадхья-Прадеш в Индии.
Для информации о первой великой неолитической культуре Индии и Пакистана см.: Цивилизация долины Инда (3300-1300 до н.э.).
Руины «Города Победы», раскинувшегося на несколько квадратных километров в излучине реки Тунгабхадра, свидетельствуют о его былом величии. Это единственный археологический памятник, дающий представление о гражданской архитектуре Индии того времени. К сожалению, росписи, украшавшие дворцы и храмы, которыми восхищались современники, не сохранились.
Единственные уцелевшие фрески в виджаянагарском стиле датируются 1535 годом и находятся на потолке храма в Лепакши. Они изображают сцены, посвящённые богу Шиве. Контурные рисунки выполнены с большим мастерством, но общая композиция кажется скованной и местами неуклюжей. При этом в росписях присутствует элегантность, а иногда и блестящая спонтанность.
Художникам удалось создать иллюзию объёма с помощью рисунка, но без попыток передать трёхмерное пространство. Все лица показаны в профиль, с выступающими заострёнными носами. Характерной чертой является так называемый «дальний глаз», который изображён выступающим за контур лица, создавая своеобразный эффект трёхчетвертного профиля. Цветовая палитра сдержанна, но богата тонкими оттенками охры, зелёного и коричневого, что напоминает о богатстве региона природными пигментами.
После распада империи Виджаянагара её культурное влияние прослеживалось в работах Южной Индии, особенно в храмовых росписях Анегунди (XVII век) и Тирупарутикундрама, а также в декоративной живописи Кочина и Траванкора.
Для примеров лучшей архитектуры в Азии и Юго-Восточной Азии см.: Кхмерский храм Ангкор-Ват (Камбоджа); Храм Кандарья Махадева (Кхаджурахо, Индия); и Тадж-Махал (Уттар-Прадеш, Индия).
Иллюминированные рукописи Гуджарата (XII – XVI века)
Гуджарат, расположенный к югу от Раджастана, — одна из богатейших провинций Индии. С X по XIII века регион процветал под властью династии Чалукья, и этому не помешало даже мусульманское завоевание 1299 года. Местные купцы и банкиры, в основном последователи джайнизма, сумели сохранить экономическую независимость и поддержать старые художественные традиции.
В условиях постоянной угрозы нападений художники обратились к книжной иллюстрации — более мобильному и легко сохраняемому виду искусства. Джайнизм придавал большое значение священным текстам, и заказ рукописи считался благим деянием. Это способствовало созданию множества иллюминированных рукописей, в основном Калпасутры (священного текста о правилах джайнизма) и житий святых.
Ранние рукописи XII – XIII веков выполнялись на пальмовых листьях. Иллюстрации занимали небольшое пространство и представляли собой одну-две фигуры с резкими, угловатыми очертаниями на красном фоне. Несмотря на условность поз, образы полны силы и выразительности. Лица, как и в Лепакши, изображались в профиль с «дальним глазом».
С XIV века распространение бумаги позволило изменить формат рукописей. Они стали крупнее, а иллюстрациям отводилось больше места. Рисунок стал более стилизованным, но не утратил точности. Страницы обрамлялись фризами с растительными и животными мотивами, в которых угадывается влияние персидского искусства. Использование золота и серебра придавало рукописям роскошный вид.
Кроме религиозных текстов, школа Гуджарата создала и старейшую из известных светских иллюминированных рукописей — Васанта-Виласа. Этот свиток XV века описывает весну и любовь мужа к своей юной жене. Своей лирической темой он предвосхищает более позднюю раджпутскую живопись, посвящённую мистической любви бога Кришны.
Миниатюра Мевара и Малвы (XV – XVI века)
В 1398 году эмир Тимур (Тамерлан) совершил разрушительный набег на Дели, после чего Северная Индия распалась на несколько враждующих султанатов. В это же время раджпутский клан Сисодия сумел на время обеспечить независимость княжества Мевар, которое на два столетия стало процветающим центром искусств.
При дворе правителей Мевара сформировалась новая школа живописи. Первые известные работы начала XV века — это уже полностраничные иллюстрации. К 1500 году относится серия рукописей, определивших оригинальность нового стиля. Среди них — две копии Бхагавата-пураны, Гита-Говинда и поэма Чаурапанчашика. По названию последней всю группу стилистически схожих работ стали называть группой «Чаурапанчашика».
Иллюстрации этой группы, в основном посвящённые Кришне и любви, демонстрируют огромное богатство вдохновения и свободу в обращении с формой и цветом. Фигуры изображены на фоне насыщенных синих, красных и зелёных тонов. Несмотря на некоторую иератичность, фигурная живопись полна жизни и фантазии, а в изображении людей и природы виден определённый натурализм.
В 1436 году в Малве была основана независимая мусульманская династия. Её правители не покровительствовали искусствам, но терпимо относились к местной художественной деятельности. В 1439 году в столице Манду была создана иллюстрированная копия Калпасутры. Стиль рукописи близок к гуджаратскому, но отличается большей проработкой деталей и сложной композицией, где разные эпизоды размещены на одном листе.
Созданная в начале XVI века по заказу султана Малвы рукопись Нимат-наме («Книга услад») является уникальным примером синтеза стилей. Персидское влияние заметно в изображении пейзажей с цветочными мотивами и в некоторых элементах одежды. Однако фигуры женщин с их характерным профилем, круглыми щеками и большими глазами остаются чисто индийскими. Этот памятник демонстрирует зарождение синкретического придворного стиля, который предшествовал искусству Великих Моголов.
Индуистское искусство в Ориссе (XVI – XVII века)
Живопись Ориссы этого периода следует рассматривать в контексте домогольского искусства, поскольку влияние могольской школы Дели на религиозное искусство этого традиционного оплота индуизма было минимальным. С VII по XIII век в Ориссе процветало мощное и чувственное искусство, примером чему служат храмы Бхубанешвара, Пури и Конарака. К сожалению, монументальные росписи того времени почти не сохранились.
Недавнее открытие нескольких картин второй половины XVI века даёт представление об этой утраченной традиции фресковой живописи. Эти работы, хранящиеся в Музее Асутоша в Калькутте, представляют собой листы плотной бумаги, наклеенные на тканевую основу. Самая известная из них изображает посольство мусульманских сановников при дворе раджи Ориссы. Монументальность композиции и сбалансированная палитра свидетельствуют о высоком мастерстве художника.
В эту же коллекцию входят четыре исключительно качественных листа из рукописи Гита-Говинда. Изящные мазки кисти создают образы гопи, ожидающих своего божественного возлюбленного на лунных берегах реки Ямуны. Сдержанный и элегантный стиль этих миниатюр имеет мало общего с живописью Виджаянагара или Западной Индии и, скорее всего, является последним отголоском великих настенных росписей Ориссы, напоминая о скульптуре Конарака.
После этого яркого взлёта живопись последующих веков выглядит упадком. Фигуры становятся тяжеловесными, а композиция — сухой и перегруженной декоративными элементами. Эти стереотипные иллюстрации относятся скорее к народному лубку, чем к высокому искусству. См. также: История иллюминированных рукописей (600-1200).
Подробнее об искусстве в Азии
Для получения дополнительной информации о живописи, скульптуре, архитектуре и других формах азиатского искусства, пожалуйста, см. следующие статьи:
Китайская живопись Особенности и эстетика.
Китайские художники (ок. 220 г. – настоящее время) Хронологический список избранных художников.
Корейское искусство (ок. 3000 лет до н.э. и далее) Особенности, история, развитие.
Японское искусство (ок. 14 500 г. до н.э. – 1900 г.) Путеводитель по искусству и ремёслам Японии.
Китайская лаковая посуда (4500 г. до н.э. и далее) Характеристики и история.
Китайский фарфор (ок. 100–1800 гг.) Производство, типы и стили.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?