Саньсиндуйские бронзы:
китайские бронзовые лица и маски читать ~4 мин.
Саньсиндуй (кит. 三星堆) — это место раскопок древнего города, которое сейчас признано важным центром искусства эпохи Шан (ок. 1600–1046 до н.э.). Оно расположено недалеко от современного города Гуанхань в провинции Сычуань и знаменито своими монументальными бронзовыми скульптурами. Начиная с 1986 года археологические находки открыли миру богатое наследие искусства бронзового века, датируемое XII веком до н.э.
Культуру, создавшую эти произведения пластического искусства, теперь называют культурой Саньсиндуй и связывают с древним царством Шу. Открытие этих артефактов изменило взгляды на развитие китайского искусства. Оно опровергло прежнее представление о том, что единственным очагом китайской цивилизации была центральная равнина реки Хуанхэ, и подтвердило теорию «множественных истоков».
История
Город-крепость Саньсиндуй, занимавший площадь около 3,5 квадратных километров на берегу реки Яцзы, был центром одноимённой культуры. Она существовала примерно с 2800 по 1100 год до н.э. и была современницей культуры Эрлитоу в провинции Хэнань и позднего периода династии Шан, столица которой находилась в Аньяне.
Причины упадка культуры Саньсиндуй остаются неясными. Среди вероятных гипотез — стихийные бедствия, такие как сильные наводнения, свидетельства которых были найдены, или завоевание другим государством. Из-за своего географического положения культура долгое время оставалась в изоляции, и её вклад в традиционное китайское искусство, включая скульптуру и керамику, был неизвестен до 1986 года, когда были обнаружены жертвенные ямы с тысячами артефактов.
Уникальные бронзовые артефакты
В жертвенных ямах были найдены бронзовые колокола, маски, скульптуры животных, драконов и птиц. Стиль этих предметов был совершенно не похож на искусство царства Шан, чья эстетика ранее считалась доминирующей. Кроме того, мастера Саньсиндуй использовали уникальную технологию литья бронзы, отличавшуюся от методов, применявшихся на Центральной равнине.
Среди самых впечатляющих находок — монументальная бронзовая статуя человека в полный рост. Её высота вместе с постаментом составляет 2,62 метра, что делает её одной из крупнейших бронзовых скульптур своего времени в мире. Другой знаковый артефакт — почти четырёхметровое бронзовое «божественное дерево» (神樹) со сложной структурой ветвей, птицами и плодами, символизирующее, вероятно, мировую ось.
Особое внимание привлекают десятки крупномасштабных бронзовых масок и голов. Их отличают преувеличенные черты: миндалевидные глаза с выпуклыми зрачками, огромные уши и загадочные выражения лиц. Некоторые маски были покрыты тонким слоем золотой фольги. Считается, что эти изображения могли представлять божеств или обожествлённых предков.
После своего открытия артефакты из Саньсиндуя вызвали мировой интерес и были показаны на выставках в Пекине (1987, 1990), Лозанне (1993), Мюнхене (1995), Цюрихе (1996), Лондоне (1996), Копенгагене (1997), Нью-Йорке (1998), Токио (1998) и Тайбэе (1999). В 1997 году для хранения и экспозиции коллекции был открыт специальный музей Саньсиндуй.
Технологии и материалы
Металлурги Саньсиндуй разработали передовую технологию литья бронзы. Они добавляли свинец к сплаву меди и олова, что позволяло создавать более прочный материал для отливки крупных и тяжёлых объектов. Эта техника дала им возможность изготавливать монументальные скульптуры, аналогов которым не было в других культурах того времени.
Кроме бронзы, в Саньсиндуе были найдены великолепные образцы резьбы по нефриту, в том числе ритуальные клинки *чжан* и диски *би*. Находки также включают предметы ювелирного искусства и обработки драгоценных металлов, такие как золотой скипетр с выгравированными изображениями рыб и птиц, а также золотые маски.
Археологи также обнаружили большое количество керамических изделий. Примечательно, что большая часть керамики была намеренно разбита или повреждена перед тем, как её поместили в жертвенные ямы, что указывает на её ритуальное использование.
Примечание: можно сравнить бронзовые изделия Саньсиндуя с артефактами цивилизации долины Инда (3300–1300 до н.э.), например, с шедевром ранней индийской скульптуры — «Танцующей девушкой из Мохенджо-Даро» (ок. 2500 до н.э.).
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о раннем искусстве и культуре Восточной Азии, пожалуйста, см. следующие ресурсы:
Неолитическое искусство Китая (7500-2000 до н.э.)
Династия Ся (2100-1700 до н.э.)
Династия Чжоу (1050-221)
Лакированные изделия (4500 до н.э. и далее)
Китайская буддийская скульптура (ок. 100-настоящее время)
Корейское искусство (ок. 3000 до н.э. и далее)
Японское искусство
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?