Искусство династии Шан:
история культуры Эрлитоу читать ~7 мин.
Хотя легендарная культура династии Ся (около 2100–1700 гг. до н.э.), сосредоточенная в Эрлитоу, тщательно изучается китайскими археологами, именно династия Шан (иногда называемая Инь) остаётся первой династией в истории Китая, чьё существование подтверждено археологически. Зародившись во втором тысячелетии до н.э. в северном Китае, в районе реки Хуанхэ на территории провинции Хэнань, она стала самой развитой и грамотной культурой своего времени.
Династия Шан внесла значительный вклад в китайское искусство. Она славится прежде всего своими бронзовыми изделиями, в основном ритуальными сосудами, а мастерство её скульпторов и ремесленников свидетельствует о высоком уровне цивилизации. За почти 700 лет своего существования культура Шан также оставила заметный след в китайской керамике, резьбе по нефриту, лаковой росписи и резьбе по слоновой кости — примером могут служить чаши из слоновой кости с бирюзовой инкрустацией, хранящиеся в Китайской академии социальных наук в Пекине.
Это подтверждается археологическими находками в Аньяне (бывшем Ине), столице династии Шан в период 1350–1046 гг. до н.э. Там были обнаружены одиннадцать царских гробниц, руины дворцов и святилищ для жертвоприношений животных и людей. Также были найдены тысячи артефактов из бронзы, нефрита, камня, слоновой кости и керамики. Находки из Аньяна, датируемые 1200–1000 гг. до н.э., свидетельствуют о разработке в государстве Шан собственной развитой системы письма. Доказательства этого происходят в основном из надписей на гадательных костях, но также включают надписи на бронзовых, керамических, нефритовых и костяных изделиях. Культура Шан получила дальнейшее развитие в периоды династий Чжоу (1046–256 до н.э.), Цинь (221–206 до н.э.) и Хань (206 до н.э. – 220 н.э.).
Бронзовые изделия династии Шан
Искусство бронзового века в Китае зародилось около 1700–1500 гг. до н.э., когда бронза начала вытеснять нефрит, рог, слоновую кость и камень в изготовлении статусных предметов, таких как церемониальные сосуды. Правители и знать династии Шан использовали огромное количество сосудов для ритуалов, связанных с гаданиями и поклонением предкам, чьи имена часто наносили на бронзу. Другие сосуды отливали в честь важных событий в жизни их владельцев. Эти бронзовые изделия являются одним из величайших достижений в истории металлообработки доиндустриальной эпохи.
Чтобы увидеть, как древнекитайское искусство и ремёсла повлияли на ближайшего соседа Китая в Восточной Азии, см.: Корейское искусство (с 3000 лет до н.э. и далее).
Крупномасштабное производство бронзы требовало хорошо организованной рабочей силы для добычи, переработки и транспортировки оловянной, медной и свинцовой руды. Таким образом, сложная система ритуалов способствовала не только социальной сплочённости, но и развитию ремёсел.
Значительный спрос на бронзу предъявляла и армия, которая нуждалась в оружии и деталях для боевых колесниц. Художники Шан также создавали для гробниц фигуративную бронзовую скульптуру. Яркий пример — «Стоящая фигура» (около 1150 г. до н.э.), обнаруженная в жертвенной яме №2 в Сансиндуе (провинция Сычуань) и ныне хранящаяся в Музее Сансиндуй.
В 1986 году на месте кирпичного завода в Сансиндуе археологи обнаружили две жертвенные ямы. В первой находились тысячи артефактов из золота, бронзы, нефрита и глины. Во второй яме были найдены многочисленные бронзовые скульптуры: человеческие фигуры, изображения животных, колокола, а также декоративные элементы в виде драконов, змей и птиц. Удивительно, но стилистика найденных предметов была совершенно не похожа на искусство культур долины Хуанхэ, которая традиционно считалась колыбелью китайской цивилизации. Подробнее см.: Бронзовые изделия Сансиндуй (1200–1000 гг. до н.э.).
Интересно, что опыт в резьбе по нефриту, накопленный в поздний период китайского неолита, оказался чрезвычайно ценным в развитии бронзолитейного дела.
Бронзовые изделия исключительного качества и сложности изготавливались в производственных центрах в Эрлитоу, Аньяне и Чжэнчжоу. Металлурги династии Шан разработали передовой для своего времени процесс литья в разъёмные формы, который отличался от метода литья по выплавляемым моделям (cire perdue), применявшегося в других культурах бронзового века. Процесс заключался в следующем: сначала создавалась модель будущего предмета, затем на её основе изготавливалась глиняная форма. Эту форму разрезали на секции, снимали их с модели, а затем, после обжига, вновь собирали для заливки расплавленной бронзы. Хотя этот процесс был сложнее, он позволял наносить резные или штампованные узоры на внутреннюю поверхность формы ещё до обжига. Такой метод давал возможность мастерам добиваться высокой детализации даже в самых сложных декоративных мотивах.
Сравните с искусством бронзового века в Ирландии и минойским искусством — одной из самых развитых форм эгейской культуры того времени. Для ознакомления с древними культурами бронзового века на территории современного Ирака см. искусство Месопотамии II тысячелетия до н.э., в частности ассирийское искусство (около 1500–612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (около 1600–1180 гг. до н.э.).
Чтобы увидеть, как искусство династии Шан вписывается в общую историю культуры Китая, см.: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. — настоящее время). См. также: Азиатское искусство (с 38 000 до н.э.).
Таоте
Одним из самых характерных декоративных элементов на ритуальных бронзовых сосудах Шан была маска «таоте» — зооморфное изображение с парой выпуклых глаз, но, как правило, без нижней челюсти. В некоторых вариантах у маски есть клыки, рога, уши и брови. Считается, что дизайн таоте мог заимствовать элементы у загадочных нефритовых «цунов» — цилиндрических трубок, заключённых в прямоугольный блок, — которые производились неолитической культурой Лянчжу (3400–2250 гг. до н.э.).
Другими популярными мотивами были тигры, драконы «гуй», змеи, цикады, бараны, птицы, совы, быкоподобные существа и различные геометрические узоры. Точное значение таоте, как и многих других декоративных мотивов в искусстве Шан, остаётся неизвестным. Однако символика некоторых образов теперь понятна: тигр олицетворял природную мощь, цикада и змея — возрождение, а сова считалась проводником души.
Эволюция бронзового декора династии Шан
В 1950-х годах искусствовед Макс Лёр (1903–1988), профессор китайского искусства в Гарвардском университете (1960–1974), выделил пять этапов в эволюции бронзового декора династии Шан.
На I этапе тонкостенные сосуды украшались узкой лентой абстрактных или полуабстрактных зооморфных мотивов. На II этапе узоры состоят из плоских полос, вырезанных на сосуде, часто на приподнятом рельефе, напоминающем керамическую аппликацию. Для III этапа характерны сложные криволинейные узоры, покрывающие большую часть поверхности сосуда, при этом его стенки становятся толще. На IV этапе доминирующие зооморфные мотивы чётко выделяются на фоне плотного спирального узора. На V этапе основные мотивы выполнены в высоком скульптурном рельефе.
Стили I и II этапов характерны для находок в Чжэнчжоу; III этап встречается как в Чжэнчжоу, так и в раннем Аньяне; IV и V этапы присутствуют только в Аньяне.
Другие раскопки и артефакты эпохи Шан
Наши знания о культуре Шан и её искусстве во многом основаны на изучении богатых погребений. В 1976 году археологи в Иньсю обнаружили нетронутую и богато украшенную гробницу Фу Хао, супруги вана У Дина. В ней, наряду с множеством оружия, находилось более 440 бронзовых сосудов, 590 нефритовых изделий, а также древние глиняные сосуды и предметы из кости. В 1986 году в городе Сансиндуй на юге Китая было найдено более 4000 предметов, включая бронзовые маски, нефритовые изделия и бронзовые статуи в натуральную величину, покрытые золотой фольгой.
Особый интерес представляют погребальные маски из Сансиндуй с большими ушами, выпуклыми глазами и губами, окрашенными киноварью — минералом, который также широко применялся для росписи лаковых изделий. (См. также: Цветные пигменты). Там же были найдены фрагменты бронзовых деревьев с листьями и фигурками птиц. Несмотря на то что археологи обнаружили следы настенных росписей, китайская живопись в тот период ещё не сформировалась как самостоятельный вид искусства. Большинство художников были заняты в гончарном деле и других видах декоративно-прикладного искусства.
Поздние китайские династии
Последующие периоды в истории китайского искусства традиционно делятся следующим образом:
Искусство периода Шести династий (220–589)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–907)
Искусство династии Сун (960–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
См. также: Японское искусство.
- Искусство бронзового века
- Искусство династии Чжоу
- Взаимодействие искусства и реальности – уличным художникам Екатеринбурга дали шанс проявить себя
- У киевлян остался шанс увидеть выставку «Две недели, одно лето»
- Испанские характеры показали актёры на сцене новгородского драмтеатра
- Главный приз фестиваля «Шанс» получили студенты из Санкт-Петербурга
- Совместная выставка сибирских художников различных жанров в Новосибирске
- Культура Китая: древние традиции в современном мире
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?