Искусство династии Шан:
история культуры Эрлитоу читать ~8 мин.
Хотя легендарная культура династии Ся (около 2100-1700 гг.) сосредоточенная в Эрлитоу, тщательно изучается китайскими археологами, династия Шан (иногда называемая династией Инь) остаётся первой археологически задокументированной династией в истории Китая. Основанная в северном Китае, в районе реки Хуанхэ в провинции Хэнань, во втором тысячелетии до нашей эры, она стала самой развитой и грамотной культурой того периода.
Династия Шан внесла значительный вклад в китайское искусство и славится прежде всего своими бронзовыми изделиями, в основном ритуальными сосудами, а мастерство её скульпторов и ремесленников свидетельствует о высоком уровне цивилизации. За 700 лет своего существования культура Шан также внесла важный вклад в китайскую керамику и резьбу по нефриту, а также китайскую лаковую роспись и резьбу по слоновой кости — см., например, чаши из слоновой кости и бирюзы династии Шан в Китайской академии социальных наук в Пекине.
Всё это ясно из археологических находок в Аньяне (бывшем Ине), столице династии Шан (1350–1046 гг. до н.э.), где были обнаружены одиннадцать королевских гробниц, остатки многочисленных дворцов и священных мест, где приносили в жертву животных и людей, а также тысячи артефактов из бронзы, нефрита, камня, слоновой кости и керамической глины. Кроме того, другие находки в Аньяне, датируемые более поздним периодом 1200-1000 гг. до н.э., указывают на то, что культура Шан разработала свою собственную высокоразвитую систему письменности. Свидетельства этого в основном происходят из надписей, найденных на костях оракулов, но также включают надписи на бронзовых артефактах, а также надписи на керамике, нефрите, слоновой кости и других материалах. Культура Шан получила дальнейшее развитие в период искусства династии Чжоу (1050-221) и искусства династии Цинь (221-206 до н.э.), а также искусства династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.).
Бронзовые изделия династии Шан
Искусство бронзового века (в отличие от оружия) зародилось в Китае около 1700-1500 гг. до н.э., когда бронза стала широко использоваться вместо нефрита, рога, слоновой кости и камня для изготовления предметов высокого статуса, таких как церемониальные, ритуальные и банкетные сосуды. Например, правители и знатные вельможи династии Шан нуждались в огромном количестве сосудов для различных церемоний, связанных с религиозными гаданиями и другими священными ритуалами, в том числе поклонением предкам, чьи имена часто выгравированы на бронзовых изделиях. Другие ритуальные сосуды были специально отлиты для празднования важных событий в жизни их владельцев и использовались для жертвоприношений вина, мяса и зерна духам предков клана. В любом случае, эти бронзовые изделия представляют собой одно из величайших достижений в истории металлообработки до современной эпохи.
Чтобы увидеть, как древнекитайское искусство и ремесла повлияли на ближайшего соседа Китая в Восточной Азии, см.: Корейское искусство (с 3000 лет до н.э.).
Кроме того, для такого крупномасштабного производства бронзовых изделий требовалась достаточно большая и организованная рабочая сила, которая могла добывать, перерабатывать и транспортировать необходимые оловянные, медные и свинцовые руды. Таким образом, ритуализация и церемонии способствовали укреплению социальной сплочённости и развитию художественного ремесла.
Дополнительный спрос на бронзу исходил от армии, которая использовала её для изготовления оружия и колесниц. Художники династии Шан также создали множество образцов фигуративной бронзовой скульптуры для гробниц: см., например, «Фигура человека» (около 1150 г. до н.э., Институт археологии и бюро культурных реликвий провинции Сычуань), обнаруженную в погребальной яме 2 в Сансиндуй, провинция Сычуань.
В 1986 году археологи обнаружили две жертвенные ямы на месте кирпичного завода Ланьсин в Сансиндуи. В первой были найдены тысячи артефактов из золота, бронзы, нефрита и глины. Во второй яме было найдено множество бронзовых скульптур, в том числе фигуративные скульптуры, отливки в виде животных, колокольчики, декоративные фигурки драконов, змей и птиц. Среди других находок было большое количество резных изделий из слоновой кости и раковин моллюсков. Удивительно, но стиль обнаруженных предметов был совершенно неизвестен в истории китайского искусства, «колыбелью» которого считались культуры долины Жёлтой реки. Подробнее см.: Бронзовые изделия Сансиндуй (1200-1000 гг. до н.э.)
Интересно, что именно китайский опыт в резьбе по нефриту, приобретённый в поздний период китайского неолитического искусства, оказался наиболее ценным в развитии бронзового дела.
Бронзовые изделия исключительного качества и сложности изготавливались в производственных центрах в Эрлитоу, Аньяне и Чжэнчжоу. Металлурги династии Шан разработали усовершенствованный процесс литья в разъёмные формы — в отличие от метода литья по выплавляемым моделям (cire perdue), который использовался во всех других культурах бронзового века. (При так называемом литье в разъёмные формы сначала создаётся модель изготавливаемого предмета, а затем из модели изготавливается глиняная форма. После этого форма разрезается на части, освобождая модель, которые затем собираются после обжига. Это образует форму для литья в бронзу). Хотя это и было несколько запутанно, литье в кусковые формы позволяло вырезать или штамповать декоративные узоры на внутренней поверхности формы перед обжигом в печи. Этот метод позволял мастерам достигать высокой степени детализации даже в самых сложных мотивах.
Сравните искусство бронзового века Ирландии с минойским искусством, одной из самых развитых форм эгейской культуры того времени. Для древних культур бронзового века Ирака см. искусство Месопотамии II тысячелетия, в частности: искусство Ассирии (ок. 1500-612 гг. до н.э.) и искусство Хеттов (ок. 1600-1180 гг. до н.э.).
Чтобы увидеть, как искусство династии Шан вписывается в общую историю культуры Китая, см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. — настоящее время). См. также: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.).
Шан Таоте
Одним из наиболее характерных декоративных изображений на ритуальных бронзовых сосудах династии Шан был «таоте», зооморфная маска с парой выпуклых глаз, но, как правило, без нижней челюсти, хотя в некоторых вариантах также присутствуют клыки, рога, а также уши и брови. Дизайн таоте, возможно, заимствовал элементы из загадочного нефритового «цун» — цилиндрической трубки, заключённой в прямоугольный блок, — произведённого в эпоху неолита культурой Лянчжу (3400-2250).
Другими популярными мотивами были тигры, гуй (дух), змеи, цикады, бараны, драконы, птицы, совы, быкоподобные существа и различные геометрические узоры. Точное значение таоте — как и многих других декоративных мотивов в искусстве династии Шан — неизвестно, хотя некоторые символы теперь понятны. Например, тигр олицетворял силу природы, цикада и змея символизировали возрождение, а сова была проводником души.
Эволюция бронзового декора династии Шан
В 1950-х годах искусствовед Макс Лёр (1903-1988), профессор китайского искусства в Гарвардском университете (1960-74), выделил пять этапов эволюции бронзового искусства династии Шан.
На I этапе тонкостенные сосуды украшаются узкой полосой абстрактных или полуабстрактных зооморфных мотивов. На II этапе зооморфные формы состоят из плоских полос, выгравированных на предмете, как правило, на приподнятом регистре керамической аппликации. На III этапе мы видим сложные криволинейные узоры, которые покрывают большую часть поверхности сосуда, стенки которого становятся относительно толстыми. На IV этапе преобладающие зооморфные мотивы чётко выделяются на плотном спиральном фоне. На V этапе основные мотивы выделяются в гораздо более скульптурном рельефе за счёт использования керамической аппликации.
Этапы I и II встречаются в Чжэнчжоу; этап III обнаружен как в Чжэнчжоу, так и в раннем Аньяне; этапы IV и V встречаются только в Аньяне.
Другие раскопки и артефакты эпохи Шан
При оценке культуры Шан и её видов искусства мы полагаемся исключительно на её тщательно оформленные погребения. В 1976 году археологи в Иньсю случайно обнаружили нетронутую и богато убранную королевскую гробницу Фу Хао, супруги короля Шан У Дин. Наряду с множеством бронзового оружия, более 440 бронзовых сосудов, 590 нефритовых фигурок и других предметов , были найдены древние глиняные сосуды и костяные заколки. В 1986 году в окружённом стеной городе Сансиндуй в провинции Сычуань на юге Китая было обнаружено более 4000 предметов, в том числе раковины каури, бронзовые маски, нефриты и бронзовые статуи в натуральную величину, покрытые золотыми листами.
Особый интерес представляют погребальные маски, отличающиеся большими ушами и выпуклыми глазами, а также губами, окрашенными в красный цвет киноварью, минералом, широко используемым для окрашивания лаковых изделий. (См. также Цветные пигменты) В Сансиндуй были также найдены крошечные бронзовые фрагменты скульптур деревьев, а также бронзовые листья и сидящие птицы. Хотя были найдены следы фресковых росписей , китайская живопись ещё не стала самостоятельным видом искусства. В результате большинство китайских художников были заняты в гончарном производстве или в других видах декоративного искусства.
Поздние китайские династии
Позднее изобразительное искусство традиционно делится на следующие периоды:
Искусство периода Шести династий (220-589)
Искусство династии Суй (589-618)
Искусство династии Тан (618-906)
Искусство династии Сун (960-1279)
Искусство династии Юань (1271-1368)
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
См. также: Японское искусство.
- Искусство бронзового века
- Искусство династии Чжоу
- Взаимодействие искусства и реальности – уличным художникам Екатеринбурга дали шанс проявить себя
- У киевлян остался шанс увидеть выставку «Две недели, одно лето»
- Испанские характеры показали актёры на сцене новгородского драмтеатра
- Главный приз фестиваля «Шанс» получили студенты из Санкт-Петербурга
- Совместная выставка сибирских художников различных жанров в Новосибирске
- Культура Китая: древние традиции в современном мире
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?