Китайская терракотовая армия читать ~4 мин.
Главное культурное достижение искусства династии Цинь (221–206 гг. до н.э.) и одна из величайших археологических находок в истории китайского искусства, Терракотовая армия (также известная как «Терракотовое войско») представляет собой огромную коллекцию терракотовых скульптур. Она состоит из более чем 8000 глиняных воинов, 130 колесниц с 520 лошадьми и 150 кавалерийских лошадей. Армия была обнаружена в марте 1974 года местными крестьянами, копавшими колодец рядом с мавзолеем первого императора Китая Цинь Шихуанди (秦始皇), который умер в 210 г. до н.э., в провинции Шэньси. Терракотовые воины представляют собой крупнейший в мире клад керамического искусства и остаются выдающимся произведением скульптуры. См.: Азиатское искусство.

Рост воинов колеблется от 175 до 200 см в зависимости от их ранга, причём генералы — самые высокие. При такой высоте эти образцовые солдаты были значительно выше среднего жителя Китая того времени.
Терракотовая армия была создана по приказу императора Цинь Шихуанди вскоре после его восхождения на престол в 247 г. до н.э. Работы над мавзолеем начались примерно в 246 г. до н.э. и, по оценкам, продолжались 38 лет с участием около 700 тысяч рабочих. Основная функция армии заключалась в том, чтобы охранять императора и помочь ему править в загробной жизни.
Более ранние образцы китайского искусства включают искусство неолита в Китае (7500–2000 гг. до н.э.), а также изделия из бронзы, связанные с искусством династии Шан (около 1600–1000 гг. до н.э.) и искусством династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.).
Каждый из 8000 терракотовых воинов уникален: у него своё выражение лица, причёска и детали одежды, соответствующие рангу. Археологи полагают, что фигуры изготавливались в государственных мастерских силами ремесленников. Тела и головы создавались отдельно, после чего их соединяли и вручную дорабатывали мелкие детали. Затем статуи обжигали и раскрашивали. После завершения воинов разместили в боевом порядке вместе с настоящим оружием, большая часть которого была впоследствии разграблена.
Сохранность и дальнейшие раскопки
Существуют свидетельства крупного пожара в гробнице, который, предположительно, устроил военачальник Сян Юй, чьи солдаты разграбили захоронение через пять лет после смерти императора. Сегодня, несмотря на усилия китайских археологов, состояние Терракотовой армии ухудшается. Основные причины — появление плесени из-за влажности и перепадов температур, а также разрушительное воздействие кислорода на краску, которая начинает отслаиваться в течение нескольких минут после вскрытия. Большой поток туристов также создаёт проблемы для сохранения комплекса.

Значительная часть некрополя всё ещё ожидает раскопок. Сам мавзолей императора остаётся нетронутым, как и содержимое многих подземных залов и переходов. Решение не вскрывать гробницу связано с опасениями, что современные технологии не позволят сохранить её содержимое в первозданном виде.
Контекст в истории искусства
Техники, использованные при создании Терракотовой армии, получили дальнейшее развитие в эпоху искусства династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), особенно в изготовлении погребальных глиняных фигурок, известных как мин-ци или юн.
Хотя китайские терракотовые воины являются самой масштабной находкой скульптуры такого рода, археологи находили глиняные фигуры железного века и в других регионах мира, включая Грецию, Этрурию в Италии, Крит и Кипр. Более ранние образцы глиняной пластики см. в статье Доисторическая скульптура (230 000–2500 гг. до н.э.).
Создание столь масштабного комплекса стало возможным благодаря многовековой китайской традиции древней керамики. Её история прослеживается с 18 000 года до н.э. Подробнее об этом можно прочесть в статьях о керамике из пещеры Сяньжэньдун и керамике из пещеры Ючанян. Для сравнения с другими формами азиатского искусства см. статью Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.).
Примечание: термин «терракота» происходит от итальянского terra cotta, что означает «обожжённая земля». Он применяется к любому виду обожжённой глины, но чаще всего к изделиям из низкосортной глины, которая после обжига приобретает характерный охристый оттенок. Терракотовые предметы, как правило, не покрывают глазурью.
Дополнительные материалы по теме
Искусство и ремёсла Китая
О живописи: Китайская живопись.
О самом известном виде скульптуры: Резьба по нефриту.
О принципах традиционного искусства: Традиционное китайское искусство.
О лаковых изделиях: Китайская лакированная посуда.
О керамике и фарфоре: Китайская керамика и Китайский фарфор.
Хронология искусства
История скульптуры: История скульптуры.
Развитие искусства в Китае: Хронология китайского искусства.
История керамики: Хронология гончарного дела.
Доисторический период: Хронология доисторического искусства.
Связанные темы
Ранняя глиняная скульптура: Мыслитель из Чернаводэ (5000 лет до н.э.).
Более поздняя китайская скульптура: Китайская буддийская скульптура.
- Искусство династии Цинь
- «Жара» Майка Лупики, краткое содержание
- «Высокая жара» Карла Дойкера, краткое содержание
- Пожарные спасли «Успение Девы Марии»
- Пожар в Париже уничтожил фрески XVII века
- Театральный клуб Ростовского молодёжного театра вновь пригласил гостей на очередную встречу
- Выставка «Удержать Жар-птицу» в Центре Творческих инициатив «Перспектива»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?