Искусство династии Юань:
монгольская культура в средневековом Китае читать ~4 мин.
Вторжение монгольских кочевников положило конец эпохе искусства династии Сун, поскольку завоеватели не стремились поддерживать китайское искусство. Монголы под предводительством Чингисхана (1162–1227) контролировали северные земли Китая с 1215 года. Однако лишь в 1271 году его внук Хубилай-хан (1215–1294), глава клана Борджигин, провозгласил основание династии Юань по китайскому образцу. Окончательное завоевание южных территорий завершилось только в 1279 году. Хубилай-хан основал столицу в Ханбалыке (также Даду, современный Пекин). Династия Юань стала первой некитайской династией, правившей всем Китаем. Несмотря на обширные связи в Монгольской империи, её владычество в Китае продлилось менее ста лет.
Не имея опыта управления империей, монголы заимствовали китайские политические и административные системы. Однако фракционная борьба при дворе и коррупция привели к народным восстаниям и падению династии. В отличие от правителей династий Сун и более ранней эпохи искусства династии Тан (618–906), юаньские императоры не поощряли традиционную китайскую культуру. Из-за этого многие деятели искусства отошли от общественной жизни, обратившись к традиционным формам творчества своих предков. Возник идеал «живописи учёных» (вэньжэньхуа), который ценил духовность и индивидуальность выше внешней декоративности. Несмотря на официальное безразличие к китайскому изобразительному искусству, в этот период наблюдался культурный подъём. Развивались каллиграфия, математика, поэзия и музыка. Этому способствовало возобновление торговли по Великому шёлковому пути и морским маршрутам. В прибрежных городах появились иностранные купцы, а в декоративном искусстве стало заметно влияние других культур, в частности исламского искусства.
Подробнее об истоках азиатской культуры: Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э.).
Живопись времён династии Юань
Китайские учёные-чиновники, составлявшие основу бюрократии, были отстранены от власти монголами и могли рассчитывать лишь на второстепенные должности. Особенно это коснулось южан, которые дольше других сопротивлялись завоевателям. В итоге многие интеллектуалы ушли в частную жизнь, посвятив себя традиционной китайской живописи в уединении или в кругу единомышленников, часто под покровительством буддийских и даосских монастырей. Художники отошли от натурализма предшествующей эпохи. На смену ему пришёл более экспрессивный стиль живописи тушью. Простые мотивы — бамбук, камни, облака — стали средством для выражения личных переживаний. Живопись по своей духовной наполненности приблизилась к каллиграфии. Также возродилось буддийское искусство, что проявилось в скульптуре, особенно каменной, и живописи.
К числу великих пейзажистов периода Юань относится учёный Чжао Мэнфу (1254–1322). Его работа «Осенние цвета в горах Цяо и Хуа» (1295, Национальный дворцовый музей, Тайбэй) отличается новаторской передачей глубины пространства. Художник также прославился изображениями лошадей. Среди других известных китайских художников эпохи Юань были так называемые «Четыре великих мастера»: Хуан Гунван (1269–1354), У Чжэнь (1280–1354), Ни Цзань (1301–1374) и Ван Мэн (1308–1385). О влиянии монгольской культуры на соседние страны см.: Искусство Кореи (с ок. 3000 лет до н.э.).
Декоративное искусство и ремесла во время династии Юань
Хотя чиновники-интеллектуалы были отстранены от управления государством, многие виды искусства продолжали развиваться. Особенно это касается прикладного искусства и разнообразных ремёсел.
В области китайской керамики началось производство расписного сине-белого фарфора, который экспортировался в Европу. Одним из самых ранних таких предметов, попавших в Европу около 1338 года, считается ваза Фонтхилл. В монгольскую эпоху город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси стал главным центром производства фарфора в Китае, а благодаря китайскому лидерству в керамике — и во всём мире.
Активно развивались и традиционные ремёсла. Большой популярностью пользовались изделия из золота и ювелирное искусство с использованием драгоценных металлов и камней, таких как лазурит из Афганистана. Также были востребованы китайские лаковые изделия и резьба по нефриту во всех её разновидностях.
Цзацзюй
В ранний период династии Юань возникла новая форма театрального искусства — цзацзюй (zaju). Это был синтетический жанр, близкий к опере, который объединял поэзию, акробатику, музыку и сценографию. Сюжеты и персонажи цзацзюй нашли отражение в погребальных артефактах того времени, включая настенные росписи и небольшие статуэтки.
Поздние китайские династии
Подробнее об исторической основе культуры династии Юань см.: Хронология китайского искусства (с 18 000 до н.э. по настоящее время). После монголов китайское изобразительное искусство обычно делят на следующие категории:
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства.
О более поздних датах: Хронология истории искусства.
О движениях и периодах: История искусства.
Дополнительные ресурсы
Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)
Искусство периода шести династий (220–589)
Искусство династии Суй (589–618)
- Объявлены имена обладателей премии Андерсена
- Оформление K-ETA для поездки в Южную Корею: ключевые нюансы и советы
- Электронные подписи в ЭДО: виды, применение и правовые нюансы
- Реставрация церквей и храмов – реставрация нашей души
- ВНЖ в Нидерландах для россиян: пошаговое руководство к легализации
- Памятник на кладбище, каким он должен быть
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?