Искусство династии Юань: монгольская культура в средневековом Китае читать ~5 мин.
Изобразительное искусство при монголах
Эпоха искусства династии Сун была закончена кочевниками из Монголии, в повестку которых не входило продвижение китайского искусства в любой форме. Монгольская династия во главе с Чингисханом (1162-1227) управляла землями в северном Китае с 1215 года, но только в 1271 году его внук Хубилай-хан (1215-1294) – лидер монгольского клана Борджигин – окончательно покорил Южные земли, провозгласил династию Юань в традиционном китайском стиле и установил традиционную китайскую администрацию. (На самом деле только в 1279 году войска Юаня завершили завоевание Южного Китая.) Хубилай-хан был первым китайским правителем, основавшим свою столицу в Ханбалыке (также называемом Тату или Даду) – современном Пекине. Юань также были первой иностранной династией, правившей всем Китаем, но, несмотря на её связи в более широком мире Великой Монгольской империи, их правление в Китае длилось всего 90 лет.
Не имея опыта управления централизованной империей, монголы переняли китайские политические и административные методы, но растущая фракционность при дворе и повсеместная коррупция привели к восстанию и краху. В отличие от Песен и более ранней эпохи Искусств династии Тан (618-906), Юань официально не поощряли исконную китайскую культуру: в результате многие художники отошли от общественной жизни и искали вдохновение в вечных характеристиках традиционного китайского искусства, которые практиковалось их предками. Китайские художники, такие как Чжао Мэнфу (1254–1322) и ещё четыре мастера династии Юань, отстаивали идеал «литературной живописи» (wenrenhua), который ценил индивидуальную учёность и духовность выше внешнего украшения или непосредственной визуальной привлекательности. Фактически, несмотря на официальное безразличие к китайскому визуальному искусству, науке и другой культурной деятельности, значительный прогресс был достигнут во многих областях, включая каллиграфию, математику, поэзию и музыку. Одним из важных факторов, способствовавших этому общему творчеству, было восстановление торговых связей с внешним миром по суше вдоль Великого шёлкового пути и через морские торговые пути. Иностранные купцы заполнили прибрежные города, в то время как влияние иностранной культуры (например, исламского искусства) ощущалось во всем декоративном искусстве.
Для получения дополнительной информации об азиатской культуре см.: Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э.).
Живопись времён династии Юань
Китайские учёные-чиновники, традиционная опора правительственной бюрократии в Китае, в значительной степени были оттеснены новыми монгольскими властями, получая в лучшем случае лишь незначительные должности. В особенности это относилось к южным китайцам, которые сопротивлялись дольше всех. В результате многие учёные замкнулись в себе, предпочитая практиковать свою форму традиционной китайской живописи в одиночестве, в узких кругах или под эгидой буддизма или даосизма. От натурализма – истины для природы – отказались в пользу более символического стиля живописи тушью и размывкой, использующего резкие и простые формы, такие как бамбук, камни, облака, как средство самовыражения. Художественная роспись стала почти каллиграфической по своей духовной насыщенности. Возрождение буддийского искусства произошло также в области скульптуры, особенно каменной скульптуры, и живописи.
Среди лучших пейзажистов периода Юань был учёный Чжао Мэнфу, известный своим рисунком пером и тушью под названием «Осенние краски в горах Цяо и Хуа» (1295, Национальный дворец-музей, Тайбэй), очень новаторский в своём наслоении переднего, среднего и заднего планов для достижения ощущения глубины, а также в его прекрасных портретах лошадей. Среди других известных китайских художников эпохи Юань – художник из Цзянсу, Хуан Гунван (1269-1354), художник из Цзясина У Чжэнь (1280-1354), художник Уси Ни Цзань (1301-1374) и художник Хучжоу Ван Мэн (1308-1385).). О влиянии монгольской культуры на ближайших соседей – Китай и Корею, см.: Korean Art. (около 3000 лет до н.э.).
Декоративное искусство и ремесла во время династии Юань
Таким образом, несмотря на то, что администрация и политика были недоступны для многих представителей высшего и среднего класса интеллигенции, процветали многочисленные виды искусства, включая прикладное искусство, а также ряд декоративных ремёсел.
В области китайской керамики, например, первый расписанный сине-белый китайский фарфор был изготовлен и экспортировался в Европу, где он удивила даже знатоков своими качествами. (Самым ранним предметом китайского фарфора, экспортированным в Европу, была ваза Фонтхилла, которая прибыла около 1338 года, в последние годы Юань). Именно в монгольскую эпоху, Цзиндэчжэнь – город в южной провинции Цзянси, стал самым важным центром производства фарфора в Китае и, следовательно, – учитывая господство Китая в керамическом искусстве – во всем мире.
Кроме того, повышенное внимание было уделено традиционным ремёслам, в том числе изделиям из золота, а также ювелирному искусству – с использованием золота, серебра, а также других драгоценных металлов, минералов и горных пород, таких как лазурит из северо-восточного Афганистана. Была популярна также китайская лаковая посуда, а также резьба по нефриту во всех её разновидностях.
Дзадзю
Среди новых форм искусства, появившихся в ранний период династии Юань, Дзадзю был типом популярного театрального развлечения – типом оперы или водевиля, включающим поэзию, гимнастику, музыку, живопись и другие формы декоративного дизайна. Он даже распространялся на артефакты, найденные в гробницах того периода, такие как фрески и множество небольших статуй, изображающих популярных персонажей дзю.
Поздние китайские династии
Подробнее об исторической основе культуры династии Юань см.: Хронология китайского искусства (18000 лет до н.э. – настоящее время). После монголов китайское изобразительное искусство обычно делят на следующие категории:
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства.
О более поздних датах: Хронология истории искусства.
О движениях и периодах: История искусства.
Дополнительные ресурсы
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 лет до н.э.)
Искусство династии Шань (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 Н.э.)
Искусство периода шести династий (220-618 гг. Н.э.)
Искусство династии Суй (589-618)
- Этапы развития китайского искусства
- «Поле Куликово» - важная страница русской истории в полотнах Ильи Глазунова
- Выставка произведений ГРИГОРИЯ ПОТОЦКОГО «Бронзовый мир»
- Александр Невский
- Выставка Зорикто Доржиева «Степная история»
- «Степная история» художника Зорикто Доржиева в музее им. Крамского
- Выставка художников творческого объединения «Чингисхан» в ОГИСе
- «Чингисхан и создание современного мира» Джека Уэзерфорда, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?