Искусство династии Чжоу читать ~8 мин.
Династия Чжоу из Шэньси, внёсшая важный вклад в китайское искусство, сосуществовала с предыдущей династией Шан в течение многих лет, прежде чем достичь власти где-то в 11 веке до нашей эры. Хотя династия Чжоу существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая, её правящая семья Цзи сохраняла контроль только до 771 г. до н.э., периода, известного как Си (Западная) Чжоу. Затем последовал период Донг (Восточная) Чжоу (около 771–475 гг. до н.э.), который традиционно делят на периоды «Весна и Осень» (Чуньцю) (771–475 гг.) – когда страна разделилась на несколько небольших неспокойных территорий, и Воюющие государства, период (Чжанго) (475–221 гг. до н.э.) – когда эти небольшие территории объединились в семь более крупных образований, которые затем боролись друг с другом за господство.
Первоначальная столица Чжоу была расположена недалеко от Сианя на реке Вэй, выше её слияния с Жёлтой рекой (Хуанхэ), но вторая столица была построена в Лояне на востоке. Эпохи Шан и Чжоу традиционно составляют бронзовый век Китая, когда бронза использовалась для изготовления оружия, а также ритуальных сосудов и играла значительную роль в материальной культуре того времени. В эту эпоху искусства бронзового века, династия Чжоу сохранила большую часть древнего искусства Китая, включая отливку церемониальных сосудов из бронзы и резьбу по нефриту, и способствовала развитию новых изобразительных искусств, таких как ювелирное дело и лакировка, а также каллиграфия и родственная ей китайская живопись, почти все из которых утрачены.
Другие культурные события включали введение палочек для еды, плугов, запряжённых волами, крупномасштабные ирригационные проекты и программу новых дорог и водных путей. Кроме того, китайская письменность превратилась в современную форму. Позже, во времена династии Восточного Чжоу, появилось железо, а также философские движения конфуцианства, даосизма и легализма. Основные принципы, лежащие в основе искусства древнего Китая, см. в разделе «Традиционное китайское искусство: характеристики».
Бронзы Чжоу
При Западном Чжоу (Си) качество бронзового литья, которое достигло пика в эпоху искусства династии Шан, снизилось, прежде чем испытать ренессанс в период Восточного Чжоу (Дунчжоу). Тем не менее, металлургия бронзы играла важную роль в священных церемониях того времени.
Как и прежде, большинство бронзовых сосудов отливалось для храмовых жертвоприношений, а некоторые были сделаны как погребальные объекты для гробницы. (Бронзовые мастера Чжоу также производили большое количество оружия, оборудования для колесниц, конных принадлежностей и других утилитарных предметов). Бронзовые контейнеры, используемые в жертвенных обрядах, различались в зависимости от функции: сосуды, используемые для приготовления пищи, включали «ли» (круглый сосуд с основанием на трёх опорах); «динг» (контейнер полусферической формы на 3 ножках); «фандинь» (квадрат на четырёх ножках); и «сянь» или «янь» (тренога). При предложении еды основным сосудом был «гуи», своего рода современный вок. Контейнеры для вина из бронзы были известны под общим названием «Зун». Также встречались «джу», напоминающие небольшой стакан на трёх ножках с носиком спереди и боковой ручкой, и «хе» с цилиндрическим сливным носиком, а также «гонг», который выглядел как закрытый соусник, и трубчатый «гу».
Церемониальные сосуды делались также из обожжённой глины, более того, китайская керамика веками оставалась лучшим видом древней керамики в мире.
В период Чжоу появились новые декоративные мотивы, в том числе великолепные длиннохвостые птицы и большие угловатые фланцы. Кроме того, Чжоу значительно расширили практику Позднего Шаня, добавляя надписи к своим ритуальным бронзовым сосудам, указывающие на покровителя или предка, которому был посвящён сосуд. В одной надписи использовалось до 400 знаков.
К другим бронзовым предметам, связанным с ритуалами жертвоприношений, относятся колокольчики, самый старый из которых – это небольшой колокольчик с языком, называемый «лин», но наиболее известен «чжун», подвешенный колокольчик без молота, обычно изготавливаемый в наборах по восемь штук или более, образующих музыкальную гамму. Самый старый из сохранившихся «чжун» был обнаружен в Пуду-Цуне и датируется примерно 850 годом до нашей эры.
Бронзовое наследие Восточного Чжоу демонстрирует заметный рост качества и сложности. Предметы часто имеют необычные ручки в виде голов животных, а их более изящные формы часто украшались завитками, спиралями, переплетёнными змеями и другими непрерывными узорами, часто оплетающими весь сосуд. Некоторые части могут быть украшены драконами, тиграми и другими зооморфными фигурами.
В течение 7 века процесс литья был усовершенствован за счёт внедрения метода производства по выплавляемым моделям. С этого момента бронзовые изделия Чжоу становятся столь же изысканными, как и эстетика, на которой они основывались. Например, при раскопках в Цзинькуне недалеко от Лояна были обнаружены изделия из бронзы большой элегантности и классической сдержанности, которые были не только функциональными, но и красивыми сами по себе.
Бронзовые зеркала, найденные ещё в 8 веке до нашей эры в гробнице в Шанцунлине в провинции Хэнань, но особенно популярные в 4 и 3 веках до нашей эры, использовались не только для туалетных принадлежностей, но и в качестве погребальных предметов в соответствии с древними китайскими верованиями, считалось, что зеркало было источником света и поэтому могло освещать тьму гробницы. Их декоративные узоры, в основном производимые в Шоучжоу, включали лепестки в виде четырёхлистников, зигзагообразные элементы, гребешки и иногда формы животных (дракона и зооморфа), наложенные на непрерывный узор из крючков и спиралей. См. также: Кельтские орнаменты.
Со временем, украшения бронзовых предметов становились все более изощрёнными и включали инкрустацию из золота, серебра, стекла, нефрита и полудрагоценных камней, а также другие методы ювелирного дела.
Искусство и ремесла Чжоу
Визуальное искусство эпохи Чжоу отражает разнообразные смеси её составных состояний. Искусство династии Западного Чжоу было в основном продолжением искусства Шан, процветавшего в период с 1700 по 1050 год до нашей эры, например, металлургия бронзы и бронзовой скульптуры. Кроме того, продолжалось изготовление большого количества нефритовых украшений и предметов как для ритуальных церемоний, так и для декоративных целей. Керамическое искусство также продолжало процветать, оно было расширено и усовершенствовано в период Сражающихся царств («Воюющих государств») и эпохи искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). По мере улучшения городской и коммерческой инфраструктуры, большую важность приобретает архитектура, хотя большинство построек в стиле Чжоу давно исчезли. Именно в эпоху Чжоу впервые в Китае появился дизайн ногтей.
Картины
То же самое относится и к живописи, поскольку – за исключением нескольких работ на шёлке – немногие картины эпохи Чжоу сохранились до нашего времени. Остались только письменные описания произведений, в которых фигурировали преимущественно фигурная живопись и портретное искусство, а также некоторые исторические сцены. Тем не менее, период враждующих государств (475-221 гг. до н.э.) был важным водоразделом в китайском искусстве, поскольку это был первый раз, когда китайские художники начали изображать окружающий их мир. Росписная керамическая посуда и роспись стен гробниц были двумя распространёнными типами живописи, в то время как использовалась примитивная роспись тушью по шёлку.
Тесно родственное искусство китайской письменности, известное как каллиграфия, впервые появилось в эпоху Шан и теперь расцвело при режиме Чжоу, в течение которого его основными формами были письменность цзягувэнь (чиа-ку-вэнь) на костях и раковинах и Джин по бронзе. Эти письменности, названные в честь материалов, на которых они были начертаны, оставались в моде до начала искусства династии Цинь в 3 веке до нашей эры.
Лакировка
Китайская лаковая посуда (в том числе инкрустация из золота и серебра) также была полностью развита во времена династии Чжоу. Лак – очень токсичное вещество, которое извлекали из смолы или сока местного вида Toxicodendron vernicifluum, широко известного как лаковое дерево, – было естественным прочным покрытием, первоначально появившимся как форма водонепроницаемой защиты для дерева и бамбука, но процесс быстро стал очень ценимым методом украшения прекрасных предметов. Смолу наносили серией тонких слоёв для получения глянцевой поверхности и часто смешивали с оксидами железа, чтобы получить темно-чёрный или тёмно-насыщенный красный, золотой или серебряный порошок для особенно роскошной отделки. Работа была опасной и трудоёмкой, иногда обходилась на порядок дороже литья из бронзы.
Для сравнения читайте статьи: Японское искусство и Индия: живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
Более позднее китайское искусство и культура:
Династия Цинь, Терракотовая армия (c.246-208 до н.э.)
Искусство периода шести династий (220-618 н.э.)
искусство династии Суй (589-618)
искусство династии Тан (618-906)
династии Сун искусство (960-1279)
искусство династии Юань (1271-1368)
искусство династии Мин (1368-1644)
искусство династии Цин (1644-1911)
ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА
Подробнее о периодах раннего искусства см.: Хронология доисторического искусства.
О классической древности: Хронология истории искусства.
О конкретных движениях: История искусства.
О более ранних китайских культурах:
Искусство неолита в Китае (c.7500-2000 до н.э.)
Культура династии Ся (c.2100-1600 до н.э.)
О влиянии культуры Чжоу на Корею: Корейское искусство. Для получения дополнительной информации об историческом контексте и предыстории культуры династии Чжоу см.: Хронология китайского искусства (18000 лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?