Искусство династии Чжоу читать ~8 мин.
Династия Чжоу, происходившая из земель современной провинции Шэньси, внесла важный вклад в китайское искусство. Она длительное время сосуществовала с предшествующей династией Шан, прежде чем прийти к власти около 1046 года до н.э. Хотя династия Чжоу правила дольше любой другой в истории Китая, её правящая семья Цзи сохраняла полный контроль только до 771 года до н.э. Этот отрезок времени известен как период Западной Чжоу (Си Чжоу).
За ним последовал период Восточной Чжоу (Дун Чжоу; 771–256 гг. до н.э.). Его, в свою очередь, принято делить на два этапа: период Вёсен и Осеней (Чуньцю; 771–476 гг. до н.э.), когда страна распалась на множество враждующих царств, и период Сражающихся царств (Чжаньго; 475–221 гг. до н.э.). На втором этапе мелкие владения объединились в семь крупных государств, которые боролись друг с другом за господство.
Первоначальная столица Чжоу находилась недалеко от современного Сианя, на реке Вэйхэ, а вторая столица была построена на востоке, в Лояне. Эпохи Шан и Чжоу традиционно относят к бронзовому веку Китая. В это время бронза использовалась для изготовления оружия и ритуальных сосудов, являясь важной частью материальной культуры.
В эту эпоху династия Чжоу сохранила многие виды древнего искусства, включая отливку церемониальных сосудов из бронзы и резьбу по нефриту. Также получили развитие новые направления, такие как ювелирное дело, изготовление лаковых изделий, каллиграфия и связанная с ней китайская живопись, большинство образцов которой, к сожалению, утрачено.
К другим культурным достижениям эпохи относятся появление палочек для еды, плугов на воловьей тяге, реализация масштабных ирригационных проектов, а также строительство новых дорог и водных путей. Китайская письменность эволюционировала в свою современную форму. Позднее, в период Восточной Чжоу, распространилось железо и зародились великие философские учения: конфуцианство, даосизм и легизм. Основные принципы, лежащие в основе искусства древнего Китая, рассмотрены в разделе «Традиционное китайское искусство: характеристики».
Бронзовые изделия Чжоу
В период Западного Чжоу качество бронзового литья, достигшее своего пика в эпоху искусства династии Шан, несколько снизилось. Однако в период Восточного Чжоу оно пережило настоящий ренессанс. Несмотря на колебания в мастерстве, изделия из бронзы играли ключевую роль в священных церемониях того времени.
Как и прежде, большинство бронзовых сосудов предназначалось для храмовых жертвоприношений, а некоторые изготавливались в качестве погребальных предметов для гробниц. Мастера Чжоу также производили большое количество оружия, деталей для колесниц и конской сбруи. Ритуальные сосуды различались по назначению.
Для приготовления пищи использовали ли (округлый сосуд на трёх полых ножках), дин (полусферический котёл на трёх ножках), фандин (квадратный сосуд на четырёх ножках) и сянь или янь (пароварка-трипод). Для подношения еды служил гуй, по форме напоминающий современный вок. Сосуды для вина из бронзы были известны под общим названием цзун. Также встречались цзюэ — сосуд на трёх ножках с носиком и боковой ручкой, хэ с цилиндрическим носиком, гун, похожий на соусник с крышкой, и трубчатый кубок гу.
Церемониальные сосуды изготавливали и из обожжённой глины. Китайская керамика на протяжении многих веков оставалась лучшей среди древней керамики мира.
В период Чжоу появились новые декоративные мотивы, в том числе изображения изящных длиннохвостых птиц и массивные угловатые выступы на сосудах. Кроме того, мастера Чжоу значительно расширили позднешанскую практику нанесения надписей на ритуальные бронзовые изделия, указывая имя заказчика или предка, которому посвящался сосуд. Длина некоторых надписей достигала 400 иероглифов.
К ритуальным предметам из бронзы относятся и колокола. Самые ранние из них — это небольшие колокольчики с язычком, называемые лин. Однако наибольшую известность получил чжун — подвесной колокол без язычка, который обычно изготавливался наборами из восьми или более штук, образуя музыкальный звукоряд. Древнейший из сохранившихся колоколов чжун был найден в Пудуцуне и датируется примерно 850 годом до н.э.
Бронзовое наследие Восточного Чжоу демонстрирует заметный рост качества и сложности. Изделия часто украшались оригинальными ручками в форме голов животных. Их изящные формы нередко покрывали вихревые узоры, спирали, переплетающиеся змеи и другие орнаменты, которые могли оплетать весь сосуд. Некоторые предметы декорировались фигурами драконов, тигров и других животных.
В течение VI века до н.э. процесс литья был усовершенствован благодаря внедрению техники литья по выплавляемой модели (также известной как *cire perdue*). С этого момента бронзовые изделия Чжоу становятся всё более изысканными. Например, при раскопках в Цзиньцуне близ Лояна были обнаружены бронзовые предметы исключительного изящества и классической сдержанности, которые были не только функциональны, но и прекрасны сами по себе.
Бронзовые зеркала, древнейшие из которых были найдены в гробнице VIII века до н.э. в Шанцуньлине (провинция Хэнань), стали особенно популярны в IV – III веках до н.э. Их использовали не только для туалетных нужд, но и в качестве погребальных предметов. Согласно древнекитайским верованиям, зеркало считалось источником света и могло рассеять тьму гробницы. Декоративные узоры на зеркалах, которые в основном производили в царстве Чу (современный Шоусянь), включали мотивы четырёхлистника, зигзаги, фестоны, а также фигуры животных (драконов и зооморфов), наложенные на сплошной узор из крючков и спиралей. См. также: Кельтские орнаменты.
Со временем украшения бронзовых предметов становились всё более изощрёнными и могли включать инкрустацию золотом, серебром, стеклом, нефритом и полудрагоценными камнями, а также другие ювелирные техники.
Искусство и ремёсла Чжоу
Изобразительное искусство эпохи Чжоу отражает многообразие культурных традиций входивших в её состав царств. Искусство периода Западного Чжоу во многом продолжало традиции династии Шан (ок. 1600–1046 гг. до н.э.), например, в области металлургии и бронзовой скульптуры. Также продолжалось изготовление большого количества нефритовых украшений и предметов как для ритуальных церемоний, так и в декоративных целях.
Керамическое искусство также продолжало процветать; оно было расширено и усовершенствовано в период Сражающихся царств и в эпоху искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). По мере развития городской и коммерческой инфраструктуры большее значение приобретает архитектура, хотя большинство построек в стиле Чжоу давно исчезли. Именно в эпоху Чжоу в Китае впервые появился дизайн ногтей.
Живопись
То же самое относится и к живописи, поскольку до наших дней дошло очень мало произведений эпохи Чжоу, за исключением нескольких работ на шёлке. Сохранились лишь письменные описания картин, среди которых преобладали фигурная живопись, портретное искусство и некоторые исторические сцены. Тем не менее, период Сражающихся царств (475–221 гг. до н.э.) стал важным рубежом в китайском искусстве: именно тогда китайские художники впервые начали изображать окружающий их мир. Распространёнными видами живописи были роспись керамической посуды и настенные росписи в гробницах, также использовалась примитивная живопись тушью по шёлку.
Тесно связанное с живописью искусство китайской письменности, известное как каллиграфия, зародилось в эпоху Шан и расцвело при Чжоу. Основными его формами в этот период были письмо цзягувэнь (гадательные надписи на костях и панцирях черепах) и цзиньвэнь (надписи на бронзовых изделиях). Эти виды письменности, названные по материалам, на которых они были начертаны, оставались в употреблении до начала искусства династии Цинь в III веке до н.э.
Лаковые изделия
Китайские лаковые изделия, в том числе инкрустированные золотом и серебром, также получили полное развитие во времена династии Чжоу. Лак — это сок лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum), который после обработки превращается в чрезвычайно прочное натуральное покрытие. Изначально его использовали для защиты деревянных и бамбуковых предметов от влаги, но вскоре этот процесс превратился в высоко ценимый метод декорирования.
Сок дерева наносили тонкими слоями для получения глянцевой поверхности. Его часто смешивали с оксидами железа для получения чёрного или насыщенно-красного цвета, а для особо роскошной отделки добавляли золотой или серебряный порошок. Работа с лаком была опасной и трудоёмкой, а стоимость таких изделий могла быть в десятки раз выше, чем у бронзовых.
Для сравнения читайте статьи: Японское искусство и Индия: живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
Искусство и культура более поздних династий Китая:
Искусство династии Цинь и Терракотовая армия (ок. 246–208 гг. до н.э.)
Искусство периода Шести династий (220–589 гг. н.э.)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–906)
Искусство династии Сун (960–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА
Подробнее о периодах раннего искусства см.: Хронология доисторического искусства.
О классической древности: Хронология истории искусства.
О конкретных движениях: История искусства.
О более ранних китайских культурах:
Искусство неолита в Китае (ок. 7500–2000 гг. до н.э.)
Культура династии Ся (ок. 2100–1600 гг. до н.э.)
О влиянии культуры Чжоу на Корею: Корейское искусство. Для получения дополнительной информации об историческом контексте и предыстории культуры династии Чжоу см.: Хронология китайского искусства (с 18000 лет до н.э. по настоящее время).
- Искусство бронзового века
- Искусство династии Шан: история культуры Эрлитоу
- «Сын повелителя сирот» Адама Джонсона, краткое содержание
- «Нечему завидовать» Барбары Демик, краткое содержание
- Выставка Брежневская эпоха и не только. Жизнь наоборот
- «Опавшие листья» Аделин Ен Мах, краткое содержание
- Выставка китайской живописи «Очарование Маньчжурии»
- Выбираем посуду для ресторана
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?