Альберт Бирштадт:
пейзажист читать ~5 мин.
Немецко-американский художник Альберт Бирштадт (нем. Albert Bierstadt; 1830–1902) прославился своими масштабными пейзажами дикой природы американского Запада. Его сюжетами становились национальные парки, заповедники, озёра и ледники. Наряду с Фредериком Эдвином Чёрчем (1826–1900), Бирштадт был видной фигурой Школы реки Гудзон, а также представителем её позднего стиля, известного как люминизм.
Кроме того, он принадлежал к Школе Скалистых гор, которая специализировалась на грандиозных горных пейзажах. Его полотна пользовались огромной популярностью и продавались за рекордные суммы. Хотя Бирштадт учился в Европе, подлинное вдохновение он нашёл на своей новой родине — в пограничных землях Дикого Запада. Работы художника хранятся в ведущих музеях США, включая Институт искусств Чикаго и Метрополитен-музей.
К числу его самых известных картин относятся «Скалистые горы» (1863, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Купола Йосемити» (1867, Атенеум Сент-Джонсбери, Вермонт).
Художественное обучение
Бирштадт родился в Золингене, Германия. В 1832 году его семья переехала в Америку и поселилась в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс. О ранних годах художника известно немного, за исключением того, что с 1853 по 1857 год он обучался в Германии в Дюссельдорфской школе живописи. Эта группа художников была частью немецкого романтического движения.
Их работы характеризовались детализированными, но пышными пейзажами, часто с религиозными аллюзиями. Ведущие мастера школы, такие как Карл Фридрих Лессинг (1808–1880) и Андреас Ахенбах (1815–1910), поощряли пленэрную живопись и предпочитали сдержанную цветовую гамму. Дюссельдорфская школа оказала влияние и на американскую Школу реки Гудзон.
Прибыв в Германию, Бирштадт познакомился с американскими художниками Уортингтоном Уиттреджем (1820–1910) и Эмануэлем Готлибом Лойце (1816–1868). Он надеялся, что они помогут ему стать учеником Ахенбаха, однако его ранние работы сочли слишком слабыми. Несмотря на это, Бирштадт провёл в Европе четыре года, путешествуя и совершенствуя своё мастерство.
Открытие американского пейзажа
Бирштадт вернулся в Америку в 1857 году и после недолгого периода преподавания полностью посвятил себя живописи. В 1859 году он отправился на запад в составе экспедиции, где создавал эскизы, лёгшие в основу многих его будущих картин. Он побывал у реки Платт и в горах Уинд-Ривер, зарисовывая впечатляющие пейзажи и коренное население.
Добравшись до Скалистых гор, виды которых напомнили ему Альпы, художник был настолько воодушевлён, что заявил: “Наша собственная страна обладает наилучшим материалом для художника в мире”. Его первая крупная работа по мотивам этой поездки, «Основание Скалистых гор» (ок. 1860), ныне утрачена. В 1863 году появилась знаменитая версия «Скалистые горы», хранящаяся в Метрополитен-музее.
Школа Скалистых гор и «Явное предначертание»
Творчество Бирштадта стало олицетворением Школы Скалистых гор — группы художников, изображавших величие американского Запада. Их монументальные полотна, наполненные драматическим светом и вниманием к деталям, отражали не только природную красоту, но и дух эпохи. Картины Бирштадта резонировали с идеологией «Явного предначертания» (Manifest Destiny) — верой в то, что Соединённым Штатам суждено расширяться от побережья до побережья.
Его идеализированные и величественные пейзажи представляли Запад как нетронутый рай, своего рода «землю обетованную», готовую для освоения. Эти работы укрепляли национальную гордость и служили визуальным подтверждением особого пути Америки, вдохновляя переселенцев и инвесторов.
Картина долины Йосемити
Полотно «Купола Йосемити» изображает одну из самых известных природных достопримечательностей Америки. В 1864 году Авраам Линкольн передал долину Йосемити штату Калифорния, создав первый в истории США общественный земельный фонд. Финансист Легранд Локвуд заказал Бирштадту эту картину, заплатив рекордную по тем временам сумму в 25 000 долларов.
В тот период американцы начали осознавать, что их природа не уступает европейской. Картины Бирштадта и работы других художников, таких как Джордж Калеб Бингем (1811–1879), давали городским жителям ощущение величия родной страны. В «Куполах Йосемити» Бирштадт намеренно сузил долину и преувеличил высоту гор, создавая ассоциации с готическими соборами. Прекрасным примером этого периода является и «Горный ручей» (1863, Институт искусств Чикаго).
Слава и критика
В 1860-х годах слава Бирштадта достигла пика. Его картина «Скалистые горы», выставленная на Нью-Йоркской санитарной ярмарке 1864 года, вызвала восторженные отзывы. Искусствовед Джеймс Джексон Джарвес отметил его непревзойдённую передачу американского света. За это десятилетие художник заработал состояние: «Скалистые горы» и «Купола Йосемити» были проданы за огромные деньги.
Однако к 1870-м годам вкусы публики и критиков изменились. В моду вошла более камерная и атмосферная пейзажная живопись, вдохновлённая Барбизонской школой и тонализмом Джорджа Иннесса. Грандиозный и драматический стиль Бирштадта стали считать напыщенным и театральным. Его упрекали в чрезмерном приукрашивании природы и отходе от реализма в пользу эффектных композиций.
Спад популярности и последние годы
В 1866 году Бирштадт женился и провёл два года в Европе, где его ждал восторженный приём. В Лондоне он был представлен королеве Виктории, а в Париже получил «Орден Почётного легиона» (Légion d’honneur). Однако в Америке его слава начала угасать. Картина «Последние из буффало» (ок. 1888, Галерея Коркоран, Вашингтон) была отклонена от участия во Всемирной выставке в Париже 1889 года.
Несмотря на падение интереса со стороны критиков, его работы продолжали пользоваться спросом у некоторых коллекционеров. Болезнь жены, её смерть в 1893 году и финансовые неудачи, вызванные расточительным образом жизни, привели художника к банкротству. В 1895 году всё его имущество, включая 150 картин, было распродано. Бирштадт скончался в 1902 году.
Наследие
Бирштадт был членом Национальной академии дизайна и престижного Century Association. За свою карьеру он написал несколько тысяч картин. Сегодня многие из них хранятся в ведущих художественных музеях Америки, таких как Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. В 1998 году Почтовая служба США выпустила набор марок «Четыре века американского искусства» (`Four Centuries of American Art`), на одной из которых была изображена его работа.
Интерес к творчеству Бирштадта возродился во второй половине XX века. Его полотна вновь стали высоко цениться на аукционах. Например, на торгах Christie’s в 2008 году картина «Горный пейзаж при лунном свете» была продана за 1,1 млн долларов, а «Орегонская тропа» — за 1,7 млн долларов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?