Андре Массон:
французский сюрреалист читать ~6 мин.
Французский живописец, график и дизайнер Андре Массон (André-Aimé-René Masson, 1896–1987) — одна из ведущих фигур движения сюрреализма, доминировавшего в современном искусстве Европы в межвоенные годы. Он стал пионером автоматизма в искусстве, применяя случай и импровизацию в своей творческой технике. Будучи активным участником движения и другом Жоана Миро и Макса Эрнста, Массон всегда сохранял творческую независимость. Он заимствовал мотивы из кубизма и других течений Парижской школы.
Личность и творчество Массона были глубоко травмированы его участием в Первой мировой войне. В 1917 году он получил тяжёлое ранение в грудь и был оставлен умирать на поле боя. Этот опыт навсегда сформировал его пессимистический взгляд на мир и беспокойный интерес к судьбе человека. Темы жестокости, борьбы за выживание и стихийного насилия стали центральными в его искусстве, отражая его убеждение в том, что миром правит «право зубов и когтей».
Талантливый рисовальщик, Массон прославился использованием извилистых линий в духе биоморфной абстракции. Вступив в группу сюрреалистов в 1924 году, он покинул её в 1929 году, чтобы сосредоточиться на теме человеческого существования. Позже, в годы Второй мировой войны, он нашёл убежище в США и оказал заметное влияние на абстрактный экспрессионизм. Значительную часть своей живописи и графики он посвятил исследованию тем насилия, боли, эротизма и хрупкости жизни.
Учёба и ранние работы
Андре Массон родился в Баланьи-сюр-Терен, Уаза, но вырос в Бельгии. Там он с 1907 года учился в Академии изящных искусств в Брюсселе у Константа Монтальда. В 1912 году по рекомендации педагогов он отправился в Париж, чтобы продолжить образование. В 1914 году с началом войны его призвали в армию. После тяжёлого ранения в 1917 году и долгого лечения он вернулся к мирной жизни. В 1922 году Массон поселился в Париже, где его соседями по мастерской стали Жоан Миро и Жан Дюбюффе.
Хотя Массона вскоре увлёк сюрреализм, его ранние картины (1922–1923) создавались под влиянием Андре Дерена, а затем — аналитического кубизма. Он часто использовал кубистские приёмы, что привлекло внимание Даниэля-Анри Канвайлера, первого дилера Пикассо. В 1924 году Канвайлер организовал первую персональную выставку художника в своей парижской галерее «Simon». Одним из посетителей стал Андре Бретон, который приобрёл картину «Четыре стихии» (1923) и пригласил Массона в группу сюрреалистов.
Сюрреалистический автоматический рисунок
Массон стал одним из первых и самых последовательных приверженцев сюрреалистического автоматизма. Начиная с 1923 года он создавал серии автоматических рисунков пером и тушью. Художник позволял руке свободно и быстро двигаться по бумаге, создавая спонтанную сеть линий. Из этого хаоса затем проступали образы, которые Массон мог доработать или оставить как есть.
Этот метод позволил освободить его живопись от жёстких кубистских форм, сделав её более свободной и экспрессивной. В поисках доступа к подсознанию Массон экспериментировал с изменёнными состояниями сознания, для чего мог по нескольку дней обходиться без сна или использовать психоактивные вещества. Два его автоматических рисунка были опубликованы в первом номере журнала «Révolution Surréaliste» в декабре 1924 года.
Случайные картины из песка
В 1927 году Массон развил технику автоматизма, создав серию картин из песка. Он хаотично наносил на холст клей, посыпал его песком, а затем стряхивал излишки. На оставшихся песчаных участках он дорисовывал линии и цветовые пятна, иногда выдавливая краску прямо из тюбика. Этот метод, основанный на случайности, порождал неожиданные текстуры и конфигурации. Из них, как и в автоматических рисунках, возникали образы — сначала жестокие и абстрактные, а позже — фигуры чудовищ и мифических существ.
Эти работы, например «Битва рыб» (1926), отражали его одержимость темой насилия. Художник и сам обладал вспыльчивым характером: он мог кричать на свои работы в процессе создания и даже атаковать холсты, которые его не устраивали. Эстетика Массона была тесно связана с его личным темпераментом и травматичным военным опытом.
1930-е годы
К 1929 году Массон почувствовал, что строгие теории Бретона ограничивают его творчество. Он порвал с основной группой сюрреалистов и примкнул к кругу писателя Жоржа Батая, редактора журнала «Documents». Батай разделял интерес художника к темам насилия и эротизма. В этот период Массон отошёл от чистого автоматизма, а его образы стали более структурированными, хотя и сохранили свою экспрессивность.
В 1930-е годы художник много времени проводил на юге Франции и в Испании, пока Гражданская война не заставила его вернуться на родину. В этот период он черпал вдохновение в греческой мифологии, испанской культуре и трагических событиях войны. Он создал такие работы, как «Резня» (1933) и серии иллюстраций «Митра» и «Минотавр» (1936). Тогда же Массон начал работать как театральный художник, оформив балет «Предзнаменования» в постановке Леонида Мясина и спектакли «Голод», «Нумансия» и «Медея».
Примирение с Андре Бретоном
В 1937 году, на фоне надвигающейся мировой войны, Массон вернулся в Париж и примирился с Бретоном. В это же время его живопись на несколько лет стала более фигуративной. Вероятно, на это повлияло творчество других сюрреалистов, работавших в реалистической манере, — Сальвадора Дали, Рене Магритта и Ива Танги.
Влияние на американский абстрактный экспрессионизм
С началом Второй мировой войны Массон эмигрировал в США и поселился в Коннектикуте. Ужасы новой войны побудили его вернуться к более «автоматическим» техникам. Его творчество оказало огромное влияние на молодых американских художников, в частности на Аршила Горки и Джексона Поллока.
Именно автоматизм Массона лёг в основу живописи действия, которую развивал Поллок. Американские художники заимствовали у Массона идею спонтанного, каллиграфического рисунка, а также композиционный принцип «all-over» (покрытие всего холста равномерным узором). Влияние Массона стало одним из ключевых факторов становления абстрактного экспрессионизма и Нью-Йоркской школы. В этот период Массон также проявлял интерес к мифологии американских индейцев и доколумбовому искусству.
Возвращение во Францию после войны
В 1945 году Массон вернулся во Францию и поселился в Экс-ан-Провансе. Здесь он сосредоточился на пейзажной живописи, вдохновляясь природой Прованса. В его творчестве проявился интерес к импрессионизму и искусству Востока, особенно к китайской каллиграфии. Палитра художника стала светлее, он чаще использовал пастель.
Кроме живописи, Массон занимался цветной литографией, книжной иллюстрацией и театральной сценографией. В 1965 году по заказу министра культуры Андре Мальро он расписал потолок театра «Одеон» в Париже. Несмотря на сложные отношения с сюрреализмом, Массон считается одной из центральных фигур этого направления. Его крупные ретроспективные выставки прошли в Базеле (1950) и Нью-Йорке (1976).
Работы Андре Массона хранятся в собраниях ведущих художественных музеев мира, включая Центр Помпиду в Париже, Музей современного искусства в Нью-Йорке и галерею Тейт в Лондоне.
- Галина Голаева и Дмитрий Бобылев, выставка «Жизнь во снах»
- Выставка известного художника Дмитрия Жилинского открыта в Русском музее
- В Сербии нашли украденного Рембрандта
- Выставка «Тихая моя Родина…» посвящена юбилею Дмитрия Белюкина
- Сцены из жизни животных на персональной выставке Дмитрия Сенникова
- «Сирано де Бержерак» с французским шармом показал зрителям Малый театр
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?