Антони Тапиес:
испанский художник-абстракционист читать ~4 мин.
Антони Тапиес — один из самых выдающихся художников-абстракционистов и ключевая фигура послевоенной испанской живописи. За свою долгую карьеру он работал в различных художественных направлениях и стал одним из самых известных испанских художников в Европе со времён Второй мировой войны.
Ранние годы и «Дау аль Сет»
Тапиес родился в Барселоне в культурной семье: его отец был юристом, а мать происходила из семьи книготорговцев. С 1943 по 1946 год он изучал право в Барселонском университете, но в итоге решил полностью посвятить себя искусству. Тапиес был в основном самоучкой, а те немногие художественные занятия, которые он посещал, не произвели на него большого впечатления.
В 1948 году Тапиес присоединился к авангардному объединению «Дау аль Сет» (Dau al Set, в переводе с каталанского — «Седьмая грань игральной кости»), основанному поэтом Жоаном Броссой (1919–1998). Движение было связано с сюрреализмом и подчёркивало важность сознательного и бессознательного в искусстве. Участники черпали вдохновение в работах Хуана Миро, Пауля Клее и Макса Эрнста. Группа распалась в 1954 году.
Ранние работы художника носили сюрреалистический характер под сильным влиянием Миро. Впервые Тапиес представил свою живопись в 1948 году на скандальном «Октябрьском салоне» (Salon d’Octobre) в Барселоне. В 1950 году в барселонской Galeries Laietanes состоялась его первая персональная выставка. В том же году он получил стипендию для годичного пребывания в Париже.
Art Informel и материальная живопись
После 1953 года Тапиес обратился к абстрактному искусству, примкнув к широкому движению информель (Art Informel). Это направление стало европейским ответом на американский абстрактный экспрессионизм и одним из важнейших стилей в послевоенном искусстве. Европа была истощена войной, и холодного интеллектуализма геометрической абстракции стало недостаточно. Ответом Америки стала живопись действия Джексона Поллока, Роберта Мазервелла и Марка Ротко. В Европе же появилось искусство информель — общий термин для бесформенной абстрактной живописи.
Среди его ведущих представителей были Мария Элена Виейра да Силва, Пьер Сулаж, Жан-Поль Риопель, Карел Аппел, Вольс, Асгер Йорн, Жорж Матьё и Жан Дюбюффе.
В рамках информеля Тапиес разработал свой уникальный жанр — материальную живопись (Matter Painting). Он подчёркивал суггестивную силу нетрадиционных материалов, подрывая устои классического изобразительного искусства. Художник начал работать в смешанной технике, добавляя в краску мраморную пыль, глину, песок и клей, а также используя найденные предметы: верёвки, бумагу, тряпки. Примером может служить работа «Серо-зелёная картина» (Grey and Green Painting, 1957, Галерея Тейт, Лондон).
Он создавал богатое текстурное полотно с помощью процарапывания, коллажа и гравировки, физически наращивая поверхность картины и исследуя преобразующие свойства материалов. В его работах отражались отчаяние перед индустриальной реальностью и тоска по миру природы. В картине «Белое и оранжевое» (1967, частное собрание) он придаёт полотну материальность стены, на толстую оштукатуренную поверхность которой нанесён симметричный узор. Критики отмечали, что таким образом “диалектическим контрастом формальный баланс либо устраняется, либо подавляется спонтанными жестами”.
Международное признание и зрелая карьера
В 1953 году состоялась первая персональная выставка Тапиеса в Нью-Йорке, в галерее Марты Джексон, владелица которой организовала турне его работ по Америке и другим странам. В том же году он получил Гран-при за живопись на биеннале в Сан-Паулу. К концу 1950-х годов Тапиес завоевал международную репутацию. В 1958 году он был удостоен призов от Международного фонда Карнеги в Питтсбурге и на Венецианской биеннале.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов под влиянием поп-арта он начал включать в свои картины более крупные объекты, в том числе предметы мебели. Характерным примером является «Серый рельеф на чёрном» (1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк). На протяжении 1950-х и 60-х годов его работы выставлялись во многих крупных международных музеях.
В 1970-х годах Тапиес опубликовал несколько книг о практике искусства, а в 1978 году издал отмеченную наградами автобиографию. В 1973 году крупная выставка его работ прошла в Национальном музее современного искусства в Париже, а в 1977 году — в Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Нью-Йорке. В начале 1980-х он начал заниматься керамической скульптурой и инсталляцией. В 1994 году состоялась его ретроспектива в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 2003 году он был удостоен премии Веласкеса — высшей награды Испании для художников. Антони Тапиес скончался в 2012 году. В Барселоне был создан фонд, посвящённый его творчеству.
Сегодня Тапиес признан одним из величайших художников XX века. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки, в частности в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
Дополнительные биографии выдающихся испанских художников см.: Известные художники.
ПОСТЕРЫ
Картины Антони Тапиеса также широко доступны в Интернете в виде плакатов.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения терминологии см.: Искусство: определение и значение.
ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
Лучшие художники-практики см.: Лучшие художники всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?