Антони Тапиес: испанский художник-абстракционист читать ~6 мин.
Антони Тапиес, один из самых выдающихся художников-абстракционистов послевоенной Европы и ключевая фигура послевоенной испанской живописи, за свою долгую художественную карьеру участвовал в различных направлениях искусства и является одним из самых известных испанских художников в Европе со времён Второй мировой войны.
Биография
В 1948 году он стал частью авангардной группы Dau al Set, а в 1950 году у него была первая персональная выставка в Galeries Laietanes в его родной Барселоне. Хотя он некоторое время жил в Париже, в основном он работал в своём родном городе. Его ранние работы носили сюрреалистический характер, так как на него сильно повлиял Хуан Миро (1893–1983). Однако после 1953 года он обратился к абстрактному искусству, став частью широкого движения Art Informel, и начал работать в смешанной технике. Именно в этом жанре Материальной живописи Тапиес создал свои самые оригинальные произведения искусства. Он включил мраморную пыль и глину в свою краску и использовал найденные предметы, такие как верёвка, бумага и тряпки (например, Grey and Green Painting, 1957, Tate Modern, London). В 1958 году он выиграл призы Международного фонда Карнеги в Питтсбурге и Венецианской биеннале, а к концу 1950-х годов завоевал международную репутацию. В конце 1960-х – начале 1970-х годов, под влиянием поп-арта, он начал включать в свои картины более существенные предметы, в том числе предметы мебели. Известные работы Тапиеса включают: Серый рельеф на чёрном (1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Белое и оранжевое (1967, частное собрание). Кроме картин, он также производит офорты, литографии, керамику и скульптуру. Сейчас он считается одним из лучших современных художников Испании, в Барселоне был создан фонд, посвящённый его творчеству.
Дау аль Сет: Группа сюрреалистов
Тапиес родился в Барселоне в культурной среде, его отец был юристом, а мать – продавцом книг. С 1943 по 1946 год он изучал право в Барселонском университете, но затем решил полностью посвятить себя искусству. Он был в основном самоучкой; Те немногие художественные классы, которые он посещал, произвели на него мало впечатления.
В 1948 году он стал членом группы «Дау аль Сет» (Семь пятнистых игральных костей), которую основал поэт Джоан Бросс (1919–1998). Это было авангардное движение, связанное с сюрреализмом, и его участники подчёркивали важность как сознательного, так и бессознательного в искусстве. Группа была вдохновлена работами Миро, Пауля Клее (1879-1940) и Макса Эрнста (1891-1976). Среди других участников были Антонио Саура (1930–1998), Арнау Пуиг (р. 1926), художник Жоан-Хосеп Тарратс (1918–2001), искусствовед Хуан Эдуардо Чирло (1916–1973) и каталонский художник Модест Куиксар (1925–2007). Группа распалась в 1954 году.
Тапиес впервые показал свою картину в 1948 году в вызывающем споры Salon d’Octobre в Барселоне, а в 1950 году получил удовольствие от своей первой персональной выставки в Galeries Laietanes. В том же году ему была присуждена стипендия на год в Париже. В 1953 году он был награждён своей первой персональной выставкой в Нью-Йорке, в галерее Марты Джексон, владелец которой организовал поездку его работ по Америке и за границу.
Art Informel
После 1953 года Тапиес обратил своё внимание на абстракцию под влиянием Art Informel, европейского эквивалента американского абстрактного экспрессионизма, который стал одним из самых важных стилей послевоенного искусства в Европе. Европа была эмоционально, финансово и физически разорвана войной, и бесстрастного интеллектуализма геометрической абстракции уже было недостаточно. Ответ Америки был абстрактным экспрессионизмом, примером которого являются абстрактные картины Джексона Поллока (1912-1956), Роберта Мазервелла (1915-1991) и Марка Ротко (1903-1970).
В Европе ответом стал Art Informel, который был общим термином для нового стиля бесформенной абстрактной живописи. Среди ведущих экспонентов были Мария Хелена Виейра да Силва (1908-1992), Пьер Сулаж (род. 1919), Жан-Поль Риопель (1923-2002), Карел Аппель (1921-2006), Вольс (1913-1951), Асгер Йорн (1914-1973), Жорж Матье (1921-2012), Жан Дюбюффе (1901-85) и многие другие.
Материальная живопись
Жанр, выбранный Тапиесом в рамках общего стиля Art Informel, был Материальная живопись (Matter Painting), который подчёркивал вызывающую воспоминания силу необычных материалов, а также подрывал условности традиционного изобразительного искусства. Он начал использовать ряд новых материалов в своих картинах, в том числе: смесь клея, гипса и песка, а также бумагу, фольгу, верёвку, грязь, тряпки и глину. Он создал богатство текстуры с помощью решёток, коллажей, гравюр и лака, физически наращивая поверхности, пытаясь исследовать преобразующие свойства используемых материалов. Его мотивы включали отчаяние перед индустриальным настоящим и сильную тоску по естественному. В белом и оранжевом (1967), он придаёт картине материальность стены, в то время как симметричный рисунок вписан в толстую оштукатуренную поверхность. Так, по словам критика Энтони Эверита, “диалектическим контрастом формальный баланс либо устраняется, либо подавляется спонтанными жестами”.
Тапиес продолжал создавать работы в основном в сером цвете, прерываемом яркими красными и зелёными царапинами, треугольниками и полукругами, похожими на граффити, и большими буквами, такими как X и O. В конце концов он начал прикреплять более крупные предметы, такие как верёвки и даже предметы мебели. Именно благодаря этим более поздним работам он получил свою известность. Типичный пример – «Серый рельеф на чёрном» (1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1952 году художник выставлялся на Венецианской биеннале, а в 1953 году получил Гран-при за живопись на биеннале в Сан-Паулу.
Карьера зрелого искусства
На протяжении 1950-х и 60-х годов его работы выставлялись во многих крупных международных музеях и галереях. В 1966 году он написал книгу о практике искусства. В 1973 году Французский национальный музей современного искусства в Париже провёл крупную выставку его работ, как и Художественная галерея Олбрайт-Нокс (Нью-Йорк) в 1977 году. В 1978 году он опубликовал свою отмеченную наградами автобиографию. В начале 1980-х он начал заниматься керамической скульптурой и инсталляцией. В 1988 году он стал почётным членом Лондонской королевской академии художеств. В 1994 году у него была ещё одна ретроспектива в Guggenheim New York. В 2003 году он был удостоен премии Веласкеса – высшей награды Испании для художников. Он умер в 2012 году.
Теперь, когда он утвердился в качестве одного из величайших художников 20-го века, его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки, особенно в Королевской галерее Рейна-София в Мадриде.
Дополнительные биографии выдающихся испанских художников см.: Известные художники.
ПОСТЕРЫ
Картины Антони Тапиеса также широко доступны в Интернете в виде плакатов.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения терминологии см.: Искусство: определение и значение.
ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
Лучшие художники-практики см.: Лучшие художники всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?