Асгер Йорн:
художник-абстракционист читать ~4 мин.
Асгер Йорн (дат. Asger Jorn), урождённый Асгер Олуф Йоргенсен (Asger Oluf Jørgensen; 1914–1973) — один из ведущих художников XX века в Дании, а также гравёр и керамист. Он был сооснователем авангардной группы COBRA вместе с Карлом-Хеннингом Педерсеном (1913–2007), бельгийским писателем Кристианом Дотремоном (1922–1979) и художниками Корнейлем Беверлоо (1922–2010), Пьером Алешинским (р. 1927), а также голландцами Карелем Аппелем (1921–2006) и Константом Ньивенхёйсом (1920–2005).
Сначала Йорн учился на педагога, но в 1936 году отправился в Париж изучать искусство. Там он поступил в академию кубиста Фернана Леже (1881–1955) и работал со швейцарским архитектором Ле Корбюзье (1887–1965) над фреской для Всемирной выставки 1937 года. Во время Второй мировой войны жил в Дании, а затем вернулся в Париж, где в 1948 году основал группу COBRA. Это объединение стало частью европейского абстрактного экспрессионизма, провозгласив свободу самовыражения с акцентом на спонтанности мазка и цвета.
Живопись Йорна того периода отличается резкими мазками и влиянием примитивизма. В последующие десятилетия он много путешествовал и экспериментировал с различными техниками: рисунком, гобеленами, керамикой, графикой и книжной иллюстрацией. В последние годы жизни художник сосредоточился на скульптуре. Среди его известных работ — «Скромная гордость» (1957, Галерея Тейт, Лондон).
Художественное образование
Асгер Олуф Йорн родился в семье учителей, придерживавшихся строгих христианских взглядов. Вероятно, именно это воспитание стало причиной его будущего художественного бунтарства. Он начал рисовать в подростковом возрасте, но в 15 лет поступил в педагогический колледж в Силькеборге. Окончив его в 1936 году, он не стал искать работу, а на накопленные деньги купил мотоцикл и отправился в Париж. Его целью было обучение у Василия Кандинского (1866–1944).
Однако Кандинский в то время вёл уединённый образ жизни, а его геометрическая абстракция ещё не получила признания. Йорн решил поступить в академию Фернана Леже, чьё творчество было на пике популярности. За десять месяцев обучения у Леже он отказался от фигуративного стиля в пользу абстрактного искусства. В 1937 году он помогал Ле Корбюзье в работе над фреской для «Дворца новых времён» на Всемирной выставке. Вернувшись в Данию, Йорн до 1942 года учился в Королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Во время нацистской оккупации он впал в депрессию и издавал подпольный журнал «Helhesten» («Адская лошадь»).
Художественное движение COBRA
После войны Йорн вернулся в Париж и стал одним из основателей группы COBRA. Это было нонконформистское авангардное движение, созданное художниками из голландской группы Reflex, датской Høst и бельгийской Революционной сюрреалистической группы. Подобно ташизму, COBRA была тесно связана с жестовой живописью в рамках более широкого европейского течения ар-информель. Название движения было акронимом от первых букв городов, откуда были родом его основатели: Копенгаген, Брюссель и Амстердам. Вдохновителем группы был Жан Дюбюффе (1901–1985), а среди участников были Хуго Клаус (1929–2008) и Свавар Гуднасон (1909–1988).
Стиль COBRA
Картины COBRA, одного из немногих движений современного искусства Северной Европы, известны выразительными мазками, по-детски наивными образами и яркими цветами. Подобно художникам дада, члены COBRA были бунтарями. Они отвергали традиционные ценности и рациональность геометрической абстракции, стремясь к свободному выражению подсознательных импульсов и детской спонтанности. Источниками их вдохновения служили примитивизм, скандинавская мифология, ар-брют и искусство аутсайдеров. Йорн участвовал в трёх главных выставках группы: в Копенгагене (1948), в музее Стеделейк в Амстердаме (1949) и во Дворце изящных искусств в Льеже (1951). В 1951 году группа распалась.
Зрелая художественная карьера
В том же году Йорн заболел туберкулёзом и провёл десять месяцев в санатории в Силькеборге. После выздоровления он много путешествовал и увлёкся керамикой, создав более ста работ, включая блюда, вазы и рельефы. В 1957–1961 годах он был частью Ситуационистского интернационала — революционного движения, чьё влияние проявилось в его живописной технике «модификации». Он покупал анонимные картины на блошиных рынках и дорисовывал поверх спокойных пейзажей гротескных существ, создавая новый смысл. Эту практику он называл détournement.
Йорн также иллюстрировал книги и писал собственные, в том числе «Удача и случай» (1952), где критиковал традиционные взгляды на эстетику. Его картина «Сольвейг» (1959, частная коллекция) — яркий пример его стиля с агрессивными мазками и динамичной композицией. Он говорил: “Напряжение в произведении искусства — это отрицательное и положительное: отталкивающее и притягательное, уродливое и красивое. Если убрать один из этих полюсов, останется только скука”.
Наследие
Йорн подчёркивал важность изучения культуры, и его помнят как одного из самых идейных художников-абстракционистов. В его трудах отражена борьба между верой в коммунизм и признанием художественной элиты. Репутация художника росла, и в 1962 году в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Последние десять лет жизни он посвятил преимущественно скульптуре, работая с бронзой и мрамором. Художник умер в Дании в 1973 году.
Картины Асгера Йорна хранятся в ведущих музеях мира. Значительные коллекции его работ, включая картины, скульптуры и керамику, находятся в Музее Йорна в Силькеборге, которому художник пожертвовал тысячи своих произведений. Также его работы представлены в музее «Луизиана» под Копенгагеном, музеях Ольборга и в Музее современного искусства в Вене.
- В Санкт-Петербурге в Михайловском театре прошла премьера новой постановки балета «Корсар»
- Фрески Пикассо в Норвегии под угрозой уничтожения
- Картина «Мадонна с младенцем» не может быть вывезена из Великобритании
- Информализм
- Лондонская Национальная галерея намерена пресекать спекуляцию билетами на выставку Леонардо
- Портрет первого трансвестита Великобритании приобретён Национальной галереей
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?