Макс Бекманн:
экспрессионист читать ~6 мин.
Макс Бекманн (нем. Max Beckmann) — один из ведущих немецких художников-портретистов XX века, живописец, гравёр и скульптор. Его творчество связывают с немецким экспрессионизмом, хотя сам он отвергал такую классификацию. Художник предпочитал занимать положение рядом с Георгом Гроссом (1893–1959) и другими участниками группы Die Neue Sachlichkeit (Новая вещность), которая отвергала интровертный эмоционализм экспрессионизма в пользу реализма. У Бекманна этот реализм был пронизан глубоким символизмом.
Его стиль трудно отнести к одному направлению, а философия, изложенная в эссе «О моей живописи» (1941), отличается сложностью. Тем не менее многие критики считают его одной из центральных фигур современного искусства. Его работы — мощный художественный комментарий к теме отчуждения в XX веке. Бекманн работал во многих жанрах, но наиболее известен своими портретами и автопортретами, в которых он запечатлел свой духовный опыт. Его мастерское владение чёрным цветом сопоставимо с работами Эдуарда Мане (1832–1883), а глубокое понимание человеческой натуры часто сравнивают с Рембрандтом (1606–1669).
К наиболее известным работам художника относятся «Сон» (1921, Художественный музей Сент-Луиса); триптих «Уход» (1932–1933, Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Путешествие на рыбе» (1934, Государственная галерея, Штутгарт); «Автопортрет с трубой» (1938, Новая галерея, Нью-Йорк); «Ад птиц» (1938, Художественный музей Сент-Луиса) и триптих «Карнавал» (1942, Музей искусства Университета Айовы).
Анализ работ экспрессионистов, таких как Макс Бекманн: Анализ современных картин (1800–2000).
Обучение и раннее творчество
Бекманн родился в Лейпциге в семье среднего достатка. Его способности к рисованию проявились рано. В шестнадцать лет он начал изучать искусство у норвежского художника Карла Фритьофа Смита в Великогерцогской саксонской школе искусств (Großherzoglich-Sächsische Kunstschule) в Веймаре. После обучения с 1899 по 1903 год Бекманн переехал в Париж. Встреча с «Авиньонской пьетой» на выставке французских примитивов стала для него откровением, свидетельствуя о его интересе к интернациональной готике.
В конце 1904 года художник переехал в Берлин, где в 1906 году выставлялся с Берлинским сецессионом. В том же году он получил стипендию для учёбы во Флоренции. Ранние работы Бекманна выполнены в стиле немецких импрессионистов, таких как Макс Либерманн (1847–1935), Ловис Коринт (1858–1925) и Макс Слевогт (1868–1932). Картина «Молодые люди у моря» (1905, Музеи Веймара) демонстрирует влияние монументальных композиций Ханса фон Маре, а «Крушение Титаника» (1912, частное собрание) напоминает о пафосе работ Мунка. В это время Бекманн двигался к объективному реализму, что заметно в работе «Улица» (1914, частное собрание) и в его многочисленных автопортретах, например, в «Маленьком автопортрете» (1912), выполненном в технике сухой иглы.
Первая мировая война
Утвердившись в предвоенном Берлине, Бекманн добровольно записался в медицинский корпус немецкой армии. Он служил в Восточной Пруссии, а затем во Фландрии, где встретил художника Эриха Хеккеля (1883–1970), бывшего участника группы Die Brücke. После нервного срыва в 1915 году Бекманн был демобилизован и поселился во Франкфурте-на-Майне. Пережитое на войне сформировало его мировоззрение и искусство. Гравюры тех лет, такие как «Граната» (1915, сухая игла), демонстрируют острую реакцию на события. В последующих картинах, например, «Снятие с креста» (1917, МоМА, Нью-Йорк) и «Автопортрет с красным шарфом» (1917, Государственная галерея, Штутгарт), он обращается к традициям готического алтаря, заполняя узкое пространство вытянутыми фигурами. Этот период завершился созданием картины «Ночь» (1918–1919, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф) — яркого символа состояния послевоенной Германии.
Период Новой вещности и признание
В 1920-е годы Бекманн примкнул к движению «Новая вещность» (Neue Sachlichkeit). Он считал себя свидетелем эпохи, который извлекает из событий универсальные истины, что отражено в серии литографий «Поездка в Берлин» (1922) и картине «Танец в Баден-Бадене» (1923, Баварские государственные собрания картин, Мюнхен). Художник исследовал разные жанры: пейзаж, натюрморт, цирковые сцены, обнажённую натуру и портрет. Его портретное искусство этого периода отличается несомненной силой. Он стремился найти и передать на холсте скрытое духовное измерение своих моделей.
С 1925 по 1933 год Бекманн преподавал в Школе искусств во Франкфурте. В этот период его творчество получило широкое признание. В 1927 году он был удостоен Почётной премии Германской империи в области искусства и золотой медали города Дюссельдорф. Год спустя Национальная галерея в Берлине приобрела его «Автопортрет в смокинге». Среди других важных работ этого времени: «Семейный портрет» (1920, МоМА, Нью-Йорк); «Железный мост» (1922, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф); «Регбисты» (1929, Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург) и «Вечеринка в Париже» (1931, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
1930-е: триптихи и символизм
С 1930-х годов в работах Бекманна появляются отсылки к жестокости нацистского режима, а также размышления на вечные темы страха, искупления и судьбы. Начиная с 1932 года художник активно использовал символы, разворачивая их в крупном формате триптиха, вдохновлённого немецким средневековым искусством. Примеры включают «Искушение» (1936–1937, Баварские государственные собрания картин, Мюнхен) и «Слепой» (1945, Институт искусств Миннеаполиса). Он также отказался от пластичности в пользу более плоских, двумерных форм, как в триптихе «Уход» (1932–1933, МоМА, Нью-Йорк). Автопортреты, такие как «Автопортрет в чёрном» (1944, Пинакотека современности, Мюнхен), остаются центральным элементом его творчества.
Бекманн разработал сложную личную иконографию, в которой мифологические персонажи, библейские сюжеты и образы из современной жизни — короли, акробаты, боги и обычные люди — смешивались в аллегорических сценах. Его триптихи, такие как «Уход», функционируют не как повествовательные истории, а как совокупность символов, исследующих вечные темы человеческой драмы: неволи и свободы, жестокости и сострадания, духовного поиска и отчаяния. Эти работы требуют от зрителя активного осмысления, предлагая не готовые ответы, а скорее пространство для размышлений о состоянии мира и человеческой душе.
«Дегенеративное искусство»
В 1937 году нацисты отнесли работы Бекманна, как и многих других художников, к «дегенеративному искусству». Более 500 его произведений были конфискованы из немецких музеев, а публичный показ его картин запрещён. На следующий день после открытия выставки «дегенеративного искусства» художник покинул Германию. Он переехал в Амстердам, где прожил следующие десять лет, ожидая визу в Соединённые Штаты. Бекманн больше никогда не возвращался на родину.
Эмиграция в Америку
В 1947 году он получил визу и приглашение возглавить кафедру в Школе изящных искусств Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Многие его поздние картины отражают американские пейзажи и образы Среднего Запада. Позже он также преподавал в Художественной школе Бруклинского музея. В 1949 году Бекманн получил первую премию на выставке «Живопись в Соединённых Штатах» в Институте Карнеги. Незадолго до его смерти от сердечного приступа в 1950 году в США прошла крупная ретроспектива его творчества. Его последняя большая картина, триптих «Начало» (1949, Метрополитен-музей), стала его духовным завещанием, отстаивающим права личности перед лицом коллективизма XX века.
Наследие
Несмотря на признание, Бекманн не вошёл в узкий круг самых знаменитых художников при жизни. Нью-йоркский арт-дилер Ричард Фейген называл его «величайшим художником XX века в Германии, если не в мире». После масштабной ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) в 1964 году его творчество редко выставлялось за пределами США. Ситуация изменилась в 1990-х годах, когда его работы экспонировались в ведущих музеях Рима, Валенсии, Мадрида, Цюриха и Мюнхена. Сегодня Макс Бекманн по праву считается одним из великих мастеров XX столетия.
- Немецкий художественный музей уволил сотрудника за то, что тот повесил в галерее собственную картину
- Вопросы об известных художниках
- Краеведческая выставка «Невидимый слой»
- Гетти сохранит «Фреску» Джексона Поллака
- «Истина и красота» Энн Пэтчетт, краткое содержание
- На Платоновском фестивале искусств зрители увидятдвенадцать спектаклей различных жанров
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?