Бенджамин Уэст, портретист читать ~6 мин.
Бенджамин Уэст (Benjamin West) — одна из наиболее влиятельных фигур в американском колониальном искусстве (ок. 1670–1800) и первый художник из Америки, получивший международное признание. Он начинал как портретист, но прославился благодаря своим работам в жанре исторической живописи. После нескольких неоклассических композиций, не получивших широкого признания, он создал свой шедевр — «Смерть генерала Вольфа» (1770, Национальная галерея Канады, Оттава).
Это полотно стало одним из первых произведений исторической живописи, где персонажи были изображены в современной одежде, а не в античных одеяниях. Картина имела огромный успех, что способствовало пересмотру художественных канонов того времени, а новаторский подход Уэста нашёл множество последователей.
Уэст провёл почти всю свою творческую жизнь в Лондоне. Он был одним из основателей Королевской академии художеств, а позже стал её президентом. Уэст также получил статус придворного художника короля Георга III, утвердившись как один из ведущих живописцев-истористов своей эпохи.
Кроме того, он оказал влияние на многих современников. Среди его учеников и последователей были Джон Синглтон Копли, Гилберт Стюарт, Джон Констебл, Вашингтон Олстон и Сэмюэл Морзе, будущий изобретатель телеграфа.
См. также: Американское искусство (с 1750 по настоящее время).
Ранняя жизнь и обучение
Бенджамин Уэст родился в Спрингфилде, штат Пенсильвания, и был десятым ребёнком в семье трактирщика.
Будучи в значительной степени самоучкой, Уэст начал заниматься живописью в раннем возрасте, создавая преимущественно портреты. В 1756 году его талант заметил Уильям Смит, ректор Колледжа Филадельфии. Смит стал его покровителем, предоставив ему возможность получить образование и наладить важные социальные контакты.
В этот период Уэст познакомился с английским художником-эмигрантом Джоном Уолластоном, чьё творчество оказало на него влияние. Вскоре он начал работать как портретист в Нью-Йорке.
В 1760 году при финансовой поддержке состоятельных жителей Филадельфии Уэст отправился в трёхлетнее путешествие по Италии (1760–1763). Там он изучал и копировал работы мастеров Возрождения, таких как Рафаэль и Тициан. Его наставником стал один из ведущих художников неоклассицизма, немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс (1728–1779).
В Риме Уэст также познакомился с шотландским художником-неоклассиком Гэвином Гамильтоном (1723–1798), который укрепил его интерес к исторической живописи. Изучение античного искусства и общение с ведущими мастерами определили его стремление работать в этом жанре.
Лондон
В 1763 году он переехал в Лондон, где прожил до конца жизни.
Поначалу он продолжал писать портреты, но уже в 1767 году получил первый крупный заказ на историческое полотно — «Агриппина, высаживающаяся в Брундизии с прахом Германика» (1768, Художественная галерея Йельского университета). Эта работа принесла Уэсту репутацию одного из самых одарённых художников Лондона, работающих в повествовательном жанре, и привлекла к нему внимание короля Георга III.
Историческая живопись: «Смерть генерала Вольфа»
Однако именно «Смерть генерала Вольфа» (1770, Национальная галерея Канады, Оттава) окончательно утвердила его славу. Вопреки распространённому мнению, это не было первым историческим полотном с персонажами в современной одежде. По всей видимости, первым такую картину, «Смерть Вольфа» (1764), написал Эдвард Пенни (1714–1791).
Тем не менее, работа Уэста быстро завоевала признание и критиков, и публики по всей Британии. В 1771 году её выставили в Королевской академии, сооснователями которой были Джошуа Рейнольдс и сам Уэст. Картина была принята настолько восторженно, что художнику пришлось создать несколько авторских копий.
В «Смерти генерала Вольфа» Уэст новаторски соединил реализм деталей с возвышенной композицией, характерной для классической исторической живописи. Фигура умирающего генерала напоминает о позе Христа в сценах «Снятия с креста», что придаёт событию сакральный, мученический характер. Этот приём, сочетающий документальную точность с героическим пафосом, стал визитной карточкой художника и определил развитие жанра на десятилетия вперёд.
Успех полотна освободил художников от условности изображать исторических деятелей исключительно в античных одеждах. Изначально этот подход вызвал скептицизм, в том числе у короля и сэра Джошуа Рейнольдса. Однако невероятная популярность картины развеяла все сомнения. Она стала одним из самых тиражируемых изображений эпохи — гравюры с неё расходились тысячами экземпляров.
Другой известной работой Уэста на американскую тематику стало полотно «Договор Уильяма Пенна с индейцами» (1772).
Придворный художник Георга III
В 1772 году Уэст был назначен придворным историческим живописцем короля Георга III с годовым жалованием в 1 000 фунтов стерлингов. Он получил многочисленные заказы от монарха, включая портреты членов королевской семьи и масштабный цикл работ на тему истории религии для часовни в Виндзорском замке.
Он посвящал много времени созданию портретов, например, «Портрет Джорджа, принца Уэльского, и принца Фредерика, герцога Йоркского» (1778, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме того, с 1778 года Уэст работал над эскизами для витражей и алтарных образов для церквей по всей Англии.
Его мастерская была настолько загружена работой, что для выполнения масштабных заказов, в основном на религиозные темы, ему пришлось нанять шесть постоянных ассистентов.
Мастерская Уэста в Лондоне стала настоящим центром притяжения для молодых американских художников, приезжавших в Европу для обучения. Он радушно принимал соотечественников, давал им советы, помогал с заказами и знакомил с влиятельными людьми. Через его студию прошли такие будущие знаменитости, как Гилберт Стюарт, Джон Трамбулл, Рембрандт Пил и Чарльз Уилсон Пил.
В 1792 году Уэст сменил сэра Джошуа Рейнольдса на посту президента Королевской академии художеств. В 1805 году он покинул эту должность из-за внутренних разногласий, но уже в 1806 году был переизбран и оставался президентом до конца своей жизни.
Романтизм
В поздний период творчества Уэст, не отказываясь от масляной живописи в неоклассическом стиле, всё больше обращался к эстетике романтизма. Примером его неоклассических работ может служить «Бенджамин Франклин, извлекающий электричество с небес» (1816, Художественный музей Филадельфии). Элементы романтического стиля проявлялись и ранее, например, в драматичной картине «Саул и Аэндорская волшебница» (1777, Уодсворт Атенеум, Хартфорд). Однако его поздние полотна, такие как «Смерть на бледном коне» (1817, Художественный музей Филадельфии), современники восприняли как предвестие работ Эжена Делакруа (1798–1863).
Наследие
После смерти Уэста его художественная репутация несколько снизилась. Несмотря на новаторство идей, его никогда не причисляли к величайшим мастерам. Тем не менее, его вклад в историю искусства неоспорим. Он реформировал жанр исторической живописи и вдохновил целые поколения американских художников, которые пользовались его поддержкой в Лондоне. Уэста по праву называют «отцом американской живописи».
Картины Бенджамина Уэста можно увидеть во многих лучших музеях искусства мира.
- «Brave New World»
- «Любовь, ненависть и другие фильтры» Самиры Ахмед, краткое содержание
- Перегородчатая эмаль
- В Приморском театре им. Горького скоро начнётся новый театральный сезон
- В Приморской картинной галерее Владивостока работает выставка «От Возрождения до реализма»
- Уникальные яхтеные гонки на Карибах
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?