Жорж Брак, основатель кубизма читать ~6 мин.
Французский художник Жорж Брак (фр. Georges Braque) — одна из центральных фигур в живописи Франции XX века. Он вошёл в историю искусства прежде всего как один из создателей кубизма — революционного направления современного искусства, которое он развивал в конце 1900-х годов совместно с Пабло Пикассо (1881–1973). Его творческий путь начался с фовизма, однако решающее влияние на него оказали работы Поля Сезанна, что привело к созданию протокубистских пейзажей в Л’Эстаке.
В сотрудничестве с Пикассо Брак сформулировал принципы аналитического, а затем и синтетического кубизма. Среди его наиболее значимых произведений — «Дома в Л’Эстаке» (1908), «Большая обнажённая» (1907–1908), «Португалец» (1911), «Человек с гитарой» (1911), «Музыкант» (1917–1918), «Фрукты на скатерти с вазой» (1925) и «Женщина с мандолиной» (1937).
Анализ произведений кубистских художников, таких как Жорж Брак: Анализ современных картин (1800–2000).
Будучи одним из выдающихся художников-абстракционистов XX века, Брак проявил себя как новатор. В ранний период карьеры он экспериментировал с коллажем, техникой papier collé, графикой и скульптурой. На него также повлияли примитивизм и архаическое искусство. Его излюбленным жанром оставался натюрморт (nature morte), что отражено в многочисленных кубистских работах, сериях «Gueridon» (1927–1930) и «Atelier» (1949–1955). Брак, несомненно, принадлежит к числу лучших мастеров натюрморта своего времени, а его связь с École de Paris подчёркивает его место в этом художественном кругу.
Ранние годы
Жорж Брак родился в семье ремесленников и провёл детство в Гавре. Он продолжил семейную традицию, начав работать художником-декоратором, как его отец и дед. Хотя его часто называют самоучкой, Брак посещал вечерние курсы в Школе изящных искусств в Гавре (1897–1899), а затем учился в Париже в Академии Эмбера. Этот опыт дал ему глубокое знание материалов и мастерство, которое проявилось в его работах. В 1905–1906 годах он примкнул к фовизму, вдохновлённый творчеством Анри Матисса и Андре Дерена. Летом 1907 года, работая в Ла-Сьота и Л’Эстаке, он создал серию морских пейзажей в элегантном фовистском стиле, таких как «Ла-Сьота» (1907).
Протокубизм
В конце 1907 года два события изменили творческий вектор Брака: ретроспектива работ Поля Сезанна на Осеннем салоне и знакомство с Пабло Пикассо и его картиной «Авиньонские девицы». Эти впечатления, а также увлечение африканским искусством, отразились в работе «Стоящая обнажённая» (1907). Летом следующего года в Л’Эстаке он написал пейзажи, где упростил цвет, а формы и перспективу свёл к геометрическим объёмам. Критик Луи Воксель, увидев эти работы, назвал их «кубическими причудами», дав имя новому направлению. Картина «Дома в Л’Эстаке» (1908) стала хрестоматийным примером этого периода.
В пейзажах, созданных в Нормандии и Ла-Рош-Гийоне, формы становятся менее резкими и напоминают мозаику из плоскостей. Брак стремился изобразить пространство между объектами, а не сами объекты в пространстве, что было ключевой задачей кубизма. Этот поиск привёл его к натюрморту, который он воспринимал как осязаемое пространство. Натюрморты 1910 года, такие как «Скрипка и подсвечник» и «Стакан на столе», отличаются строгой палитрой и расположением предметов на одной плоскости.
Аналитический кубизм
С конца 1909 года Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, формулируя принципы аналитического кубизма. Их творческий союз был настолько тесным, что порой сложно различить вклад каждого из художников. В натюрмортах Брака этого периода объекты, чаще всего музыкальные инструменты, разложены на множество граней, что создаёт эффект одновременного показа с разных точек зрения. В картинах 1911 года объёмы уплощены, а геометрия форм подчёркнута. Введение элементов тромплей, например надписей, не только служило декоративной цели, но и акцентировало холст как материальную поверхность. Яркими примерами являются «Португалец» (1911) и «Человек с гитарой» (1911).
Синтетический кубизм
В 1912 году Брак создал первую работу в технике papier collé, наклеив на рисунок «Блюдо с фруктами и стакан» три фрагмента обоев. Это нововведение ознаменовало переход к синтетическому кубизму. Использование цветной бумаги позволило вернуть цвет в живопись, при этом отделяя его от формы. Хотя термин «синтетический кубизм» чаще применяют к творчеству Хуана Гриса, работы Брака этого периода, такие как «Гитара и киноафиша» (1913), отличаются лёгкостью и создают ощущение пространства без глубины с помощью наложенных друг на друга плоскостей.
Натюрморты и творчество между войнами
В 1914 году Брака мобилизовали. После тяжёлого ранения он смог вернуться к работе лишь в 1917 году. В послевоенные годы его интересы представляли галеристы Леонс Розенберг, а затем его брат Поль Розенберг. К этому времени Брак уже был признанным художником. С 1918 года он отошёл от строгих форм кубизма в сторону более личного стиля, сосредоточившись на натюрмортах.
Послевоенные натюрморты Брака, такие как «Музыкант» (1917–1918), сохраняли кубистскую структуру, но отличались большей гармонией и декоративностью. Он также писал морские пейзажи, вдохновлённые видами из его дома в Варанжевиль-сюр-Мер. Человеческая фигура в его работах появлялась редко, за исключением серии «Канефоры» (1922–1927) — дань неоклассицизму 1920-х годов и, возможно, диалог с «гигантами» Пикассо.
В межвоенный период Брак утвердился в статусе ведущего художника Франции, хранителя классической традиции. Его творчество этого времени отличалось стилистической последовательностью. Он развивал не столько стиль, сколько серии тем, исследуя новые взаимоотношения между линией, объёмом, формой и цветом. Роскошные натюрморты 1918–1920-х годов сменились более сдержанными по колориту композициями с каминами и мраморными столами, в которых главное внимание уделялось объёму.
После 1928 года палитра Брака светлеет, а его работы приобретают более плавные и свободные очертания, как в «Голубой мандолине» (1930). В его линиях заметно влияние криволинейного кубизма Пикассо. Перед Второй мировой войной эти тенденции объединились в ярких, декоративных полотнах, полных фантазии и движения. В это же время в его работах вновь появляются фигуры, изображённые одновременно в фас и профиль, что напоминает о творческих поисках Пикассо.
«Ателье» и поздние работы (1942–1962)
Военные годы способствовали созданию строгих и серьёзных работ, таких как «Кухонный стол» (1942). С 1949 по 1956 год, несмотря на болезни, Брак создал свою знаменитую серию из восьми полотен «Ателье», в которой подвёл итог своим многолетним творческим поискам. В этих работах появляется мотив птицы, который художник позже использовал при создании росписи потолка в Этрусском зале Лувра (1952–1953). Этот образ символизировал стремление художника выйти за пределы замкнутого мира своего творчества.
В поздний период Брак также создал эскизы для витражей часовни Святого Доминика в Варанжевиле и часовни Святого Бернарда Фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе, демонстрируя свой талант в монументальном искусстве.
Репутация и наследие
Жорж Брак признан одним из титанов современного искусства. Его слава неразрывно связана с кубизмом — направлением, оказавшим огромное влияние на немецкий экспрессионизм, футуризм, орфизм, лучизм, вортицизм и Де Стиль. В 1961 году Брак стал первым в истории художником, чья персональная выставка состоялась в Лувре при его жизни, что стало высшим признанием его гения.
Коллекции
Работы Брака, одного из величайших художников XX века, хранятся в крупнейших художественных музеях мира. Среди них Музей современного искусства в Нью-Йорке, Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду в Париже, Художественный музей в Берне и Музей современного искусства в Стокгольме.
Для получения списка самых высоких цен, заплаченных за произведения известных художников, смотрите: Топ-10 самых дорогих картин.
- Изменения в судействе Российской Премьер-Лиги
- Лицом к лицу: Фландрия, Флоренция и живопись Ренессанса
- Интеграция офлайн и онлайн маркетинга для максимального эффекта
- «Пришельцы» в художественном музее Новосибирска - графика из Японии
- Петухи над Фудзи. Современная японская графика
- «Леди Лазарь» Сильвии Плат
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?