Бриджит Райли:
художник оп-арта читать ~4 мин.
Британская художница Бриджет Луиза Райли (англ. Bridget Louise Riley; род. 1931), кавалер ордена Кавалеров Почёта и ордена Британской империи, является одной из ведущих фигур в современной британской живописи. Она получила широкую известность в начале 1960-х годов благодаря своим работам в стиле оп-арт. Это направление абстрактного искусства, основоположником которого считается Виктор Вазарели, использует оптические иллюзии.
Картины Райли, выполненные темперой или эмульсией, строятся на сложных, повторяющихся узорах из простых геометрических форм — кругов, квадратов, полос. Эти узоры создают ощущение движения и воздействуют на восприятие зрителя. Благодаря намёку на движение, её творчество, как и работы Ричарда Анушкевича и Питера Седжли, относят к кинетическому искусству. Райли признана одним из крупнейших абстрактных художников XX века.
Среди её наиболее известных абстрактных картин — Fission (1963, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Hesitate (1964, Галерея Тейт, Лондон), Arrest 2 (1965, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити), Achaian (1981, Галерея Тейт, Лондон) и Shadowplay (1990, Музей Фицуильяма, Кембридж).
Становление художницы
Бриджет Луиза Райли родилась в Лондоне, её детство прошло в Корнуолле и Линкольншире. Она училась в Голдсмитс-колледже (1949–1952) и в Королевском колледже искусств (1952–1955). Её сокурсниками были художник поп-арта Питер Блейк и мастер импасто Фрэнк Ауэрбах. Ранние работы Райли были преимущественно фигуративными и выполнены в полуимпрессионистском стиле.
В начале карьеры Райли преподавала искусство в Школе искусств Лафборо, затем в Хорнси и Кройдоне. Параллельно она работала иллюстратором в лондонском рекламном агентстве J. Walter Thompson. В конце 1960-х годов Райли вместе с художником Питером Седжли основала организацию SPACE. Её целью было предоставление доступных студийных помещений для молодых художников.
Чёрно-белый оп-арт
Около 1960 года Райли начала формировать свой узнаваемый стиль чёрно-белого оптического искусства. Источником вдохновения для неё послужили теория пуантилизма Жоржа Сёра и работы Виктора Вазарели, который экспериментировал с чёрно-белыми узорами ещё с 1930-х годов, например, в картине «Зебры» (1938). Сама художница также отмечала влияние пейзажей Корнуолла, где изменчивость моря и неба стимулировала её визуальное восприятие.
Первая персональная выставка Райли состоялась в 1962 году в лондонской Gallery One. Её живопись соответствовала культурным тенденциям того времени, когда возрос интерес к участию зрителя, что проявилось в искусстве хэппенингов и перформанса. Работы Райли предлагали новый способ визуального представления, который исследовал границы картинной плоскости.
Мировое признание и переход к цвету
В 1965 году работа Райли Current (1964) была помещена на обложку каталога выставки «The Responsive Eye» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Эта выставка сделала оп-арт международным явлением, а Райли получила мировое признание. Однако художница была разочарована коммерческой эксплуатацией её произведений, которые без её согласия копировались в индустрии моды.
В 1968 году Бриджет Райли была удостоена Международной премии в области живописи на Венецианской биеннале. Она стала первой женщиной и первым современным британским художником, получившим эту престижную награду. Несмотря на свою известность, Райли не была вовлечена в феминистское художественное движение, возникшее в конце 1960-х годов.
С 1967 года Райли начала включать цвет в свои картины. Первоначально она исследовала взаимодействие комплементарных цветов в своих «полосатых» картинах. Позднее, после поездки в Египет в 1981 году, она разработала так называемую египетскую палитру. Этот новый подход к цвету нашёл отражение в её работе над декоративной схемой для интерьера Королевской больницы Ливерпуля (1983). Сообщалось, что использование успокаивающих полос синих, розовых и жёлтых тонов привело к снижению вандализма в здании.
Наследие и выставки
Бриджет Райли считается одной из самых новаторских современных художниц. Её работы экспонировались на крупных ретроспективных выставках по всему миру. Среди них — выставки в Центре искусств Диа в Нью-Йорке (2000), в галерее Тейт Бритен в Лондоне (2003) и в Музее современного искусства в Сиднее (2004).
Произведения художницы находятся в коллекциях ведущих художественных музеев мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Галерею Тейт в Лондоне и Центр Помпиду в Париже. Её тщательно продуманные композиции исследуют неразрывную связь между физиологическими и психологическими аспектами зрительного восприятия.
- «Война Чарли Уилсона» Джорджа Крайла, краткое содержание
- Постановка А. Баргмана «Входит свободный человек» в театре им. Кольцова
- «Из тьмы: История Луи Брайля» Рассела Фридмана, краткое содержание
- «Проект аутентичности» Клэр Пули, краткое содержание
- Иногда они возвращаются. Сеанс психотерапии от Марлона Брандо
- Как научиться рисовать лошадь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?