Шарль Камоэн:
французский фовист читать ~5 мин.
Шарль Камоэн (фр. Charles Camoin; 1879–1965) — один из видных представителей Парижской школы. Его творчество тесно связано с движением фовизм, возглавляемым Анри Матиссом (1869–1954). Это направление, расцвет которого пришёлся на 1905–1906 годы в Париже, провозглашало главенство яркого цвета в живописи. Сам Камоэн предпочитал несколько более сдержанную палитру как в пейзаже, так и в портрете. Это давало повод некоторым критикам сближать его стиль скорее с импрессионизмом, нежели с экспрессионизмом. На протяжении всей жизни он сохранял интерес к взаимодействию света и цвета, оставаясь одним из значимых художников начала XX века.
Ранние годы и образование
Камоэн родился в Марселе в семье производителя красок. Он обучался в коммерческом училище родного города. Переехав в Париж в 1896 году, он стал посещать вечерние курсы в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в мастерской художника-символиста Гюстава Моро (1826–1898), где получил первую премию за рисунок и композицию. В студии Моро он сблизился с будущими фовистами: Матиссом, Альбером Марке (1875–1947), Анри-Шарлем Мангеном (1874–1949), Жоржем Руо (1871–1958) и Жаном Пюи (1876–1960).
В 1900 году во время военной службы в Арле Камоэн много писал, вдохновляясь творчеством Ван Гога (1853–1890). С 1901 года он служил в Экс-ан-Провансе, где познакомился с Полем Сезанном (1839–1906). Их знакомство переросло в переписку, которая продолжалась до самой смерти мастера. В ранних работах Камоэн следовал провансальской традиции, используя яркие цвета и густые мазки. Некоторые его полотна того периода по стилю настолько близки к работам Поля Гогена (1848–1903), что их ошибочно приписывали последнему.
Знакомство с Сезанном оказало глубокое влияние на Камоэна. Будучи молодым художником, он восхищался мастером из Экса и искал его совета. Завязавшаяся переписка, в которой Сезанн делился своими мыслями о живописи, стала для Камоэна ценнейшим уроком. Сам Камоэн, в свою очередь, подробно описывал свои беседы с Сезанном в письмах к Матиссу, сохранив для истории искусства уникальные свидетельства о позднем периоде творчества знаменитого постимпрессиониста.
Художник также создавал множество акварелей и пастельных рисунков. В 1903 году Камоэн посетил Клода Моне в Живерни. В том же году состоялась его первая персональная выставка в парижской галерее Берты Вейль. Позднее он представил свои работы в Салоне Независимых. В 1904–1905 годах он работал вместе с Марке в Сен-Тропе.
Фовизм и Осенний салон 1905 года
В 1905 году Камоэн вместе с Матиссом, Марке, Пюи и другими художниками принял участие в выставке в VII зале Осеннего салона. Именно после этой экспозиции критик Луи Воксель (1870–1943) ввёл в оборот термин «фовизм». Среди других значимых художников-фовистов, участвовавших в выставке, были Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Отон Фриез (1879–1949), голландец Кес ван Донген (1877–1968) и Луи Вальта (1869–1952).
Творческая эволюция
В 1906 году в галерее арт-дилера Даниеля-Анри Канвейлера (1884–1979) прошла его персональная выставка. Годом позже, в 1907-м, он вместе с Марке и Фриезом посетил Лондон. В 1912 году Камоэн совершил поездку в Танжер (Марокко) вместе с Матиссом и Марке. В 1913 году подборка его работ была представлена на знаменитой Арсенальной выставке в Нью-Йорке.
Творческий кризис, постигший Камоэна после Арсенальной выставки, стал для него тяжёлым испытанием. Несмотря на признание публики и критиков, художник ощутил неуверенность в собственном пути. Этот внутренний конфликт привёл к тому, что он уничтожил значительную часть своих работ, созданных до 1913 года. Уцелевшие полотна были спасены его другом, художником Отоном Фриезом, который выкупил их у старьёвщика, собиравшегося смыть краску с холстов.
Примерно с 1915 года в его технике наметились изменения: акцент сместился с цвета на свет. Этот стилистический сдвиг усилился после того, как в 1918 году Камоэн вместе с Матиссом навестил Пьера Огюста Ренуара (1841–1919) в его доме в Кань-сюр-Мер. Эта встреча оказалась поворотной в творчестве Камоэна и способствовала его окончательному отходу от влияния Сезанна. В итоге художник сосредоточился на передаче световоздушной среды и, как свидетельствуют его записные книжки, стал больше работать на пленэре.
В поздний период творчества, особенно после 1920-х годов, стиль Камоэна становится более мягким и лиричным. Отказавшись от ярких, контрастных цветов фовизма, он обратился к более гармоничной и светлой палитре, характерной для импрессионистов. Основными темами его работ становятся залитые солнцем пейзажи Лазурного Берега, портреты, натюрморты и интерьеры, исполненные в свободной и жизнерадостной манере.
В 1920 году Камоэн женился на Шарлотте Прост. После рождения дочери Анн-Мари в 1933 году он жил попеременно на Монмартре в Париже и в Сен-Тропе на Лазурном Берегу. Камоэн был удостоен нескольких наград: в 1944 году он стал офицером ордена Почётного легиона, в 1955 году получил Президентскую премию на биеннале в Ментоне, а в 1959 году — звание командора ордена Искусств и литературы. Художник скончался в Париже 20 мая 1965 года. Он был последним из учеников, занимавшихся в мастерской Гюстава Моро.
Стилистическая принадлежность
Камоэн никогда не причислял себя к фовистам. Несмотря на то что он был спонтанным художником и любил использовать чистые, яркие цветовые пигменты, как, например, в его картине «Вид Капри» (1904, частная коллекция), его стиль тяготел скорее к импрессионизму. Тем не менее, он также создал ряд экспрессионистских портретов, множество натюрмортов, изображений обнажённой натуры и интерьеров.
О месте фовизма в контексте экспрессионизма см. статью: История экспрессионистской живописи (1880–1930).
Работы в коллекциях
Работы Шарля Камоэна широко выставлялись во Франции. Значительная часть его творческого наследия, насчитывающего около 700 картин, хранится во многих ведущих художественных музеях страны. В их числе Музей современного искусства города Парижа (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris), Центр Жоржа Помпиду, а также региональные музеи в Экс-ан-Провансе, Альби, Страсбурге и других городах. Полотна художника также представлены в зарубежных коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?