Клиффорд Стилл, художник-экспрессионист читать ~4 мин.
Пионер абстрактного искусства, американский художник Клайффорд Стилл был одной из ведущих фигур нью-йоркской школы авангардного абстрактного экспрессионизма. Это направление укоренилось в 1940-х годах и доминировало в живописи до появления поп-арта в середине 1960-х. Стилла связывают, в частности, со школой живописи цветового поля, которую он основал совместно с Марком Ротко (1903–1970) и Барнеттом Ньюманом (1905–1970). Художник обычно работал в очень большом масштабе. Его фирменный стиль сочетал неровные формы, выполненные в технике густого импасто, с широкими, ровными полями цвета. Он был одним из немногих, кто объединил яркость живописи цветового поля с динамичной жестикуляцией живописи действия.
Будучи одним из пионеров абстрактного экспрессионизма, Стилл, пожалуй, был самым антитрадиционным из современных художников Нью-Йорка. В этот круг также входили Филипп Густон (1913–1980), Франц Клайн (1910–1962), Виллем де Кунинг (1904–1997), Джозеф Альберс (1888–1976), Адольф Готлиб (1903–1974), Уильям Базиотис (1912–1963), Роберт Мазервелл (1915–1991), Джексон Поллок (1912–1956) и его жена Ли Краснер (1908–1984). Клайффорд Стилл считается ключевой фигурой современного искусства в Америке и одним из великих художников-абстракционистов. (См. Американское искусство: 1750 – настоящее время).
Ранний период жизни
Клайффорд Стилл родился в Грандине, штат Северная Дакота, а вырос в Спокане, штат Вашингтон, и в южной части провинции Альберта в Канаде. В 1933 году он окончил Университет Спокана, а два года спустя получил степень магистра изящных искусств в Колледже штата Вашингтон, где затем преподавал с 1935 по 1941 год. Его ранние работы выполнены в выразительном образном стиле, а сюжеты в основном посвящены сельской жизни: фермеры, здания, инструменты и механизмы. В 1937 году совместно с Уортом Гриффином он основал художественную колонию «Неспелем», где создал множество портретов и пейзажей о жизни в индейской резервации Колвилл.
К концу 1930-х годов Стилл начал упрощать свои формы, постепенно отходя от репрезентативной живописи. Его творчество всё больше тяготело к набиравшим популярность направлениям в абстрактном искусстве.
Вторая мировая война и послевоенные годы
В 1941 году Клайффорд Стилл переехал в Сан-Франциско. Проработав в оборонной промышленности с 1941 по 1943 год, он два года преподавал в Ричмондском профессиональном институте (ныне часть Университета Содружества Вирджинии). После этого он недолго жил в Нью-Йорке, где в 1946 году провёл персональную выставку в галерее «Искусство этого века», принадлежавшей Пегги Гуггенхайм. Несмотря на некоторую обособленность от других абстрактных экспрессионистов, он сблизился с Марком Ротко, разделяя его увлечённость абстракцией, основанной на цвете.
С 1946 по 1950 год Стилл снова преподавал в Сан-Франциско, став влиятельным профессором в Калифорнийской школе изящных искусств (ныне Художественный институт Сан-Франциско). В этот период он выработал свой зрелый стиль и укрепил репутацию в ведущих галереях Нью-Йорка — у Пегги Гуггенхайм и Бетти Парсонс. Влиятельный искусствовед Клемент Гринберг (1909–1994) позже писал, что, впервые увидев картину Стилла в 1948 году, он был поражён тем, насколько отчуждённой может быть подлинная оригинальность в искусстве.
1950-е годы: абстрактный экспрессионизм
Большую часть 1950-х годов Клайффорд Стилл провёл в Нью-Йорке. Несмотря на статус ведущего абстрактного экспрессиониста, он проявлял всё большую нетерпимость к художественному истеблишменту. В 1961 году он переехал в Мэриленд, разорвав связи со многими дилерами, искусствоведами и галереями. Стремясь к уединению для реализации своего уникального видения, он заработал репутацию отстранённого и бескомпромиссного художника. Он оставался в Мэриленде со своей второй женой Патрицией до конца жизни. В 1979 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке состоялась его крупная ретроспективная выставка.
Художник умер в 1980 году. Согласно его завещанию, все работы, не находившиеся в публичных коллекциях, были изъяты из обращения и помещены в специальный архив. В августе 2004 года было объявлено, что попечители наследия Стилла выбрали город Денвер для передачи коллекции, включающей более 800 картин и 1500 работ на бумаге, что составляет около 95% всего его творческого наследия. Музей Клайффорда Стилла, открывшийся в 2011 году, также стал хранилищем полного архива художника.
«Живопись цветового поля» Клиффорда Стилла
Абстрактные картины Стилла необъективны и в основном представляют собой сопоставление различных цветов и фактур. Композиции часто напоминают сталагмиты, пещеры или листву. В отличие от абстрактного экспрессионизма современников, таких как Марк Ротко или Барнетт Ньюман, с их простыми узорами (прямоугольники Ротко, цветовые поля Ньюмана), композиции Стилла менее регулярны. Его неровные цветовые формы создают впечатление, будто один слой краски был «оторван» от поверхности, обнажая нижние слои. Кроме того, в то время как Ротко и Ньюман использовали плоские слои тонкой краски, Стилл наносил краску густым, фактурным импасто с помощью мастихина, что придавало его работам заметное разнообразие глубины и тона.
Картины
Работы Клиффорда Стилла представлены в нескольких ведущих художественных музеях мира, включая Художественную галерею Олбрайт-Нокс в Буффало, Музей и сад скульптур Хиршхорна, Метрополитен-музей, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Музей современного искусства Сан-Франциско. Он считается одним из величайших американских художников XX века. Его рыночная стоимость остаётся высокой, в том числе из-за относительной редкости работ. В 2011 году его картина «1949-A-No. 1» была продана на аукционе Sotheby’s за 61,7 миллиона долларов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?