Клиффорд Стилл, художник-экспрессионист читать ~5 мин.
Пионер абстрактного искусства, американский художник из Северной Дакоты Клайффорд Стилл был одной из ведущих фигур в нью-йоркской школе авангардного абстрактного экспрессионизма, которая укоренилась в 1940-х годах и стала преобладающим стилем живописи до ее замены на Поп-арт в середине 1960-х годов. Связанный, в частности, со школой живописи цветного поля, которую он соучредил вместе с Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70), Клайффорд Стилл обычно работал в очень большом масштабе. Его фирменный стиль содержал неровные формы в тяжелом импасто, резко контрастирующим с широким, ровным цветом. Проще говоря, он был единственным художником, который сочетал яркость живописи Цветного поля с динамической жестикуляцией Живописи Действий (для сравнения: Картины Марка Ротко ).
Пионер стиля абстрактного экспрессионизма, Стилл, пожалуй, был самым анти-традиционным из современных художников в Нью-Йорке, среди которых также значились такие имена как: Филипп Густон (1913-80), Франц Клайн (1910-62), Виллем Де Кунинг (1904-97) Джозеф Альберс (1888-1976), Адольф Готлиб (1903-74), Уильям Базиотс (1912-63), Роберт Мазервелл (1915-91), Джексон Поллок (1912-56) и его жена Ли Краснер (1908-84). Клайффорд Стилл считается главной фигурой современного искусства в Америке и одним из великих художников-абстракционистов. (См. Американское искусство : 1750-настоящее время).
Ранний период жизни
Клайффорд Стилл родился в Грандине, штат Северная Дакота и вырос в Спокане, штат Вашингтон и в южной части провинции Альберта, Канада. В 1933 году он окончил Университет Спокан в Вашингтоне, а два года спустя получил степень магистра изобразительных искусств в Вашингтонском государственном колледже, где он принял должность преподавателя (1935-41). Его формирующие работы этого периода показывают выразительный образный стиль, в то время как его сюжеты взяты, главным образом, из сельской жизни фермы и включают людей, здания, инструменты и механизмы, типичные для той окружающей среды. (В 1937 году в компании с Уортом Гриффином он основал Колонию искусств «Неспелем», создав большое количество портретов и пейзажей о жизни в индейской резервации в Колвилле.)
К концу 1930-х годов Стилл начал упрощать свои формы, поскольку его стиль живописи отошел от репрезентативных форм. Он начал склоняться к все более модным движениям абстрактного искусства.
Вторая мировая война и последствия
В 1941 году Клайффорд Стилл переехал в Сан-Франциско, где после работы в различных военных отраслях (1941-3) он преподавал в течение двух лет в Ричмондском профессиональном институте (часть Университета Содружества Вирджинии). После этого он недолго жил в Нью-Йорке, где в 1946 году провел персональную выставку в галерее «Искусство этого века», принадлежащей Пегги Гуггенхайм. Хотя он был несколько в стороне от других абстрактных экспрессионистов, он подружился с Марком Ротко, разделяя тот же пыл к абстракции на основе цвета.
С 1946 по 1950 год Стилл вернулся в Сан-Франциско, чтобы преподавать, став влиятельным профессором в Калифорнийской школе изящных искусств – ныне Художественном институте Сан-Франциско. Именно в этот период он достиг своего зрелого стиля, в то же время создавая растущую репутацию в двух главных местах современного искусства Нью-Йорка – в галерее «Искусство этого века» Пегги Гуггенхайм и в галерее Бетти Парсонс. Влиятельный искусствовед Клемент Гринберг (1909-94) позже писал, что, когда он впервые увидел картину Стилла 1948 года, он был поражен тем, насколько отчужденной и расстраивающей была подлинная оригинальность в искусстве.
1950-е годы: абстрактный экспрессионизм
Клайффорд Стилл провел большую часть 1950-х годов в Нью-Йорке, где, несмотря на его недавно обретенный статус ведущего абстрактного экспрессиониста, он становился все менее и менее терпимым по отношению к художественному истеблишменту. В 1961 году он переехал в Мэриленд, разорвав связи со многими дилерами, искусствоведами и коммерческими галереями. Видя себя одиноким, нуждающимся в уединении и тишине, чтобы реализовать свое уникальное художественное видение, он получил репутацию претенциозного человека. В любом случае, он должен был остаться в Мэриленде со своей второй женой, Патрицией, до конца своей жизни. В 1979 году он был награжден крупной ретроспективной выставкой в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Он умер в 1980 году, после чего все его картины, еще не находящиеся в открытом доступе, были сформированы в специальный архив и удалены из поля зрения. В августе 2004 года было объявлено, что попечители для Clyfford Still Estate выбрали город Денвер для получения всех картин художника, всего более 800 картин на холсте и 1500 рисунков и репродукций ограниченного тиража, что составляет около 95 процентов всей коллекции Стилла. Предложенный музей Клайффорда Стиля, который должен быть открыт в 2010 году, также будет служить хранилищем полного художественного архива альбомов, журналов и других материалов Стилла.
«Живопись Цветного поля» Клиффорда Стилла
Абстрактные картины Стилла не являются объективными (то есть не содержат «объектов») и в основном включают в себя сопоставление разных цветов и поверхностей в различных композициях, часто наводящих на мысль о древних сталагмитах, пещерах или листве. В отличие от современников, таких как Марк Ротко или Барнетт Ньюман, чья абстрактная экспрессионистская живопись содержала узоры цветов, расположенные относительно простым образом (например, прямоугольники Ротко, огромные поля цвета Ньюмана с их тонкими разделительными линиями), расположения Стилла менее регулярны. Его неровные формы цвета создают впечатление, что один слой цвета был «оторван» от поверхности картины, чтобы раскрыть цвета ниже. Кроме того, в то время как Ротко и Ньюман использовали плоские немодулированные оттенки относительно тонкой краски, Стилл использовал сильно нагруженный и выразительно модулированный импасто, грубо нанесенный шпателем и мастихином, что придало его работам заметное разнообразие глубины и тона.
Картины
Работы Клиффорда Стиля можно увидеть в нескольких художественных музеях мира, в том числе в художественной галерее Олбрайт-Нокс в Буффало, Нью-Йорк; Музей и Сад скульптур Хиршхорна, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Музей современного искусства Сан-Франциско. В настоящее время он считается одним из великих художников Америки 20-го века, его коммерческая ценность остается высокой, без сомнения, благодаря относительной редкости его работ. Самая дорогая картина Клайфорда Стиля была продана на Christie’s в 2006 году за 21 миллион долларов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?