Сай Твомбли:
американский художник читать ~6 мин.
Наряду с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом, Сай Твомбли – один из ключевых американских художников, внёсших вклад в постмодернистское искусство второй половины XX века. Его уникальный стиль в абстрактном искусстве — это синтез рисунка и живописи, который объединяет элементы каллиграфии, граффити и абстрактного экспрессионизма с отсылками к античности и итальянскому Ренессансу. Его творчество отличается экспрессивностью, что роднит его с европейским неоэкспрессионизмом.
Характерной чертой работ Твомбли стала их кажущаяся детская непосредственность, выраженная в каракулях, размашистых линиях и нацарапанных словах. Он часто включал в свои полотна имена мифологических героев, фрагменты стихов или отдельные слова, но не в качестве иллюстраций, а как эмоциональные маркеры. Для него история и миф были не сюжетами для пересказа, а источником личных, почти интимных переживаний, которые он и стремился запечатлеть на холсте. Эта многослойность делает его искусство одновременно и сложным для восприятия, и глубоко личным.
Художник был одним из ранних пионеров минимализма, наряду с Агнес Мартин и Фрэнком Стеллой. В его работах также прослеживается примитивистская эстетика, напоминающая искусство аутсайдеров и авангардные произведения группы «Кобра». В поздний период карьеры Твомбли перешёл к более мощному экспрессионистскому стилю, что проявилось в ярких цветах его картин и гравюр серии «Роза». Кроме живописи, он также известен своими скульптурами и фотографиями, которые выставлялись в ведущих галереях современного искусства, включая галерею Gagosian.
Твомбли признан одним из ведущих художников послевоенной эпохи. Его картины хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и парижский Лувр. Галерея Сая Твомбли в Хьюстоне (Коллекция Менил) располагает обширной коллекцией его работ с 1953 по 1994 год. Крупные собрания его произведений также находятся в мюнхенских Музее Брандхорста и Пинакотеке современности, а также в Музее изящных искусств Далласа.
Обучение
Эдвин Паркер «Сай» Твомбли-младший (Edwin Parker “Cy” Twombly, Jr.) родился в 1928 году в Лексингтоне, штат Вирджиния. Он получил образование в Школе Музея изящных искусств в Бостоне (1947–1949) и в Университете Вашингтона и Ли (1949–1950). Затем он получил стипендию для обучения в Лиге студентов-художников Нью-Йорка (1950–1951), где познакомился с Робертом Раушенбергом. В этот период Роберт Мазервелл организовал его первую персональную выставку в галерее Samuel M. Kootz. На его творчество сильно повлияли чёрно-белая жестуальная живопись Франца Клайна и образы швейцарского художника Пауля Клее. Позже он учился в колледже Блэк-Маунтин (1951–1952), где работал вместе с Клайном, Мазервеллом, Беном Шаном и композитором Джоном Кейджем.
Карьера художника
В середине 1950-х, после путешествий по Европе и Северной Африке на грант от Музея изящных искусств Вирджинии, Твомбли стал заметной фигурой в Нью-Йоркской школе. В этот круг входили и Джаспер Джонс с Робертом Раушенбергом, которые развивались в направлении поп-арта. С 1954 по 1956 год Твомбли преподавал искусство в Южном Вирджинском университете. В это время он увлёкся примитивизмом племенного искусства и выработал стиль жестуальной живописи с тонкими белыми линиями на тёмных холстах, а также создавал скульптуры из найденных объектов в стилистике джанк-арта. С 1953 по 1957 год он выставлялся в нью-йоркской Stable Gallery.
В 1957 году, в возрасте 29 лет, Твомбли переехал в Рим. Этот шаг отражал его глубокую связь с европейской культурой, а в 1959 году он женился на итальянской художнице баронессе Татьяне Франкетти. Переезд, возможно, способствовал некоторому снижению его популярности в Америке, но именно в Италии его искусство обрело новую глубину. Средиземноморский свет, античные руины и слои истории, пропитывающие Рим, напрямую вошли в его творчество, изменив палитру и наполнив полотна отсылками к мифам и классической литературе.
В 1960-е и 1970-е годы Твомбли, подобно художнику-каллиграфу Марку Тоби, был значительно выше оценён в Европе, чем в США. Его художественный язык сочетал «низкие» приёмы (граффити-подобные наброски, спонтанные росчерки) с «высокими» отсылками к классической античности, итальянскому Ренессансу и французскому неоклассицизму. Ранние римские картины, часто монохромные, балансируют между рисунком и письмом и содержат зашифрованные намёки на эротические и эмоциональные темы. Позднее Твомбли стал одним из самых смелых колористов в современном искусстве.
Стиль живописи
На протяжении своей карьеры стиль Твомбли претерпевал значительные изменения. В 1959 году он создал одни из самых минималистичных своих работ, включая серию из 24 рисунков «Поэмы морю».
В начале 1960-х, после первой выставки в нью-йоркской галерее Лео Кастелли, художник начал активнее использовать цвет, а также классические сюжеты («Леда и лебедь», «Рождение Венеры») и скатологические образы. Кульминацией этого процесса стали «картины Феррагосто» и серия «Девять дискурсов о Коммоде» (1963) — портрет безумного римского императора, написанный под влиянием Фрэнсиса Бэкона. Эти насыщенные аллюзиями работы, показанные в галерее Кастелли, совпали с расцветом поп-арта, возглавляемого Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном. Реакция критиков была прохладной. В своём обзоре художник-минималист Дональд Джадд описал картины как “несколько капель и брызг и редкая карандашная линия”.
После этого Твомбли вернулся к более сдержанной, монохромной манере. В 1967–1971 годах он создал свои «серые картины» с бесцветными, ритмичными каракулями. В этот же период появилась серия работ, напоминающих мел на доске, получившая название «чёрные доски». Для их создания Твомбли использовал белые восковые мелки на холстах, покрытых тёмно-серой масляной краской. Непрерывные, петляющие линии на этих полотнах исследуют сам процесс письма и жеста, превращая его в медитативное, почти систематическое действие.
В 1968 году Художественный центр Милуоки организовал его первую ретроспективу. В 1971 году, в память о своей подруге Нини Пиранделло, он написал лирическую серию «Картины Нини». С середины 1970-х Твомбли вновь начал интегрировать текст, образы и цвет, сохраняя отсылки к греческому искусству и мифологии, как в работах «Венера» и «Аполлон» (обе 1975). Такая манера письма продолжала вызывать неприятие у американских арт-критиков, что проявилось в сдержанной реакции на его вторую ретроспективу в престижном Музее американского искусства Уитни в 1979 году.
Признание и крупные ретроспективы
Твомбли продолжал исследовать эгейское искусство и мифологию Средиземноморья на протяжении 1980-х и 1990-х годов. В Европе его репутация оставалась высокой: в 1987 году в цюрихском Кунстхаусе состоялась его крупная ретроспектива, которая затем была показана в Мадриде, Лондоне и Париже. В 1994 году в Хьюстоне открылась Галерея Сая Твомбли, спроектированная Ренцо Пьяно. В том же году Музей современного искусства в Нью-Йорке провёл ещё одну ретроспективу, которая на этот раз была встречена с большим успехом.
В поздний период творчества Твомбли проявился новый, драматичный неоэкспрессионистский стиль. Его серия «Вакх» (с 2005 года) отмечена яркими вихрями жестуальной энергии, а картины и принты «Роза» вибрируют насыщенным цветом. В 2008 году его европейская ретроспектива «Сай Твомбли: Циклы и сезоны» открылась в Тейт Модерн в Лондоне, а затем была показана в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Музее современного искусства в Риме. В 2010 году монументальная роспись Твомбли «Потолок» была установлена в Зале бронзы в Лувре.
Фотография
Твомбли также активно занимался фотографией. В 1993 году галерея Matthew Marks в Нью-Йорке организовала выставку его фотографических работ, включавшую крупные цветные изображения цветов, деревьев и античной скульптуры. В 2008 году экспозиция фотографий художника была выставлена в Музее фотографии в Амстердаме. В 2011 году Музей Брандхорста в Мюнхене провёл крупную ретроспективу его фотоискусства с 1951 по 2010 год, которая позже была показана в Центре изящных искусств в Брюсселе.
Картины, скульптуры и фотографии Сая Твомбли можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев по всему миру, включая Галерею Нового Южного Уэльса в Австралии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?