Дэмиен Хёрст:
лидер «Молодых британских художников» читать ~6 мин.
Среди его наиболее известных работ — «Тысяча лет» (1989), стеклянный ящик с личинками и мухами, питающимися гниющей коровьей головой; «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991), тигровая акула в резервуаре с формальдегидом; и «Во имя любви к Богу» (2007), платиновый слепок человеческого черепа XVIII века, инкрустированный бриллиантами. Последние две работы иллюстрируют использование Хёрстом «найденных объектов». Он также известен своими «спин-картинами», созданными на вращающемся диске, и «точечными картинами» — рядами разноцветных кругов.
Биография
Дэмиен Хёрст родился в Бристоле в 1965 году, а вырос в Лидсе с матерью и отчимом. В школе он не показывал выдающихся успехов и с трудом сдал выпускные экзамены A-level. После неудачной попытки поступить в Колледж искусства и дизайна Лидса, он всё же был зачислен туда позднее.
Затем Хёрст переехал в Лондон, где два года работал на стройках. В 1986 году, со второй попытки, он поступил в Голдсмитс-колледж при Лондонском университете на программу бакалавриата изящных искусств. Во время учёбы он подрабатывал в морге, что, вероятно, повлияло на его интерес к теме смерти.
Уже в студенческие годы Хёрст проявил себя как активный организатор. В июле 1988 года он курировал выставку «Freeze» в заброшенном здании лондонских доков. Это событие стало отправной точкой для группы «Молодые британские художники». Среди посетителей выставки был коллекционер-миллионер Чарльз Саатчи. Собственный экспонат Хёрста на той выставке состоял из картонных коробок, раскрашенных бытовой краской.
Прорыв и покровительство Чарльза Саатчи
Окончив Голдсмитс в 1989 году, Хёрст участвовал в нескольких небольших выставках. Крупный успех пришёл в 1990 году, когда он вместе с Карлом Фридманом и Билли Селлманом организовал две выставки на заброшенных складах: «Современная медицина» и «Игрок». На вторую из них приехал Чарльз Саатчи. По словам очевидцев, он был ошеломлён инсталляцией Хёрста «Тысяча лет».
Инсталляция состояла из большого стеклянного контейнера, где личинки превращались в мух и питались гниющей головой коровы. Хёрст неоднократно говорил о влиянии Фрэнсиса Бэкона, одержимого образами плоти и разложения. Сам Бэкон успел увидеть «Тысячу лет» в галерее Саатчи и восторженно отозвался о ней незадолго до своей смерти. Саатчи немедленно купил работу, положив начало многолетнему сотрудничеству патрона и художника.
После покупки «Тысячи лет» Саатчи предложил профинансировать любую идею Хёрста. Результатом стала работа «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — тигровая акула, помещённая в резервуар с формальдегидом. Создание обошлось в 50 000 фунтов стерлингов. Работа была представлена в 1992 году на первой выставке YBA в галерее Саатчи. В том же году Хёрст был номинирован на премию Тёрнера, но уступил её Гренвиллу Дэйви.
Международное признание и скандалы
В 1991 году Хёрст провёл свою первую персональную выставку «In and Out of Love» в пустующем лондонском магазине. За ней последовали выставки в Институте современного искусства в Лондоне и в парижской галерее Эммануэля Перротена. В этот период Хёрст познакомился с начинающим арт-дилером Джеем Джоплингом, что стало началом ещё одного важного коммерческого партнёрства.
Первое крупное международное признание Хёрст получил в 1993 году на Венецианской биеннале с работой «Мать и дитя разделённые». Она представляла собой корову и телёнка, разрезанных пополам и помещённых в отдельные витрины с формальдегидом. В 1995 году Хёрст наконец получил премию Тёрнера за работу «Мать и дитя разделённые».
Его работы продолжали вызывать общественный резонанс. Инсталляцию «Двое сношаются и двое смотрят», состоявшую из гниющих туш коровы и быка, запретили к показу в Нью-Йорке из-за опасений, что она может вызвать «рвоту у посетителей». В 1994 году художник-акционист Марк Бриджер вылил чернила в резервуар с работой «Стадо» (овца в формальдегиде), переименовав её в «Чёрную овцу».
В 1997 году в Королевской академии искусств прошла выставка «Sensation», в которой участвовали Хёрст, Трейси Эмин и другие YBA. Выставка вызвала бурные споры о значении искусства, но окончательно закрепила за «Молодыми британскими художниками» статус части британского арт-истеблишмента. См. также: Лауреаты премии Тёрнера.
Студийная практика и коммерческий успех
Подобно Энди Уорхолу с его «Фабрикой» или мастерам эпохи Возрождения, Хёрст создал большую студию, где ассистенты выполняют значительную часть работы по его эскизам. Это особенно касается серий «точечных» и «спин» картин. Такая практика вызывает споры об авторстве и подлинности произведений, ставя под вопрос ценность ручного труда художника в современном концептуальном искусстве.
Сам Хёрст признавался, что лично нарисовал лишь пять «точечных» картин, потому что “мне было лень этим заниматься”. Он описывал свои попытки как “дерьмо”, а работу ассистентки Рэйчел — как превосходную. “Лучшая точечная картина, которую вы можете получить от меня, — это картина, написанная Рэйчел… единственная разница между картиной, написанной ею, и моей — это деньги”, — заявлял художник. Подобные высказывания заставляют многих художественных критиков сомневаться в его месте среди величайших художников XX века.
В 2007 году была создана работа «Во имя любви к Богу» — платиновый череп, инкрустированный 8 601 бриллиантом. Её продали консорциуму, в который входил сам художник, за 50 миллионов фунтов стерлингов. В 2008 году Хёрст предпринял беспрецедентный шаг: он продал серию новых работ напрямую через аукцион Sotheby’s, минуя галереи. Аукцион «Beautiful Inside My Head Forever» принёс 111 миллионов фунтов стерлингов, установив рекорд для торгов работами одного художника.
Критика и наследие
Споры вокруг Хёрста связаны с несколькими аспектами: сомнительной художественной ценностью его произведений, использованием шокирующих материалов, обвинениями в манипулировании рынком и огромным коммерческим успехом. Газета Daily Mail писала: “В течение 1000 лет искусство было одной из наших великих цивилизующих сил. Сегодня маринованные овцы и грязные кровати угрожают сделать из нас всех варваров”. Критик Роберт Хьюз называл работы Хёрста “безвкусными” и “абсурдными”.
В то же время Хёрста хвалят за возрождение интереса к британскому искусству и его предпринимательский талант, который можно сравнить с деловой хваткой Рубенса или Сальвадора Дали. Подход художника к искусству кажется некоторым критикам противоречивым. С одной стороны, он следует концептуальной идее о первичности замысла над исполнением. С другой — он даёт работам претенциозные названия и использует драгоценные материалы, что подчёркивает их материальную ценность.
Несмотря на скептицизм, работы Хёрста находятся в коллекциях нескольких крупных галерей и лучших художественных музеев мира. Его бывший патрон Чарльз Саатчи остаётся его убеждённым сторонником. Саатчи приписывают следующую цитату:
“…книги по искусству будут жестоки к концу двадцатого века. Каждый художник, кроме Джексона Поллока (1912-1956), Энди Уорхола (1928-1987), Дональда Джадда (1928-1994) и Дэмиена Хёрста (р. 1965), будет сноской”.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?