Дэвид Уилки:
шотландский портретист читать ~6 мин.
Сэр Дэвид Уилки (англ. Sir David Wilkie; 1785–1841) — один из ведущих жанровых живописцев своего времени, шотландский художник, внёсший значительный вклад в английскую фигуративную живопись. В возрасте двадцати лет, после обучения в Эдинбурге, он переехал в Лондон, где продолжил учёбу в школах Королевской академии.
Уже в следующем году его жанровая картина «Деревенские политики» (1806, частное собрание) получила высокую оценку на ежегодной выставке. Пять лет спустя он стал одним из самых молодых академиков, избранным даже в более юном возрасте, чем Уильям Тёрнер (1775–1851). На его творчество повлияла голландская реалистическая живопись XVII века.
Среди его известных работ: «Слепой скрипач» (1806, Галерея Тейт); «Рекомендательное письмо» (1813) и «Взыскание арендной платы» (1815) — обе в Национальной галерее Шотландии; «Чтение завещания» (1820, Новая пинакотека, Мюнхен); «Проповедь Нокса перед лордами Конгрегации» (1822, Национальные галереи Шотландии); и «Пенсионеры из Челси, читающие депешу о битве при Ватерлоо» (1822, Музей Веллингтона, Лондон). Кроме жанровых сцен, Уилки также преуспел в портретном искусстве, как в работе «Семья Чалмерс-Бетюн» (1804, Национальные галереи Шотландии), и в исторической живописи.
Художник шотландской истории
В британской традиции Дэвид Уилки известен как основатель школы шотландской жанровой живописи XIX века. Среди его последователей был весьма популярный художник Уильям Пауэлл Фрит (1819–1909). В шотландской живописи Уилки признан одним из лучших портретистов страны и пионером в изображении национальной истории, что стало важной тенденцией во второй половине столетия.
Он объединил достижения XVIII века и развил их для новой эпохи. Философы Просвещения, интересовавшиеся природой восприятия, общества и истории, заложили основы социальных наук. Именно эту область Уилки исследовал в своём искусстве. Выступая на ужине в свою честь в Риме в 1827 году, он отметил: “ни одно искусство, не являющееся интеллектуальным, не может быть достойным Шотландии”.
Обучение и ранние картины
Уилки родился в Файфе в семье пресвитерианского священника. В 1799 году он поступил в Академию попечителей в Эдинбурге, где познакомился с портретистом и пейзажистом Александром Несмитом (1758–1840) и портретистом Генри Ребёрном (1756–1823). На него, как и на его современников, оказали сильное влияние работы Дэвида Аллана (1744–1796), особенно его иллюстрации к пасторали Аллана Рамзи (1713–1784) «Нежный пастух».
В возрасте двадцати лет художник уже продемонстрировал свой талант. Картина «Семья Чалмерс-Бетюн» (1804, Национальные галереи Шотландии) передавала характер взаимоотношений в семье. Уилки изобразил её членов как единое целое, показывая их связь друг с другом и их отношение к нему как к художнику.
Примечание: среди других выдающихся художников-портретистов Лондона конца XVIII — начала XIX века — Джошуа Рейнольдс (1723–1792), одарённый Томас Лоуренс (1769–1830), а также ирландские живописцы сэр Мартин Арчер Ши (1769–1850) и Уильям Малреди (1786–1863).
Развитие стиля
Другая ранняя работа, «Ярмарка в Питлесси» (1804, Национальные галереи Шотландии), демонстрирует исследование социальной темы и интерес к голландской жанровой традиции. Этот успех позволил Уилки в 1805 году переехать в Лондон для обучения в Королевской академии. Лондон стал его домом, но шотландская интеллектуальная традиция всегда оставалась его ориентиром.
Картины «Деревенские политики» (1806) и «Слепой скрипач» (1806) можно рассматривать как визуальное исследование выражения человеческого лица, основанное на трудах хирурга и анатома Чарльза Белла (1774–1842). Уилки создал иллюстрации к его книге «Анатомия выражения в живописи», изданной в 1806 году. Именно в этом контексте французский художник Теодор Жерико (1791–1824) проявил интерес к работам Уилки во время визита в его мастерскую в 1821 году.
Исследование Уилки социальных и экономических реалий отражено в картинах «Взыскание арендной платы» (1815) и «Пенни-свадьба» (1818). Первая является скрытой критикой класса землевладельцев и не была принята его покровителями. Вторая работа возвращает зрителя в коммерчески безопасную сферу народного искусства. В ней художник, опираясь на наследие Дэвида Аллана, создаёт образ золотого века сельской общины, где скрипач Найл Гоу всё ещё играет на своей скрипке.
Влиятельный жанровый художник
Голландские мастера бытового жанра стали главным источником вдохновения для Уилки. Его можно справедливо сопоставлять с такими художниками, как Адриан Брауэр (1605–1638), Адриан ван Остаде (1610–1685) и Герард Терборх (1617–1681), несмотря на сентиментальную ноту в его работах, свойственную эпохе.
Его понимание ранней шотландской жанровой живописи оказало влияние на художников как на севере, так и на юге. Среди шотландских мастеров, испытавших его влияние, были Джон Бёрнет, Александр Фрейзер (1785–1865), Уильям Лизарс (1788–1859) и Джордж Харви (1806–1876). Позднее поколение художников перенесло его наследие во вторую половину XIX века, хотя к тому времени идеи позднего Просвещения, которыми руководствовался Уилки, были уже забыты.
Королевское покровительство и изменение стиля
Успех принёс Уилки королевское покровительство. В 1823 году он был назначен королевским лимнером (придворным художником) Шотландии, а в 1830 году стал главным ординарным живописцем короля Вильгельма IV, а затем и королевы Виктории. Этот статус укрепил его положение как ведущего художника Британии.
С 1825 по 1828 год Уилки путешествовал по Италии, Германии и Испании. Эта поездка кардинально изменила его стиль. Вдохновлённый работами Веласкеса, Тициана и Корреджо, он отошёл от детализированной манеры в духе голландцев. Его палитра стала богаче, а мазки — шире и свободнее, что придало его поздним работам большую драматичность и монументальность.
Темы
Картина «Пенсионеры из Челси, читающие депешу о битве при Ватерлоо» (1822) рассматривается как высказывание о сложной природе британской идентичности, сформированной Наполеоновскими войнами. Эскиз «Проповедь Нокса перед лордами Конгрегации, 10 июня 1559» (1822) является размышлением о плюралистической природе шотландской идентичности через противопоставление позиций Джона Нокса и Марии Стюарт.
Успех его «испанских» работ, созданных под влиянием Веласкеса, вдохновил на поездки в эту страну Дэвида Робертса и Джона Филлипа. В то же время Уилки продолжал развивать шотландские темы, создав иллюстрации к стихам Роберта Бёрнса и картину «Субботний вечер коттера» (1837), в которой заметны отсылки к Рембрандту.
Последнее путешествие художника было в Турцию и на Святую землю. В его ориенталистских работах проявляется уважение к другим культурам и религиям, а также ощущение общей человечности. Он наблюдал за жизнью Иерусалима и Стамбула с тем же вниманием, что и за жизнью в Файфе. Его внезапная смерть в море на пути домой вдохновила его великого соперника Дж. М. У. Тёрнера на создание картины-мемориала «Мир. Погребение в море» (1842, Галерея Тейт).
Королевская шотландская академия искусств
Карьера Дэвида Уилки, как и его предшественников — Рамзая, Ребёрна и Несмита, — закрепила достижения шотландских мастеров. В 1826 году группа художников учредила Шотландскую академию. Это стало реакцией на создание в 1819 году «Института поощрения изящных искусств в Шотландии», который исключил практикующих художников из процесса принятия решений.
Ситуация разрешилась при содействии юриста лорда Кокберна. В 1835 году здание Королевского института на Принсес-стрит стало домом для выставок Шотландской академии. В 1837 году академия получила королевскую хартию и стала называться «Королевская шотландская академия». Члены академии также сыграли ключевую роль в создании Национальной галереи Шотландии, открытой в 1859 году.
Картины Дэвида Уилки можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
- «Женщина в белом» Уилки Коллинза, краткое содержание
- «Тепло других солнц» Изабель Уилкерсон, краткое содержание
- «Чёрный торт» Шармейн Уилкерсон, краткое содержание
- «Монахиня из Новой Англии» Мэри Элеанор Уилкинс Фримен, краткое содержание
- Правда о Холокосте, которую не хотели знать. История Яна Карского
- «Чудесное лекарство Джорджа» Роальда Даля, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?