Сергей Дягилев:
российский основатель Ballets Russes:
биография читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Сергей Дягилев: Русский основатель Ballets Russes: Биография Подробнее об русском изобразительном искусстве
Для получения дополнительной информации о русском искусстве и его вкладе в влияние Русского балета Дягилева в Париже, см.: Русской живописи XIX века.
- Русской средневековой живописи (ок. 950–1100) - Новгородской школе иконовой живописи (1100–1500) - Московской школе живописи (1500–1700) - Петровскому искусству (1686–1725) - Русской живописи XVIII века
Биография
Сергей Павлович Дягилев, оказавший значительное влияние на раннее современное искусство, был русским импресарио, получившим широкую известность в Европе как основатель Русского балета (Ballets Russes). Визионер, вдохновитель, но и строгий руководитель, он обладал необыкновенным талантом привлекать к себе самых выдающихся современных художников из Парижской школы (École de Paris). Художники, работавшие над декорациями для балетной компании Дягилева, включали знаменитых кубистов Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржа Брака (1882–1963), художника-метафизика Джорджо де Кирико (1888–1978), сюрреалистов Жоана Миро (1893–1983) и Макса Эрнста (1891–1976), парижского жанрово-художника Мориса Утрилло (1883–1955) и художников-фавистов Андре Дерена (1880–1954) и Энри Матисса (1869–1954). Кроме этих художников, Дягилев был особенно близок к двум русским художникам, на которых он сильно опирался при создании своей балетной компании: это были Леон Бакст (1866–1924), создававший костюмы и декорации для балетов, таких как Жар-птица (1910, музыка Игоря Стравинского), Послеполуденный отдых фавна (1912, музыка Дебюсси) и Дафнис и Хлоя (1912, музыка Равеля); и Александр Бенуа (1870–1960), чьи наиболее заметные работы были для постановки Стравинского Петрушка (1911). Другие русские живописцы, работавшие с Дягилевым, включали Михаила Ларионова (1881–1964) и его жену Наталью Гончарову (1881–1962).
Ранние годы
Сергей Павлович Дягилев родился в богатой семье в Новгородской губернии, Россия. В подростковом возрасте он был одаренным пианистом и в 18 лет поехал учиться на юридический и музыкальный факультеты в Санкт-Петербург, где присоединился к культурной группе под названием Невские Пиквики, в состав которой входили художники Бакст и Бенуа, а также коллекционеры произведений искусства, такие как Савва Мамонтов (1841–1918). В 1899 году Дягилев (при помощи Мамонта и других) основал журнал Мир искусства, чтобы обмениваться идеями с художниками со всей Европы. В том же году он стал помощником князя Волконского, директора императорских театров. Эта должность давала ему значительную ответственность за театральные дела, и Дягилев в полной мере воспользовался этим. Он быстро нашел работу для своих друзей Бакста и Бенуа, разрабатывавших декорации для французской драмы Сердце маркизы и оперы Александра Танеева Месть Поллиона. К сожалению, уже через два года его драматический креатив и бескомпромиссный характер привели к его увольнению.
Используя свои организационные навыки, Дягилев некоторое время сосредоточился на организации выставок. В 1905 году, после тщательного поиска малоизвестных шедевров русского портретного искусства, он организовал масштабную выставку русских портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. На следующий год он пошел еще дальше. Фактически, можно сказать, что 1906 год стал вехой в истории русского современного искусства благодаря грандиозной выставке русской живописи в Осеннем салоне в Париже с декорациями Леона Бакста. (Для других важных выставок русской живописи см.: Выставку «Хвост осла» 1911–12; и Группу художников «Шерстяной бугай» 1910–17).
Примечание: Для биографий двух других важных русских меценатов, поддерживающих искусство, см.: Сергея Щукина (1854–1936) и Ивана Морозова (1871–1921).
Русский балет (Ballets Russes)
Последовали новые художественные выставки, а также концерты русской музыки (композиторов Мусоргского и других). Затем в 1909 году он купил балетную труппу - вскоре получившую название Русский балет (Ballets Russes) - которая быстро приобрела огромный успех, не только благодаря своим танцорам (Нижинскому и Павловой), но и своей яркой и феерической костюмерной и декоративной составляющей под руководством художественного руководителя Леона Бакста, а также хореографов Михаила Фокина и Леонида Массина. Когда Русский балет Дягилева с его экзотическими исполнителями и яркими нарядами прибыл в Париж, он оказал огромное влияние на город. Портные и шляпники пытались подражать пестрым тканям и дизайнам своих славянских гостей, а сама жизненная сила постановок Дягилева быстро избавила парижскую обстановку от скучной Эдвардианской эпохи. Дягилев гастролировал по Европе и Америке с Русским балетом в течение двух десятилетий до своей смерти в 1929 году. Однако компания никогда не выступала в России, а сам он не возвращался на родину после революции 1917 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?