Марсель Дюшан:
французский художник, изобретатель реди-мейдов читать ~7 мин.
Анри-Робер-Марсель Дюшан (Henri-Robert-Marcel Duchamp) — ключевая фигура во французском авангардном искусстве. Этот художник и скульптор считается одним из основоположников концептуального искусства. Он не причислял себя к какому-либо одному движению, но в своём творчестве исследовал многие направления модернизма, включая фовизм (1905–1907), кубизм (1908–1914), орфизм (1910–1913), дадаизм (1916–1920) и сюрреализм (с 1925 года).
Подписав обычный писсуар и назвав его «Фонтан» (1917, реплика в Галерее Тейт, Лондон), Дюшан объявил его произведением искусства. Этот жест стёр все существовавшие границы и утвердил первенство художественной идеи над техникой исполнения.
Дюшан — один из самых влиятельных представителей искусства авангарда. Он запомнился скандальной картиной «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912, Музей искусств Филадельфии) и серией объектов, которые он называл «реди-мейдами» (готовыми предметами). Среди них — «Велосипедное колесо» (1913, реплика в Национальном музее современного искусства, Париж) и «Сушилка для бутылок» (1914, реплика в Музее искусств Филадельфии).
Его дадаистская работа «L.H.O.O.Q.» (1919, частная коллекция) — репродукция «Моны Лизы» с пририсованными усами и бородкой — стала символом иконоборческого духа эпохи. Название является омофоном французской фразы “Elle a chaud au cul”, что можно перевести как “у неё там горячо”.
Ранние годы и обучение
Дюшан родился в Бленвиль-Кревон, в Нормандии. Его семья принадлежала к образованному среднему классу: домочадцы играли в шахматы, занимались музыкой, рисовали и много читали. Его старшие братья — художник Жак Вийон (1875–1963) и скульптор-кубист Реймон Дюшан-Вийон (1876–1918) — также посвятили себя искусству.
Дюшан начал писать картины в 1902 году. В 1904 году он поступил в Академию Жюлиана в Париже, но, по собственному признанию, больше интересовался бильярдом, чем учёбой. Одной из его ранних работ является «Часовня в Бленвиле» (Музей искусств Филадельфии).
Раннее творчество
Покинув академию, Дюшан писал пейзажи и портреты в духе неоимпрессионизма и группы «Наби», например, «Портрет Ивонны Дюшан» (1907) и «Красный дом среди яблонь» (1908). В 1905–1910 годах он создавал юмористические рисунки в стиле Тулуз-Лотрека для изданий «Courrier Français» и «Le Rire».
До 1910 года он продолжал работать в довольно традиционной манере. Находясь под влиянием Сезанна и фовистов, Дюшан создавал полотна без особой смелости и новаторства, как, например, «Обнажённая в чёрных чулках» (1910, частная коллекция).
Кубизм и футуризм
Живя в Пюто со своими братьями, Дюшан познакомился с художниками-кубистами Роже де ла Френе (1885–1925), Альбером Глезом (1881–1953) и Франтишеком Купкой (1871–1957). Он начал осваивать принципы аналитического кубизма, добавив к нему идею движения. Примером таких поисков стала картина «Дульсинея» (1911, Музей искусств Филадельфии).
Исследователи отмечают, что на Дюшана повлияли не только кубисты, но и футуристы, а также работы Купки, который с 1909–1910 годов экспериментировал с изображением движущихся фигур. Первая версия «Обнажённой, спускающейся по лестнице» датируется 1911 годом. В 1912 году, будучи членом группы кубистов «Section d’Or» («Золотое сечение»), он создал серию важных работ.
Эти полотна сочетали в себе элементы футуризма и хронофотографии. Фигуры на них статичны или быстры, подобно машинам, и не лишены юмора. Примерами служат «Портрет шахматистов» (1911) и «Король и королева в окружении быстрых обнажённых» (1912). Ещё одним значимым произведением стало «Переход от девственницы к невесте» (1912, МоМА, Нью-Йорк), где изображено не движение, а изменение состояния.
В тот период Дюшан всё больше разочаровывался в том, что он называл «ретинальным» (сетчаточным) искусством, то есть искусством, обращённым только к глазу. Он стремился создавать произведения, которые апеллировали бы к разуму. Постепенно он стал писать всё меньше.
Реди-мейды и искусство объекта
В 1913 году Дюшан резко отошёл от живописи и начал разрабатывать собственную художественную систему, основанную на ироничном изучении точных наук. Из этой деятельности родились «Три эталонных остановки» (МоМА, Нью-Йорк). Эти объекты предвосхитили его знаменитые реди-мейды, первым из которых стало «Велосипедное колесо на табурете» (1913).
Затем последовали и другие найденные предметы, объявленные произведениями искусства. Среди них — «Сушилка для бутылок» (1914), «Аполинэр эмалированный» (1916–1917) — изменённая коммерческая вывеска, название которой является каламбуром на имя поэта Гийома Аполлинера, — и, конечно, «Фонтан» (1917).
«Невеста, раздетая своими холостяками, даже»
С 1915 по 1923 год Дюшан работал над своим знаменитым произведением на стекле, известным как «Большое стекло». Его полное название — «Невеста, раздетая своими холостяками, даже» (Музей искусств Филадельфии). В этом шедевре Дюшан соединил абсурд с собственной философией любви и желания.
Работа представляет собой сложную схему «любовной машины». Её устройство, с «невестой» в верхней части и «холостяками» в нижней, выражает трудность физического союза. Девять «холостяков» (священник, посыльный, жандарм и другие) символизируют мужское бессилие, а «шоколадная мельница» в правом нижнем углу — образ мастурбации.
«Армори-шоу»
В 1913 году Дюшан оказался в центре скандала на знаменитой нью-йоркской «Армори-шоу». Его картина «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» вызвала негодование публики и шквал насмешек со стороны критиков. Благодаря этому Дюшан мгновенно стал самым обсуждаемым художником выставки.
Нью-йоркский дадаизм и Рроз Селави
После поездок в Париж и Буэнос-Айрес Дюшан с 1920 по 1923 год жил в Нью-Йорке. Вместе с Франсисом Пикабиа и Маном Рэем он сформировал ядро нью-йоркского дадаизма. В 1923 году он прекратил работу над «Большим стеклом», объявив его «окончательно незаконченным». В этот же период он создал «Точную оптику» (1920, Художественная галерея Йельского университета). Однако главным его увлечением стали шахматы.
Около 1920 года Дюшан создал своё женское альтер эго — Рроз Селави (Rrose Sélavy). Этот псевдоним был каламбуром, созвучным французской фразе “Eros, c’est la vie” («Эрос — это жизнь»). Рроз Селави «подписывала» некоторые работы Дюшана и позировала для знаменитой серии фотографий, сделанных Маном Рэем.
Сюрреализм
Слава Дюшана продолжала расти. Дадаисты и сюрреалисты считали его своим, восхищаясь его разрывом с традиционным искусством. Сам Дюшан, однако, сохранял дистанцию. Несмотря на то, что он поддерживал сюрреалистов, он никогда полностью не разделял их взглядов, ценя прежде всего личную свободу. В 1930-е годы он был одной из заметных фигур, связанных с движением, и участвовал в организации крупных сюрреалистических выставок в Париже (1938) и Нью-Йорке (1942).
В конце 1930-х годов вышло первое издание «Коробки в чемодане» — своеобразного переносного музея, содержащего миниатюрные репродукции главных произведений Дюшана. В 1960-х он создал серию эротических гравюр по мотивам работ Энгра, Родена и Курбе.
Последняя работа: «Étant donnés»
Хотя многие полагали, что Дюшан оставил искусство ради шахмат, он тайно работал над своим последним крупным произведением. С 1946 по 1966 год он создавал сложную инсталляцию «Дано: 1. Водопад, 2. Светильный газ…» (Étant donnés: 1° la chute d’eau, 2° le gaz d’éclairage…). Работа была представлена публике только после его смерти и сейчас находится в Музее искусств Филадельфии. Она представляет собой диораму, которую зритель может увидеть лишь через два глазка в старой деревянной двери.
Наследие и влияние
Марсель Дюшан умер в 1968 году. Его идеи оказали огромное влияние на искусство второй половины XX века. Он стал предтечей поп-арта, нео-дадаизма и концептуализма, вдохновив таких художников, как Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол. В 2004 году по результатам опроса британских художников и критиков его «Фонтан» был признан самым влиятельным произведением искусства XX века.
Дюшан остаётся одним из великих новаторов в истории искусства. Его работы, меняющие представление о самой сути творчества, хранятся в крупнейших музеях мира. Основная коллекция его произведений находится в Музее искусств Филадельфии, благодаря наследию, оставленному коллекционерами Уолтером и Луизой Аренсберг.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?