Эмануэль Готлиб Лойце:
художник исторической живописи читать ~4 мин.
Эмануэль Готлиб Лойце (Лютце, нем. Emanuel Gottlieb Leutze; 1816–1868) — выдающийся художник немецкого происхождения, знаковая фигура в американском искусстве XIX века. Он жил и работал как в Германии, так и в США, и прославился монументальными полотнами в жанре исторической живописи. Самой известной его работой является картина «Вашингтон переправляется через Делавэр» (1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В своём творчестве Лойце следовал традициям великих мастеров прошлого, таких как Рафаэль и Никола Пуссен, однако его стиль был более свободным и драматичным, что характерно для Дюссельдорфской школы живописи. Его портреты и редкие пейзажи также высоко ценятся критиками, хотя и менее известны широкой публике.
Другой значительной работой художника стала монументальная фреска «На Запад движется дорога Империи» (1862), украшающая стену Капитолия в Вашингтоне. Она воплотила идею «явного предначертания» — веры американцев в то, что им суждено было расширять свои владения на весь континент.
Ранний период жизни
Лойце родился в Вюртемберге, Германия, в 1816 году. В 1825 году его семья эмигрировала в США, поселившись сначала в Виргинии, а затем в Филадельфии. Из‑за болезни отца юному Эмануэлю пришлось оставить учёбу, чтобы материально поддерживать семью. Он увлёкся рисованием и с 1834 года начал брать уроки у художника и гравёра лондонского происхождения Джона Рубенса Смита (1775–1849).
Вскоре Лойце стал странствующим портретистом, получая до 5 долларов за портрет. Несколько его ранних исторических картин получили признание, что побудило его продолжить художественное образование в Европе.
Возвращение в Европу
В 1840 году Лойце отправился в Европу и поступил в Дюссельдорфскую академию художеств. Там он учился у таких мастеров, как романтик Вильгельм фон Шадов (1789–1862) и исторический живописец Карл Фридрих Лессинг (1808–1880). Однако строгие академические рамки не соответствовали его темпераменту, и он отправился в учебное путешествие по Германии, Швейцарии и Италии.
В Мюнхене он изучал работы мастера фресковой живописи Петера фон Корнелиуса (1784–1867) и художника исторического жанра Вильгельма фон Каульбаха (1805–1874). В Риме и Венеции Лойце исследовал античное искусство и творчество мастеров Высокого Возрождения, включая Рафаэля, Микеланджело (1475–1564) и Тициана (1488–1576).
Дюссельдорфская школа и американские художники
В Дюссельдорфе Лойце не только совершенствовал своё мастерство, но и стал центральной фигурой для американских художников, приезжавших учиться в Европу. Его студия превратилась в место встреч и обмена идеями. Дюссельдорфская школа славилась своими масштабными историческими и пейзажными полотнами, для которых были характерны сентиментальность, повествовательность и тщательная проработка деталей. Лойце полностью воспринял эти принципы, добавив к ним собственный драматизм и патетику.
«Вашингтон переправляется через Делавэр»
В 1848 году, находясь в Дюссельдорфе, Лойце начал работу над своим главным произведением — «Вашингтон переправляется через Делавэр». Огромное полотно размером 3,7 на 6,4 метра изображает генерала Джорджа Вашингтона, ведущего американские войска через реку Делавэр для внезапной атаки на гессенских наёмников и британские силы в битве при Трентоне в 1776 году.
Первая версия картины была повреждена пожаром в мастерской в 1850 году. Хотя её позже восстановили, она была окончательно утрачена во время бомбардировки Бремена в 1942 году. Лойце немедленно начал работу над второй версией, которую и завершил в 1851 году. Именно это полотно было с триумфом выставлено в США и продано за огромную по тем временам сумму в 10 000 долларов.
Символизм и исторические неточности
Несмотря на свою популярность, картина «Вашингтон переправляется через Делавэр» содержит ряд известных исторических неточностей. Например, звёздно-полосатый флаг, изображённый на полотне, был принят лишь через год после этого события. Переправа происходила ночью, а не на рассвете, а лодки, использованные армией, были другими. Однако целью Лойце было не документальное воспроизведение событий, а создание героического и вдохновляющего образа, символизирующего стойкость и мужество американского народа в борьбе за независимость.
Возвращение в Америку
В 1858 году Лойце вернулся в Америку, получив заказ на создание настенной росписи для Капитолия США. Он открыл студию в Нью-Йорке и приступил к работе над композицией «На Запад движется дорога Империи» (1862), также известной как «Westward Ho!». После завершения этого проекта он ненадолго уезжал в Германию, но провёл остаток жизни преимущественно в Америке.
Художник оставался творчески активным до самого конца. Он принимал деятельное участие в жизни Национальной академии дизайна, войдя в её совет в 1865 году. Эмануэль Готлиб Лойце скончался от теплового удара в 1868 году в возрасте 52 лет.
Знаменитые картины Эмануэля Готлиба Лойце
«Возвращение Колумба в цепях в Кадис» (1842) Частная коллекция
«Колумб перед королевой» (1843) Бруклинский музей, Нью-Йорк
«Штурм Теокалли Кортесом и его войсками» (1848) Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд
«Вашингтон переправляется через Делавэр» (1851) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Вашингтон собирает войска при Монмуте» (ок. 1854) Художественный музей Беркли
«На Запад движется дорога Империи» (1862) Фреска в Капитолии США, Вашингтон
«Уортингтон Уиттредж в своей студии на Десятой улице» (1865) Частная коллекция
Работы Эмануэля Готлиба Лойце хранятся во многих ведущих художественных музеях США и Европы, являясь важной частью американского культурного наследия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?