Эрнест Мейссонье:
французский исторический художник читать ~4 мин.
Важная фигура во французской живописи и один из ведущих исторических живописцев XIX века, Жан-Луи-Эрнест Мейссонье (фр. Jean-Louis-Ernest Meissonier) преуспел в создании небольших, но чрезвычайно детализированных исторических картин, особенно сцен из Наполеоновских войн. Скрупулёзный и уверенный в себе художник, он также был одним из лучших жанровых живописцев, специализируясь на фигурной живописи в исторических костюмах, часто заимствованных из XVIII века. Мейссонье также был известен своими офортами.
С 30-летнего возраста он получал многочисленные награды, включая Большой крест ордена Почётного легиона — он стал первым живописцем, удостоенным такой чести. Сегодня он считается одним из величайших художников-миниатюристов своего времени. Лучшие коллекции его работ находятся в музее Орсе в Париже и в Собрании Уоллеса в Лондоне.
Обучение и ранние работы
Мейссонье родился в Лионе в семье торговца. Рисовать и делать наброски он начал ещё в детстве. Около 1832 года родители неохотно разрешили ему обучаться живописи, и он поступил в мастерскую Леона Конье. Художник также посвятил много времени копированию работ голландских реалистов XVII века в Лувре, оттачивая свою технику. В 1834 году Мейссонье впервые выставился в Парижском Салоне с картиной «Фламандские бюргеры» (фр. Les Bourgeois Flamands), также известной как «Визит к бургомистру».
Эта работа была приобретена сэром Ричардом Уоллесом и сейчас хранится в его коллекции в Лондоне вместе с пятнадцатью другими полотнами художника. «Визит к бургомистру» стал первой значимой миниатюрной картиной Мейссонье — жанром, который принёс ему международное признание. Его ранние работы сочетают превосходную живописную технику, характерную для академического искусства, с историческим реализмом и тонким пониманием вкусов публики.
Его работоспособность была поразительной. Картины, такие как «Вино приходского священника» (1869, Реймсский музей), свидетельствуют о его высочайшем мастерстве. Другие ранние экспонаты Салона включали такие жанровые произведения, как «Игрок в шахматы», «Читатель», «Три курильщика» и «Поэт».
Жанровая живопись
После не слишком удачных опытов в религиозной живописи Мейссонье вернулся к своему излюбленному малоформатному жанру, выставляя такие шедевры, как «Игра в шахматы» (1841), «Молодой человек, играющий на виолончели» (1842) и «Художник в своей мастерской» (1843). Его мастерство микроскопической детализации в духе голландской реалистической школы принесло ему прозвище «французский Метсю» — в честь голландского мастера Габриэля Метсю (1629–1667), который был виртуозом в изображении сцен буржуазной жизни.
Любимыми темами Мейссонье были сцены из жизни XVII и XVIII веков: игра в шахматы или карты, музицирование и таверные сюжеты, выполненные с кропотливой точностью в деталях. В 1855 году он достиг нового пика успеха, когда две его картины — «Игроки» и «Ссора» (фр. La Rixe) — были подарены императором Наполеоном III английскому принцу-консорту Альберту. Два года спустя на Салоне 1857 года он представил девять работ, включая «Молодого человека времён Регентства» и «Чтение у Дидро».
Историческая живопись
Став любимцем Наполеона III, Мейссонье получил от своего покровителя заказ на иллюстрирование батальных сцен итальянской кампании 1859 года. Одним из ярких примеров этой серии является картина «Наполеон III при Сольферино» (1863, Лувр). Для достижения максимальной достоверности художник не боялся работать непосредственно на полях сражений, изучая ландшафт и детали амуниции. Его подход к исторической живописи был сродни работе историка-документалиста.
Мейссонье также создал несколько знаменитых произведений, посвящённых Наполеону Бонапарту. Среди них — «1814, Французская кампания» (1864, Музей Орсе), где император изображён во время отступления. Картина стала символом стойкости и трагизма. Другие известные исторические работы включают «Баррикаду» (1848, Лувр), посвящённую революционным событиям, и монументальное полотно «Осада Парижа» (1870, Лувр).
Поздние годы и наследие
В конце 1861 года Мейссонье был избран действительным членом Академии изящных искусств в Париже, хотя и не получил должность профессора, на которую рассчитывал. Тем не менее он продолжал усердно работать над своими картинами. Работа над некоторыми полотнами занимала до 10 лет, что свидетельствует о его исключительной требовательности к себе. Художник пользовался огромной популярностью при жизни, что подтверждают феноменальные цены на его работы. В 1890 году он продал картину о Наполеоне за 850 000 франков.
Менее известен его успех в гравюре. Среди его офортов — «Тайная вечеря», «Лютнист» и «Докладывающий сержант», большинство из которых хранится в Собрании Уоллеса. Он также занимался литографией, однако сохранившиеся оттиски редки. Исторические и жанровые картины Эрнеста Мейссонье сегодня можно увидеть в нескольких ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?