Анри Фантен-Латур:
французский портретист и художник натюрмортов читать ~5 мин.
Французский художник Анри Фантен-Латур (фр. Ignace Henri Jean Théodore Fantin-Latour) наиболее известен своими натюрмортами с цветами и, в меньшей степени, портретами, часто групповыми, на которых изображены современные ему французские художники и писатели. Среди них были импрессионисты, такие как Эдуард Мане (1832–1883), Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), Фредерик Базиль (1841–1870) и Клод Моне (1840–1926).
Несмотря на тесные связи с парижским авангардом, стиль Фантен-Латура оставался ближе к академическому искусству Салона, чем к новым течениям вроде импрессионизма или даже реализма. Его картины, написанные маслом, отличались точной и отточенной детализацией, характерной для академической школы. Самые известные его портреты — это «Посвящение Делакруа» (1864, Музей Орсе) и «Мастерская в Батиньоле» (1870, Музей Орсе). Кроме живописи, он достиг больших успехов в литографии и других видах гравюры.
Ранние годы
Игнас Анри Жан Теодор Фантен-Латур родился в Гренобле, на юго-востоке Франции. Первые уроки рисунка он получил от своего отца, известного художника-портретиста. В 1850 году он поступил в Малую школу рисунка (École de Dessin), где учился у профессора Ораса Лекока де Буабодрана (1802–1897). В 1854 году Фантен-Латур стал студентом Школы изящных искусств и, как многие начинающие художники того времени, много времени посвящал копированию работ старых мастеров в Лувре.
Художник регулярно выставлялся на официальном парижском Салоне, но в 1863 году представил свои работы и на альтернативном «Салоне отверженных». Там его картины соседствовали с произведениями таких прогрессивных мастеров, как Гюстав Курбе (1819–1877), Поль Сезанн (1839–1906), Камиль Писсарро (1830–1903), Йохан Йонгкинд (1819–1891) и Джеймс Уистлер (1834–1903).
Натюрморты: цветочная живопись
Хотя Фантен-Латур работал в разных жанрах, включая романтические сюжеты, портреты, натюрморты и фантазийные образы, именно его классические натюрморты принесли ему коммерческий успех. В них чувствуется влияние великого Жана-Батиста Симеона Шардена (1699–1779), а также голландских мастеров Яна Давидса де Хема (1606–1684), Виллема Калфа (1619–1693) и Рашель Рюйш (1664–1750).
Начиная с 1860-х годов он регулярно посещал Англию, где его натюрморты пользовались большим спросом. Этому способствовали рекомендации Джеймса Уистлера и Джона Эверетта Милле, а также поддержка его главного покровителя Эдвина Эдвардса. Цветочные композиции продавались так хорошо, что при жизни художника во Франции их было почти невозможно найти. Примерами служат «Цветы и фрукты» (1865, Музей Орсе) и «Цветы и фрукты» (1866, Художественный музей Толидо).
Интересно, что натюрморт считался одним из «низших» жанров живописи согласно официальной иерархии жанров, установленной Академией. Выбирая этот жанр, Фантен-Латур, возможно, сознательно бросал вызов официальной эстетике французской художественной системы.
Портреты: групповые композиции
Фантен-Латур поддерживал дружеские отношения со многими представителями художественной и литературной авангардной среды. В его круг общения входили классицист Ж. О. Д. Энгр, романтик Эжен Делакруа, пейзажист Камиль Коро, реалист Гюстав Курбе и влиятельный «импрессионист» Эдуард Мане.
Многие его друзья запечатлены на групповых портретах, созданных в стилистике, близкой к голландским цеховым портретам XVII века кисти Франса Халса (1582–1666) и Рембрандта (1606–1669). Наиболее известными из них стали «Посвящение Делакруа» (1864), «Мастерская в Батиньоле» (1870) и «За столом» (1872).
И портреты, и натюрморты художника тщательно выстроены и несут в себе элементы символизма. В некоторых работах заметно восхищение японским искусством, что отражает его увлечение японизмом и близкими ему стилями.
В 1875 году, в возрасте 39 лет, Анри Фантен-Латур женился на художнице Виктории Дюбурж (1840–1926), также писавшей цветы. После этого он проводил каждое лето в её семейном поместье в Нормандии.
Воображаемые сюжеты и музыка
Кроме реалистичных портретов и натюрмортов, Фантен-Латур создавал «воображаемые» работы, которые были его настоящей страстью. Эти композиции, часто вдохновлённые музыкой Рихарда Вагнера, Гектора Берлиоза и Роберта Шумана, разительно отличались по стилю. В них преобладали свободные, плавные мазки и таинственная, сказочная атмосфера, что сближало художника с символистами. Хотя эти произведения не имели коммерческого успеха, именно в них Фантен-Латур выражал свои самые сокровенные творческие идеи.
Литография
Значительная часть позднего периода карьеры художника была посвящена литографии, которую он считал идеальным средством для своих фантазийных сюжетов. На Салоне 1876 года он выставил работу «Годовщина», посвящённую композитору Гектору Берлиозу (1803–1869), после чего его литографии стали появляться на выставках регулярно.
Фантен-Латур стал одним из первых художников XIX века, кто использовал литографию как самостоятельную художественную форму, а не просто как способ тиражирования. Он в совершенстве овладел этой техникой, часто печатая работы сам и экспериментируя с различными методами, чтобы добиться мягких, живописных тональных переходов и особой атмосферы в своих отпечатках. Он также создал иллюстрации к биографиям Вагнера (1886) и Берлиоза (1888). Художник умер 25 августа 1904 года в Буре, Нормандия.
Связанные статьи
Более подробно о французской живописи второй половины XIX века читайте в следующих статьях.
Хотя Фантен-Латур был дружен со многими будущими импрессионистами, он так и не примкнул к их движению. Его работы сохранили приверженность реалистичной манере и гладкой, отточенной технике, в то время как его друзья экспериментировали со светом и цветом. Таким образом, он оставался уникальной фигурой, связующим звеном между традиционным Салоном и авангардом.
Портреты и цветочные картины Анри Фантен-Латура можно увидеть в одних из лучших художественных музеев мира, особенно в знаменитом Музее Орсе в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?