Франсис Пикабия:
кубист, дадаист и сюрреалист читать ~6 мин.
Франсис-Мари Мартинес де Пикабиа (фр. Francis-Marie Martinez de Picabia; 1879–1953) — влиятельный французский художник, дизайнер и писатель авангарда. Начав карьеру с импрессионистических полотен, он сыграл заметную роль в нескольких ключевых течениях модернизма: кубизме, дадаизме и сюрреализме. Пикабиа был известен не только как художник, но и как издатель, прославившийся своей нонконформистской позицией по отношению к общепринятым вкусам.
Пикабиа с одинаковой лёгкостью работал как в абстрактном, так и в фигуративном искусстве, по праву считаясь одной из самых ярких и противоречивых фигур в искусстве XX века. Среди его знаковых работ — ранняя абстракция «Каучук» (1909), кубистский «Источник» (1912), орфическая «Удни» (1913), дадаистский «Портрет Сезанна» (1920) и провокационная картина «Женщины с бульдогом» (1941–1942). Его творчество представлено в ведущих музеях мира.
Ранние годы
Талант Пикабиа проявился рано. В 1894 году его отец, испанец по происхождению, отправил одно из полотен сына на парижский Салон. Картина «Вид Мартига» была принята и удостоена награды. В следующем году Пикабиа поступил в Школу декоративных искусств (École des Arts Décoratifs), где учился с 1895 по 1897 год. Однако больше времени он проводил в Лувре и в Академии Эмбера, работая рядом с Жоржем Браком и Мари Лорансен.
В 1897 году, под впечатлением от работ Альфреда Сислея, художник увлёкся импрессионизмом. Этот интерес усилился после знакомства с семьёй Камиля Писсарро. Так начался крайне плодотворный десятилетний период, за который он создал сотни картин в импрессионистической манере, рассчитанных на коммерческий успех. Его первая персональная выставка в галерее Османа в 1905 году стала триумфом.
Разрыв с импрессионизмом и эксперименты
Постепенно Пикабиа начал сомневаться в эстетике, принёсшей ему успех. Встреча в 1908 году с Габриэль Бюффе, на которой он позже женился, ускорила его разрыв с импрессионизмом. Габриэль поддерживала его стремление к новым направлениям в живописи, а личное состояние позволяло художнику творить независимо от заказов.
Следующий этап в карьере Пикабиа отмечен разнообразием экспериментов. Его привлекало абстрактное искусство, но он также проявлял интерес к кубизму и фовизму. Важнейшее влияние на него оказал Марсель Дюшан, с которым он познакомился около 1911 года. Оба художника противостояли догматичным кубистам, таким как Альбер Глез и Жан Метценже.
Вместе с Дюшаном Пикабиа встретил Гийома Аполлинера и в октябре 1912 года помог организовать в Париже выставку группы «Золотое сечение» (Section d’Or). В ней участвовали Раймон Дюшан-Вийон, Робер Делоне, Хуан Грис, Фернан Леже и другие авангардисты. Пикабиа также выставлялся в парижской галерее Леонса Розенберга.
Америка и «механоморфный» период
С января по май 1913 года Пикабия находился в США. Он представлял кубизм на знаменитой Арсенальной выставке в Нью-Йорке и провёл персональную выставку в галерее «291» Альфреда Стиглица. Этот опыт глубоко его изменил. Нью-Йорк с его ритмом, яркими огнями и любовью к джазу вдохновил его на создание серии акварелей, таких как «Нью-Йорк» и «Негритянская песня».
Вернувшись в Париж, он развил эти идеи в масштабных полотнах, таких как «Я вновь вижу в памяти мою дорогую Удни» (1914). В то время Аполлинер выдвинул свою теорию орфизма, к которому относят эти работы. Одновременно в творчестве Пикабиа начали появляться «механоморфные» элементы. Роль машины, «дочери, рождённой без матери», становилась всё заметнее. Его картины стали напоминать инженерные чертёжи: «Вот женщина» («Voilà la femme», 1915); «Вот девушка, рождённая без матери» («Voilà la Fille née sans Mère», 1916–1917).
В «механоморфном» стиле Пикабиа использовал образы механизмов для изображения человеческих фигур и эмоций, часто с сатирическим подтекстом. Этот подход отражал его увлечение современным индустриальным миром, который он открыл для себя в Нью-Йорке, и его желание порвать с традиционными формами изображения. Работы этого периода стали важным шагом к дадаистскому отрицанию искусства.
Военные годы и Дада
С началом Первой мировой войны Пикабиа был призван в армию. В 1915 году его отправили с миссией на Кубу, и по пути он почти на год задержался в Нью-Йорке. Там он воссоединился с Дюшаном и друзьями, с которыми работал над авангардным журналом «291». После недолгого пребывания на Кубе он с женой переехал в Барселону в августе 1916 года. Там он вместе с поэтом-боксёром Артуром Краваном основал журнал «391».
В марте 1917 года Пикабиа в последний раз отплыл в Нью-Йорк, где выпустил ещё три номера «391». Вместе с Дюшаном он участвовал в первой выставке Общества независимых художников. После нервного срыва он вернулся в Европу. Во время лечения в Швейцарии Пикабиа начал переписку с Тристаном Цара, основателем дадаизма в Цюрихе. В марте 1919 года Пикабиа вернулся в Париж, куда вскоре прибыл и Цара. Дадаизм охватил город скандальными демонстрациями и бунтом в искусстве.
Переход к сюрреализму
В мае 1921 года, во время выхода 14-го номера «391», Пикабиа внезапно порвал с дадаизмом, выпустив яростный антидадаистский манифест. Он возобновил дружбу с Андре Бретоном и примкнул к зарождающемуся движению сюрреализма. Этот период продолжался до 1924 года, когда художник переехал в Мужен на юге Франции. Там он начал создавать серию картин «Монстры».
Период в Мужене
Пикабиа прожил в Мужене следующие двадцать лет. В 1924 году он создал декорации для балета «Спектакль отменяется» («Relâche») на музыку Эрика Сати для «Шведских балетов». Совместно с режиссёром Рене Клером он работал над сюрреалистическим фильмом «Антракт» («Entr’acte»), который показывали во время перерыва балета.
Балет «Спектакль отменяется», который Пикабиа назвал «инстантанеистским» (мгновенным), и фильм «Антракт» стали знаковыми событиями парижского авангарда. Они воплощали дадаистский дух провокации и абсурда, высмеивая условности театра и кино. Эти проекты укрепили репутацию Пикабиа как одного из главных новаторов своего времени, способного работать на стыке разных видов искусства.
Примерно в 1927 году начался новый этап в его творчестве — период «Прозрачностей» («Transparencies»). В этих работах он накладывал друг на друга контурные изображения, создавая сложные многослойные композиции. Этот стиль продолжался до 1930 года, после чего он вернулся к более традиционной манере, создавая портреты, пейзажи и обнажённую натуру.
Последние годы и наследие
В 1945 году Пикабиа вернулся в Париж с Ольгой Молер, на которой был женат с 1940 года. Этот переезд положил начало новому этапу, который он назвал «Сюрирреализм» (Surirréalisme). В 1949 году галерея Друэна организовала крупную ретроспективу его творчества. Каталог выставки получил номер «491», продолжая традицию его журналов.
Пикабиа общался с молодыми художниками, такими как Ханс Хартунг, Пьер Сулаж и Жан-Мишель Атлан, что в итоге привело его к абстракции. Его поздние работы считаются одними из ранних примеров ташизма. В 1949 году Национальный музей современного искусства в Париже приобрёл его картину «Удни». После 1951 года из-за болезни Пикабиа почти не писал.
Творческий путь Франсиса Пикабиа — это история непрерывных стилистических метаморфоз и интеллектуальных провокаций. Он не оставил после себя школы или прямых последователей, но его смелость, ирония и отказ от любых догм оказали огромное влияние на художников второй половины XX века, предвосхитив многие идеи концептуализма и постмодернизма.
- Третий мир ближе, чем кажется - выставка Говарда Баффета в Русском музее
- «Волшебные струны Фрэнки Престо» Митча Албома, краткое содержание
- Культурный фреш №2
- «У нас это невозможно» Синклера Льюиса, краткое содержание
- «Джунгли» Эптона Синклера, краткое содержание
- «Бэббит» Синклера Льюиса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?