Фрэнк Стелла:
художник-абстракционист, минималист, фигурные холсты читать ~5 мин.
Американский художник и график Фрэнк Стелла (англ. Frank Philip Stella; 1936–2024) получил раннее признание за свой уникальный минималистичный стиль абстрактного экспрессионизма. Основой этого стиля стала его серия «Чёрные картины» (1958–1960), в которых чёрные полосы разделялись очень тонкими линиями. В 1959 году несколько его абстрактных картин были включены в выставку «Трое молодых американцев» в Мемориальном художественном музее Аллена при колледже Оберлин. В том же году его работы участвовали в выставке «Шестнадцать американцев» в Музее современного искусства.
Позднее Лео Кастелли, ведущий дилер современного искусства в Нью-Йорке, стал официальным представителем Стеллы. После чёрно-белых работ художник создал серии «Алюминиевые картины» (1960) и «Медные картины» (1960–1961). Затем он перешёл к «холстам неправильной формы» с яркими цветами, примерами чего служат серии «Неправильный многоугольник» (1965–1967) и «Транспортир» (1967–1971).
Стелла также уделял много внимания графике. Позже он отошёл от плоского абстрактного искусства в пользу рельефных работ, используя дерево и другие материалы, как в серии «Польская деревня» (1970–1973). Он начал применять алюминий в качестве основы для своих картин. Его произведения становились более сложными и выразительными благодаря ярким флуоресцентным цветам, изогнутым формам и экспрессивным мазкам. К 1990-м годам рельефы Стеллы уступили место полноценной трёхмерной скульптуре, что привело к созданию крупных декоративных проектов с архитектурными элементами. Стелла остаётся одним из самых новаторских абстрактных художников в американском искусстве XX века.
Образование
Фрэнк Стелла родился в Малдене, штат Массачусетс, и был старшим из трёх детей в итало-американской семье. Он изучал живопись у абстракциониста Патрика Моргана во время учёбы в старшей школе Phillips Academy в Эндовере. Позже Стелла продолжил занятия искусством в Принстонском университете, где изучал историю. Учёбу он совмещал с посещением художественных галерей Нью-Йорка. Там он впитывал эстетику ведущих современных художников, таких как Джексон Поллок (1912–1956) и Фрэнц Клайн (1910–1962). Особое влияние на него оказал Джаспер Джонс (р. 1930) с его геометрической символикой мишеней и флагов. В 1958 году Стелла окончил Принстон и переехал в Нью-Йорк.
Минималистичные картины
Стелла открыл студию на Нижнем Ист-Сайде и почти мгновенно привлёк внимание арт-мира. Его новый метод живописи с монохромной палитрой и плоской поверхностью резко отличался от текстурных мазков абстрактных экспрессионистов, таких как Поллок и Виллем де Кунинг (1904–1997). Этот подход хорошо иллюстрирует его знаменитая фраза: “What you see is what you see” («Что видишь, то и видишь»). Для Стеллы картина была «плоской поверхностью с краской», объектом самого по себе, а не изображением чего-то иного.
Его ранние работы, сосредоточенные на форме, а не на содержании, помогли определить становление минимализма. Первые крупные произведения, известные как «Чёрные картины» (1958–1960), состояли из полос чёрной фасадной краски в строгих узорах. Критики встретили их с восторгом, и в 23 года Стелла стал знаменитостью. Музей современного искусства в Нью-Йорке отобрал четыре его работы для выставки «Шестнадцать американцев» (1959–1960) и приобрёл одну масляную картину для своей постоянной коллекции. В 1961 году Стелла женился на известном арт-критике Барбаре Роуз.
Зрелые работы и холсты неправильной формы
После «Чёрных картин» Стелла создал серии «Алюминиевые картины» (1960), «Медные картины» (1960–1961) и «Benjamin Moore». Для некоторых из них он использовал холсты нестандартной формы. В этих работах сохранился мотив полос, но палитра стала ярче, а формы — сложнее. Особенно это заметно в сериях «Неправильный многоугольник» (1965–1967) и «Транспортир» (1967–1971).
В 1964 году влиятельный критик Клемент Гринберг (1909–1994) курировал выставку в Лос-Анджелесском музее искусств. Он включил работы Стеллы наряду с произведениями таких художников, как Кеннет Ноланд (р. 1924), Эл Хелд (р. 1928), Эллсворт Келли (р. 1923) и Джек Янгерман (р. 1926). Все они ассоциировались с новым направлением живописи «жёстких контуров» — вариантом пост-живописной абстракции (PPA). Гринберг описывал PPA как линейное по дизайну, яркое по цвету и лишённое деталей искусство, что идеально соответствовало работам Стеллы.
Стелла участвовал и в других знаковых выставках 1960-х. Среди них — «Холст неправильной формы» (1964–1965) и «Системная живопись» (1966) в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1965 году он принял участие в выставке «Чувствительный глаз» в Музее современного искусства. Её фокусом была иллюзия движения и взаимодействие цвета. В 1970 году Стелла стал самым молодым художником, удостоившимся ретроспективы в MoMA.
От живописи к скульптуре
В 1970-х Стелла продолжил свои творческие поиски. Он отказался от плоских двумерных картин и начал включать в свои работы коллаж, фетр и дерево. Так появилась серия «рельефных картин» «Польская деревня» (1970–1973). Следующая серия, «Индийские птицы» (1977–1979), включала окрашенные алюминиевые формы. Стелла исследовал, насколько «грязной» может быть живопись, оставаясь при этом живописью.
Он заимствовал идеи из скульптуры, но всегда создавал «картины». Его работы обычно прислонены к стене и предназначены для фронтального обзора. Как он говорил: “Скульптура — это просто картина, вырезанная и поставленная куда-то”. В 1973 году он открыл студию гравюры у себя дома и стал больше времени уделять техникам печати и рисунка.
Поздние годы
В 1980-х и 1990-х годах трёхмерные картины Стеллы стали ещё более смелыми и сложными. Его творчество включало металлические рельефы, гигантские скульптуры, ксилографии и офорты. Важной вехой стала серия Moby Dick, вдохновлённая романом Германа Мелвилла. В 1987 году в MoMA прошла его вторая ретроспектива. В 1992–1993 годах он оформил театр Принцессы Уэльской в Торонто, создав мурал площадью почти 930 квадратных метров.
За этим последовали отдельно стоящие скульптуры из бронзы и стали, а также архитектурные проекты. Среди них — монументальная скульптура «Принц Фридрих фон Гомбург, Schauspiel» (1998–2001), установленная у Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Стелла продолжал активно работать до последних дней своей жизни в Нью-Йорке.
Ретроспективные выставки и коллекции
Картины Фрэнка Стеллы были представлены на нескольких крупных ретроспективах в Европе, Японии и США. Его работы находятся в коллекциях ведущих художественных музеев мира. В 1983–1984 годах по приглашению Гарвардского университета он прочитал шесть лекций Чарльза Элиота Нортона. В 1986 году они были опубликованы издательством Гарвардского университета.
- «Убийства по алфавиту» Агаты Кристи, краткое содержание
- Образование IT-специалиста после 9 класса
- В столице открыт театральный фестиваль «Московская обочина»
- «Красивые вещи, которые несут небеса» Динав Менгесту, краткое содержание
- «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита, краткое содержание
- «Стив Джобс» Уолтера Айзексона, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?