Фредерик Эдвин Чёрч:
пейзажист школы реки Гудзон читать ~6 мин.
Фредерик Эдвин Чёрч (англ. Frederic Edwin Church; 1826–1900) — один из выдающихся американских художников-пейзажистов, ключевой представитель романтизма и ведущий участник Школы реки Гудзон. Ученик и друг основателя этого движения Томаса Коула (1801–1848), Чёрч также внёс заметный вклад в люминизм. Он не только запечатлел духовную и физическую красоту американских пейзажей, но и много путешествовал, изображая тропические леса, величественные водопады, вулканы и айсберги. На пике своей славы в середине викторианской эпохи он считался одним из самых известных художников США. Однако со временем вкусы публики изменились, и к моменту смерти Чёрч был почти забыт. Его знаменитые работы включают: «Ниагарский водопад» (1857), «Сердце Анд» (1859), «Сумерки в глуши» (1860) и «Котопахи» (1862). Сегодня творчество этого мастера драматического пейзажа XIX века переживает возрождение, во многом благодаря современному интересу к экологии.
Ранние годы
Фредерик Эдвин Чёрч родился в Хартфорде, штат Коннектикут, в состоятельной и уважаемой семье. Финансовое положение родителей позволило ему полностью посвятить себя рисунку и масляной живописи. В возрасте восемнадцати лет благодаря семейным связям он стал учеником знаменитого пейзажиста Новой Англии Томаса Коула в Катскилле, штат Нью-Йорк. Уже через четыре года, в 1848 году, Чёрч был избран самым молодым ассоциированным членом Национальной академии дизайна. В 1849 году он получил звание действительного академика и в течение года продал свою первую крупную картину в Уодсворт-Атенеум в Хартфорде.
После смерти Томаса Коула Чёрч обосновался в Нью-Йорке и выработал свой творческий график. Весной он покидал город и путешествовал по стране, делая наброски видов и пейзажей. Поздней осенью художник возвращался в мастерскую, чтобы на основе эскизов создать полноценные картины и выставить их на продажу.
Чёрч выставлял свои работы вместе с другими представителями Школы реки Гудзон, такими как Томас Коул, Альберт Бирштадт, Джон Ф. Кенсетт, Ашер Браун Дюранд и Джаспер Кропси. Его картины также демонстрировались на ежегодных выставках Американского союза искусств, Национальной академии дизайна и Бостонского арт-клуба наряду с произведениями таких мастеров, как Джордж Кейлеб Бингем (1811–1879).
Пейзажи Школы реки Гудзон
В начале своей карьеры профессионального художника Чёрч создавал живописные панорамы в традициях романтического классицизма. Он идеализировал нетронутую красоту региона реки Гудзон и воспевал простую жизнь в лесной глуши — образ, позднее популяризированный Генри Дэвидом Торо в его литературном шедевре «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).
Южноамериканские экспедиции и влияние Гумбольдта
В 1853 году Чёрч совершил свою первую поездку за границу в поисках более драматичных ландшафтов. Вдохновлённый трудами немецкого учёного и исследователя Александра фон Гумбольдта, он отправился в Южную Америку. Гумбольдт призывал художников изображать флору и геологию различных регионов мира с научной точностью, и Чёрч последовал этому совету. Он изучал ботанику, геологию и метеорологию, что позволило ему добиться поразительной достоверности в своих работах.
За последующие двадцать лет странствия привели его в самые отдалённые уголки Южной Америки. Он писал тропические джунгли Эквадора, заснеженные вершины Анд и вулканы Мексики, а также исследовал арктические регионы, изображая айсберги Лабрадора. Почти во всех своих полотнах он стремился передать величие природы, видя в каждой её детали божественное присутствие. Использование новых пигментов на основе металлов позволяло ему добиваться ярких и чистых цветов, что усиливало впечатление от его масштабных полотен.
Одно из его главных произведений этого периода — «Сердце Анд» (1859), которое сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Картина, имеющая около 1,7 метра в высоту и более 3 метров в ширину, была представлена публике как театральное зрелище. Для создания атмосферы зал украсили экзотическими растениями, а зрителям выдавали оперные бинокли для детального изучения полотна. Работа имела огромный успех и была продана за 10 000 долларов — рекордную на тот момент сумму для произведения живущего американского художника.
Триумф и трагедия
В 1860 году Чёрч женился на Изабель Карнс и приобрёл ферму в Хадсоне, штат Нью-Йорк. В 1861–1862 годах он написал «Котопахи» (1862, Детройтский институт искусств), одну из своих величайших картин. К тому времени он стал одним из самых знаменитых художников Америки, его работы были известны и в Европе. Английский поэт и художник Эдвард Лир (1812–1888) называл Чёрча величайшим пейзажистом со времён Уильяма Тёрнера.
Однако жизнь художника омрачила трагедия: в марте 1865 года его первые дети, сын и дочь, умерли от дифтерии. Позднее у Фредерика и Изабель родились ещё четверо детей, с которыми они в 1867–1868 годах путешествовали по Европе и Ближнему Востоку.
Поместье Олана
В 1867 году Чёрч приобрёл участок земли на холме над своей фермой с великолепными видами на реку Гудзон и горы Катскилл. В 1870–1872 годах он построил там роскошный дом в персидском стиле, который назвал Олана. Художник сам разработал архитектурные проекты, создав уникальное произведение искусства, сочетающее викторианский стиль с ближневосточными мотивами. Олана стала не просто домом, но и творческой лабораторией, где даже ландшафт был спроектирован для создания живописных видов.
Поздние годы и наследие
К сожалению, в 1877 году из-за тяжёлого ревматоидного артрита правой руки Чёрч был вынужден практически прекратить писать картины. Он пробовал работать левой рукой, но это давалось ему с большим трудом.
Высокодетализированный и драматичный стиль Чёрча со временем вышел из моды. Новые художественные течения, такие как американская версия барбизонской школы, тонализм и импрессионизм, привлекали всё больше внимания критиков и коллекционеров. Работы Чёрча стали считать старомодными, и его слава угасла. Лишь в середине XX века интерес к его творчеству возродился на фоне переоценки американского искусства XIX столетия и роста экологического сознания.
Сегодня поместье Олана является государственным историческим объектом и музеем, посвящённым художнику, его картинам и путешествиям. Оно ежегодно привлекает тысячи ценителей искусства и природы. Творчество Чёрча часто сравнивают с тоналистскими пейзажами Джорджа Иннесса (1825–1894), чтобы подчеркнуть различия в подходе к изображению природы в американской живописи второй половины XIX века.
Избранные картины
К наиболее известным работам Фредерика Эдвина Чёрча относятся:
«Водопад Текендама» (1854), Художественный музей Цинциннати
«Загородный дом» (1854), Художественный музей Сиэтла
«Анды Эквадора» (ок. 1855), Дом-музей американского искусства Рейнольдса
«Южноамериканский пейзаж» (1856), Галереи Берри-Хилл, Нью-Йорк
«Ниагарский водопад» (1857), Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Сердце Анд» (1859), Метрополитен-музей
«Сумерки в глуши» (1860), Художественный музей Кливленда
«Котопахи» (1862), Детройтский институт искусств
«Северное сияние» (1865), Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
«Ниагарский водопад с американской стороны» (1867), Национальная галерея Шотландии
«Сирия у моря» (1873), Детройтский институт искусств
«Река света» (1877), Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Парфенон» (1871), Метрополитен-музей
«Средиземное море» (1882), Государственный исторический объект Олана
Коллекции
Крупные собрания картин Фредерика Эдвина Чёрча и других художников Школы реки Гудзон хранятся во многих ведущих музеях Америки, включая Уодсворт-Атенеум в Хартфорде, Коннектикут. Другие значительные коллекции находятся в Бруклинском музее, Метрополитен-музее, Ньюаркском музее, Нью-Йоркском историческом обществе, Художественном центре Фрэнсис Леман Лоб, Национальной галерее искусства в Вашингтоне, Детройтском институте искусств и Институте истории и искусства Олбани.
- Виктор Меламед и Майкл Гиббсон выступят с лекциями в совместной программе Пушкинского музея и Британской высшей школы дизайна к выставке британского постера
- Фотоальбом выпускнику 4 класса: сохраняя детство в воспоминаниях
- Мир глазами одного художника. Выставка памяти Бориса Бомштейна
- МАСТЕР-КЛАСС. ФОТОГРАФИЯ И ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ от 12 лет
- Тайна северного сияния: мистические теории
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?