Поль Гоген, французский художник читать ~10 мин.
Эжен Анри Поль Гоген (фр. Eugène Henri Paul Gauguin; 7 июня 1848–8 мая 1903) рассматривается многими критиками как один из величайших художников в истории. Ведущий французский представитель постимпрессионизма, он оказал значительное влияние на историю искусства начала XX века. Гоген стремился выразить на холсте свои внутренние переживания, в первую очередь через использование цвета. Поддержанный коллекционером Амбруазом Волларом, его уникальный стиль проложил путь к синтетизму и клуазонизму — технике живописи с использованием больших плоскостей чистого цвета, разделённых тёмными контурами, — а также к примитивизму.
Находясь под влиянием французского импрессионизма в начале своего пути, Гоген запомнился как художник, чьи примитивистские работы характеризуются плоскими цветовыми полями, созданными во время его жизни на островах южной части Тихого океана. Хотя при жизни он не получил широкого признания, его постимпрессионистская живопись оказала огромное влияние на художников вплоть до Первой мировой войны и в последующие годы.
Наибольшую известность приобрели его экспрессивные картины, такие как «Видение после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии), «Задумчивая женщина» (1891, Вустерский музей искусств), «Дух мёртвых не дремлет» (1892, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало), «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897, Музей изящных искусств, Бостон), «Больше никогда» (1897, Галереи Института Курто, Лондон) и изысканная «Девушка с веером» (1902, Музей Фолькванг, Эссен). Сегодня он считается одним из величайших современных художников, и многие его картины тиражируются в форме постеров.
Анализ работ символистов, таких как Поль Гоген, смотрите: Анализ современных картин (1800-2000).
Ранние годы
Гоген родился в Париже во время революции 1848 года. Его отец, малоизвестный либеральный журналист, отправился в изгнание после переворота 1851 года, забрав с собой семью. Однако он умер во время плавания в Панаме, не добравшись до Лимы, Перу, куда направлялась семья. Мать Гогена была дочерью французской социалистки и писательницы Флоры Тристан, чьи предки принадлежали к перуанской аристократии. Семья прожила в Перу четыре года, и яркие цвета этой страны оказали значительное влияние на его будущее творчество. В возрасте семи лет Гоген с семьёй вернулся во Францию и поселился в Орлеане у своего деда. С 17 до 23 лет он служил в торговом флоте, совершая рейсы между Южной Америкой и Скандинавией. В 1871 году он вернулся в Париж и при поддержке своего опекуна Гюстава Арозы начал успешную карьеру биржевого маклера. Два года спустя он женился на датчанке Метте-Софи Гад, которая родила ему пятерых детей.
Начало занятий живописью
Гоген с юности интересовался искусством и в свободное время начал писать картины. Его опекун Ароза был заметным коллекционером. Его пример, а также дружба с импрессионистом Камилем Писсарро (1830–1903) побудили Гогена посещать галереи и приобретать работы молодых художников, в том числе множество импрессионистских картин таких мастеров, как Камиль Писсарро, Йохан Бартолд Йонгкинд (1819–1891), Эдуар Мане (1832–1883), Арман Гийомен (1841–1927), Поль Сезанн (1839–1906), Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), Эдгар Дега (1834–1917) и Мэри Кассат (1845–1926). Однажды он потратил на покупку произведений искусства более 17 000 франков.
Он посетил знаменитую первую выставку импрессионистов в Париже в 1874 году и был так вдохновлён, что решил посвятить себя живописи. В то же время он начал писать картины и заниматься скульптурой как любитель. Он выставил свою картину в парижском Салоне 1876 года. Особенно сильное влияние на него оказал Писсарро, который поддерживал его на раннем этапе и призывал «искать натуру, соответствующую вашему темпераменту». Писсарро познакомил его с Сезанном, и Гоген настолько проникся стилем старшего мастера, что Сезанн стал опасаться, что тот украдёт его идеи. Некоторое время все трое работали вместе в Понтуазе. Совершенствуя своё искусство, Гоген принял участие в импрессионистских выставках 1881 и 1882 годов (см. Выставки импрессионистов в Париже), где его работа «Обнажённая» (1881, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген) получила одобрение критика Гюисманса.
Более широкий обзор ранней эволюции импрессионизма: Импрессионизм: истоки, влияния и Импрессионизм: ранняя история. Для дальнейшего развития стилей — Развитие импрессионизма.
Профессиональный художник
Первые успехи и финансовый кризис 1882 года заставили его в 1883 году оставить карьеру в бизнесе и полностью посвятить себя живописи. В течение двух лет, живя то в Руане, то в Копенгагене, Гоген пытался найти жизненный баланс, но это оказалось невозможным. В июне 1885 года он вернулся в Париж, оставив жену и детей, что положило конец его семейной жизни. Он поселился в Понт-Авене в Бретани, где познакомился с Эмилем Бернаром и Шарлем Лавалем. В 1886 году он выставил 19 полотен на восьмой, последней выставке импрессионистов, где его оригинальность уже проявилась в тревожной ритмике пейзажей.
Именно в Понт-Авене он создал новый стиль. Неудовлетворённый рамками импрессионизма, Гоген стремился выразить внутреннее состояние, а не просто поверхностное восприятие мира. Вместе с группой художников-постимпрессионистов он решил «уплощать» живопись, делая её двумерной и сводя изображение к его основам.
Этот стиль, известный как синтетизм, требовал работы по памяти и с использованием внутренних образов, а не с натуры, что шло вразрез с теорией импрессионизма. Синтетизм стал величайшим новаторством Гогена, его главным вкладом в изобразительное искусство. Он использовал яркие цветовые схемы для выражения эмоций, а не для отражения естественных оттенков. Такая свобода позволяла ему изображать землю красной, а небо — зелёным или жёлтым. Иногда синтетизм ошибочно отождествляют с клуазонизмом. Хотя клуазонизм также использует цветовые блоки, он заключает их в толстые чёрные контуры, что не является обязательным для синтетизма.
Путешествие на Мартинику в 1887 году с Лавалем открыло ему синтетическую ценность цвета и возродило влияние Сезанна и Дега. По возвращении, во время второго пребывания в Понт-Авене в 1888 году, Гоген вместе с Эмилем Бернаром экспериментировал под влиянием Пюви де Шаванна (1824–1898) и японских гравюр. Это стало поворотным моментом: в возрасте 40 лет он разработал оригинальный стиль, соединив клуазонизм и символизм своих друзей с собственным опытом работы с цветом. «Деревенская простота» и суеверный минимализм «Видения после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии) продемонстрировали его мастерство.
Арль, Примитивизм и символизм
В 1888 году он провёл три драматичных месяца в Арле, с октября по декабрь, вместе с другом Винсентом Ван Гогом (1853–1890). Их совместная работа в «Жёлтом доме» была напряжённой и закончилась конфликтом, кульминацией которого стал известный эпизод, когда Ван Гог отрезал себе ухо. Картины того периода включают «Ночное кафе в Арле» (1888, Пушкинский музей изобразительных искусств) и «Сбор винограда в Арле» (1888, Музей Ордрупгаард, Копенгаген).
Персональная выставка, организованная Тео ван Гогом в ноябре 1888 года, а затем участие в групповых выставках на Всемирной выставке в Париже и в брюссельском обществе «Двадцать» продемонстрировали, несмотря на иронию судьбы, лидирующее положение Гогена в так называемой школе Понт-Авена. Однако он ощущал внутреннее беспокойство: считал, что западное искусство стало слишком подражательным и лишённым символической глубины. Это подтолкнуло его к африканскому и другим формам племенного искусства, которые казались наполненными смыслом и не зависели от естественных цветов для передачи идей. Этот стиль, примитивизм, характеризовался преувеличенными пропорциями тела, анималистическими тотемами и резкими контрастами. Гоген применял эти элементы в своём искусстве, что видно в работах «Жёлтый Христос» (1889, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) и «Ева. Не слушай лжеца» (1889, Художественный музей МакНэй, Сан-Антонио).
Побег на Таити
В 1891 году, стремясь уйти от западной цивилизации и «всего искусственного и обыденного», он решил покинуть Францию и отправиться к Южным морям. Успешный аукцион его работ в Париже (февраль 1891 года) позволил ему отплыть 4 апреля. На Таити он ожидал найти нетронутый рай, но Французская Полинезия уже была колонизирована западными миссионерами. Ему пришлось создавать мир, который он искал, в своём воображении.
В последующие годы он создавал всё более примитивные по стилю картины, резьбу по дереву и графику, пытаясь выразить мифологию океанического искусства. Он начал с духовных композиций, таких как «Ave Maria (Ia Orana Maria)» (1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Женщина с цветком» (1891, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген), «Две таитянки на пляже» (1891, Музей Орсе) и «Когда свадьба?» (1892, Художественный музей Базеля). Он также исследовал местные мифы и суеверия в таких работах, как «Луна и Земля» (1892, MoMA, Нью-Йорк) и «Дух мёртвых не дремлет» (1892, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало).
Возвращение во Францию
Оставшись без средств к существованию, Гоген вернулся во Францию, где находился с 1893 по 1895 год. Он устроил свою первую крупную персональную выставку в галерее Поля Дюран-Рюэля, но продал лишь 11 картин, вызвав в основном любопытство публики. Картины того периода были агрессивной, ностальгической попыткой вспомнить таитянский опыт и вскрыть пороки цивилизации. Именно в это время, будучи прикованным к постели после травмы, полученной в драке, он создал удивительную серию гравюр на дереве. В них он выразил молчаливый ужас религиозных обрядов Таити, используя точную технику с яркими контрастами, возродившую эту форму искусства.
Таити: завершающий период
После того как ему пришлось распродать содержимое своей мастерской, Гоген вернулся на Таити в 1895 году. Одиночество, долги, подавленное состояние и болезни привели к кризису, усугублённому смертью его дочери Алины. Чувство суровой предначертанности человеческой судьбы нашло отражение в таких работах, как «Больше никогда» (1897, Галереи Института Курто, Лондон). В 1897 году, перед попыткой самоубийства в феврале 1898 года, он написал своё самое масштабное произведение «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (Музей изящных искусств, Бостон), которое стало его философским и художественным завещанием.
После 1898 года, получая регулярную поддержку от парижского дилера Амбруаза Воллара, Гоген освободился от материальных забот, хотя постоянно конфликтовал с гражданскими и религиозными властями на острове. Он выразил своё мессианское ощущение преследуемого в двух публикациях, «Осы» и «Улыбка», иллюстрированных гравюрами. В 1899 году он написал картины «Таитянки с цветами манго» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Три таитянца» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), вновь раскрыв скрытую прелесть широких цветовых объёмов.
В 1901 году Гоген поселился в Атуоне на острове Хива-Оа в Маркизских островах. Его здоровье постепенно ухудшалось, но он продолжал работать, создавая тонкие связи между зелёными, фиолетовыми и розовыми оттенками. К этому периоду относятся «Золото их тел» (1901, Музей Орсе) и «Всадники на пляже» (1902, Музей Фолькванг, Эссен). Здесь же он создал одно из самых прекрасных своих произведений — «Девушка с веером» (1902, Музей Фолькванг, Эссен).
В последние годы он много писал: письма друзьям, эссе и автобиографическую книгу «Прежде и потом». Он умер 8 мая 1903 года от сифилиса, его организм был ослаблен алкоголем. Гоген похоронен на Маркизских островах.
Наследие
Хотя Гоген умер в относительной безвестности, его картины стали популярны вскоре после смерти. Русский коллекционер Сергей Щукин приобрёл множество его работ, которые ныне экспонируются в Пушкинском музее изобразительных искусств в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Его полотна редко появляются на рынке и могут продаваться за десятки миллионов долларов, что подчёркивает его огромное влияние на современное искусство XX века.
После смерти его влияние распространилось далеко за пределы круга Понт-Авена и группы «Наби», особенно благодаря ретроспективам на Осеннем салоне в 1903 и 1906 годах. Творчество Гогена повлияло на многих художников по всему миру, включая Эдварда Мунка, Паулу Модерзон-Беккер, Пикассо в его «голубом» и «розовом» периодах. Его революционное использование цвета вдохновило Анри Матисса и фовистов, таких как Кес ван Донген и Андре Дерен. Влияние также прослеживается у кубистов, экспрессионистов (Алексей Явленский, Эрнст Людвиг Кирхнер) и орфистов (Робер Делоне). Вместе с Сезанном и Ван Гогом Гоген стал центральной фигурой легендарной лондонской выставки постимпрессионизма «Мане и постимпрессионисты» (1910), организованной Роджером Фраем.
Работы Гогена можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки. На Таити в 1965 году был открыт музей Гогена, где хранится множество документов, связанных с его жизнью и творчеством.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?