Джордж Гросс:
немецкий экспрессионист и карикатурист читать ~5 мин.
Джордж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß; 1893–1959) — немецкий художник-экспрессионист, график, карикатурист и один из пионеров фотомонтажа. Он был сооснователем берлинской группы дадаистов и видным деятелем движения «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit) вместе с Отто Диксом в 1920-е годы.
Грос наиболее известен своими сатирическими карикатурами и антивоенными рисунками, обличавшими берлинское общество Веймарской республики, в особенности коррумпированных чиновников, военных и спекулянтов. Среди его знаковых работ: «Годен к строевой службе» (1918, MoMA, Нью-Йорк), «Посвящение Оскару Паницце» (1918, Государственная галерея, Штутгарт), «Лицо правящего класса» (1921), «Столпы общества» (1926, Государственный музей, Берлин) и «Берлинская уличная сцена» (1930, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). В 1933 году Грос покинул Германию, а его творчество было причислено нацистами к «дегенеративному искусству». Он переехал в США, где в 1938 году получил гражданство.
Ранние годы и образование
Георг Эренфрид Грос родился в Берлине. В 1916 году, в знак протеста против антибританской пропаганды и германского национализма, он англицировал своё имя, став Джорджем Гросом. По той же причине его современник, художник Хельмут Херцфельде, взял псевдоним Джон Хартфилд. До войны Грос учился в Королевской саксонской школе искусств в Дрездене, где специализировался на графике.
С 1910 года его карикатуры стали публиковаться в берлинских газетах. В 1912 году он переехал в столицу для обучения в Училище искусств и ремёсел. В 1913 году Грос провёл несколько месяцев в Париже в Академии Коларосси — свободной школе, служившей альтернативой консервативной Школе изящных искусств. Среди выпускников этой академии были Поль Гоген и Ханс Хофманн.
В 1914–1915 годах Грос служил в армии, но был демобилизован после нервного срыва. В этот период он начал создавать остросоциальные политические рисунки и иллюстрации для леворадикальных изданий. Он также проиллюстрировал свою первую книгу и выпустил серию литографий, которые, по его словам, были “реалистичными и сатирическими, изображавшими космополитическую жизнь как погоню, управляемую лишь глупостью”.
Берлинский дадаизм
В 1917 году Грос вместе с братьями Херцфельде, Раулем Хаусманом, Ханной Хёх и Иоганнесом Баадером основал берлинскую группу движения Дада. Дадаизм, зародившийся в Цюрихе как нигилистическое антиискусство, ставил целью высмеивание традиционных эстетических стандартов. Берлинская ветвь дадаизма отличалась ярко выраженной политической и социальной направленностью.
Вместе с Джоном Хартфилдом Грос разработал технику фотомонтажа, которую активно использовал для создания сатирических коллажей. В 1920 году берлинские дадаисты организовали Первую международную ярмарку дада, где выставлялись работы Отто Дикса, Франсиса Пикабиа, Макса Эрнста и Жана Арпа. Мероприятие носило провокационный характер, но не имело коммерческого успеха.
Ранняя живопись
Хотя Грос работал с различными художественными средствами, его всё больше привлекала масляная живопись. Узнаваемый стиль художника сформировался около 1916 года под влиянием экспрессионизма и футуризма. Яркий пример — картина «Посвящение Оскару Паницце» (1918), изображающая хаотичный, кошмарный образ города. Влияние итальянских футуристов, чья выставка прошла в 1913 году в берлинской галерее Штурм, здесь очевидно.
К другим важным работам этого периода относятся «Самоубийство» (1916, Галерея Тейт, Лондон), «Город» (1916, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) и «Взрыв» (1917, MoMA, Нью-Йорк). Грос также создавал выразительные акварели, такие как «Торговец белыми рабынями» (1918) и «Красавица, тебя я буду воспевать» (1919).
Сатирическая графика и «Новая вещественность»
В 1920-е годы, отойдя от дадаизма, Грос стал одним из ведущих представителей «Новой вещественности» — движения, провозгласившего возврат к реализму и социальной критике. Его сатирические рисунки принесли ему международную известность. Он безжалостно изображал пороки Веймарской республики: изувеченных войной солдат, самодовольных буржуа с сигарами и проституток.
В 1926 году Грос написал монументальное полотно «Столпы общества», ставшее обвинительным актом милитаризму, прессе и коррумпированной власти. Персонажи картины — безмозглые и безумные фигуры, олицетворяющие правящий класс. Своей чёткой и острой манерой письма Грос сознательно подражал работам немецких мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, и стремился создавать исторические полотна в духе Уильяма Хогарта.
Его острый реализм проявился и в портретном искусстве, например в «Портрете писателя Макса Германа-Найссе» (1925). В отличие от карикатур, портреты выполнены с холодной объективностью, характерной для «Новой вещественности». Поездка в Советскую Россию в 1922 году укрепила его убеждение в том, что искусство должно нести ясное социальное послание. За свои работы Гроса трижды судили в Берлине по обвинению в распространении «непристойных» изображений.
«Дегенеративное искусство»
С приходом к власти нацистов в 1930-е годы творчество Гроса было объявлено «дегенеративным искусством» (entartete Kunst) и запрещено. Та же участь постигла работы многих других авангардных художников: Василия Кандинского, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Эрнста Людвига Кирхнера, Франца Марка, Оскара Кокошки, Амедео Модильяни, Макса Бекмана, Курта Швиттерса и Марка Шагала.
Эмиграция в Америку
В 1932 году Гроса пригласили преподавать в Лигу студентов-художников Нью-Йорка. В следующем году он эмигрировал в США и преподавал в Лиге до 1955 года. В 1946 году была опубликована его автобиография «Маленькое ‘да’ и большое ‘нет’». Вдали от политических потрясений Европы его стиль смягчился. Он создавал пейзажи и ироничные зарисовки нью-йоркской жизни.
Грос писал в автобиографии: “Многое, что застыло во мне в Германии, растаяло здесь, в Америке, и я заново открыл своё старое стремление к живописи. Я осторожно и сознательно разрушил часть своего прошлого”. Однако его американское творчество не ограничивалось мирными сюжетами. В ответ на ужасы Второй мировой войны он создал мощные апокалиптические полотна, такие как «Каин, или Гитлер в аду» (1944). В 1959 году художник вернулся в Берлин, где вскоре скончался.
Наследие и коллекции
Картины Джорджа Гроса хранятся в ведущих музеях мира, включая Кунстхалле в Гамбурге, Государственный музей в Берлине, Государственную галерею в Штутгарте, Городской музей в Амстердаме, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде и Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Его творчество оказало значительное влияние на развитие сатирического искусства XX века.
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка «МУЗЕИ. МОНАСТЫРИ. ХРАМЫ РОССИИ» К 85-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
- Выставка Евгении Грошевой BodyFrottage
- Юбилей без фанфар. Василий Гроссман — человек, успевший сказать правду
- «Волшебники» Льва Гроссмана, краткое содержание
- Обнаружен ещё один портрет Моцарта
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?