Джордж Иннесс:
американский пейзажист читать ~4 мин.
Джордж Иннесс (George Inness; 1825–1894) — американский художник-пейзажист, которого многие критики считают крупнейшим представителем этого жанра в США второй половины XIX века. На его творчество повлияли как Барбизонская школа, так и Школа реки Гудзон. Иннесс известен своим камерным, лиричным и близким к импрессионизму стилем.
Изысканная работа Иннесса со светом, способствовавшая становлению тонализма, перекликается с творчеством Фрэнка О’Миры (1853–1888). О’Мира был одним из одарённых ирландских художников из колонии в Грё-сюр-Луэн, расположенной недалеко от Барбизона. Творчество Иннесса занимает особое место в американском искусстве XIX века.
Принадлежа к поколению художников Школы реки Гудзон, Иннесс в своём стиле противостоял их стремлению к изображению возвышенного. Его медленное восхождение к признанию шло параллельно с постепенным принятием в США новшеств барбизонской школы и предвосхитило волну популярности французского импрессионизма среди американских коллекционеров.
Начав карьеру в Нью-Йорке, Иннесс переехал в деревню Медфилд недалеко от Бостона и в итоге обосновался в Монтклэре, штат Нью-Джерси. Его величественные полотна имели мистический, почти религиозный оттенок. Они были отчасти вдохновлены теологией Эмануила Сведенборга, согласно которой всё в природе имеет духовное соответствие. Иннесс остаётся одним из великих художников-модернистов XIX века. Биография живописца, написанная его сыном Джорджем Иннессом-младшим (1854–1926), вышла в 1917 году.
Ранние годы и образование
Джордж Иннесс родился в Ньюберге, штат Нью-Йорк, в долине реки Гудзон. В возрасте пяти лет он переехал с семьёй в Ньюарк, штат Нью-Джерси. Впоследствии художник отвергнет эффектную живопись мастеров дикой природы, таких как Томас Коул (1801–1848), Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900) и Альберт Бирштадт (1830–1902).
В 14 лет Иннесс начал обучаться рисунку, а в 15 стал учеником в нью-йоркской фирме, занимавшейся гравировкой карт. С 16 лет он начал писать с натуры, и уже к 18 годам его работы выставлялись в Национальной академии дизайна и Американском художественном союзе. В 1845 году он недолго учился у французского пейзажиста Режиса Франсуа Жиньо. В этот период он также изучал творчество художников школы реки Гудзон — Томаса Коула и Ашера Брауна Дюранда (1796–1886).
Становление художника и европейские поездки
Около 1847 года Иннесс открыл студию в Нью-Йорке. В 1849 году он женился на Делии Миллер, которая умерла спустя несколько месяцев. В 1850 году он заключил брак с Элизабет Эбигейл Харт; у них родилось шестеро детей. Ранние работы художника привлекли внимание мецената Огдена Хаггерти, который профинансировал его первую поездку в Европу.
В 1850–1852 годах Иннесс путешествовал по Европе, посетив Италию. В Риме, под влиянием художника Уильяма Пейджа, он познакомился с учением Эмануила Сведенборга. В 1853 году Иннесс стал ассоциированным членом Национальной академии. Решающей для его творчества стала поездка во Францию в 1854 году, где он открыл для себя искусство барбизонской школы — Камиля Коро (1796–1875), Шарля-Франсуа Добиньи (1817–1878), Теодора Руссо (1812–1867) и Гюстава Курбе (1819–1877).
Зрелый стиль и тонализм
В 1860-х годах стиль Иннесса эволюционировал. Он создавал как панорамные, так и более камерные пейзажи, демонстрируя выдающееся мастерство в композиции, рисунке и работе с цветом. Это сделало его одним из самых успешных пейзажистов Америки своего времени. В этот период он получил заказ от железнодорожной компании Delaware, Lackawanna and Western на создание серии картин, иллюстрирующих её коммерческое развитие.
В последние десятилетия жизни, после переезда в Монтклэр, Иннесс полностью посвятил себя тонализму. Для этого стиля характерны мягкий фокус, тонкая проработка света, размытые контуры и сдержанный натурализм. Художник стремился передать не столько внешний вид природы, сколько её внутреннее, духовное состояние.
На его мировоззрение повлияли идеи Сведенборга о «соответствиях» между материальным и духовным мирами. Иннесс верил, что задача художника — уловить этот божественный «приток» (influx) и выразить его на холсте. Он находил в тишине и покое природы не меньшее величие, чем в суровых горах или бурных побережьях. Осень он считал самым поэтичным временем года.
Иннесс разработал особую текстуру и манеру письма для своих пейзажей. Он отвергал как скрупулёзную детализацию прерафаэлитов, которую находил скучной, так и смелые эксперименты импрессионистов с цветом, считая их нарушением хорошего вкуса. Предпочитая свободный мазок, он в то же время находил живопись люминистов слишком отточенной и безжизненной.
Коллекции
Произведения Джорджа Иннесса хранятся в ведущих художественных музеях США. Среди его наиболее известных картин:
Озеро Альбано (1869, Коллекция Филлипса, Вашингтон)
Осенние дубы (ок. 1878, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Горы Катскилл (1870, Художественный институт Чикаго)
Октябрь (ок. 1886, Музей искусств округа Лос-Анджелес)
Ранняя осень, Монтклэр (1888, Художественный музей Монтклэра)
Закат в лесу (1891, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
Золото осени (1888, Уодсворт Атенеум, Хартфорд)
Старая ферма, Монтклэр (1893, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?