Джордж Стаббс:
английский конный художник читать ~8 мин.
Джордж Стаббс (George Stubbs) — один из выдающихся английских художников XVIII века. Прежде всего, он известен как анималист, мастерски изображавший лошадей, собак, обезьян, носорогов, тигров, львов и жирафов. Будучи высококвалифицированным рисовальщиком и знатоком животного мира, он значительную часть своей жизни посвятил глубокому изучению анатомии лошадей. Его монументальный труд по этой теме, Anatomy of the Horse (1766), принёс ему международную научную репутацию. Стаббс добился признания как в крупноформатных полотнах, так и в камерных работах. Его самое масштабное полотно в конной живописи, «Хамблтон, побеждающий Даймонда на Ньюмаркете» (Hambletonian beating Diamond at Newmarket), размером 414 × 249 сантиметров, впечатляет своей мощью и динамичностью.
Ещё одно значительное произведение — «Хамблтон с конюхом и мальчиком-конюхом» (Hambletonian with a Groom and Stable Boy) — считается его шедевром. Оно сочетает глубину художественного видения и величие действия, демонстрируя поистине «микеланджеловский» размах. В отношении графической техники, композиции и работы с красками это полотно является одним из лучших образцов английского искусства. Среди прочих известных произведений Стаббса — «Уистлджеркет» (Whistlejacket, 1762, Национальная галерея, Лондон), «Кобылы и жеребята в пейзаже» (Mares and Foals in a Landscape, 1763–1768, галерея Тейт) и «Гепард с двумя индийскими слугами и оленем» (Cheetah with Two Indian Attendants and a Stag, 1764, Городская художественная галерея, Манчестер). Традицию анималистической живописи после Стаббса продолжил прославленный художник Эдвин Лэндсир (1802–1873), известный, в частности, своими изображениями собак. Работы самого Стаббса были вновь «открыты» в XX веке после длительного периода пребывания в частных коллекциях.
Ранняя карьера
Стаббс родился в Ливерпуле в 1724 году. Его происхождение не было особо обеспеченным: отец был кожевенником, и Джордж получил ограниченное формальное образование. Несмотря на это, он рано обнаружил талант к рисованию и часто создавал эскизы животных, которых видел в своём районе. Информация о его деятельности до 35 лет достаточно скудна. Вероятно, он развил способности к портретной живописи и получил некоторое обучение у местного портретиста Хэмлета Винстанли, помощника сэра Годфри Неллера — ведущего портретиста Англии XVII – XVIII веков. Ранняя карьера Стаббса как портретиста привела его в такие местные города, как Лидс, Йорк и Халл.
Стаббс, подобно многим мастерам эпохи Возрождения, проявлял глубокий интерес к расширению знаний в области анатомии — как человека, так и животных. Он выполнил бесчисленные эскизы и исследования обоих видов, осваивая ремесло путём внимательного наблюдения. К 1751 году его репутация была достаточно прочной, чтобы он мог давать частные уроки анатомии студентам-медикам. Это привело к его участию в иллюстрировании медицинской книги по акушерству доктора Джона Бёртона. Он также изучал гравюру и освоил технику самостоятельного изготовления печатных форм.
Картины лошадей
В 1750‑е годы Стаббс провёл исчерпывающие исследования животных, с особым вниманием к анатомии лошадей. Он арендовал ферму в Линкольншире и в течение полутора лет тщательно препарировал животных, делая многочисленные наброски и записи своих наблюдений. Он был убеждён в превосходстве натурных наблюдений как метода обучения. В 1754 году он отправился в Италию, чтобы изучать работы мастеров эпохи Возрождения. Изучение произведений Микеланджело, Тициана и Леонардо да Винчи лишь укрепило его убеждение в превосходстве природы над искусством.
В 1760 году Стаббс переехал в Лондон и начал работу над созданием гравюр для книги «Анатомия лошади» (Anatomy of the Horse, 1766), которая стала важным справочником для художников и натуралистов. Он регулярно путешествовал, создавая множество топографических акварельных этюдов. В этот период он создал серию шедевров, изображающих лошадей и жеребят. Некоторые картины были выполнены на заказ для его покровителей, например, «Скаковые лошади герцога Ричмонда на тренировке в Гудвуде» (Racehorses Belonging to the Duke of Richmond Exercising at Goodwood, 1760–1761; попечители поместья Гросвенор, Великобритания) и «Джон и София Мастерс на прогулке верхом в Колвик-холле» (John and Sophia Musters Out Riding at Colwick Hall, 1777). Другие картины Стаббс создавал, основываясь на собственном воображении, такие как «Лесистый пейзаж» (Wooded Landscape, 1760–1762) или «Кобылы и жеребята в пейзаже» (Mares and Foals in a Landscape, около 1768, галерея Тейт, Лондон). Около 1762 года Стаббс написал одну из своих самых известных работ, «Уистлджеркет» (Whistlejacket, Национальная галерея, Лондон), изображающую знаменитого коня графа Рокингхэма. Стаббс привлёк внимание многих аристократических покровителей, которые считали его работы столь же значимыми, как и произведения более ранних конных художников, таких как Джон Уоттон, Джеймс Сеймур и Питер Тиллманс. К 1759 году Стаббс был достаточно успешен, чтобы приобрести дом в модном районе Мэрилебон, Лондон, где он провёл остаток своей жизни.
Его методы работы над анатомическими исследованиями были новаторскими и требовали значительного терпения. Стаббс использовал специальные подъёмные устройства для фиксации туш животных, а также вводил в сосуды расплавленный воск для детального изучения кровеносной системы. Эти скрупулёзные изыскания позволили ему достичь беспрецедентной точности в изображении мышечной и скелетной структуры животных, что значительно отличало его работы от стилизованных изображений других анималистов того времени. Он также использовал свой опыт препарирования для создания гипсовых слепков, которые служили ему образцами для последующих рисунков и картин.
Влияние его анатомических изысканий простиралось за пределы художественного мира. Труд Anatomy of the Horse стал не только учебным пособием для художников, но и ценным ресурсом для ветеринаров и зоологов. Точность и детализация его изображений способствовали развитию научного понимания анатомии животных, что было крайне важно в эпоху Просвещения, когда возрастал интерес к систематизации знаний и эмпирическим исследованиям. Таким образом, Стаббс внёс вклад как в искусство, так и в науку.
Картины животных
В 1760‑е годы Стаббс начал писать картины, изображающие диких животных. Опираясь на богатое воображение, он создал полотно «Лошадь, атакованная львом» (Horse Attacked by a Lion, 1768–1772, Национальная галерея Виктории, Мельбурн). В то же время ему поручили изобразить первого кенгуру, когда-либо привезённого в Англию. Среди других его работ этого периода — «Лось» (Moose, 1770, Хантерианский музей, Глазго), «Зебра» (Zebra, 1762–1763, Центр британского искусства Йельского университета, Нью-Хейвен) и «Зелёная обезьяна» (Green Monkey, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль). В 1764 году он написал картину «Гепард с двумя индийскими слугами и оленем» (Cheetah with Two Indian Attendants and a Stag, Городская художественная галерея, Манчестер). Стаббс также стал известен благодаря своим картинам собак, в частности, «Сэр Джон Нелторп на охоте с двумя пойнтерами» (Sir John Nelthorpe at Shooting with Two Pointers, 1776, частная коллекция) и «Лисья гончая, Рингвуд» (A Foxhound, Ringwood, 1792, граф Ярборо, Великобритания). Картины Стаббса часто характеризуются как натуралистичные. Натурализм как стиль искусства не всегда чётко отличается от реализма, поскольку оба направления стремятся правдоподобно передать реальный мир. Другими примерами натурализма являются работы американских художников, таких как Уильям Блисс Бейкер, чьи пейзажи считаются одними из лучших образцов этого стиля. Среди европейских натуралистов можно назвать французских художников Барбизонской школы, таких как Альбер Шарпен, который изображал овец в их естественной среде.
Эмалевые картины
В 1770‑е годы Стаббс начал художественные эксперименты с эмалевыми красками. Он консультировался с известным керамистом сэром Джозайей Уэджвудом. В 1780 году Стаббс жил у Уэджвуда и создавал керамические пластины, картины на керамике и портреты членов семьи Уэджвуд. В 1781 году он выполнил автопортрет в технике эмали на овальной табличке Уэджвуда; на нём художник изображён в возрасте 57 лет. Хотя Стаббс был избран ассоциированным членом Королевской академии в 1780 году, академия не слишком благосклонно отнеслась к его новым экспериментам. Академики придерживались мнения, что масляные и акварельные краски — единственные подлинные средства выражения для профессионального художника. Тем не менее, в том же году ему было присвоено полное членство Академии. После этого периода он вернулся к масляной живописи, но предпочитал работать на гладких панелях, а не на холсте.
Стаббс оставался активным художником и в преклонном возрасте. Он продолжал привлекать состоятельных покровителей, включая принца Уэльского, которого он изобразил на коне в 1791 году. Художник скончался в 1806 году, оставив после себя сына, Джорджа Таунли Стаббса, который стал печатником и гравёром. Поскольку большинство его картин заказывались для частных коллекций и надолго оставались в них, творчество Стаббса было известно лишь узкому кругу аристократов, увлекавшихся спортом. Только в XX веке, когда многие работы стали появляться на рынке, его мастерство получило широкую известность и принесло ему окончательную славу.
Хотя ни один другой художник-анималист не достиг уровня Джорджа Стаббса, Бенджамин Маршалл (1767–1835) продолжил традицию его творчества и написал множество сцен охоты и соревнований, обладающих значительной художественной ценностью.
Работы Джорджа Стаббса можно увидеть во многих ведущих музеях мира, включая Национальную галерею искусства, Вашингтон; Центр британского искусства Йельского университета, Нью-Хейвен; Национальную галерею, Лондон; Национальную портретную галерею, Лондон; Королевскую коллекцию; Художественную галерею Уокера, Ливерпуль; Национальную галерею Виктории, Мельбурн.
Информацию о современном конном художнике можно найти здесь: Питер Кёрлинг.
- «Трёхдневная дорога» Джозефа Бойдена, краткое содержание
- «Мышьяк и старые кружева» Джозефа Кессельринга, краткое содержание
- Украденная картина Джозефа Опи возвращена через 54 года после кражи
- «Цена неравенства» Джозефа Стиглица, краткое содержание
- «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?