Жорж Матьё:
абстрактный художник Арт-информель читать ~3 мин.
Французский художник Жорж Матьё (фр. Georges Mathieu; 1921–2012) был ведущим представителем арт-информель — французской версии абстрактного экспрессионизма. Он наиболее известен своими остроконечными каллиграфическими абстрактными картинами, для которых характерны размашистые жестовые мазки, как в работе «Без названия» (1959, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк).
Творчество Матьё относят к лирической абстракции и ташизму. Его экспрессивное искусство в сочетании с талантом к самопродвижению принесло ему международную известность в 1950-х годах. Примечательно, что сам Матьё считал себя не практиком беспредметного искусства, а скорее историческим живописцем, использующим абстрактные формы. Его фирменный стиль сделал его одним из самых узнаваемых художников XX века в рамках течения арт-информель.
Жорж Матьё родился в Булонь-сюр-Мер на севере Франции. Он изучал право и философию, прежде чем в 1942 году заняться живописью. Будучи в основном художником-самоучкой, в 1947 году он переехал в Париж. Днём он работал в American Express, а по вечерам и выходным писал картины в арендованной студии недалеко от Люксембургского дворца. В том же году Матьё стал одним из инициаторов движения лирической абстракции, организовав выставку «L’Imaginaire» («Воображаемое»), которая стала предтечей этого направления. Органические формы представленных работ противопоставлялись геометрическому стилю конкретного искусства, характерному для традиционной абстрактной живописи того времени.
В своих ранних работах Матьё создавал большие полотна с цветными завитками и другими мотивами на чёрном фоне. Позже он сменил фон на белый, на котором изображал простые геометрические формы. В 1950-х годах он представил пятьдесят таких картин в галерее Лестер в Лондоне. Жестовый стиль Матьё сформировался под влиянием нескольких художников, включая ташиста Ханса Хартунга, американца Джексона Поллока, создателя живописи действия, и членов японской художественной ассоциации «Гутай» (1954–1972). (Примечание: другой пример жестовой живописи можно увидеть в работах Джексона Поллока 1940–1956 годов).
Матьё был мастером перформанса и саморекламы. Многие свои картины он создавал во время публичных выступлений, часто нанося краску прямо из тюбика на холст. Он определял четыре ключевых принципа лирической абстракции: скорость исполнения, отказ от ранее существовавших форм, отсутствие premeditation (преднамеренных движений) и необходимость экстатического состояния художника во время работы. Эти принципы превращали процесс создания картины в стремительное и интуитивное действие, почти театральное представление.
Талант Матьё не ограничивался живописью. Он также занимался прикладным искусством: разрабатывал эскизы для Севрской фарфоровой мануфактуры, создавал плакаты для авиакомпании Air France и даже разработал дизайн знаменитой французской монеты номиналом 10 франков, которая чеканилась с 1974 года. Эта монета стала одним из самых массовых произведений художника, выпущенным тиражом более 600 миллионов экземпляров.
На пике своей карьеры Матьё был одним из самых успешных художников Франции. В 1974 году о нём был снят документальный фильм «Жорж Матьё, или Ярость бытия» (фр. Georges Mathieu ou La fureur d’être). Его работы были включены в значимую выставку Музея Гуггенхайма в 2012 году под названием «Искусство другого рода: международная абстракция и Гуггенхайм, 1949–1960».
Другие представители абстрактного экспрессионизма
Среди других заметных представителей арт-информель и смежных течений выделяются: Серж Поляков (1900–1969), Мария Элена Виейра да Силва (1908–1992), Альфред Манесье (1911–1993), Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951), Никола де Сталь (1914–1955), Асгер Йорн (1914–1973), Пьер Сулаж (род. 1919), Карел Аппел (1921–2006) и Жан-Поль Риопель (1923–2002). Вклад в движение также внесли американские художники Марк Тоби (1890–1976) и Сэм Фрэнсис (1923–1994), а также британский художник из Сент-Айвса Патрик Херон (1920–1999).
Картины Жоржа Матьё можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?