Герхард Рихтер:
современный немецкий художник читать ~4 мин.
Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — один из наиболее значительных немецких художников второй половины XX и начала XXI века. Его творчество охватывает широкий спектр медиа и стилей, включая абстрактное искусство, живопись на основе фотографий и монументальное витражное искусство. Рихтера часто ассоциируют с неоэкспрессионизмом, хотя его работы выходят далеко за рамки одного направления.
В 2013 году его фотореалистическая картина 1968 года «Домплац, Майланд» (Соборная площадь, Милан) была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 37,1 миллиона долларов. Эта сумма стала на тот момент мировым рекордом для произведения живущего художника. Высокая репутация Рихтера среди критиков и коллекционеров основана на его техническом мастерстве и концептуальной глубине. Его прагматичный взгляд на ограниченные возможности искусства преобразовывать общество отличался от позиции другой знаковой фигуры немецкого искусства — Йозефа Бойса (1921–1986).
Работы Рихтера регулярно выставляются в ведущих галереях современного искусства. Он стоит в одном ряду с такими ключевыми современными художниками Германии, как Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945) и Йорг Иммендорф (1945–2007).
Ранние годы и обучение
Герхард Рихтер родился в Дрездене. Он оставил школу и сначала работал учеником художника по рекламе и сценографии. Позже он поступил в Дрезденскую академию изящных искусств (1952–1956), где его наставниками были Карл фон Аппен, Хайнц Ломар и Вилл Громанн. В качестве дипломной работы он создал настенную роспись Общение с Пикассо (1955), которая позже была закрашена по идеологическим соображениям. Другая его фреска, Lebensfreude («Радость жизни», 1956), была выполнена по заказу Немецкого музея гигиены.
В 1961 году, незадолго до возведения Берлинской стены, Рихтер бежал в Западную Германию. Там он продолжил обучение в Дюссельдорфской академии художеств у Карла Отто Гётца. Впоследствии, с 1971 года, он сам преподавал в этой академии более 15 лет. В начале 1960-х Рихтер познакомился с американским и британским поп-артом и дадаистским движением Флюксус. Вместе с Зигмаром Польке, Конрадом Люгом и Конрадом Фишером он основал ироничное направление «Капиталистический реализм». Это название отсылало как к официальному искусству СССР — социалистическому реализму, — так и к потребительской культуре Запада.
Основные направления творчества
Фотоживопись
В 1960-е годы Рихтер начал создавать картины на основе найденных чёрно-белых фотографий, используя преимущественно серую палитру. Эта техника, которую он развивал более четверти века, стала его визитной карточкой. Фирменный приём художника — лёгкая размытость изображения, которая придаёт работам призрачный характер. Самым известным циклом, созданным в этой манере, является 18. Oktober 1977 (1988) — серия из 15 картин, изображающих членов террористической «Фракции Красной Армии» (RAF). Рихтер всю жизнь исследовал вопрос о том, что предлагает более полную версию реальности: фотография или живопись.
Абстрактная живопись
С середины 1970-х Рихтер активно занялся абстрактной живописью. Он разработал уникальную технику нанесения краски. Сначала он накладывал на холст несколько слоёв краски, а затем соскабливал и размазывал их большим самодельным скребком — ракелем. Этот процесс, сочетающий точный контроль и элемент случайности, позволял создавать сложные, многослойные текстуры. Таким образом художник дистанцировался от традиционной роли автора, позволяя материалу и случаю участвовать в создании произведения.
Проект «Атлас»
Важнейшей частью творчества Рихтера является «Атлас» (Atlas) — масштабный проект, начатый в 1960-е годы. Это постоянно пополняемая коллекция из тысяч фотографий, газетных вырезок, эскизов и коллажей, собранных на отдельных панелях. «Атлас» функционирует как личный архив и визуальный словарь художника. Он даёт представление об источниках его образов и помогает проследить связь между его фотоживописью и абстрактными работами.
Витраж в Кёльнском соборе
В 2007 году по дизайну Рихтера был создан новый витраж для южного трансепта Кёльнского собора. Он заменил временное остекление, установленное после Второй мировой войны. Композиция состоит из 11 200 квадратов цветного стекла 72 оттенков, расположение которых было определено с помощью компьютерного генератора случайных чисел. Кардинал Иоахим Майснер высказался против проекта, заявив, что такой дизайн “больше подходит для мечети или молитвенного дома” и что витраж должен “отражать нашу веру, а не любую веру”.
Стиль и философия
Рихтер работал параллельно со многими движениями современного искусства, включая абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм и концептуализм, но никогда полностью не примыкал ни к одному из них. Впитав множество идей, он сохранял скептическое отношение к любым художественным идеологиям. Его творческий путь, отмеченный постоянным самообновлением на протяжении более полувека, сопоставим с карьерами таких мастеров, как Жоан Миро (1893–1983) и Пабло Пикассо (1881–1973).
Избранные персональные выставки
Картины Герхарда Рихтера находятся в коллекциях многих крупнейших художественных музеев по всему миру. Художник провёл множество персональных выставок, включая следующие:
2012 — Панорама в Центре Помпиду, Париж.
2012 — Панорама в Новой национальной галерее, Берлин.
2011 — Панорама в галерее Тейт Модерн, Лондон.
2009 — Портреты в Национальной портретной галерее, Лондон.
2008–4900 цветов: Версия II — Галерея Серпентайн, Лондон.
2002 — Ретроспектива в Музее современного искусства, Нью-Йорк.
1998 — Ретроспектива в Художественной галерее Онтарио.
1998 — Ретроспектива в Музее современного искусства, Чикаго.
1991 — Ретроспектива в Галерее Тейт, Лондон.
1986 — Ретроспектива в Кунстхалле Дюссельдорф.
- Выставка Герхарда Рихтера открылась в Центре Помпиду в Париже
- Герхард Рихтер: Покупатели, которые платят миллионы за мои картины, глупы
- Состав жюри Международной литературной «Русской премии» сформирован
- В театре музыкальной комедии премьера оперетты «Десять невест…»
- Смотревшим моноспектакль Александра Филиппенко, дождь помехой не стал
- Подведены итоги Всероссийского конкурса «Кинопризыв»
- «Министерство будущего» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?