Ганс Хофманн:
абстрактный экспрессионист читать ~7 мин.
Влиятельный преподаватель современного искусства и один из пионеров абстрактной экспрессионистской живописи, немецкий художник Ханс Хофман (нем. Hans Hofmann) провёл десять лет в Париже (1904–1914), где учился и работал вместе с такими мастерами, как Анри Матисс (1869–1954), Пабло Пикассо (1881–1973) и Жорж Брак (1882–1963). Однако наибольшее влияние на него оказал Робер Делоне (1885–1941), отдававший предпочтение цвету перед формой. В 1915 году Хофман открыл художественную школу в Мюнхене и преподавал там почти 20 лет, завоевав за это время международную репутацию. В 1932 году он эмигрировал в Америку.
Поселившись в Нью-Йорке, Хофман продолжил карьеру преподавателя и художника. Он основал «Школу изящных искусств Ханса Хофмана» в Нью-Йорке и летнюю школу в Провинстауне, штат Массачусетс. Одновременно он выставлял своё абстрактное искусство в галереях Нью-Йорка, Сан-Франциско и Парижа. В 1940-х годах он исследовал направление, которое позже получило название абстрактный экспрессионизм. Художник стал одним из первых, кто применил технику капельной живописи, позднее прославившую Джексона Поллока (1912–1956).
В 1958 году, в возрасте 78 лет, Хофман оставил преподавание, чтобы полностью сосредоточиться на живописи. В 1960 году он был одним из четырёх художников, представлявших США на «Венецианской биеннале». В 1963 году в престижном Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась его крупная ретроспектива. Выставка прошла в городах США, Южной Америки и Европы. Несмотря на его статус одного из великих художников-абстракционистов, репутация Хофмана как выдающегося педагога долгое время затмевала его художественные достижения.
Обучение в Париже
Хофман родился в Вайсенбурге, Бавария, но ещё ребёнком переехал с семьёй в Мюнхен. В возрасте 18 лет, проявив незаурядные способности к науке и математике, он всё же поступил в художественную школу. Позже, благодаря щедрости берлинского коллекционера и мецената Филиппа Фройденберга, Хофман смог изучать изобразительное искусство в Париже с 1904 по 1914 год. Там он посещал занятия в «Академии Коларосси» и «Академии Гранд-Шомьер».
В этот период Хофман познакомился со многими членами Парижской школы. Среди них были создатели кубизма — Пикассо, которого он встретил в его мастерской в «Бато-Лавуар» на Монмартре, и Жорж Брак. Он также общался с колористом Анри Матиссом, лидером фовизма, и другими представителями парижского авангарда. Однако наиболее сильное влияние на него оказал Робер Делоне, чей структурный кубизм переходил в орфизм — стиль, где фрагментированные формы наполнялись яркими, выразительными красками.
Примат цвета над линией надолго определил творческий путь молодого немецкого художника. В 1909 году он выставил свои ранние работы на выставке «Нового сецессиона» в Берлине, где познакомился с участниками групп «Мост» и «Синий всадник», такими как Эмиль Нольде (1867–1956), и другими представителями немецкого экспрессионизма. В 1910 году, вернувшись в Париж, Хофман провёл свою первую персональную выставку в «Галерее Поля Кассирера», где представил в основном кубистские работы.
Художественная школа Хофмана в Мюнхене
Хофман вернулся в Мюнхен перед началом Первой мировой войны. Он пытался поступить на военную службу, но был признан негодным из-за болезни лёгких. Вместо этого в 1915 году художник открыл собственную художественную школу, которая благодаря качеству преподавания вскоре получила международное признание. Хофман успешно руководил ею около 17 лет, а также опубликовал ряд работ, посвящённых цвету в живописи, теории композиции и структуре изображения.
В 1930 и 1931 годах он посещал США, где преподавал в Калифорнийском университете в Беркли и выставлялся в Калифорнийском дворце Почётного легиона в Сан-Франциско. В 1932 году он окончательно закрыл мюнхенскую школу и эмигрировал в Соединённые Штаты. В тот период его собственное творчество развивалось в русле экспрессионизма, преимущественно в жанрах пейзажа и натюрморта.
Эмиграция в Америку
Поселившись в Нью-Йорке, Хофман два года преподавал в Лиге студентов-художников. В 1934 году он основал «Школу изящных искусств Ханса Хофмана» на Манхэттене, ставшую одной из лучших художественных школ страны, а в 1935 году открыл летнюю школу в Провинстауне, Массачусетс. Через эти и другие учебные заведения Хофман оказал огромное влияние на развитие американского искусства в последующие четверть века.
Среди его учеников были такие художники, как Луиза Невельсон (1899–1988), Ли Краснер (1908–84), Хелен Франкенталер (1928–2011), Аллан Капроу (1927–2006), Бургойн Диллер (1906–1965) и Джоан Митчелл (1925–1992). Хофмана высоко ценил — и как художника, и как преподавателя — влиятельный художественный критик Клемент Гринберг (1909–1994). В 1941 году Хофман стал гражданином США.
Галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века»
Во время Второй мировой войны Нью-Йорк стал новым мировым центром искусства, приняв многих ведущих европейских художников, спасавшихся от немецкой оккупации. Ключевую роль в этом сыграла Пегги Гуггенхайм. Она открыла галерею-музей «Искусство этого века», где проводились выставки, посвящённые движениям в абстрактном искусстве, таким как кубизм, сюрреализм и кинетическое искусство.
Кроме того, Гуггенхайм организовывала светские мероприятия, на которых европейские художники-эмигранты, в том числе Аршил Горки и Ханс Хофман, знакомились с Джексоном Поллоком и другими молодыми членами Нью-Йоркской школы, некоторые из которых были бывшими учениками Хофмана. В 1944 году в галерее Гуггенхайм состоялась первая персональная выставка Хофмана в Америке.
Примечание: Среди других европейских художников-эмигрантов, нашедших убежище в Нью-Йорке во время войны, были Йозеф Альберс (1888–1976), Пит Мондриан (1872–1944), Андре Массон (1896–1987), Ив Танги (1900–1955), Макс Эрнст (1891–1976) и писатель Андре Бретон (1896–1966). Эти мастера представляли различные течения европейского модернизма — от конкретного искусства до сюрреализма.
Теория и практика абстракции
В начале 1940-х годов Хофман начал создавать полностью беспредметные произведения, обмениваясь идеями с молодыми представителями Нью-Йоркской школы. Как он говорил, его целью было “устранить ненужное, чтобы необходимое могло говорить”. Для него это означало использование энергичных мазков, насыщенных цветов, а также геометрических и иррегулярных форм. Его работа «Весна» (1940, частная коллекция) стала одним из самых ранних примеров применения техники капельной живописи, позже названной «живописью действия» и прочно ассоциирующейся с творчеством Поллока.
Хофман также изложил свою философию в эссе «Поиск реального», где утверждал, что искусство обладает духовной ценностью. В этой работе он объяснил свою эстетическую теорию пространственного напряжения, цветовых отношений и общей структуры картины. Эта теория получила название «давление и притяжение» (push and pull).
Суть теории «давления и притяжения» заключается в создании динамического равновесия на плоской поверхности холста. Хофман учил, что иллюзию глубины и движения можно достичь не через традиционную перспективу, а через взаимодействие цвета, формы и линии. «Тёплые» цвета (красный, оранжевый) визуально «выступают» вперёд, а «холодные» (синий, зелёный) «отступают» назад. Умелое сочетание этих сил создаёт на картине напряжение, заставляя пространство «дышать» и вибрировать.
Художник на полную ставку
В 1958 году Хофман закрыл свои школы, чтобы полностью посвятить себя живописи. Его позднее творчество характеризуется смелыми экспериментами с цветом и формой. Именно в этот период он создаёт свои самые знаменитые работы — так называемые «плиточные» картины (slab paintings). В них яркие прямоугольники чистого цвета словно парят на фактурном фоне, идеально воплощая его теорию «давления и притяжения». Примерами служат такие полотна, как «Равноденствие» (1958) и «Золотая стена» (1961).
В 1963 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал крупную ретроспективу художника под кураторством Уильяма Зайтца. Выставка с большим успехом прошла в Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Буффало, Калифорнийском университете в Беркли, Галерее современного искусства в Вашингтоне, а затем отправилась в тур по Южной Америке и Европе. Позже в том же году МоМА организовал передвижную выставку «Ханс Хофман и его ученики». Хофман скончался три года спустя в Нью-Йорке.
Наследие
Преподавательская деятельность Хофмана в сочетании с его теоретическими работами и новаторскими техниками живописи способствовала становлению первого крупного американского художественного движения — абстрактного экспрессионизма. Особенно велико его влияние на развитие жестовой живописи, яркими примерами которой являются монументальные полотна Джексона Поллока, Виллема де Кунинга (1904–1997), Франца Клайна (1910–1962) и Роберта Мазервелла (1915–1991).
Коллекции
Абстрактные картины Ханса Хофмана входят в постоянные коллекции многих ведущих художественных музеев мира. Среди них: Метрополитен-музей, МоМА, Музей Соломона Гуггенхайма и Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке; Художественный институт Чикаго, Музей изящных искусств Бостона, Художественный музей Филадельфии; Галерея Тейт в Лондоне; «Городская галерея в доме Ленбаха» в Мюнхене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?