Генри Ребёрн:
шотландский портретист читать ~5 мин.
Шотландский художник-портретист сэр Генри Ребёрн (Sir Henry Raeburn) был одним из ведущих мастеров своего времени. Он внёс значительный вклад в британскую фигуративную живопись. В отличие от многих современников, он предпочёл работать в родной Шотландии, а не искать признания в Лондоне. Его творческий путь начался с ученичества у ювелира, затем он увлёкся созданием миниатюр и самостоятельно освоил живопись.
Вдали от художественных центров Лондона Ребёрн выработал собственный смелый и узнаваемый стиль. Ярким примером его мастерства служит один из величайших портретов эпохи — «Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон» (1795, Национальная галерея Шотландии), также известный как «Конькобежец-священник».
Ребёрн создал портреты многих влиятельных деятелей своего времени, включая сэра Джона Синклера (около 1794) и сэра Вальтера Скотта (1823). Всего им было написано более тысячи портретов. Кроме того, он считался одним из лучших миниатюристов Шотландии.
Художественное образование
Ребёрн родился в Эдинбурге в 1756 году. Осиротев в раннем возрасте, он воспитывался старшим братом. В 15 лет его отдали в ученики к ювелиру Джеймсу Гиллиланду, где он научился изготавливать украшения и создавать миниатюры на слоновой кости. Его талант к рисунку был замечен, и вскоре он начал писать портретные миниатюры для местных заказчиков.
С ростом числа заказов Ребёрн самостоятельно перешёл к масляной живописи. В 1775 году его наставник, впечатлённый успехами ученика, представил его художнику Дэвиду Мартину, который был ассистентом знаменитого портретиста Аллана Рэмзи (1713–1784). Ребёрн недолгое время учился у Мартина. В этот же период он женился на состоятельной вдове, что обеспечило ему финансовую независимость.
Рим
В 1784 году Ребёрн приехал в Лондон, где обратился за советом к сэру Джошуа Рейнольдсу (1723–1792), первому президенту Королевской академии искусств. Рейнольдс был влиятельным живописцем, работавшим в «большом стиле». Он порекомендовал молодому художнику поехать в Рим для изучения работ мастеров Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Рафаэль.
Ребёрн последовал совету и провёл в Италии два года. Однако влияние итальянских мастеров и «большого стиля» почти не отразилось в его творчестве. Искусствоведы полагают, что наибольшее впечатление на него произвёл портрет кисти Веласкеса «Папа Иннокентий X», который он изучал в галерее Дориа-Памфили.
Мастерская на Джордж-стрит
В 1786 году Ребёрн вернулся в Эдинбург и открыл мастерскую на Джордж-стрит, одной из самых престижных улиц города. К этому времени он уже сформировал свой характерный стиль, основанный на смелом использовании светотени (кьяроскуро) для моделировки объёмов. Этой манере он оставался верен на протяжении всей своей творческой жизни.
Ранние портреты
Ребёрн был очень плодотворным художником. Один из его ранних портретов, «Джордж Чалмерс из Питтенкрифа», датируется 1776 годом (Городской совет Данфермлина). Художник редко делал предварительные эскизы, предпочитая писать сразу на холсте. Его техника отличалась от плавных мазков Рейнольдса и Томаса Гейнсборо: Ребёрн использовал резкие цветовые контрасты и энергичную, широкую манеру письма.
Его новаторская техника получила название «квадратный мазок» (square touch). Ребёрн наносил краску широкими, плоскими мазками, формируя объём и черты лица без детальной прорисовки и растушёвки. Этот прямой, почти скульптурный подход придавал его портретам поразительную жизненность и силу.
Эта свободная манера письма предвосхитила технику импрессионистов. Среди его известных работ этого периода: «Мисс Джанет Дандас» (ок. 1790), «Сэр Джон и леди Клерк из Пенникуика» (1792, Коллекция Бейт, Ирландия) и «Мисс Элеонора Уркварт» (ок. 1793, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Успеху Ребёрна способствовало и то, что многие из его состоятельных заказчиков, в том числе сэр Вальтер Скотт и писатель Генри Маккензи, проживали в Эдинбурге. В то время как большинству портретистов приходилось искать клиентов в Лондоне, Ребёрн нашёл их в родной Шотландии.
«Конькобежец-священник» (1795)
Это, вероятно, самая знаменитая работа Ребёрна, ставшая популярным сюжетом в современном плакатном искусстве. На полотне изображён священник Роберт Уокер, скользящий по замёрзшему озеру на фоне холодного, пустынного пейзажа. Фигура показана в профиль, в элегантной и динамичной позе.
Размытый туманный фон контрастирует с чётко прописанными деталями, такими как лезвия коньков и тонкие царапины на льду. Эта точность напоминает о ранних годах художника, когда он занимался ювелирным делом. Картина оставалась почти неизвестной до 1949 года, когда была передана в дар галерее.
Сегодня это один из самых узнаваемых образов Шотландии и символ эпохи Шотландского Просвещения. В XVIII веке в стране наблюдался расцвет науки и культуры, связанный с деятельностью выдающихся философов, учёных и деятелей искусства. Впрочем, авторство картины вызывало споры: куратор Шотландской национальной портретной галереи предположил, что её мог написать французский художник Анри-Пьер Данлу (1753–1809). Однако сегодня авторство Ребёрна считается общепринятым.
Картина «Конькобежец-священник» отражает дух Шотландского Просвещения не только своей известностью. Изображённый на ней Роберт Уокер был членом Эдинбургского королевского общества и другом интеллектуальной элиты города. Сам акт катания на коньках, требующий баланса и контроля, может быть истолкован как метафора рационализма и гармонии, ценившихся просветителями.
Признание и наследие
В 1815 году Ребёрн стал членом Королевской академии, а в 1822 году король Георг IV во время визита в Шотландию возвёл его в рыцарское достоинство. В 1823 году художник был назначен Королевским живописцем в Шотландии, но скончался в Эдинбурге вскоре после этого. Его работы хранятся в лучших художественных музеях мира.
Ребёрн создал яркую живописную летопись эдинбургского общества, подобно тому как Ван Дейк запечатлел окружение двора Карла I. Среди его лучших работ — портреты глав шотландских кланов в национальных костюмах, пожилых леди, судей и юристов.
В каждом образе ощущается глубокое понимание характера модели и уверенная манера исполнения. В истории искусства Ребёрна ставят в один ряд с Диего Веласкесом, Эдуардом Мане и Джоном Сингером Сарджентом. Стилистически он особенно близок к последнему: например, в «Портрете Джона Хоума» (Национальная портретная галерея) его манера письма удивительно предвосхищает Сарджента.
Вместе с тем, условности в изображении фона, характерные для XVIII века, не позволяют в полной мере сравнить его портреты с работами Веласкеса или Мане. Тем не менее, если бы художник творил на полвека позже, освободившись от стилистических ограничений своей эпохи, он мог бы стать одним из величайших портретистов-реалистов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?