Джон Сингер Сарджент:
портретист, импрессионист читать ~7 мин.
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent; 1856–1925) — одна из величайших фигур американского импрессионизма и, бесспорно, один из лучших портретистов конца XIX — начала XX века. Он считается последним значимым представителем портретного искусства в великой манере. Сарджент особенно известен своими импрессионистскими портретами, в частности шедевром «Дочери Эдварда Дарли Бойта» (Музей изящных искусств, Бостон).
Сарджент вдохновлял поколения портретистов своим мастерством, не в последнюю очередь благодаря виртуозной технике au premier coup — нанесению точного мазка с первого раза, без последующих исправлений. Его чувство стиля и умение передать гламур в сочетании с изысканной манерой письма сделали его одним из самых востребованных художников Европы. Реалистичные портреты Сарджента демонстрировали аристократизм и богатство его моделей, которых он изображал в наиболее выигрышных позах. Во многом художник сумел запечатлеть дух «позолоченного века», эпохи, завершившейся с началом Первой мировой войны. (См. также: Американское искусство: 1750 – настоящее время).
Юность и образование
Сарджент был вторым ребёнком эмигрировавшего из Филадельфии врача Фицвилльяма Сарджента. Его жене, Мэри Ньюболд Сингер, жизнь в Америке казалась слишком провинциальной. Семья не была бедной, но жила скромно, пользуясь выгодными предложениями на различных европейских курортах. Это, возможно, и породило в юном Сардженте стремление к успеху в высшем обществе. Он с детства овладел искусством рисунка, запечатлевая путешествия семьи в своих альбомах.
Его первым учителем в Риме в 1868 году стал немецко-американский пейзажист Карл Вельш. К 1870 году, когда Сарджент поступил в Академию изящных искусств (Accademia di Belle Arti) во Флоренции, знаменитый американский скульптор Хайрам Пауэрс (1805–1873) уже предрекал ему блестящее будущее. В 1874 году Сарджент начал обучение в парижской Школе изящных искусств, но вскоре перешёл в частную студию Каролюса-Дюрана (1837–1917). Уверенность и свободная, динамичная манера этого модного портретиста произвели на ученика неизгладимое впечатление.
Сарджент поддерживал дружбу с Клодом Моне (1840–1926), уважал Джеймса Макнилла Уистлера (1834–1903) и Мэри Кассатт (1844–1926). Его даже приглашали присоединиться к группе импрессионистов, но он сознательно выбрал академическое искусство, поскольку оно предлагало более надёжный путь к признанию в свете.
Анализ работ импрессионистов, подобных Джону Сингеру Сардженту: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние работы
Этот выбор себя оправдал. Уже в 22 года Сарджент получил почётное упоминание на Парижском салоне 1878 года, что освобождало его от дальнейшего судейства. Его стратегия стала ясна: сначала завоевать прочную репутацию, а затем, достигнув стабильного положения, внедрять новшества, которые, по его мнению, составляли истинную ценность современного искусства. В конце 1870-х и начале 1880-х годов его пейзажи демонстрировали глубокое понимание импрессионизма, но в портретах он всегда следовал канонам светского жанра.
Сарджент легко усваивал модные течения, которые предлагала французская живопись 1880–1890-х годов, включая неоимпрессионизм и постимпрессионизм. Интерес к испанским сюжетам, впервые проявленный Эдуаром Мане (1832–1883) в 1860-х, нашёл отражение в его картине «Эль Халео» (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), которая принесла ему очередной успех у критиков. Работа над этим полотном побудила Сарджента детально изучать творчество Веласкеса, что обогатило его портретную технику.
Техника и мастерство
Техника Сарджента, известная как au premier coup (с первого мазка), была основана на быстрой и точной работе кистью без предварительных набросков на холсте. Он наносил краску уверенными, широкими мазками, создавая иллюзию лёгкости и спонтанности. Этот метод требовал безупречного глазомера и твёрдой руки. Вдохновение для такого подхода он черпал у старых мастеров, в особенности у Диего Веласкеса и Франса Хальса, чьи работы он копировал и тщательно изучал. Эта техника позволяла ему улавливать мимолётные выражения лиц и эффекты света, придавая портретам живость и динамизм.
Портрет мадам X
Ранние портреты Сарджента не всегда встречали одобрение. Его работа 1884 года, «Портрет мадам X» (Мадам Пьер Готро) (1883–1884, Метрополитен-музей), вызвала скандал на Парижском салоне. Моделью послужила американка Виржиния Готро, известная светская красавица. Её мертвенно-белое от пудры лицо, смелое декольте, неестественная поза и вызывающе спадавшая с плеча бретелька платья (которую художник позже переписал) шокировали публику. Разразившийся скандал вынудил Сарджента покинуть Париж. Несмотря на это, сам художник всегда считал этот портрет своим величайшим произведением. (См. также: Величайшие современные картины).
Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер
Дурная слава, казалось, могла отпугнуть заказчиков, но своевременный переезд в Англию и поддержка писателя Генри Джеймса обеспечили ему стабильный поток клиентов. В 1887 году Сарджент получил приглашение написать портрет миссис Генри Маркванд и отправился в Америку, где его ждал самый широкий круг почитателей. В свойственной ей манере Изабелла Стюарт Гарднер (жена Джека Гарднера из Бостона) пожелала, чтобы её портрет был написан в позе скандально известной мадам Готро. Миссис Гарднер стала основательницей Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Она позировала Сардженту несколько раз, приобрела 22 его картины и познакомила его со многими влиятельными покровителями.
Монументальная живопись
Тем временем Сарджент познакомился с архитектором Чарльзом Фоллен Маккимом и получил крупный заказ на монументальные росписи для новой Публичной библиотеки Бостона. Бостон был родным городом другого американского импрессиониста, Чайлда Хассама (1859–1935). Среди других важных художников этого направления: Теодор Робинсон (1852–1896), Уильям Мерритт Чейз (1849–1916), Джон Г. Туахтман (1853–1902) и Дж. Олден Уир (1852–1919).
Эта работа поглотила его, так как он видел в ней возможность вырваться из утомительной рутины светского портретиста. Он выбрал амбициозную тему — «Триумф религии», — которая полностью соответствовала вкусам бостонской элиты. Результат был принят с восторгом, и Сардженту заказали дополнительные росписи для библиотеки, а затем и для Музея изящных искусств. В 1897 году его избрали членом Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, Королевской академии в Лондоне и удостоили звания офицера ордена Почётного легиона в Париже. Устав от портретных заказов, Сарджент решил посвятить себя монументальной живописи и акварелям.
Поздние годы и Первая мировая война
С началом Первой мировой войны Сарджент, которому было уже за шестьдесят, стал официальным военным художником от правительства Великобритании. В 1918 году он отправился на Западный фронт, где создал серию зарисовок и несколько крупных полотен. Самым известным из них стала монументальная картина «Отравленные газами» (1919), изображающая солдат, ослеплённых ипритом. Эта работа, выполненная в его характерной манере, но с трагическим содержанием, разительно отличается от его гламурных светских портретов и демонстрирует универсальность его таланта.
Наследие
Как художник, Сарджент обладал блестящей техникой масляной живописи, сочетая уверенную работу кисти со смелыми композициями и точной передачей тона. Его дружба с Клодом Моне и другими импрессионистами помогла ему овладеть искусством передачи света. Его картина «Дочери Эдварда Дарли Бойта» (1882) — одна из лучших фигуративных работ в импрессионистской живописи. (Примечание: чтобы сравнить подход к цвету и свету, принятый французскими импрессионистами, см. Характеристики импрессионистской живописи 1870–1910.)
Будучи художником уровня Джошуа Рейнольдса (1723–1792) и Томаса Гейнсборо (1727–1788), Сарджент был не только выдающимся портретистом, но и одним из самых влиятельных художников своего времени, соединившим традиции старых мастеров с импрессионизмом. Его картины можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру. Несмотря на то что Сарджент провёл почти всю жизнь в Европе, он воплощал идеал американского художника начала XX века: он был чрезвычайно успешен, его работы прекрасно продавались, а слава была закреплена официальным признанием в Европе.
Другие американские портретисты-реалисты
Среди других значимых американских портретистов-реалистов: Бенджамин Уэст (1738–1820), которого называют «отцом американской живописи»; Джон Синглтон Копли (1738–1815), известный своими портретами и историческими полотнами; Гилберт Стюарт (1755–1828), написавший более сотни портретов Джорджа Вашингтона; и Томас Икинс (1844–1916), прославившийся своими жанровыми картинами и портретами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?