Джон Синглтон Копли, американский портретист читать ~5 мин.
Джон Синглтон Копли (John Singleton Copley; 1738–1815) — один из важнейших художников американского колониального периода и ведущий живописец XVIII века. Он признан одним из лучших портретистов колониальной Америки. В 1774 году, в возрасте 36 лет, Копли переехал в Лондон. Там он начал вторую, не менее успешную, карьеру придворного портретиста и художника-историка, специализируясь на изображении современных событий с драматизмом и масштабом, присущим классическим сюжетам.
Среди его наиболее известных картин — «Полковник Эпес Сарджент» (1760, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Мальчик с белкой» (1765, Музей изящных искусств, Бостон), «Уотсон и акула» (1778, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Смерть майора Пирсона» (1783, Галерея Тейт, Лондон). Его монументальное полотно «Отражение плавучих батарей у Гибралтара» (1791, Гилдхолл, Лондон) является одной из крупнейших картин, написанных маслом в Великобритании. Несмотря на выдающийся успех в портретном искусстве и исторической живописи, последние годы его жизни были омрачены финансовыми трудностями и депрессией. Копли так и не вернулся в Америку.
Ранние годы и становление в Бостоне
Джон Синглтон Копли родился в Бостоне, штат Массачусетс, в семье ирландских иммигрантов Ричарда и Мэри Синглтон Копли. Его отец, выходец из графства Лимерик, скончался до рождения сына. Вскоре мать вышла замуж за Питера Пелэма — портретиста и гравёра, который, вероятно, дал будущему художнику первые уроки живописи. К 15 годам Копли освоил технику гравюры меццо-тинто, а к 19 годам уже открыл собственную портретную мастерскую.
Не имея формального образования, Копли был по большей части самоучкой. Об этом свидетельствует созданный им в юности альбом с анатомическими зарисовками, который сегодня хранится в Британском музее. Уже к двадцати годам он создавал портреты маслом и пастелью, которые по качеству не уступали работам лучших мастеров в американских колониях.
Успех в Америке и признание в Европе
В 1766 году Копли отправил картину «Мальчик с белкой» (1765) на выставку в Лондон. На полотне изображён его сводный брат Генри Пелэм, играющий с ручной белкой. Работа получила высокую оценку от Джошуа Рейнольдса и Бенджамина Уэста, что принесло молодому бостонскому художнику членство в Обществе художников Великобритании.
Американские портреты Копли отличаются прямотой и психологической глубиной. Художник с невероятной точностью передавал фактуру тканей, блеск металла и текстуру полированного дерева. Этот реалистичный, почти осязаемый стиль резко контрастировал с идеализированной и лестной манерой, популярной в то время в британской живописи. Благодаря этому к тридцати годам Копли стал состоятельным и известным во всей Новой Англии.
Ведущие деятели Новой Англии позировали ему для портретов. В 1769 году он женился на Сюзанне Фарнэм Кларк, дочери состоятельного коммерсанта-лоялиста и потомка первых переселенцев, прибывших на «Мэйфлауэре». Этот брак был счастливым и укрепил его социальное положение. В семье родилось шестеро детей.
Переезд в Лондон и новый стиль
Художник принимал заказы на портреты даже из Нью-Йорка, однако на Юге он не работал. Ряд южных портретов, ранее приписываемых ему, в действительности были созданы Генри Бенбриджем. В начале 1770‑х годов растущая революционная напряжённость в Бостоне и чувство изоляции от европейских художественных центров побудили Копли покинуть Америку. Его семья симпатизировала лоялистам, что создавало дополнительные трудности.
Отправившись в Европу, он совершил девятимесячное путешествие по Италии и другим странам, после чего окончательно обосновался в Лондоне. Там Копли адаптировал свой энергичный американский стиль к более изысканной и модной европейской манере. Хотя эти работы соответствовали лучшим образцам своего времени, сегодня они часто считаются уступающими его ранним, более прямолинейным американским портретам. Тем не менее он оставался востребованным и писал портреты членов королевской семьи, а также таких известных личностей, как Джон Адамс и Джон Куинси Адамс.
Новатор в исторической живописи
Лондон предоставил Копли возможность работать в жанре исторической живописи, который в Бостоне практически отсутствовал. Его первой крупной работой в этом направлении стала картина «Уотсон и акула» (1778). Подобно своему соотечественнику Бенджамину Уэсту, Копли изобразил современное событие, а его героев — в современной одежде, что было смелым отходом от канонов академического искусства. Сюжет был выбран скорее за его драматизм, чем за моральную или этическую составляющую.
Другие исторические полотна Копли были более традиционными и часто посвящались героическим военным сюжетам. Среди них — «Смерть графа Чатема» (1779), «Смерть майора Пирсона» (1783) и «Отражение плавучих батарей у Гибралтара» (1791). В создании сложных многофигурных композиций Копли превзошёл многих своих современников, включая Даниэля Маклайса. Эти работы принесли ему славу одного из лучших художников-истористов Англии.
С 1776 по 1815 год Копли представил сорок три работы в Лондонской королевской академии искусств. Он был избран её ассоциированным членом в 1776 году и действительным членом в 1779 году. К сожалению, последнее десятилетие его жизни было отмечено депрессией и финансовыми трудностями.
Наследие
Многие искусствоведы считают Копли величайшим американским художником XVIII века. Его репутация основана как на выдающихся американских портретах, так и на новаторской исторической живописи, сочетавшей репортажность с идеализмом и драматизмом. Копли стал одним из основоположников традиции американского реализма, продолженной в XIX веке пейзажистами Томасом Коулом и Фредериком Эдвином Чёрчем, а также жанровыми художниками Уинслоу Хомером и Томасом Икинсом.
Копли также проявил себя как предприимчивый организатор. Он был одним из первых художников, устраивавших частные выставки собственных работ для широкой публики. Картины, такие как «Смерть майора Пирсона», выставлялись в отдельных павильонах, где взималась плата за вход. Кроме того, он наладил продажу гравюрных репродукций своих полотен. Такой коммерческий подход вызвал критику со стороны Королевской академии, но оказался финансово успешным.
Работы Джона Синглтона Копли можно увидеть во многих ведущих художественных музеях Новой Англии и Великобритании.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?