Карел Аппель:
голландский художник, член COBRA, Art Informel читать ~5 мин.
Нидерландский художник-абстракционист, скульптор и муралист Кристиан Карел Аппель (нидерл. Christiaan Karel Appel; 1921–2006) большую часть жизни провёл в Париже. Он был одним из основателей авангардной группы COBRA, а также участником движения Art Informel. Аппеля считают одним из самых ярких представителей послевоенного поколения голландских художников-абстракционистов.
Его творчество включает абстрактные полотна с насыщенными цветами, динамичной техникой и густым импасто. Источниками вдохновения для него служили примитивизм, народное искусство, а также американская живопись действия и творчество Джексона Поллока (1912–1956). Одной из наиболее известных работ Аппеля является его настенная роспись 1951 года для Стеделейк-музея в Амстердаме. Его стиль ассоциируется с жестовой живописью школы абстрактного экспрессионизма, что сближает его с американским художником Виллемом де Кунингом (1904–1997).
Аппель также создавал книжные иллюстрации, гобелены и витражи. Кроме того, он добился успеха в скульптуре, керамике, гравюре и сценографии, разрабатывая костюмы для балетных постановок. Будучи ярким представителем послевоенного модернизма, он оказал значительное влияние на современное искусство и его поздние направления, включая постмодернизм 1980-х годов.
Ранний этап карьеры
Карел Аппель родился в Амстердаме в 1921 году. В период немецкой оккупации, с 1940 по 1943 год, он учился в Государственной академии изящных искусств в Амстердаме, где познакомился с художниками Корнелем и Константом, ставшими его друзьями. Его родители были против выбора сына, что заставило его уйти из дома. Этот шаг также был продиктован необходимостью скрываться от немецкой полиции, чтобы избежать отправки на работы в Германию.
В 1946 году в Гронингене состоялась его первая персональная выставка, после чего он принял участие в групповой экспозиции в Стеделейк-музее. В этот период на него повлияли Жан Дюбюффе (1901–1985), фовист Анри Матисс (1869–1954) и Пабло Пикассо (1881–1973). Дюбюффе создавал картины, добавляя в масляные краски песок, смолу и солому для придания текстуры, что вдохновило Аппеля на схожие эксперименты. В 1948 году он присоединился к голландской экспериментальной группе, которая позже легла в основу движения COBRA.
Движение COBRA
COBRA — одно из самых интернациональных движений в искусстве XX века. Его название образовано от первых букв городов, откуда были родом основатели: Копенгаген (Co), Брюссель (Br) и Амстердам (A). Группа была официально создана 8 ноября 1948 года в парижском кафе «Нотр-Дам». Шесть художников, включая Аппеля, подписали манифест, в котором провозгласили полную свободу цвета и формы и выступили против рационализма сюрреализма.
Среди других основателей были Констант Ньивенхёйс (1920–2005), Гийом Корнелис ван Беверлоо (1922–2010), более известный как Корнель, бельгийский поэт Кристиан Дотремон (1922–1979) и датский художник Асгер Йорн (1914–1973). Они стремились к спонтанному, интуитивному творчеству, подобному детским рисункам, нанося краску на холст без заранее продуманного плана. Художники COBRA работали с различными материалами, черпая вдохновение в примитивном искусстве, мифологии, творчестве Жоана Миро (1893–1983) и Пауля Клее (1879–1940).
Как писал Корнель: “Мы использовали всё и всё любили. Мы заимствовали элементы из детских рисунков, фольклора, искусства аутсайдеров, африканских масок и картин Джексона Поллока…”. Группа провела две крупные выставки: в Амстердаме (1949) и Льеже (1951). После второй выставки, состоявшейся во Дворце изящных искусств, группа официально распалась, хотя её участники сохранили дружеские отношения.
Ташизм и международное признание
После распада COBRA Аппель переехал в Париж. Вместе с такими художниками, как Жан Дюбюффе, Асгер Йорн и Андре Ланской, он примкнул к ташизму. Этот французский стиль абстрактной живописи, популярный в 1940–1950-х годах, считается европейским аналогом абстрактного экспрессионизма. Ташизм, также известный как Art Informel (неформальное искусство), отвергал геометрическую абстракцию, отдавая предпочтение интуитивным и спонтанным формам выражения. Для него характерны капли, пятна краски, нанесённые прямо из тюбика, и каллиграфические росчерки.
Примером этого периода служит работа «Плачущий крокодил пытается поймать солнце» (1956, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк). В ней мазки свободны и экспрессивны, а густой слой краски создаёт рельефную поверхность, отражающую свет и тень. Художник говорил: “Я никогда не пытаюсь «сделать» картину; это крик, это нагота, это как ребёнок, это тигр в клетке… Мой тюбик с краской — как ракета, которая пишет в своём собственном пространстве”. Густые чёрные линии и плотный импасто сближают его работы с произведениями Фрэнка Ауэрбаха (род. 1931).
В 1949 году Аппель создал фреску для кафе в ратуше Амстердама, которая вызвала такой общественный резонанс, что её скрывали на десять лет. Этот инцидент стал одной из причин его окончательного переезда в Париж.
Награды и поздние годы
1950-е годы стали для Аппеля временем международного успеха. Он активно выставлялся и получал престижные награды. В 1954 году он был удостоен премии ЮНЕСКО на Венецианской биеннале, в 1959-м — Международной премии в области живописи на биеннале в Сан-Паулу, а в 1960-м — Международной премии Гуггенхайма. Его персональные выставки проходили в ведущих музеях мира, таких как Дворец изящных искусств в Брюсселе, Стеделейк-музей в Амстердаме и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1957 году он посетил США, где написал портреты известных джазовых музыкантов, включая Майлза Дэвиса и Диззи Гиллеспи.
Карел Аппель скончался в Цюрихе в 2006 году. В 1999 году он основал Фонд Карела Аппеля, целью которого является сохранение его художественного наследия. Сегодня он признан одним из ведущих художников XX века послевоенного периода, чьё творчество оказало влияние на несколько поколений живописцев, в том числе на неоэкспрессионистов 1980-х годов.
- «Сид» Пьера Корнеля, краткое содержание
- Корнелиусу Гурлитту будут возвращены произведения искусства, конфискованные у него ранее
- Музей изобразительных искусств Берна обнародовал список части коллекции Корнелиуса Гурлитта
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Только пять картин из коллекции Корнелиуса Гурлитта были украдены нацистами у евреев
- Найдена коллекция Карела Аппеля, исчезнувшая 10 лет назад
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?