Кис ван Донген:
голландский фовист читать ~5 мин.
Один из ведущих представителей экспрессионизма, нидерландский художник Кейс ван Донген, полное имя Корнелис Теодорус Мария ван Донген (Cornelis Theodorus Maria van Dongen), достиг известности как участник движения фовистов и немецкой группы Die Brücke. Он наиболее известен своими изображениями женщин — обнажённых, танцовщиц и светских дам. После Первой мировой войны он построил успешную карьеру портретиста высшего общества, создавая образы провокационно гламурных женщин, которых критики описывали как «наполовину светские проститутки, наполовину уличные принцессы». Однако немногие из его поздних работ достигли того влияния, которое имели произведения, созданные до 1918 года.
Ван Донген называл женское тело «самым красивым пейзажем». Художник прошёл путь от импрессионизма к фовизму, а затем присоединился к немецким экспрессионистам, создав в этот период свои лучшие картины. Особенно выделяются его чувственные женские портреты с ограниченной палитрой, такие как «Женщина в чёрной шляпе» (1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Подробнее о вкладе художника в развитие стиля можно прочитать в статье «История экспрессионистской живописи» (около 1880–1930).
Ранние годы
Кейс ван Донген родился в 1877 году в Дельфсхафене, недалеко от Роттердама. С 1892 по 1897 год он посещал вечерние занятия в Королевской академии изящных искусств в Роттердаме, а большую часть свободного времени проводил в портовом районе, делая наброски моряков и проституток. Чтобы заработать на жизнь, он иллюстрировал сатирические журналы, такие как Groene и Rotterdam Neusblad. Его остроумные рисунки портовой жизни вызвали скандал.
В 1897 году он впервые посетил Париж, а в 1899 году переехал туда окончательно. В столице Франции он испытал влияние Анри де Тулуз-Лотрека и художника в стиле ар-нуво Теофиля-Александра Стейнлена. Некоторое время он был соседом молодого Пабло Пикассо в знаменитом общежитии художников Bateau-Lavoir. В 1904 году прошла его первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара.
Фовизм
В 1905 году ван Донген примкнул к фовистам и принял участие в знаменитой выставке в Осеннем салоне. Название течения происходит от французского слова fauves, что означает «дикие звери». Фовизм был недолгим, но влиятельным движением, существовавшим с 1905 по 1907 год. Его лидерами были Анри Матисс и Андре Дерен.
Участники группы, среди которых были Морис де Вламник, Жорж Руо и Альбер Марке, стремились к эмоциональной силе выражения через интенсивность открытого цвета. Один из критиков назвал их картины «оргией чистых тонов», имея в виду, что цвет использовался не для описания реальности, а для передачи чувств. Фовизм стал французским предшественником экспрессионизма. После 1907 года движение уступило место кубизму.
Парижский период
Среди фовистов ван Донген занимал особое место. В то время как большинство его французских коллег предпочитали пейзажи, написанные при естественном свете, он, будучи нидерландцем из Парижской школы, выбирал интерьеры — театры, цирки и кабаре. Искусственное освещение создавало более резкие и яркие контрасты, что соответствовало его художественным задачам.
В 1905 году он стал частым гостем в Bateau-Lavoir — комплексе студий на Монмартре. Здесь он подружился с Пикассо. Во время «розового периода» Пикассо художники вместе посещали цирк, где делали зарисовки. Однако, в отличие от меланхоличных работ испанского мастера, картины ван Донгена были полны юмора и радости, как, например, его «Клоун» (1906). В 1907 году он заключил выгодный контракт с галереей Даниэля-Анри Канвейлера.
Портреты
Ван Донген прославился своими женскими портретами, такими как «Подруга миссис Эдвардс» (около 1910). Его модели, светские красавицы, смотрят прямо на зрителя. Их губы ярко накрашены, а элегантная одежда подчёркивает их статус. Художника интересовала женская фигура, он часто удлинял шею и уделял особое внимание коже. Фоны его картин обычно минималистичны, а палитра ограничена несколькими цветами — зелёным, красным и чёрным.
Картина «Женщина в чёрной шляпе» стала одной из многих его работ с изображением дам в головных уборах. Возможно, это был ответ на сенсационную картину Матисса «Женщина в шляпе» (1905), которая вызвала скандал на Осеннем салоне. В отличие от Матисса, ван Донген использовал более сдержанную палитру, часто применяя свой любимый изумрудно-зелёный цвет для создания формы и объёма вместо традиционного кьяроскуро.
Немецкий экспрессионизм и Die Brücke
В 1908 году ван Донген присоединился к дрезденской группе немецких экспрессионистов Die Brücke («Мост»). Она была основана 7 июня 1905 года студентами-архитекторами: Эрнстом Людвигом Кирхнером, Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом. Позднее к ним присоединились Эмиль Нольде и Макс Пехштейн.
Участники Die Brücke разделяли многие идеи фовистов: они использовали неестественные цвета для выражения эмоций и интересовались примитивизмом. В своём манифесте они призывали молодёжь «добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам». Ван Донген неоднократно выставлялся с группой, что принесло ему успех и множество заказов.
Поздние годы и наследие
После Первой мировой войны ван Донген стал одним из самых модных портретистов Парижа и Довиля. В 1926 году он был награждён французским орденом Почётного легиона, а в 1927 году — бельгийским орденом Короны. В 1929 году он принял французское гражданство. Несмотря на коммерческий успех его поздних работ, вершиной карьеры художника считаются произведения, созданные в рамках фовизма и немецкого экспрессионизма в первые два десятилетия XX века.
Ван Донген продолжал писать до конца своей жизни. В 1959 году он переехал в Монако, где скончался в 1968 году в возрасте 91 года. Его работы сегодня представлены во многих ведущих музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?