Эрнст Людвиг Кирхнер:
немецкий экспрессионист, основатель Die Brucke читать ~5 мин.
Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner; 1880–1938) — один из величайших художников-экспрессионистов XX века. Он был ключевым участником группы Die Brücke («Мост»), заложившей основы немецкого экспрессионизма. Склонность к нервным срывам, усугублённая травматичным военным опытом, привела его к самоубийству в возрасте 58 лет.
Кирхнер наиболее известен своей жанровой живописью, особенно берлинскими уличными сценами, и яркими изображениями обнажённой натуры. К его самым известным работам относятся: «Девушка под японским зонтиком» (1909, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф); «Марцелла» (1909–10, Музей современного искусства, Стокгольм); «Франци перед резным стулом» (1910, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид); «Автопортрет с моделью» (1910, Гамбургский кунстхалле); «Пять женщин на улице» (1913, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн); «Берлинская уличная сцена» (1913, Новая галерея, Нью-Йорк); «Полуобнажённая женщина в шляпе» (1911, Музей Людвига, Кёльн) и «Автопортрет в образе солдата» (1915, Мемориальный художественный музей Аллена, Огайо).
Под влиянием немецкого готического искусства и африканской скульптуры он также создавал плакаты, ярким примером которых стал «Плакат группы ‘Мост’» (1910). Глубоко вдохновлённый примитивизмом, Кирхнер сегодня считается одним из великих художников XX века.
Обучение
Кирхнер родился в Ашаффенбурге, Германия. В 1890 году его семья переехала в Хемниц. С 1901 по 1905 год он изучал архитектуру в Дрезденской высшей технической школе. Позднее он совершенствовал свои навыки в рисунке и изучал историю искусства в Мюнхене, в частной экспериментальной художественной школе, основанной художником Вильгельмом фон Дебшицем и скульптором Германом Обристом. Там он познакомился с творчеством старых мастеров эпохи Возрождения и некоторых импрессионистов.
Анализ работ немецких экспрессионистов, таких как Кирхнер: Анализ современной живописи (1800–2000).
Группа «Мост» и немецкий экспрессионизм: 1905–1913
В 1905 году вместе с Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Роттлуффом он основал художественную группу Die Brücke. Позднее к ней присоединились Макс Пехштейн (1881–1955), Эмиль Нольде (1867–1956) и Отто Мюллер (1874–1930). Целью движения было стать «мостом» между искусством прошлого и настоящего и создать новый язык художественного выражения.
Участники группы черпали вдохновение у старых мастеров Северного Возрождения, таких как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Лукас Кранах Старший, а также в современных течениях, включая примитивизм. Они возродили старые техники, в частности гравюру на дереве, и изобрели линогравюру. Их живопись была эмоционально заряженной, с резкими образами и интенсивным использованием цвета.
В 1911 году Кирхнер переехал в Берлин и вместе с Максом Пехштейном основал институт «Современное обучение живописи» (MUIM-Institut), однако школа закрылась через год из-за недостатка финансирования.
Берлинский период
Переезд в Берлин ознаменовал новый этап в творчестве Кирхнера. Динамика и нервозность большого города стали центральными темами его работ. В знаменитой серии «Уличные сцены» он изображал городскую жизнь с помощью острых, угловатых форм, искажённых пропорций и резких цветовых контрастов. Его персонажи — прохожие, кокотки, денди — выглядят отчуждёнными и одинокими, отражая психологическое напряжение и анонимность мегаполиса.
В этот период Кирхнер создал свои самые знаковые произведения, такие как «Пять купальщиц у озера» (1911), «Негритянский танец» (1911), «Спящая Милли» (1911), «Две женщины с умывальником» (1913) и «Пять женщин на улице» (1913). В 1913 году он написал «Хронику группы ‘Мост’», что вызвало внутренние разногласия и привело к её распаду.
Первая мировая война и швейцарский период
С началом Первой мировой войны Кирхнер ушёл добровольцем на фронт, но уже через год был демобилизован из-за нервного срыва. Следующие два года он провёл в санаториях Швейцарии. В 1917 году его сбила машина, в результате чего он получил тяжёлые травмы. Свои переживания он запечатлел на картине «Автопортрет в образе солдата» (1915), где изобразил себя с ампутированной рукой, хотя в реальности этого не было.
В 1918 году художник окончательно поселился в Давосе (Швейцария), где его творчество обрело новое направление. Хаотичные городские сцены уступили место величественным альпийским пейзажам. Стиль Кирхнера стал более спокойным, монументальным и декоративным, с уплощёнными формами и гармоничными цветовыми сочетаниями. Он писал другу: “Здесь учишься видеть дальше и глубже, чем в «модной» жизни, которая обычно гораздо более поверхностна, несмотря на богатство внешних форм”.
Послевоенная эпоха
1920-е годы стали для Кирхнера успешным десятилетием. Крупная выставка его работ в Базеле укрепила его репутацию как ключевой фигуры экспрессионизма. Группа швейцарских художников, в которую входили Пауль Камениш, Герман Шерер и Альберт Мюллер, пригласила его присоединиться к их новому объединению «Красно-синие» (Rot-Blau).
В 1931 году Кирхнер стал членом Прусской академии искусств. Однако с приходом к власти нацистов его творчество, как и работы многих других художников — Василия Кандинского (1866–1944), Августа Маке (1887–1914), Алексея фон Явленского (1864–1941), Пауля Клее (1879–1940), Франца Марка (1880–1916), Оскара Кокошки (1886–1980), Отто Дикса (1891–1969), Макса Бекмана (1884–1950), Курта Швиттерса (1887–1948) и Марка Шагала (1887–1985), — было объявлено «дегенеративным искусством». Его картины были изъяты из музеев. Эти события усугубили депрессию художника и стали одной из причин его самоубийства в 1938 году.
Подробнее о вкладе Кирхнера в ранний экспрессионизм здесь: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Наследие художника
Подобно Модильяни, Кирхнер вёл богемный образ жизни. Его мастерская была местом, где отвергались социальные условности, царили творческая свобода и непринуждённая атмосфера. Вместо профессиональных натурщиков он часто писал людей из своего круга общения. Его влияние на современное искусство неоценимо. Наряду с группой «Синий всадник», Die Brücke определила развитие экспрессионизма в Германии.
Британское художественное движение «Стакизм», основанное в 1999 году, опиралось на принципы раннего немецкого экспрессионизма, используя живопись для передачи сильных эмоций. В 1992 году в Национальной галерее искусств в Вашингтоне прошла крупная выставка Кирхнера. В 2006 году одна из его самых известных картин, «Берлинская уличная сцена», была продана за 38 миллионов долларов. Сегодня полотна Эрнста Людвига Кирхнера хранятся в лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?