Лоуренс Альма-Тадема:
викторианский художник читать ~7 мин.
Родом из Нидерландов, сэр Лоуренс Альма‑Тадема (Lawrence Alma‑Tadema, нидерл. Lourens Alma Tadema) с 1870‑х годов жил и творил в Англии. Он был выдающимся классическим художником, тяготевшим к тематике античности. Как мастер английской фигуративной живописи, он получил прозвище «весторианец в тогах». Его картины пользовались огромной популярностью среди викторианской публики: гравюры и репродукции украшали дома представителей среднего класса. Однако уже вскоре после смерти художника его слава померкла — вплоть до конца XX века.
Обучавшийся в Амстердаме и Антверпене, он начинал с копирования образцов XVII века голландской реалистической жанровой живописи, затем обратился к сюжетам меровингской эпохи. Позднее Альма‑Тадема создавал роскошные сцены античности, именно за них он и остался в памяти потомков. Среди наиболее известных его работ — Римский рынок цветов (1868, City of Manchester Art Gallery), Тепидариум (1881, Lady Lever Art Gallery, Уи́ррал, Великобритания) и Любимый обычай (1909, Tate Gallery, Лондон). Картины Альма‑Тадемы, технически безупречные, обновили исторический и бытовой жанр. Особенно востребованными у коллекционеров были его изображения женских обнажённых, отличавшиеся сдержанной, но чувственной эротикой.
Раннее детство и обучение
Альма‑Тадема родился в небольшой деревне в Нидерландах в 1836 году. С раннего возраста проявлял художественные способности. В 1851 году, в 15 лет, он поступил в Антверпенскую академию художеств. Его первым наставником был барон Гюстав Вапперс (1803‑1874), прославленный бельгийский живописец. Позднее он обучался у Никайса де Кейзера (1813‑1887), известного исторического живописца и портретиста. В 1856 году Альма‑Тадема формально покинул академию, продолжив занятия под руководством Луи де Тае, профессора археологии. Под его влиянием молодой художник увлёкся античной и раннесредневековой тематикой.
Акварель Фауст и Маргарита (1857, частная коллекция) относится именно к этому периоду. В 1859 году он вошёл в мастерскую известного живописца и гравёра барона Анри Лея (1815‑1869), ученика Вапперса. Здесь Альма‑Тадема принимал участие в создании монументальных фресок для городского зала Антверпена и создал собственные значимые полотна на сюжеты из жизни франкских королей: Обучение детей Кловиса (1861, частная коллекция) и Чтение Венанция Фортуната королеве Радегунде (1862, Дордрехтский музей).
Континентальный период
В 1862 году Альма‑Тадема покинул мастерскую Лея и начал самостоятельную карьеру. Период 1862–1870 годов принято называть его «континентальным этапом». В это время художник выработал собственный стиль и добился европейского признания. Под сильным впечатлением от египетского и римского искусства, он писал сцены античности и семейные портреты. В 1863 году, сразу после свадьбы, Альма‑Тадема посетил Италию, где особое впечатление оказали руины Помпей. Его «римские» полотна этого периода — Римский рынок цветов (1868) и Римская семья (1868, частная коллекция). Он также создавал портреты: пример — Далу, его жена и дочь (1876, Musée d’Orsay, Париж). В этот период окончательно утвердилось его блестящее мастерство в передаче фактуры и цвета.
Важную роль в карьере художника сыграл знакомый с 1864 года арт‑дилер и издатель Эрнест Гамбарт (1814‑1902), один из крупнейших торговцев искусством своего времени. Он специализировался на литографиях европейских мастеров, включая Дж. М. У. Тёрнера, Уильяма Холмана Ханта, Данте Габриэля Росетти, Форда Мэдокса Брауна, Уильяма Пауэлла Фрита и Джона Эверета Милле. Увидев картину Альма‑Тадемы Шахматисты (1865), Гамбарт не только приобрёл её, но и заказал сразу 24 новых полотна для выставок в Лондоне. В 1865 году художник вернулся в Брюссель, где был награждён орденом Леопольда — одним из высших бельгийских орденов.
Переезд в Лондон
В 1869 году жена Альма‑Тадемы умерла от оспы. По совету Гамбарта он отправился в Англию, намереваясь отдохнуть. В Лондоне он остановился у Форда Мэдокса Брауна и вскоре встретил семнадцатилетнюю Лору Терезу Эппс. Влюбившись, он женился на ней в 1871 году, и это решение окончательно закрепило его связь с Англией. Художник быстро вошёл в английскую художественную среду и стал одним из самых высокооплачиваемых мастеров своего времени. Под влиянием Братства прерафаэлитов, в особенности Эдварда Бёрн‑Джонса, его палитра стала ярче, а манера письма — свободнее.
В 1872 году художник ввёл в практику уникальную систему пронумерованных «Opus» — подписывая картины не только именем, но и порядковым номером. Так, его первый портрет — Портрет сестры художника Артье (1851) — получил номер Opus I, а последняя завершённая работа Приготовления в Колизее — Opus CCCCVIII. В конце 1870‑х годов Альма‑Тадема посетил Италию вместе с Лорой и продолжил исследование античности, изучая археологические и письменные источники. Знаковой картиной этого времени стала работа Слушатель у Агриппы (1876, Dick Institute, Килмарнок). В 1879 году художник стал академиком Лондонской королевской академии искусств и принял участие в крупной ретроспективе в Галерее Grosvenor, где было показано 185 его полотен. Этот успех стал вершиной его британской карьеры.
Тепидариум
В 1881 году Альма‑Тадема написал картину Тепидариум (ныне в Lady Lever Art Gallery, Уиррал). Это произведение — одно из самых ярких примеров чувственности в викторианском искусстве. Полотно изображает римскую баню, где обнажённая женщина отдыхает на мраморном диване, держа в руках страусиное перо и стригил, которым древние римляне снимали масло с кожи. Контраст мрамора, меха, шёлковых подушек и белой кожи модели придаёт картине особую чувственность. Мастерство художника в передаче текстур — от холодного мрамора до нежной кожи — сделало эту работу особенно известной. Критики отмечали, что в его картинах всегда мало действия: его героини не действуют, а созерцают, что придаёт изображению особую атмосферу праздного томления.
Другие популярные картины
Одной из самых известных его работ является Розы Элиогабала (1888, частная коллекция). На ней изображён эпизод из жизни римского императора Элагабала (Элиогабала), когда, согласно легенде, он во время пира «утопил» своих гостей под лавиной лепестков роз. Для картины розы доставлялись еженедельно из Франции в течение четырёх месяцев, пока она писалась. Среди других значимых полотен: Аподитериум (1886, частная коллекция, Канада), Весна (1894, музей Джона Поля Гетти, Малибу), Колизей (1896, частная коллекция) и Бани Каракаллы (1899, Великобритания).
Позднее творчество
С возрастом интенсивность работы Альма‑Тадемы снижалась, однако он продолжал писать и активно выставляться. В 1899 году королева Виктория посвятила его в рыцари (Knight Bachelor), а на Всемирной выставке в Париже того же года он получил медаль Почёта. В 1900 году он организовал британский павильон на Всемирной выставке в Париже, за что был удостоен диплома Большого приза. В 1904 году участвовал в Всемирной выставке в Сент‑Луисе. К числу его значимых поздних полотен относятся: Серебряные фаворитки (1903, Манчестерская художественная галерея), Поиск Моисея (1904, частная коллекция), Каракалла и Гета. Медвежья схватка в Колизее, 203 н.э. (1907, частная коллекция) и Любимый обычай (1909, Галерея Тейт, Лондон). Художник скончался в 1912 году и был похоронен с почестями в крипте собора Святого Павла в Лондоне.
Наследие
Альма‑Тадема оказал влияние на движение символизма и повлиял на таких мастеров, как Густав Климт (1862‑1918) и Фернан Кнопф (1858‑1921). Его изысканное умение писать поверхности — металл, керамику и мрамор — принесло ему прозвище «мраморный художник». Среди тех, кто испытал его влияние, был Джон Уильям Ватерхаус (1849‑1917). Однако вскоре после смерти художник оказался почти забытым: цены на его картины, достигавшие при жизни £10 000, к началу XX века падали до £20. Критик Джон Раскин называл его «Художником XIX века, миновавшим свою эпоху». В 1960 году галерея Newman не смогла продать его картину Поиск Моисея (1904) даже за £5 250, предлагав её фактически даром. Но уже в 1995 году она ушла с аукциона Christie’s за £1,75 млн. С конца XX века интерес к Альма‑Тадеме возрождается, и его полотна вновь стали неотъемлемой частью собраний крупнейших музеев Европы и мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?